- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2003 года N 60
О перспективах развития спутниковой составляющей ВСС России
на период до 2015 года. Определение облика перспективных
спутниковых систем связи и вещания государственного
назначения
Заслушав и обсудив доклад генерального директора ФГУП "Космическая связь" Дуки А.П., содоклады представителей ФГУП ЦНИИС и ФГУП НИИР, а также выступления представителей Росавиакосмоса, ОАО "Газком", ЗАО "Зонд-Холдинг", некоммерческого партнерства "Национальная ассамблея спутниковой связи", ГКЭС отмечает:
Система спутниковой связи и вещания Российской Федерации играет важную роль в выполнении государственных задач по распространению телерадиовещательных программ на всей территории России и по ее загранпредставительствам, по организации цифровых каналов для магистральных и внутризоновых сетей связи в удаленных и труднодоступных регионах страны, а также для организации работы сетей спутниковой связи различного назначения на базе технологии VSAT.
Действующая система спутниковой связи и вещания Российской Федерации включает в себя:
- космический сегмент в составе 12 космических аппаратов, размещенных в орбитальных позициях на дуге геостационарной орбиты от 11° з.д. до 145° в.д. и имеющих суммарную пропускную способность 120 транспондеров;
- центры космической связи (телепорты) и центр управления спутниковой группировкой;
- сети земных станции спутниковой связи "Орбита", "Азимут", "Москва", подвижной спутниковой связи, а также станции типа VSAT.
В соответствии с решением ГКЭС от 28.06.2002 N 44 отраслевыми научно-исследовательскими организациями проведена комплексная НИР по уточнению задач, роли и места спутниковой связи в ВСС России и определению долгосрочных перспектив и направлений развития спутниковых технологий.
Проведенные исследования подтвердили достаточную эффективность принятых ранее и реализованных в действующей системе спутниковой связи и вещания основных системно-сетевых решений по структуре построения, принципам ее функционирования и использования для государственных нужд и в коммерческих целях. Закрепленный за Российской Федерацией орбитально-частотный ресурс достаточен для полного удовлетворения прогнозируемого на период до 2015 года существенного роста потребностей в услугах спутниковой связи.
Вместе с тем действующая орбитальная группировка по составу, пропускной способности и техническому состоянию не соответствует реальным потребностям в спутниковой связи (7 космических аппаратов выработали установленный технический ресурс).
К главным проблемам, сдерживающим развитие и эффективность использования системы спутниковой связи и вещания, следует отнести следующие:
- недостаточное финансирование развития орбитальной группировки. Спутниковая связь в настоящее время и на ближайшую перспективу остается дотируемой подотраслью российских телекоммуникаций, требующей для своего развития различных форм государственной поддержки и целевого бюджетного финансирования. В то же время мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночных отношений современные системы спутниковой связи обладают достаточной коммерческой эффективностью и соответствующим потенциалом для саморазвития;
- нерешенность в законодательном порядке вопросов доступа потенциальных инвесторов к освоению на временной основе незадействованного орбитально-частотного ресурса, а также вопросов закрепления в собственность космических аппаратов или их части в качестве возмещения вложенных инвестиций;
- усложненные процедуры получения разрешительных документов на развертывание и ввод в эксплуатацию земных станций и сетей спутниковой связи, требующих больших затрат времени и финансовых ресурсов;
- размещение заказов на производство и поставку космических аппаратов связи без проведения конкурсных отборов;
- использование емкости зарубежных систем спутниковой связи для работы значительной части (до 30%) спутниковых сетей связи, развернутых на территории Российской Федерации.
В настоящее время спланированы и проводятся следующие работы по обеспечению восполнения и развития российской космической группировки на период до 2005 года.
ФГУП "Космическая связь" при государственной поддержке, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 N 626, реализует программу создания и запуска в период 2003-2005 годов пяти космических аппаратов типа "Экспресс-АМ".
ОАО "Газком" завершается изготовление двух космических аппаратов "Ямал-200", запуск которых планируется осуществить в конце 2003 года, а также запуск еще двух аппаратов в период до 2005 года.
По заказу ЗАО "Зонд-Холдинг" ФГУП НПО ПМ им.М.Ф.Решетнева выполняется разработка сверхмалого космического аппарата "Гном", запуск которого может быть также осуществлен в период до 2005 года.
Выполнение указанных работ в заявленные сроки позволит заменить все действующие космические аппараты, выработавшие гарантийные сроки эксплуатации, и довести суммарный ресурс орбитальной группировки до 220 транспондеров, что позволит существенно укрепить позиции российских операторов спутниковой связи на российском и международном телекоммуникационных рынках услуг спутниковой связи.
Анализ показывает, что современный рынок услуг спутниковой связи достаточно динамичен, в том числе подвержен существенным колебаниям цен, кризисам перепроизводства и резким изменениям оценок операторов в перспективах востребованности тех или иных услуг спутниковой связи. Все это требует от перспективных космических аппаратов универсальности, адаптируемости к разным зонам обслуживания при одновременно невысоких ценовых характеристиках транспондеров, а от программы развития спутниковой группировки - способности быстрой реакции на изменившиеся условия.
Исходя из изложенных выше оценок, ФГУП "Космическая связь" предлагается развитие орбитальной спутниковой группировки до 2015 года реализовать на базе трех основных типов космических аппаратов:
- аппарата среднего класса с количеством транспондеров 24-30 с 12-летним сроком активного существования и общим весом космического аппарата до 2,6 т;
- аппарата малого (легкого) класса с количеством транспондеров 8-10 с 12-летним сроком активного существования и общим весом космического аппарата 400-600 кг;
- аппарата средне-тяжелого класса с количеством транспондеров 50-60 с 12-летним сроком активного существования и общим весом космического аппарата 3,2 т.
По оценкам Росавиакосмоса, российские предприятия ракетно-космической отрасли (ФГУП НПО ПМ им.академика М.Ф.Решетнева, РКК "Энергия" им.С.П.Королева, ФГУП ГКНПЦ им.М.В.Хруничева, ФГУП НПО Машиностроения) обладают необходимым научно-техническим и производственным потенциалом для обеспечения разработки и поставки указанных типов космических аппаратов, в том числе на базе реализуемых в рамках Федеральной космической программы России на 2001-2005 годы проектов "Экспресс-АМ" и "Ямал-200", а также перспективных проектов "Гном", "Экспресс-МД", "Диалог" и "Руслан-ММ".
При этом развитие орбитальной группировки предлагается осуществлять на регулярной и стабильной основе с обеспечением в период до 2015 года запуска 1-2 космических аппаратов ежегодно с целью доведения суммарной пропускной способности группировки до 450-650 транспондеров. Перечень проектов, предназначенных для реализации этой задачи, сроки их реализации, а также объемы и источники их финансирования будут определены при формировании в установленном порядке Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы, а также, при необходимости, путем внесения изменений и дополнений в Федеральную космическую программу России на 2001-2005 годы.
Указанные предложения касаются развития спутниковой связи и вещания Российской Федерации с использованием космических аппаратов на геостационарной орбите. Следует отметить, что вопросы использования космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах, что очень важно для обеспечения связи в Арктических районах, а также вопросы развития на территории Российской Федерации подвижной спутниковой связи, в том числе для президентской связи, остаются актуальными и требуют проведения соответствующих научных проработок.
ГКЭС
решила:
1. Принять к сведению информацию, содержащуюся в докладах и выступлениях участников заседания ГКЭС.
2. Рекомендовать заместителю председателя ГКЭС Антонюку Б.Д., члену ГКЭС Козлову В.И. "Росавиакосмос":
- при подготовке проектов нормативных правовых актов по обеспечению выполнения Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2003 и проекта Федеральной космической программы на 2006-2010 годы учесть предложения, заявленные участниками настоящего заседания ГКЭС;
- предусмотреть проведение необходимых мероприятий по организации конкурсов на поставку космических аппаратов для системы спутниковой связи и вещания Российской Федерации, а также на использование на временной основе незадействованного орбитально-частотного ресурса потенциальными инвесторами.
3. Принять к сведению, что проект "Концепции развития национальной системы спутниковой связи и вещания на период до 2015 года" в июле 2003 года рассмотрен НТС Минсвязи России и даны необходимые поручения по ее доработке, а также по организации дополнительных научных исследований по освоению в системе спутниковой связи и вещания нового диапазона (Ка) частот и по возможности использования негеостационарных орбит для построения спутниковых систем различного назначения (спутниковая связь в Арктической зоне и приполярных районах, подвижная связь, мониторинг окружающей среды, местоопределение абонентов).
Поручить члену ГКЭС Рудакову В.В. (УГКЭС) предусмотреть в плановом порядке рассмотрение на ГКЭС "Концепции развития национальной системы спутниковой связи и вещания на период до 2015 года" по завершению ее доработки и оформления.
Председатель Государственной
комиссии по электросвязи,
Министр Российской Федерации
по связи и информатизации
Л.Д.Рейман
Текст документа сверен по:
"СвязьИнформ",
N 10, 2003 год