- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
I. Введение
Во исполнение решений президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 21 декабря 2005 г., 28 апреля 2006 г., а также в соответствии с решением президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 сентября 2006 г. Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации с участием Счетной палаты Российской Федерации разработана Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами (далее - Концепция).
Концепция определяет цели и задачи создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами (далее - система), общую функциональную архитектуру и состав информационного обеспечения системы, а также этапы ее создания и последующей эксплуатации.
Концепция подготовлена на основе анализа возможности автоматизации процессов сбора, обработки и представления информации, необходимой органам государственной власти для обеспечения эффективного управления приоритетными национальными проектами, с учетом результатов реализации мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", а также соответствующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Федеральной службы охраны Российской Федерации.
II. Предпосылки создания системы
Решениями президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике утверждены основные направления, мероприятия, а также показатели эффективности хода выполнения приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем граждан России и развития агропромышленного комплекса.
В целях обеспечения эффективности выполнения приоритетных национальных проектов в деятельность органов государственной власти, участвующих в их выполнении, внедряются методы проектного управления, ориентированные на достижение конкретных результатов.
При этом реализация отдельных мероприятий приоритетных национальных проектов осуществляется на региональном уровне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Одновременно в соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике создается система контроля за реализацией приоритетных национальных проектов, в том числе на региональном уровне, основанная на предоставлении органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, участвующими в реализации приоритетных национальных проектов, еженедельной, ежемесячной, ежеквартальной, полугодовой и ежегодной отчетности о ходе их выполнения.
В целях информационно-аналитического обеспечения поддержки принятия управленческих решений в области реализации приоритетных национальных проектов, а также оперативности и качества мониторинга их выполнения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике принято решение об автоматизации процедур сбора, обработки и представления отчетности о ходе реализации приоритетных национальных проектов.
Необходимость автоматизации процессов информационного обеспечения управления реализацией приоритетных национальных проектов обусловлена:
ограниченностью сроков выполнения приоритетных национальных проектов;
значительным объемом выделяемых бюджетных ассигнований;
организационной и территориальной рассредоточенностью органов исполнительной власти и организаций, принимающих участие в реализации приоритетных национальных проектов.
Предполагается, что при создании системы будут использованы отдельные программно-технические решения, созданные в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в интересах Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации. Для размещения отдельных программно-технических комплексов системы планируется использовать инфраструктуру межведомственного информационно-технологического центра Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, создаваемого в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее - межведомственный информационно-технологический центр).
Для обеспечения безопасного функционирования системы и организации доступа пользователей к содержащейся в ней информации, в том числе в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, аппаратах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и главных федеральных инспекторов в субъектах Российской Федерации, предусматривается использование и развитие действующей информационно-технологической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Одновременно с реализацией мероприятий по адаптации, развитию и интеграции существующих программно-технических решений будут проведены работы по созданию и внедрению новых компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры.
III. Цель создания системы
Основной целью создания системы является обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти при решении задач управления приоритетными национальными проектами.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить:
разработку и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации, в том числе документированной, о реализации приоритетных национальных проектов на всех этапах их выполнения с использованием средств электронной цифровой подписи, формирование и хранение соответствующих информационных ресурсов;
создание современных экономико-математических методов анализа, моделирования и оптимизации вырабатываемых предложений, позволяющих формировать при этом экономически сбалансированные управленческие решения;
создание и развитие защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными о реализации приоритетных национальных проектов между органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации;
гарантированный уровень информационной безопасности системы.
Создание системы является 1-м этапом реализации единой вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления (ГАС "Управление") и позволит сформировать необходимую информационно-технологическую и информационно-коммуникационную инфраструктуру для мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнению ими своих полномочий.
IV. Основные требования, предъявляемые к системе
При создании и развитии системы должно быть обеспечено выполнение основных и специальных требований.
Основными требованиями, предъявляемыми к системе, являются следующие:
системность, состоящая в рациональной декомпозиции системы, в том числе на компоненты и подсистемы системы, предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой;
открытость, состоящая в способности системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых, унифицированных или стандартизированных проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;
осуществление согласованных между собой процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих системы, обеспечивающих ее постоянную адаптацию к изменяющимся требованиям пользователей.
К специальным требованиям, предъявляемым к системе, относятся:
полнота информации, обеспечивающей эффективную информационно-аналитическую поддержку органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках управления реализацией приоритетных национальных проектов - планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования;
иерархичность представляемой в систему информации независимо от организационного и территориального распределения пользователей системы;
комплексная интеграция и рациональное применение при создании системы и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами;
семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии системы и ее подсистем (терминологическая система показателей, форматы представления данных, регламенты отчетности);
переносимость элементов системы, состоящая в обеспечении возможности функционирования разрабатываемых компонентов системы на любых однотипных элементах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.
V. Состав и структура системы
Основными компонентами системы являются:
информационный компонент, обеспечивающий на всех этапах реализации приоритетных национальных проектов автоматизацию процессов сбора, обработки, хранения и представления информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов пользователям системы;
телекоммуникационный компонент, обеспечивающий интеграцию программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в систему, с учетом требования унификации используемых проектных решений и технологий;
компонент по обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения информационной безопасности с учетом фактора системности их развития;
автоматизированное рабочее место - комплекс программно-технических средств в виде одной или нескольких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подготовки и ввода в систему в электронном виде информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов и для организации регламентированного доступа пользователей к информации, содержащейся в системе;
центр обработки данных - информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным группам пользователей полной и достоверной информации, содержащейся в системе;
выносной мультимедийный комплекс - информационно-технологический и программно-технический комплексы, обеспечивающие реализацию технологий аналитической обработки и представления пользователям системы информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных;
ведомственный (региональный) сегмент системы - программно-технический комплекс, обеспечивающий повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов за счет внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе качества управления приоритетными национальными проектами;
сети связи специального назначения - комплекс эксплуатируемых Федеральной службой охраны Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации к информации о реализации приоритетных национальных проектов.
Программно-технические комплексы системы призваны обеспечивать сбор из разных источников информации, обработку, хранение и представление информации о реализации приоритетных национальных проектов, а также взаимодействие пользователей системы и ее подсистем на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств и методов обеспечения информационной безопасности.
Проектирование, внедрение и эксплуатация компонентов системы производится в соответствии с техническими решениями системы и потребностями соответствующих органов государственной власти. Для каждой категории пользователей системы реализуются мероприятия по обеспечению безопасности и надежности их автономного и совместного функционирования.
В качестве инструмента работы с системой и обеспечения доступа к содержащимся в ней данным может использоваться веб-браузер.
VI. Информационный компонент системы
Информационный компонент системы предназначен для системной интеграции базовых технологий сбора, обработки, хранения и представления информации с целью обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности пользователей на всех этапах реализации приоритетных национальных проектов за счет:
формирования исходных (плановых) показателей (результативности, ресурсоемкости, сроков) реализации приоритетных национальных проектов органами государственной власти;
мониторинга фактических показателей (результативность, ресурсоемкость, сроки) хода реализации приоритетных национальных проектов с целью оценки их отклонений от плановых значений;
представления исходной информации и результатов аналитической обработки данных о ходе реализации приоритетных национальных проектов и результативности деятельности органов государственной власти по их выполнению, а также оценки и прогнозирования рисков успешной реализации приоритетных национальных проектов и моделирования возможных путей их минимизации.
Требуемое качество как самостоятельного, так и совместного решения указанных функциональных задач обеспечивается реализацией базовых технологий сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о реализации приоритетных национальных проектов в соответствующих компонентах системы.
1. Технологии организации сбора информации
о реализации приоритетных национальных проектов
Ввод данных в систему осуществляется с использованием:
автоматизированного рабочего места федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимающих участие в реализации приоритетных национальных проектов, - для представления планово-отчетных сведений о ходе выполнения закрепленных за ними мероприятий приоритетных национальных проектов;
автоматизированного рабочего места структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации - для представления аналитических данных, а также сведений о результатах проведения контрольно-ревизионной деятельности и контроля за реализацией приоритетных национальных проектов;
автоматизированного рабочего места территориальных органов Федеральной службы охраны Российской Федерации (региональных и окружных информационно-аналитических центров) - для организации сбора и проверки достоверности планово-отчетных сведений о ходе выполнения мероприятий приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации, представления этих сведений, а также результатов социологических исследований, опросов общественного мнения, оценок независимых экспертов, проблемно-тематических публикаций центральных и региональных средств массовой информации;
иных автоматизированных источников информации.
Формат представления планово-отчетных сведений о ходе реализации приоритетных национальных проектов, порядок заполнения и представления отчетных форм рассматриваются на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
В систему вводится и обрабатывается в ней информация, не имеющая ограничений доступа или имеющая такие ограничения не выше категории "конфиденциальная", представляемая и формируемая в соответствии с установленными порядком и форматом.
2. Технологии обработки и хранения информации о реализации
приоритетных национальных проектов
На уровне федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информация о ходе реализации приоритетных национальных проектов хранится в ведомственных (региональных) сегментах системы - информационных системах управления реализацией закрепленных за ними мероприятий приоритетных национальных проектов на всех этапах их выполнения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организующие реализацию приоритетных национальных проектов, составляют отчетность об их реализации и направляют ее в региональные информационно-аналитические центры Федеральной службы охраны Российской Федерации.
В региональных информационно-аналитических центрах Федеральной службы охраны Российской Федерации отчетность субъектов Российской Федерации о ходе реализации приоритетных национальных проектов проходит процедуру проверки достоверности предоставленных данных.
В случае выявления ошибок отчетность субъектов Российской Федерации возвращается на корректировку в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отчетность субъектов Российской Федерации о ходе реализации приоритетных национальных проектов по результатам проверки ее достоверности поступает главным федеральным инспекторам и далее после их визирования в окружные информационно-аналитические центры Федеральной службы охраны Российской Федерации и аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах по защищенным каналам связи Спецсвязи Федеральной службы охраны Российской Федерации для обеспечения оперативного контроля выполнения приоритетных национальных проектов.
Далее отчетность субъектов Российской Федерации о ходе реализации приоритетных национальных проектов поступает в главный информационно-аналитический центр Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Через главный информационно-аналитический центр Федеральной службы охраны Российской Федерации по выделенному каналу связи отчетность субъектов Российской Федерации о ходе реализации приоритетных национальных проектов в неизменном виде поступает в межведомственный информационно-технологический центр для экспертизы, проводимой федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию соответствующих приоритетных национальных проектов.
Из межведомственного информационно-технологического центра отчетность субъектов Российской Федерации о ходе реализации приоритетных национальных проектов поступает в ведомственные сегменты системы, расположенные в федеральных органах исполнительной власти, ответственных за реализацию приоритетных национальных проектов.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти осуществляют экспертизу отчетности субъектов Российской Федерации.
В случае выявления содержательных ошибок в отчетности субъектов Российской Федерации о ходе реализации приоритетных национальных проектов информация уточняется, и скорректированная информация с учетом замечаний направляется повторно через региональные информационно-аналитические центры, главный информационно-аналитический центр Федеральной службы охраны Российской Федерации и межведомственный информационно-технологический центр в ведомственные сегменты системы.
В случае отсутствия содержательных ошибок в отчетности субъектов Российской Федерации о ходе реализации приоритетных национальных проектов информация согласуется ответственным федеральным органом исполнительной власти.
Прошедшая экспертизу отчетность субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти о реализации приоритетных национальных проектов направляется в неизменном виде в межведомственный информационно-технологический центр и главный информационно-аналитический центр Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Основными компонентами системы, обеспечивающими автоматизацию процедур обработки и хранения данных на межведомственном уровне, являются:
центр обработки данных, размещаемый в межведомственном информационно-технологическом центре, обеспечивающий сбор, обработку и хранение информации о реализации приоритетных национальных проектов, поступающей в неизменном виде через главный информационно-аналитический центр Федеральной службы охраны Российской Федерации от региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отчетности федеральных органов исполнительной власти, поступающей через ведомственные сегменты системы;
центр обработки данных, размещаемый в главном информационно-аналитическом центре Федеральной службы охраны Российской Федерации, обеспечивающий по защищенным каналам связи сбор данных о реализации приоритетных национальных проектов от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и региональных информационно-аналитических центров Федеральной службы охраны Российской Федерации и их обработку, а также подготовку информационно-аналитических материалов и их представление структурным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и другим заинтересованным пользователям.
3. Аналитическая обработка информации о ходе реализации
приоритетных национальных проектов
Технологии аналитической обработки информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов должны обеспечивать решение следующих задач:
оценка (частная, интегральная) эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе анализа целевых и контрольных значений показателей их выполнения;
оценка эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов;
сравнительный анализ эффективности реализации приоритетных национальных проектов как отдельными федеральными органами исполнительной власти, так и субъектами Российской Федерации;
оценка и анализ общественного мнения по результатам социологических опросов населения и экспертных опросов;
оценка эффективности информационного обеспечения мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов, в том числе в средствах массовой информации;
выявление и анализ проблем управления приоритетными национальными проектами, в том числе на основе экспертных опросов;
прогнозирование результативности выполнения приоритетных национальных проектов.
Решение указанных задач обеспечивается реализацией специальных технологий аналитической обработки собираемой информации как на уровне ведомственных (региональных) сегментов системы на основе типового решения, так и в целом за счет разработки и установки специальной информационно-аналитической подсистемы системы в центре обработки данных, размещаемом в главном информационно-аналитическом центре Федеральной службы охраны Российской Федерации.
4. Представление информации о реализации
приоритетных национальных проектов
Система должна обеспечить представление руководству страны, а также органам государственной власти Российской Федерации полной, актуальной и достоверной отчетной и аналитической информации, достаточной для формирования объективной оценки хода реализации приоритетных национальных проектов и позволяющей обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений их выполнения.
Главный информационно-аналитический центр Федеральной службы охраны Российской Федерации по защищенным каналам связи представляет доступ к согласованной отчетности субъектов Российской Федерации и отчетности федеральных органов исполнительной власти, а также интегрированной аналитической отчетности структурным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации.
Межведомственный информационно-технологический центр обеспечивает доступ к согласованной отчетности субъектов Российской Федерации и отчетности федеральных органов исполнительной власти ведомственным и региональным сегментам системы, а также в случае необходимости оперативный доступ к указанной информации Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации.
В целях обеспечения единства представления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов информация предоставляется с помощью единого пользовательского интерфейса для всех потребителей.
Постоянно обновляемые копии базы данных системы размещаются в главном информационно-аналитическом центре Федеральной службы охраны Российской Федерации и межведомственном информационно-технологическом центре.
Предоставление информации вышеуказанным пользователям, руководителям координационных и совещательных органов и рабочих групп по реализации приоритетных национальных проектов, а также непосредственным ответственным исполнителям работ по проектам осуществляется в строгом соответствии с требованиями по разграничению их доступа и обеспечению персонифицированного подключения к системе.
Сетевые графики, табличные отчетные формы и другая справочная информация представляются как в экранных формах, так и при необходимости на бумажных носителях. При этом в системе обеспечивается вывод минимального набора информации, включающего:
сетевые графики, отражающие соответствие плановых и фактических показателей реализации приоритетных национальных проектов, этапы и контрольные точки выполнения работ по отдельным мероприятиям, динамику их реализации и существующие отклонения от утвержденных сроков;
отчетные данные по реализации приоритетных национальных проектов, позволяющие провести визуальное сравнение результатов выполнения работ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отчетные документы и справочные материалы;
информацию, отражающую уровень общественного мнения о реализации приоритетных национальных проектов;
интегральные оценки выполнения приоритетных национальных проектов на федеральном и региональном уровнях;
аудио- и видеоинформацию, подтверждающую реализацию конкретных мероприятий приоритетных национальных проектов.
Основными компонентами системы, обеспечивающими реализацию указанных функций на основе современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных о ходе реализации приоритетных национальных проектов, являются выносные мультимедийные комплексы.
Выносные мультимедийные комплексы устанавливаются на рабочих местах Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, в структурных подразделениях Администрации Президента Российской Федерации, включая полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, в структурных подразделениях Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации приоритетных национальных проектов. Для представления информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов также могут использоваться существующие ситуационные центры органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При этом в целях обеспечения предоставления свободного доступа граждан и организаций к информации о реализации приоритетных национальных проектов часть указанной информации может размещаться на официальном сайте приоритетных национальных проектов в сети Интернет в автоматизированном режиме в соответствии с утверждаемым регламентом, определяющим состав соответствующих сведений и порядок их публикации.
5. Организация межведомственного информационного обмена
В целях организации автоматизированного информационного взаимодействия и обмена на межведомственном уровне в рамках системы, а также между ней и другими государственными информационными системами необходимо обеспечить разработку и внедрение специальных интеграционных приложений.
Обмен данными на межведомственном уровне осуществляется в соответствии с требованиями, рассматриваемыми на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, или на основе специальных соглашений об информационном обмене, подписываемых заинтересованными сторонами.
VII. Задачи телекоммуникационного компонента системы
Телекоммуникационный компонент системы является интегрированной телекоммуникационной средой, с помощью которой пользователям системы предоставляются в соответствии с международными стандартами современные телекоммуникационные услуги с гарантированным уровнем информационной безопасности.
В соответствии с назначением системы телекоммуникационный компонент выполняет следующие основные задачи:
обеспечение надежной и достоверной доставки пользователям необходимой информации;
обеспечение требуемого качества телекоммуникационного взаимодействия компонентов и пользователей системы между собой и с внешними государственными информационными системами.
Телекоммуникационный компонент системы включает в себя:
сети связи специального назначения;
виртуальную межведомственную компьютерную сеть.
Сеть связи специального назначения будет использоваться для организации доступа работников структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы охраны Российской Федерации к сервисам видеоконференцсвязи.
В целях организации обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на межведомственном уровне формируется специальная виртуальная сеть с подключением через межведомственный информационно-технологический центр.
Для передачи информации в структурные подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, организующие реализацию приоритетных национальных проектов, предусматривается установка абонентского комплекта сети передачи данных "Атлас", позволяющего передавать информацию по протоколам "X.25", "Frame Relay", "IP", а также обеспечить возможность защиты информации, передаваемой посредством электронной почты.
Для обеспечения эффективного обмена информацией внутри структурных подразделений, входящих в состав федеральных органов исполнительной власти, и между ними, а также между органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации используется ведомственная (региональная) виртуальная сеть.
VIII. Цель и задачи компонента по обеспечению
информационной безопасности
Целью компонента по обеспечению информационной безопасности системы является защита информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе и ее пользователям.
Информационная безопасность системы обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности и контроля, выполняющей следующие задачи:
обеспечение равнопрочной защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю системы;
обеспечение конфиденциальности и целостности информации;
обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия.
В системе защите подлежат:
автоматизированные рабочие места пользователей системы, файл-серверы локальных вычислительных сетей, серверы баз данных локальных вычислительных сетей, специализированные серверы локальных вычислительных сетей, коммуникационное оборудование системы;
базовое и прикладное программное обеспечение системы;
статистическая и аналитическая информация, формируемая в результате взаимодействия пользователей между собой и компонентами системы.
Основными направлениями создания комплексной системы защиты информации являются:
организационно-режимные меры защиты;
защита информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок;
защита от вирусных атак;
обеспечение безопасности взаимодействия системы с внешними источниками информации;
защита информации от несанкционированного доступа.
IX. Обеспечение создания, функционирования
и развития системы
Создание системы осуществляется в 3 этапа:
I этап (2006 год) - проектирование и ввод в опытную эксплуатацию 1-й очереди системы, включая отработку технологий информационного взаимодействия заинтересованных органов государственной власти в рамках обеспечения ее функционирования;
II этап (2007 год) - проектирование и ввод в промышленную эксплуатацию 1-й и 2-й очереди системы;
III этап (2008-2010 годы) - развитие функциональных возможностей системы и ввод 3-й очереди системы в промышленную эксплуатацию.
На I этапе планируется:
разработка системного проекта создания системы;
создание макета основных компонентов системы;
создание основных центров обработки данных на межведомственном уровне в рамках системы, а также отработка технологий их взаимодействия;
подключение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию приоритетных национальных проектов, главных федеральных инспекторов в субъектах Российской Федерации и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах к системе;
создание системы видеоконференцсвязи в интересах обеспечения взаимодействия Администрации Президента Российской Федерации с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и главными федеральными инспекторами в субъектах Российской Федерации;
отработка технологии сбора и обработки данных о реализации приоритетных национальных проектов в автоматизированном режиме и информационного наполнения системы;
внедрение информационно-аналитической подсистемы контроля эффективности реализации приоритетных национальных проектов и результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по их выполнению;
установка выносных мультимедийных комплексов в федеральных органах исполнительной власти, ответственных за реализацию приоритетных национальных проектов, структурных подразделениях Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации.
На II этапе планируется:
создание 2-й очереди системы - ведомственных сегментов системы в федеральных органах исполнительной власти, ответственных за реализацию приоритетных национальных проектов;
подключение к системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию приоритетных национальных проектов, и органов местного самоуправления муниципальных образований с численностью населения свыше 1 млн. человек;
установка выносных мультимедийных комплексов в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
создание системы информационно-коммуникационных центров аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
создание системы защищенной видеоконференцсвязи, обеспечивающей взаимодействие Президента Российской Федерации, руководителей Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с федеральными и региональными органами государственной власти;
интеграция системы с другими государственными и ведомственными информационными системами органов государственной власти, участвующих в реализации приоритетных национальных проектов.
На III этапе планируется:
модернизация технологий информационного наполнения и анализа данных о ходе реализации приоритетных национальных проектов;
создание 3-й очереди системы - создание региональных и муниципальных сегментов системы;
подключение органов местного самоуправления к системе с установкой соответствующих автоматизированных рабочих мест;
отработка технологий информационного взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью информационного наполнения системы.
Вместе с тем успешная реализация проекта по созданию системы требует формирования эффективной системы координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Учитывая межведомственный характер проекта для обеспечения эффективного управления выполнением работ по созданию и развитию системы, необходимо:
образовать межведомственную рабочую группу по созданию и развитию системы;
сформировать совет конструкторов системы, утверждаемый Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации, для предварительного рассмотрения проектных документов, согласования и выработки оптимальных технических решений, применяемых в рамках создания и развития системы;
определить государственного заказчика - координатора по созданию и развитию системы и государственных заказчиков создания и развития ее отдельных компонентов и сегментов.
Основными функциями государственного заказчика - координатора являются:
организация подготовки и проведения проектных работ по созданию системы, разработка необходимых документов, регламентирующих создание и функционирование системы, проведение технической экспертизы предлагаемых проектных решений;
обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия, общей координации работ и управления проектом;
контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию проекта;
подготовка обобщенных предложений по нормативно-правовому, кадровому и финансовому обеспечению реализации проекта по созданию и развитию системы.
Государственные заказчики системы в пределах своей компетенции по созданию и развитию соответствующих компонентов системы обеспечивают:
формирование технических и функциональных требований к компонентам системы;
подготовку предложений по финансовому обеспечению мероприятий по созданию и развитию компонентов системы;
координацию проводимых исполнителями работ по созданию и развитию соответствующих компонентов системы;
приемку выполненных работ по созданию и развитию компонентов системы.
В качестве государственного заказчика - координатора предлагается определить Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
В качестве государственных заказчиков предлагается определить:
Федеральную службу охраны Российской Федерации - в части создания и развития компонентов системы, обеспечивающих сбор, аналитическую обработку и представление информации в интересах Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, а также Счетной палаты Российской Федерации;
Федеральное агентство по информационным технологиям - в части создания компонентов системы, обеспечивающих в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, участвующих в реализации приоритетных национальных проектов, формирование и ведение информационных ресурсов системы с использованием межведомственного информационно-технологического центра и предоставление доступа к ним.
X. Ресурсное обеспечение создания и развития системы
В связи с тем, что создание системы носит комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления в целом, основным источником финансирования соответствующих работ является федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
При этом главным распорядителем бюджетных средств на проектирование системы должен быть определен ее государственный заказчик - координатор.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются функциональными заказчиками системы и участвуют в формировании требований и приемке ведомственных (региональных) сегментов системы, а также в последующем обеспечивают их эксплуатацию и информационное наполнение.
XI. Ожидаемый социально-экономический эффект
создания системы
Предполагается, что создание системы позволит:
повысить эффективность информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации приоритетных национальных проектов;
обеспечить эффективность управления реализацией приоритетных национальных проектов за счет повышения оперативности и качества принимаемых управленческих решений по реализации отдельных мероприятий;
повысить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и снизить уровень коррупции при реализации приоритетных национальных проектов;
повысить эффективность расходования бюджетных средств при реализации приоритетных национальных проектов;
снизить трудозатраты на выполняемые вручную до создания системы операции по сбору, обработке, поиску и представлению данных о реализации приоритетных национальных проектов, а также подготовку сводной отчетной документации.
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 апреля 2007 года
N 516-р
ПЛАН
мероприятий по реализации Концепции создания государственной
автоматизированной системы информационного обеспечения
управления приоритетными национальными проектами
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Исполнитель |
1. Подписание соглашения между |
II квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
2. Корректировка форм отчетности |
II квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
3. Установка автоматизированных |
II квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
4. Обеспечение доступа к |
II квартал 2007 г. |
ФСО России, |
5. Организация сбора и ввода |
II квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
6. Ввод 1-й очереди системы в |
II квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
7. Создание и реализация |
II квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
8. Формирование информационно- |
III квартал 2007 г. |
ФСО России, |
9. Разработка и внедрение |
III квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
10. Установка автоматизированных |
III квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
11. Ввод 2-й очереди системы в |
IV квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
12. Установка автоматизированных |
IV квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
13. Разработка и внедрение |
IV квартал 2007 г. |
Мининформсвязи России, |
14. Разработка и внедрение |
IV квартал 2007 г. |
ФСО России, |
15. Создание системы |
IV квартал 2007 г. |
ФСО России |
16. Создание системы защищенной |
IV квартал 2007 г. |
ФСО России |
17. Установка выносных |
IV квартал 2007 г. |
ФСО России |
18. Создание системы |
IV квартал 2007 г. |
ФСО России |
19. Создание программно- |
IV квартал 2007 г. |
ФСО России |
20. Разработка специальной |
IV квартал 2007 г. |
ФСО России |
21. Ввод 3-й очереди системы в |
IV квартал 2008 г. |
Мининформсвязи России, |