почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
1
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2004 года Дело N А19-6496/03-16-23-ФО2-2572/04-С2

    

[Дело о применении последствий недействительности сделки приватизации направлено на новое рассмотрение, т.к. представленные в материалы дела доказательства не были предметом исследования и оценки судебных инстанций с целью разрешения вопроса о наличии заинтересованности истца на обращение в суд]


    Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Герасимовой О.Л., судей: Кулакова В.И., Рюмкиной М.Д., при участии в судебном заседании от истца: Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Красильнокова Б.В. (доверенность от 19.09.03), Павловой Т.В. (доверенность N31 от 20.01.04), от ответчика: Открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" - Старикова А.Ю.(доверенность N144 от 13.07.04), Васильевой О.В. (доверенность N245 от 13.12.03), от третьего лица: Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Иркутской области - Казанцевой М.Г. (доверенность от 27.10.03), от прокуратуры Иркутской области - начальника отдела Акуловой Л.К. (служебное удостоверение N15128), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" на решение от 24 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 7 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6496/03-16-23 (суд первой инстанции: Е.Н. Барановская, суд апелляционной инстанции: А.А. Архипенко, Л.Н. Матинина, С.Ю. Ибрагимова), установил:
     
    Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ФГУП "РТРС") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству имущественных отношений Российской Федерации и открытому акционерному обществу (ОАО) "Сибирьтелеком" о применении последствий недействительности сделки приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" в части включения в уставный капитал открытого акционерного общества "Электросвязь" имущественных комплексов станций "Орбита", расположенных:

     -в городе Иркутске 52 градуса 10 минут 53 секунды Северной широты и 104 градуса 29 минут 33 секунды Восточной долготы,

     -в городе Бодайбо 57 градусов 51 минуту 00 секунд Северной широты и 114 градусов 10 минут и 00 секунд Восточной долготы и просило изъять у ОАО "Сибирьтелеком" указанное имущество в пользу собственника - Российской Федерации в лице Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

     В силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил свои исковые требования и заявил об отказе от исковых требований к Министерству имущественных отношений Российской Федерации. Отказ от иска принят судом. Производство по делу в указанной части прекращено.

     На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Иркутской области.

     В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил применить одностороннюю реституцию и изъять у ОАО "Сибирьтелеком" в пользу собственника Российской Федерации в лице Министерства имущественных отношений Российской Федерации незаконно включенное в уставной капитал ОАО "Сибирьтелеком" имущество: (том 2 л.д. 90)

     -по станции космической связи "Орбита" города Иркутска:

     1) площадку станции (за исключением площадки станции площадью 0,24 га и площадки перед зданием гаража площадью 40 кв.м., которые находятся на балансе Иркутского ОРТПЦ),

     2) здание станции "Орбита" (за исключением 2 комнат в круглом здании по 18 кв.м. каждая, территории 6 кв.м. в присоединенном здании, комнаты 10 кв.м. в полуподвалах, площадки в производственном помещении в размере 18 кв.м., которые находятся на балансе Иркутского ОРТПЦ),

     3) здание проходной,

     4) здание дизельной,

     5) половину здания гаража (за исключением другой половины этого здания, которая находится на балансе Иркутского ОРТПЦ),

     6) водонапорную башню,

     7) автодорогу,

     8) внешнюю сеть канализации,

     9) электроподстанцию,

     10) 2 трансформатора,

     11) распределительный шкаф,

     12) 2 трансформатора (ЭПСУ),

     13) антенное устройство,

     14) аппаратуру "Геликон",

     15) оборудование РВЦП,

     16) стойку МДВУ,

     17) оборудование К - 60,

     18) изделие "Грунт",

     19) оборудование ТДНИ,

     20) устройство Ю - 333,

     21) устройство Ю - 335,

     22) систему облучения МОС,

     23) 2 прибора В3-48,

     24) прибор В7-26,

     25) прибор Р2-57,

     26) прибор Х1-42,

     27) прибор Ч3-34,

     28) прибор С1-75,

     29) прибор СК-4-56,

     30) прибор ПСС,

     31) прибор Р2-59,

     32) 3 прибора С1-77Б,

     33) прибор В7-36,

     34) часы - электроника,

     35) переговорное устройство,

     -по станции космической связи "Орбита" в городе Бодайбо:

     1) полностью площадку станции (территорию станции),

     2) техническое здание станции "Орбита",

     3) здание проходной,

     4) дегидратор,

     5) трансформатор,

     6) аппаратуру ЭПС-У,

     7) систему облучения,

     8) прибор Р2-60,

     9) прибор СКУ-59Ю,

     10) прибор В7-36,

     11) коммутатор АТК-10,

     12) прибор 43-34,

     13) прибор Г3-112,

     14) изделие ТНА.

     Решением от 24 ноября 2003 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 7 апреля 2004 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

     Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГУП "РТРС" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

     Как полагает заявитель кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права путем неверного их истолкования.

     При определении права ФГУП "РТРС" на предъявление настоящего иска, судом первой инстанции неправильно применены статья 30 Закона РСФСР от 03.07.91 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", статья 42 Федерального закона от 21.12.01 "О приватизации государственного и муниципального имущества" и часть 2 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации. Первая из указанных правовых норм применима к оспоримым сделкам, а не к ничтожным. Кроме того, с изданием Федерального закона от 21.07.97 N123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", Закон от 03.07.91 утратил силу. Статья 42 Федерального закона от 21.12.01 предоставляет право указанным в ней государственным и иным уполномоченным органам на обращение в суды с подобными исками, но не лишает возможности обращения в суд с иском заинтересованного лица от своего имени. Заявитель также сослался на неправильное применение судом статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как, несмотря на то, что истец не является титульным владельцем спорного имущества, это само по себе не свидетельствует о том, что он не является заинтересованным лицом.

     В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", факт нахождения имущества на балансе одного предприятия не является основанием для признания балансосодержателя единственным законным владельцем помещений с имеющимся в них имуществом и оборудованием, если эти помещения ранее были предоставлены другим предприятиям и организациям в установленном порядке.

     В период строительства, реконструкции и эксплуатации с 1965 года обе спорные подстанции "Орбита" до их передачи государственному предприятию связи и информатики

     (ГПСИ) "Россвязьинформ" находились в распоряжении Иркутского областного производственно-технического управления связи (ОПТУС) на балансе Иркутского областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ), который в настоящее время является филиалом ФГУП "РТРС". В 1991 году Иркутское ОПТУС было преобразовано в ГПСИ "Россвязьинформ", а Иркутское ОРТПЦ выделено в самостоятельное предприятие с непосредственным подчинением Министерству связи Российской Федерации. В результате такого преобразования станция "Орбита" в городе Бодайбо осталась на балансе Иркутского ОРТПЦ, а основные фонды от Иркутского ОРТПЦ переданы ГПСИ "Россвязьинформ" по акту приёма-передачи от 24.12.91.

     Кроме того, в соответствии с технической документацией обе станции "Орбита" были построены для приёма программ центрального телевидения.

     Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 N2284 содержит запрет на приватизацию объектов телерадиовещания.

     Правительство Российской Федерации своим постановлением от 22.12.92 N1003 "О приватизации предприятий связи" разрешило приватизацию государственных предприятий связи и информатики (ГПСИ), при этом подразделения телевидения и радиовещания выделяются из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных предприятий, не подлежащих приватизации, либо их имущество передается в пользование указанным акционерным обществам на договорной основе.

     В нарушение указанных требований обе спорные станции "Орбита" включены в План приватизации, утвержденный 16.05.94 Председателем Государственного комитета по управлению имуществом, и вошли в уставный капитал акционерного общества "Электросвязь". Так, в Плане приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" в качестве подразделений спорные объекты были указаны: под номером 4 - Бодайбинский районный узел связи и под номером 40 - станция космической связи "Орбита".

     Однако, спорное имущество должно быть передано государственному предприятию, создаваемому на базе выделяемого из состава ГПСИ "Россвязьинформ" - Иркутскому областному радиотелевизионному передающему центру (ОРТПЦ).

     Иркутский ОРТПЦ в настоящее время является филиалом ФГУП "РТРС", следовательно, несмотря на то, что само ФГУП "РТРС" было создано в 2001 году, он вправе защищать права своего правопредшественника.

     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.08.01 N1031, Председатель Правительства Российской Федерации 28.12.01 поручил ФГУП "РТРС" обеспечить представление интересов Правительства Российской Федерации в судебных органах в части возврата незаконно отчужденного из федеральной собственности имущества, предназначенного для телевидения и радиовещания, в том числе с правом предъявления исков, обжалования судебных решений.

     В отзыве на кассационную жалобу, ОАО "Сибирьтелеком" указывает на то, что ФГУП "РТРС", являясь коммерческой организацией, по своему статусу не входит в список органов, уполномоченных на представление интересов Российской Федерации в судах по сделкам о приватизации.

     В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия представителя на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности.

     Мотивируя наличие заинтересованности в подаче иска, истец ошибочно считает себя правопреемником Иркутского ОРТПЦ, так как в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.08.01 N1031 истец получил правопреемство только в части передачи телевизионного сигнала.

     Кроме того, следует учитывать функциональное назначение станций космической связи "Орбита", так как, начиная с 1977 года, данные станции перепрофилированы для целей использования в качестве станций, обеспечивающих внутризоновую телефонную связь внутри Иркутской области и резервную телефонную связь города Иркутска с Москвой. С учётом представленных доказательств, спорные объекты нельзя отнести к объектам телевидения и радиовещания. Следовательно, приватизация спорных объектов была законной.

     По ходатайству заместителя прокурора Иркутской области на стадии кассационного рассмотрения дела допущен представитель прокуратуры Иркутской области.

     Присутствующие в заседании суда кассационной инстанции представители поддержали свои доводы и возражения. При этом представители Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Иркутской области и прокуратуры Иркутской области поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

     Проверив материалы дела в пределах, установленных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

     Как показал анализ материалов дела в кассационной инстанции, истец заявил требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде односторонней реституции путем изъятия у ответчика спорного имущества и возврата его Российской Федерации.

     Свои требования истец мотивировал тем, что в нарушение законодательства о приватизации ОАО "Сибирьтелеком", правопредшественником которого является акционерное общество "Электросвязь", незаконно владеет имуществом, относящимся к областному радиотелевизионному передающему центру. Вместе с тем, ФГУП "РТРС" создано в целях совершенствования сети распространения телерадиопрограмм в Российской Федерации и формирования единого производственно - технологического комплекса на базе государственных телевизионных и радиовещательных сетей и с учетом нахождения в его структуре филиала Иркутского областного радиотелевизионного передающего центра, ФГУП "РТРС" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

     Арбитражный суд Иркутской области со ссылкой на статьи 2, 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 166, 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон РСФСР от 03.07.91 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", пришел к выводу о том, что истец не является лицом, которому предоставлено право на обращение с подобным иском в суд в защиту государственных интересов от имени государства. Кроме того, истцом не представлено доказательств включения спорного имущества в уставный капитал ОАО "Электросвязь".

     Выводы арбитражного суда нельзя признать законными и основанными на представленных в дело доказательствах и соответствующим требованиям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     При рассмотрении дела суд ошибочно посчитал, что истец заявил требования в интересах Российской Федерации. Между тем, истец обосновал свои требования наличием его заинтересованности в применении последствий недействительности ничтожной сделки по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

     Между тем, представленные в материалы дела доказательства не были предметом исследования и оценки судебных инстанций с целью разрешения вопроса о наличии заинтересованности истца на обращение в суд с настоящим иском. Суд не исследовал обстоятельства, связанные с целями создания и переоборудования станций "Орбита", что имеет существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.

     Из материалов дела следует, что актом рабочей комиссии 10.11.67 произведена приемка станции космического телевидения "Орбита" в городе Иркутске. Здание станции, трансформаторная подстанция, насосная водопроводная башня, ограждения и подъездная дорога предназначены для приема центральных телевизионных программ. На строительство объекта ассигновано по смете 1360 тысяч рублей.

     Актом приёмки в эксплуатацию государственной приёмочной комиссии законченного строительством объекта 28.12.72 принята в эксплуатацию станция "Орбита" и ТРСа в г.Бодайбо сметной стоимостью 1 659,0 тысяч рублей. Стоимость строительства составлена Иркутским ОПТУС.

     В соответствии со справкой станция приема сигналов космического телевидения по системе "Орбита-2" входит на правах цеха в состав Иркутской ОРТПЦ.

     Письмом от 15.12.77 Министерство связи Российской Федерации обязало Иркутский ОПТУС дооборудовать приемную станцию "Орбита-2" в городе Иркутске, при этом своевременно обеспечить финансирование работ.

     Письмом от 07.04.86 Министерство связи Российской Федерации обязало Иркутский ОПТУС дооборудовать станцию "Орбита" в поселке Бодайбо с целью организации внутризоновой спутниковой линии связи Иркутск-Бодайбо за счёт средств Министерства связи РСФСР.

     15.08.89 закончен монтаж и настройка аппаратуры Ю-335 на станции "Орбита" в п. Бодайбо.

     Дооборудование станций производилось на основании представленных доказательств также в 1994, 1995 годах АО "Электросвязь".

     24.12.91 между ГПСИ "Россвязьинформ" и Иркутским ОРТПЦ заключен договор по акту передачи основных фондов станции космической связи в городе Иркутске. В соответствии с данным договором Иркутский ОРТПЦ передает ГПСИ "Россвязьинформ" на баланс основные средства станции космической связи в г. Иркутске. Перечень прилагается. (л.д. 11 том 2).

     Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.92 N2980-1 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, в соответствии с разделом 2.1 которой телевизионные и радиопередающие центры относятся к объектам, приватизация которых запрещена.

     Иркутское ОРТПЦ и ГПСИ "Россвязьинформ" 10.12.92 заключили договор совместной деятельности. В соответствии с условиями данного договора ОРТПЦ обеспечивает население средствами радиовещания и телевидения, ГПСИ "Россвязьинформ" обеспечивает космическую связь, в том числе телефонную. После истечения пользования антенно-фидерного тракта для целей телефонии ГПСИ "Россвязьинформ" передает её ОРТПЦ, включая систему наведения. Срок договора установлен с 10.12.92 по 10.12.97.

     В соответствии с Актом от 10.12.92 ГПСИ "Россвязьинформ" передает Иркутскому ОРТПЦ здания, строения, сооружения, технические средства станции космической связи "Орбита" в г. Иркутске.

     Приказом Министерства связи Российской Федерации N 379 от 20.10.92 "О порядке выделения телевизионных и радиопередающих центров из состава государственных предприятий", в пункте 3.1. указано на необходимость исключить из уставных капиталов создаваемых акционерных обществ объекты телевидения, радиовещания и спутниковой связи мощные и маломощные телевизионные станции и ретрансляторы, радиооповещательные передатчики, станции космической связи, не входящие в состав имущества радиотелевизионных передающих центров и радиоцентров.

     Правительство Российской Федерации в постановлении от 22.12.92 N1003 "О приватизации предприятий связи" разрешило приватизацию государственных предприятий связи и информатики и их структурных подразделений на следующих условиях:

     при преобразовании указанных предприятий связи в акционерные общества, контрольный пакет акций закрепляется в федеральной собственности сроком на три года;

     подразделения почтовой связи выделяются из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации;

     подразделения телевидения и радиовещания выделяются из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных предприятий, не подлежащих приватизации, либо их имущество передается в пользование на договорной основе образуемым акционерным обществам. Отдельные объекты телевидения и радиовещания передаются в пользование указанным акционерным обществам.

     Другие виды преобразований государственных предприятий связи и информатики не допускаются.

     Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" выделены объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1), в частности пунктом 2.1.34. к ним отнесены радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры (включая технические средства и сооружения, кроме входящих в состав имущества предприятий, подлежащих приватизации).

     Актом приема-передачи основных средств по состоянию на 01.12.94 ГПСИ "Россвязьинформ" передало АО "Электросвязь" сооружения и оборудование станции космической связи "Орбита" в городе Бодайбо. (л.д. 16-17 том 2).

     АО "Электросвязь" передало данные объекты на баланс СКС "Орбита" приказом N46 от 17.02.95.

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.08.01 N1031 создано ФГУП "РТРС" путем слияния федеральных государственных унитарных предприятий "Главный центр телевидения и радиовещания" и "Главный центр управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи" и выделения из федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" организаций, в том числе Иркутский областной радиотелевизионный передающий центр. При этом, Указом установлено, что ФГУП "РТРС" является правопреемником ВГТРК и его дочерних предприятий в отношении имущественных и неимущественных прав и обязанностей, связанных с деятельностью по распространению телерадиосигнала, в соответствии с разделительным балансом, утвержденным Правительством Российской Федерации.

     В соответствии с Уставом ФГУП "РТРС", все имущество предприятия находится в федеральной собственности.

     23.11.01 ФГУП "РТРС" выдано свидетельство, которое даёт право осуществлять хозяйственную деятельность.

     25.10.02 ФГУП "РТРС" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц.

     В соответствии с Планом приватизации ГПСИ "Россвязьинформ", утвержденным председателем государственного комитета по управлению имуществом 16.05.94, в качестве подразделений под пунктом N4 указан Бодайбинский районный узел связи и под N40 - станция космической связи "Орбита" город Иркутск.

     Актом приема-передачи от 30.11.02 от ОАО "Сибирьтелеком" в Российской Федерации ОАО "Сибирьтелеком" - "Электросвязь" Иркутской области передано недвижимое имущество, в том числе основное здание СКС "Орбита", дизельная СКС, гараж СКС, проходная СКС в Иркутском районе и здание дизельной, проходной, техническое здание "Ордита" в городе Бодайбо.

     В соответствии с Уставом ОАО "Сибирьтелеком", утвержденным 11.03.03, ОАО "Сибирьтелеком" реорганизовано путем присоединения к нему АО "Электросвязь" Иркутской области. ОАО "Электросвязь" Иркутской области является региональным филиалом ОАО "Сибирьтелеком".

     Статьёй 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

     Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

     Между тем, арбитражным судом не исследованы и не получили оценки вышеперечисленные документы и нормативные акты, определяющие цели создания и использования станций "Орбита", что имеет существенное значение для правильного разрешения вопроса о наличии заинтересованности истца для обращения в суд с настоящим иском.

     В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

     Статьёй 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

     Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

     Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

     Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

     При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

     ФГУП "РТРС", заявляя требование о применении односторонней реституции и изъятии спорного имущества в пользу Российской Федерации, представил в арбитражный суд доказательства, подтверждающие, по его мнению, заинтересованность истца в данном деле.

     Арбитражный суд Иркутской области, указав на то, что отсутствие прав на истребование имущества в пользу Российской Федерации лишает истца права заявлять подобные иски, не дал оценки доводам истца о наличии его заинтересованности на предъявление иска как пользователя имуществом в соответствии с представленными в материалы дела доказательствами и целью создания и использования станций "Орбита".

     Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", факт нахождения имущества на балансе одного предприятия не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений с имеющимся в них имуществом и оборудованием, если эти помещения ранее были предоставлены другим предприятиям и организациям в установленном порядке.

     Приватизация соответствующего имущества балансодержателем не препятствует предъявлению и рассмотрению исков других пользователей о признании их права на это имущество.

     Так, в силу пункта 2.1.34 Государственной программы приватизации запрещена приватизация радиотелевизионных передающих устройств, включая их технические средства и сооружения.

     Между тем, Арбитражным судом Иркутской области не дана надлежащая оценка плану приватизации ГПСИ "Россвязьинформ", не исследован вопрос о том, были ли включены в план приватизации космические станции "Орбита", расположенные в городе Иркутске и городе Бодайбо. Исследование и оценка обстоятельств, связанных с определением состава имущества, вошедшего в план приватизации ГПСИ "Россвязьинформ", также имеет существенное значение для разрешения вопроса о заинтересованности истца в предъявлении настоящего иска и определения последствий сделки приватизации.

     Решение от 24 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 7 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6496/03-16-23 не могут быть признаны отвечающими требованиям статей 15, 168, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат отмене, как принятые по неисследованным по делу доказательствам. Дело подлежит передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     При новом рассмотрении дела суду следует учесть обстоятельства, изложенные в настоящем постановлении, дать надлежащую оценку доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, на основании полной и всесторонней оценки представленных по делу доказательств, с применением подлежащих применению правовых норм, рассмотреть дело и принять по нему соответствующее решение.

     При новом рассмотрении суду следует распределить расходы по государственной пошлине, в том числе и за рассмотрение дела в кассационной инстанции.

     Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

     Решение от 24 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 7 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6496/03-16-23 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Иркутской области.

     

Председательствующий
     О.Л.Герасимова
     
Судьи:
     В.И.Кулаков
     М.Д.Рюмкина


    
    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование