- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2003 года N 54
О регулировании использования на территории Российской Федерации
навигационной аппаратуры потребителей глобальных
навигационных спутниковых систем
Заслушав и обсудив доклад руководителя ДРТС Минсвязи России Павлова В.И. и выступления участников заседания, ГКЭС
отмечает:
Начиная с 1995 года в постоянной эксплуатации находятся Российская Глобальная навигационная спутниковая система "Глонасс" (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) и Американская глобальная навигационная система GPS (Global Positioning System), предназначенные для предоставления навигационных услуг неограниченному числу пользователей, находящихся на поверхности Земли, в воздухе и околоземном космическом пространстве и имеющим специальные навигационные приемные устройства.
Принцип работы навигационной аппаратуры потребителей основан на приеме навигационных сигналов от 4 и более спутников, находящихся одновременно в зоне видимости определяющегося объекта, и вычислении собственных текущих координат, скорости и времени на основании информации, излучаемой со спутников. При этом полученная потребителем точность навигационных определений по положению может составлять 30-40 м и менее.
Основные характеристики спутниковых навигационных систем GPS и "Глонасс" представлены в таблице:
Название системы |
GPS |
"Глонасс" |
Число космических аппаратов (КА) |
24 |
24 |
Число орбитальных плоскостей |
6 |
3 |
Число КА в каждой плоскости |
4 |
8 |
Высота орбиты, км |
20000 |
19100 |
Наклонение орбиты, град. |
55 |
64,8 |
Период обращения КА |
11 ч 58 мин. |
11 ч 16 мин. |
Масса КА, кг |
1055 |
1400 |
Срок эксплуатации, лет |
7,5 |
3 ("Глонасс") |
Рабочие частоты, МГц |
L1 = 1575,42 |
1602,56-1615,5 |
Точность определения местоположения, м |
100 (С/А-код) |
30-40 |
Точность определения скорости движения, м/с |
10 (С/А-код) |
0,9 |
Точность определения времени |
340 нс (С/А-код) |
0,33 мкс |
Надежность навигационных определений |
95% |
95% |
Указанные системы разрабатывались и внедрялись как системы двойного назначения (военного и гражданского), в первую очередь для повышения безопасности воздушного и морского движения, работ по землеустройству, составления земельных кадастров, повышения эффективности использования наземного транспорта, а также синхронизации шкал времени.
Наряду с решением чисто навигационных задач указанные системы широко используются во всем мире в системах связи, геодезии, картографии, метеорологии, при проведении поисково-спасательных работ, для туризма и путешествий.
Международными организациями гражданской авиации (ИКАО) и морского флота (ИМО) принято за обязательное использование систем "Глонасс" и GPS на морских судах в качестве равноценных компонентов Глобальной навигационной спутниковой системы.
С появлением малогабаритных навигационных средств, в том числе персональных, круг потенциальных потребителей существенно расширился. И прежде всего благодаря появившейся возможности интеграции средств навигации и связи.
Интегральные услуги связи и навигации необходимы для широкой группы сухопутных, морских и авиационных пользователей. В настоящее время можно выделить следующие основные категории пользователей навигационных и связных услуг:
- в системах обеспечения безопасности движения воздушного и водного (морского и речного) транспорта, деятельность которых регламентируется ИКАО и ИМО и при котором предусматривается непрерывное глобальное обеспечение связи и навигации;
- персональные пользователи средств навигации и связи;
- дальние транспортные и грузовые перевозки, транспортировка контейнеров смешанными видами транспорта;
- местное движение, включая связь и навигацию на дорогах и в пределах города;
- обеспечение навигационными средствами индивидуального транспорта;
- движение в сельских, удаленных, малонаселенных и лесных районах;
- связь и навигация на железнодорожном транспорте, повышение интенсивности движения поездов без угрозы безопасности, контроль местонахождения вагонного парка;
- навигация и связь для малых судов, рыболовства и отдыха на воде;
- обеспечение деятельности различных служб в чрезвычайных ситуациях (спасательные службы, службы скорой помощи, милиция, пожарная служба).
За последнее десятилетие сектор космических навигационных услуг является наиболее динамично развивающейся отраслью коммерческой космонавтики.
По прогнозам специалистов, в течение 10-15 лет приемники сигнала навигационных систем будут встроены в большинство бытовых изделий, в т.ч. наручные часы, сотовые телефоны, автомобили, таким образом, число пользователей может превысить 1 млрд.чел.
В целях повышения эффективности использования навигационной аппаратуры потребителей все перспективные приемники навигационных сигналов, разработанные отечественными производителями, используют сигналы двух систем "Глонасс" и GPS. Аппаратура потребителей работает автоматически (определение параметров происходит менее чем за 1 мин.) и имеет массу от 0,5 до 2 кг и габариты менее телефонного аппарата.
Вследствие глобального охвата территории земного шара услугами спутниковой навигации и их значения для всех стран мира многие государства ставят вопрос о необходимости разработки международно-правовых норм, регулирующих функционирование таких систем.
Основы государственной политики в отношении поддержания и развития системы "Глонасс" определены распоряжением Президента Российской Федерации от 18.02.99 N 38-РП и постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.11.97 N 1435 (с изменениями от 20.08.2001* N 699), от 29.03.99 N 346 и от 03.08.99 N 896.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 21.09.2000". - Примечание .
В соответствии с этими нормативно-правовыми актами и решением Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ от 28.11.2001 "О совершенствовании организации топогеодезического и навигационного обеспечения" было поручено Минобороны России, Росавиакосмосу, Роскартографии, Росземкадастру и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти решить следующие задачи:
- разработать и внести в IV квартале 2002 года в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона "О навигации", предусмотрев в нем порядок создания и использования единого навигационного пространства;
- подготовить предложения по пересмотру ограничений на определение координат географических объектов;
- разработать комплекс мер, обеспечивающих широкое применение спутниковой навигационной аппаратуры гражданскими пользователями и предусматривающих обеспечение контроля за использованием навигационной аппаратуры потребителя с высокоточными характеристиками, включая применяемые в указанной аппаратуре топогеодезические и картографические данные;
- разработать и утвердить в IV квартале 1999 года государственные стандарты на глобальную навигационную спутниковую систему "Глонасс" и нормативно-технические документы, регламентирующие доведение до пользователей информации о состоянии этой системы;
- обеспечить широкое внедрение аппаратуры системы "Глонасс" в Российской Федерации с обязательной установкой ее в системах обеспечения безопасности воздушного движения, на судах морского и речного флота в соответствии с требованиями ИКАО и ИМО, членом которых является Россия.
Однако следует отметить, что по ряду вышеуказанных мероприятий до настоящего времени не приняты соответствующие нормативно-правовые акты.
Учитывая современные тенденции развития мирового рынка навигационных услуг, направленных на активное внедрение космических навигационных технологий в информационные контуры управления войсками и оружием, во все секторы экономики и транспорта, а также в космические системы, Правительством Российской Федерации постановлением от 20.08.2001 N 587 утверждена Федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система".
Программой предусматривается проведение работ по использованию системы "Глонасс" в интересах гражданских потребителей, предусматривающее широкое внедрение более дешевой аппаратуры для потребителей и малогабаритных станций, работающих в дифференциальном режиме, предусматривающих комбинированное использование сигналов отечественных и зарубежных спутниковых систем.
При этом предусмотрено проведение межведомственной комплексной НИР "Защита" с целью разработки комплекса мер, обеспечивающих широкое использование современных спутниковых навигационных и связных технологий в социально-экономических и военных целях при обеспечении приемлемого уровня безопасности их применения на территории Российской Федерации.
ГКЭС решила:
1. Принять к сведению информацию о состоянии и перспективах использования на территории Российской Федерации глобальных навигационных спутниковых систем "Глонасс" и GPS.
2. Рекомендовать членам ГКЭС от Минобороны России (Залогин Ю.М.), Росавиакосмоса (Козлов В.И.), Минтранса России (Насонов А.П.), РАСУ (Ильичев В.В.), Гостехкомиссии России (Талонов А.Е.) обеспечить завершение в первом полугодии 2003 года выполнения комплексной НИР "Защита", проводимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 29.03.99 N 346 и от 20.08.2001 N 587, с последующим проведением межведомственной экспертизы ее результатов и рассмотрением на заседании ГКЭС.
3. Считать целесообразным при проведении НИР "Защита" уделить особое внимание разработке вопросов нормативно-правового регулирования использования глобальных навигационных спутниковых систем исходя из следующих основных принципов:
- в зонах ответственности Российской Федерации не должны вводиться ограничения на точность характеристик навигации (т.е. на определение координат транспортных средств в реальном масштабе времени) в системах безопасности движения воздушного и водного (морского и речного) транспорта, деятельность которого регламентируется ИКАО и ИМО, и соответственно на оснащение указанных транспортных средств бортовой навигационной аппаратурой с требуемыми характеристиками;
- защита координат точек геодезических пунктов и географических объектов, информация о которых отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну, должна осуществляться режимными (организационными) мерами;
- регистрации и контролю должно подлежать навигационное оборудование с высокоточными характеристиками, используемое для выполнения геодезических работ, а также оборудование контрольно-корректирующих станций, создаваемых в системах обеспечения безопасности движения воздушного и водного транспорта;
- индивидуальные приемники спутниковой навигации, в том числе встроенные в средства мобильной связи и бортовое оборудование транспортных средств, могут использоваться на территории Российской Федерации без ограничений;
- ввоз и эксплуатацию на территории Российской Федерации спутниковых навигационных приборов, используемых в средствах связи для целей синхронизации и не предназначенных функционально для определения местоположения, осуществлять в порядке, установленном для этих средств связи.
4. Просить членов ГКЭС от Минобороны России (Залогин Ю.М.), ФСБ России (Климашин Н.В.), Росавиакосмоса (Козлов В.И.), Минтранса России (Насонов А.П.), РАСУ (Ильичев В.В.), Гостехкомиссии России (Гапонов А.Е.) с участием представителей Роскартографии и Росземкадастра откорректировать с учетом проведенного обсуждения на данном заседании и результатов НИР "Защита" подготовленный Минсвязи России проект постановления Правительства Российской Федерации "О регулировании использования на территории Российской Федерации навигационной аппаратуры потребителя глобальных навигационных спутниковых систем" и в III квартале 2003 года провести его согласование.
5. Поручить члену ГКЭС Рудакову В.В. совместно с ДРТС Минсвязи России (Павлов В.И.) проработать вопрос о привлечении заинтересованных потребителей из коммерческих структур для финансирования работ по восполнению орбитальной группировки системы "Глонасс" и созданию по их заказу отечественных навигационных приемников.
Председатель
Государственной комиссии по электросвязи,
Министр Российской Федерации
по связи и информатизации
Л.Д.Рейман
Текст документа сверен по:
"СвязьИнформ",
N 9, 2003 год