почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
21
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


 
    РАЗДЕЛ 1. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)

   
Технологическая карта N 6

    
ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ТИПА ПОЛУВЫЕМКА-ПОЛУНАСЫПЬ

    
    
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    
    1.1. Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.
    
    Карта составлена на возведение земляного полотна шириной 12 м и высотой 3 м типа полувыемка-полунасыпь на косогоре крутизной 1:4. В качестве ведущего механизма принят бульдозер ДЗ-171 с разработкой грунта II группы.
    
    Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям.
    
    1.2. В состав работ входят:
    
    - срезка растительного слоя грунта в пределах полосы отвода;
    
    - устройство нагорной канавы;
    
    - нарезка уступов;
    
    - разработка грунта в выемке с перемещением в насыпь;
    
    - послойное разравнивание грунта;
    
    - увлажнение уплотняемого слоя грунта водой (при необходимости);
    
    - послойное уплотнение грунта в насыпи;
    
    - срезка рыхлого грунта с откоса насыпи и планировка его поверхности;
    
    - планировка верха земляного полотна;
    
    - окончательное уплотнение верха земляного полотна.
    
    1.3. Недопустимо отсыпать насыпь на косогоре до устройства продольных водоотводных канав (нагорной канавы).
    
    

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

    
    2.1. До возведения земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь (рис.1) необходимо:
    
    - восстановить и закрепить трассу дороги;
    
    - разбить и закрепить полосу отвода;
    
    - очистить территорию в пределах полосы отвода и карьеров от кустарника, пней и крупных камней;
    
    - разбить земляное полотно;
    
    - устроить временный водоотвод.
    



Рис.1. Поперечный профиль земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь



    2.2. Работы по возведению земляного полотна ведутся в разработанной технологической последовательности (табл.2) поточным методом на двух захватках длиной 125 м и на третьей захватке длиной 300 м при заключительных работах (рис.4).
    
    2.3. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
    
    - срезка растительного слоя грунта в пределах косогора бульдозером ДЗ-171;
    
    - устройство нагорной канавы универсальной землеройно-планировочной машиной - экскаватором-планировщиком ЭО-3533.
    
    Бульдозером срезают и удаляют растительный грунт по челночной схеме, начиная с верхней части косогора, перемещая его вниз, за пределы полосы отвода, и укладывают в отвал для последующего использования. Толщина растительного слоя грунта в технологической карте принята 20 см.
    
    Нагорную канаву разрабатывают экскаватором-планировщиком ЭО-3533 с ковшом вместимостью 0,5 м. Экскаватор устанавливают на специально устроенной на косогоре "полке". При разработке канавы экскаватор передвигается вдоль оси дороги. Проектная глубина канавы указывается на колышках, закрепляющих положение ее оси.
    
    Разработка профиля нагорной канавы (рис.2) производится в следующей последовательности: ковшом, установленным под углом откоса, срезают грунт по контуру одного, а затем - по контуру другого откоса; оставшийся по оси канавы грунт выбирают нормально установленным ковшом с зачисткой дна. Вырытый грунт отсыпают в банкет с низовой стороны нагорной канавы.
         



Рис.2. Схема разработки профиля нагорной канавы экскаватором-планировщиком ЭО-3533:

1-3 - последовательность экскавации грунта

    
    
    Планировка грунта в банкете при необходимости выполняется отвалом экскаватора ЭО-3533 при второй проходке.
    
    2.4. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
    
    - нарезка уступов бульдозером;
    
    - разработка грунта в выемке с перемещением его в насыпь бульдозером;
    
    - послойное разравнивание грунта бульдозером;
    
    - увлажнение уплотняемого слоя грунта водой с помощью поливомоечной машины (при необходимости);
    
    - послойное уплотнение насыпи самоходным катком на пневмошинах.
    
    Уступы нарезают бульдозером с поворотным отвалом Т-4АП2 ОБГН-4М на участках длиной 60-70 м. Нижний уступ нарезают шире устраиваемых выше уступов (шириной до 6 м). Следующий нарезают бульдозером, передвигающимся по насыпи, отсыпанной на высоту первого уступа, и т.д. (рис.3).
         
    


Рис.3. Нарезка уступов бульдозером с поворотным отвалом:

1 - уступ; 2 - отсыпанные слои насыпи

    
    Ширина уступа может составлять 2-4 м, высота - 0,5-2,0 м. Верху уступов в основании насыпи придают поперечный уклон в сторону оси дороги 0,01-0,02, стенки уступов при высоте до 1 м делают вертикальными, а при высоте до 2 м - с наклоном 1:0,5.
              

                                  


Рис.4. Технологический план потока по возведению земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь

    
    
    Полувыемку разрабатывают бульдозером с поворотным отвалом. Разработку грунта начинают с ее верхней части, устраивая площадку шириной не менее 3 м (рис.5). Затем срезают грунт слоями толщиной 0,3-0,4 м с перемещением его вдоль откоса на расстояние 10 м.
    



Рис.5. Последовательность разработки полувыемки на косогоре

    
    
    Срезанный грунт бульдозером с неповоротным отвалом ДЗ-171 перемещают вниз по косогору на устроенный уступ. Затем грунт перемещают бульдозером по уступу на расстояние до 20 м, разравнивая его слоями 0,3-0,4 м.
    
    После отсыпки первого слоя на участке 30 м приступают к его уплотнению. Бульдозерами продолжают отсыпку первого слоя насыпи по вышеизложенной технологии на следующем участке такой же длины.
    
    После отсыпки слоя на втором участке бульдозеры возвращаются на первый и выполняют работы по отсыпке очередного слоя по ранее уплотненному.
    
    Разработку грунта на косогоре и отсыпку следующих слоев производят в аналогичной последовательности.
    
    Насыпь предусмотрено отсыпать на 0,5 м шире проектного очертания исходя из условий уплотнения грунта в краевых частях. Лишний грунт убирают при планировке откосов.
    
    Уплотнение отсыпанного слоя выполняется самоходным катком на пневмошинах ДУ-101 за десять проходов по одному следу по челночной схеме. Начинать уплотнение следует на расстоянии не менее 1,5-2,0 м от бровки насыпи с постепенным приближением к откосу при каждом последующем проходе. При этом не допускается приближение кромки уплотняющего органа катка к бровке насыпи ближе 0,3 м. После этого укатку продолжают от края к середине насыпи с перекрытием предыдущего следа на 1/3 ширины.
    
    Первый и последний проходы по полосе укатки пневмокаток выполняет со скоростью 2,0-2,5 км/ч, промежуточные проходы - 5-8 км/ч.
    
    Давление в шинах катка должно быть одинаковым и составлять: для связных грунтов в начале уплотнения - 0,2-0,3 МПа; на заключительном этапе для супесей - 0,3-0,4 МПа, для суглинков и глин 0,6-0,8 МПа; для песков на всех стадиях уплотнения - 0,2-0,3 МПа.
    
    Плотность грунта после укатки слоя должна соответствовать установленным требованиям нормативных документов. При этом коэффициент уплотнения грунта в зависимости от проектной глубины расположения слоя от поверхности покрытия дорожной одежды должен соответствовать требованиям, приведенным в табл.1.
    
    

Таблица 1

    

Элементы земляного полотна

Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м

Наименьший коэффициент уплотнения грунта
при типе дорожных одежд



капитальном

облегченном и переходном



в дорожно-климатических зонах



I

II, III

IV, V

I

II, III

IV, V

Рабочий слой

До 1,5

0,98-0,96

1,0-0,98

0,98-0,95

0,95-0,93

0,98-0,95

0,95

Неподтопляемая часть насыпи

Св.1,5 до 6

0,95-0,93

0,95

0,95

0,93

0,95

0,90


Св.6

0,95


0,98

0,95

0,93

0,95

0,90

Подтопляемая часть насыпи

Св.1,5 до 6

0,96-0,95

0,98-0,95

0,95

0,95-0,93

0,95

0,95


Св.6


0,96


0,98


0,98


0,95


0,95


0,95

В рабочем   слое выемки ниже зоны сезонного промерзания

До 1,2



-



0,95



-



-



0,95-0,92



-




До 0,8

-


-

0,95-0,92


-

-

0,90

    
    
    Не следует допускать переувлажнение грунта, а при интенсивных дождях возведение насыпи из глинистых грунтов следует приостанавливать. Перед длительным перерывом в работе необходимо обеспечить водоотвод с поверхности незаконченной насыпи.
    
    Сухие и слабовлажные грунты следует увлажнять принятой в карте поливомоечной машиной МД-433-03. Слой уплотняемого грунта должен полностью пропитаться водой. Технологической картой предусмотрен расход воды, равный 3% от массы отсыпаемого в насыпь грунта.
    
    2.5. На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:
    
    - срезка излишков грунта с откоса насыпи и планировка поверхности откоса насыпи экскаватором-планировщиком;
    
    - планировка поверхности откоса полувыемки автогрейдером;
    
    - планировка верха земляного полотна автогрейдером;
    
    - нарезка кювета автогрейдером;
    
    - окончательное уплотнение верха земляного полотна пневмокатком.
    
    Срезка излишков грунта с откосов насыпи и планировка поверхности откоса насыпи выполняются экскаватором-планировщиком ЭО-3533.
    
    Перед срезкой грунта с откоса верхняя площадка насыпи должна быть спланирована, а бровка обозначена колышками через 20 м.
    
    Срезаемый с откоса грунт используется в присыпных обочинах.
    
    Для обеспечения проектного положения откоса сразу после срезки грунта через каждые 50 м устанавливают откосники и обозначают линии бровок.
    
    Планировка поверхности откоса полувыемки выполняется автогрейдером ДЗ-122.
    
    Планировка верха земляного полотна осуществляется также автогрейдером ДЗ-122 за четыре прохода по одному следу по челночной схеме.
    
    Перед началом планировки необходимо проверить и восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле.
    
    Планировку начинают с наиболее низких участков (в продольном профиле), планируя верх насыпи путем последовательных проходов автогрейдера, начиная от краев с постепенным смещением к середине. Перекрытие предыдущего следа составляет 0,3-0,5 м. Угол захвата ножа автогрейдера устанавливается на 45-55° в сторону оси дороги.
    
    Кювет нарезают автогрейдером ДЗ-122 при движении вдоль земляного полотна, строго следя за соблюдением проектного уклона. Угол резания при этом должен быть в пределах 35-45°.
    
    Окончательное уплотнение верха земляного полотна производят самоходным пневмокатком ДУ-101 за четыре прохода по одному следу, по круговой схеме с перекрытием следов на 1/3. Необходимое давление в шинах пневмокатка указано в п.2.4.
    
    Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл.2, состав отряда - в табл.3.
    
    

    Таблица 2

    

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

    

N про-
цес-
сов

N за-
хва-
ток

Источ-
ник обосно-
вания норм выра-
ботки (ЕНиРы и рас-
четы)

Описание рабочих процессов
в порядке их технологической последователь-
ности с расчетом объемов работ

Еди-
ни-
ца из-
ме-
ре-
ния

Количество работ

Произ-
води-
тель-
ность в смену

Потребность в машино-
сменах

Затраты труда
и заработная плата
на захватку длиной 125 м











на
зах-
ватку
=125 м

на
1 км



на зах-
ватку =125 м

на
1 км

Норма времени, чел.-ч

Заработная плата, руб.-коп.





















на еди-
ницу изме-
рения

на пол-
ный объем работ

на еди-
ницу изме-
рения

на полный объем работ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

I. Основные земляные работы (захватка =125 м)

1

I

Расчет

Срезка и удаление растительного слоя грунта толщиной 0,2 м бульдозером ДЗ-171 в пределах косогора в количестве:

36·125=4500

м

4500

36000

4280

1,05

8,4

0,00187

8,41

0-04

180-00

2

I

Расчет

Устройство нагорной канавы экскаватором-
планировщиком ЭО-3533 с выгрузкой грунта в банкет:

(2,85+0,6)·0,75х
х125/2=162

м

162

1296

180

0,90

7,19

0,044

7,13

0-94,4

152-93

3

II

Расчет

Нарезка уступов и перемещение грунта бульдозе-
ром Т-4АП2 ОБГН-4М на расстояние 30 м:

227·3=680

м

680

5440

750

0,9

7,25

0,011

7,48

0-24

163-20

4

II

Расчет

Разработка полувыемки и перемещение грунта в полуна-
сыпь бульдозером ДЗ-171 на 10 м:

211+461+711=
=1383

м

1383

11064

1950

0,70

5,67

0,0041

5,67

0-08,8

121-70

5

II

Расчет

Поперечное перемещение ранее разработанного грунта из выемки и продольное по уступу бульдозером Т-4АП2 ОБГН-4М на расстояние
20 м:

211+461+711=
=1383

м

1383

11064

1250

1,11

8,85

0,0064

8,85

0-13,7

189-47

6

II

Расчет

Послойное разравнивание грунта в насыпи толщиной 0,35 м бульдозером Т-4АП2 ОБГН-4М:

438+688+938=
=2064

м

2064

16512

2960

0,70

5,58

0,0027

5,57

0-05,8

119-71

7

II

Расчет

Послойная подкатка грунта в насыпи при разработке уступов и выемок самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах за 4 прохода по одному следу:

750+1562=2312

м

2312

18496

6150

0,38

3,00

0,0013

3,0

0-02,8

64-74

8

II

Расчет

Послойное увлажнение грунта водой до оптимальной влажности поливомоечной машиной
МД 433-03
при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта при его плотности
1,75 т/м:

(438+688+938)х
х1,75·0,03=110

м

110

880

68

1,62

12,94

0,079

8,69

1-47

161-70

9

II

Расчет

Послойное уплотнение грунта в насыпи толщиной 0,3 м в плотном теле самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу:

438+688+938=
=2064

м

2064

16512

1195

1,73

13,82

0,0067

13,83

0-14,4

297-22




    ИТОГО:








68,63


1450-67

II. Заключительные земляные работы (захватка =300 м)

11

III

Расчет

Планировка откосов выемки автогрейдером ДЗ-122 при рабочем ходе в двух направлениях:

5,9·300=1770

м

1770

5900

9400

0,19

0,63

0,00085

1,50

0-01,8

31-86

12

III

Расчет

Планировка верха земляного полотна автогрейдером ДЗ-122 за четыре прохода по одному следу:

14,2·300=4260

м

4260

14200

9090

0,47

1,56

0,00088

3,75

0-01,9

80-94

14

III

Расчет

Окончательное уплотнение верха земляного полотна самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах за 4 прохода по одному следу:

12·300=3600

м

3600

12000

10125

0,36

1,19

0,0079

2,84

0-01,7

61-20

10

III

Расчет

Срезка избытка грунта с откоса насыпи и планировка откоса экскаватором-
планировщиком ЭО-3533, оборудованным планировочным ковшом:

6,7·0,22·300=
=442

м

442

1474

570

0,78

2,59

0,014

6,19

0-30

132-60

13

III

Расчет

Устройство кювета автогрейдером ДЗ-122:

(2,2+0,4)/2·0,4х
х300=156


м

156

520

570

0,27

0,91

0,014

2,18

0-30

46-80




ИТОГО:








16,46


353-40

    
    
Таблица 3

    

Состав отряда

    

Машины

Профессия и разряд рабочего

Потребность в машино-сменах

Потребность в машинах

Коэффи-
циент загрузки

Количество рабочих



на 1000 м

на захватку




1. Основные земляные работы (захватка 125 м)

Бульдозер
ДЗ-171

Машинист
VI разряда

14,07

1,75

2

0,88

2

Экскаватор-планировщик
ЭО-3533

Машинист
VI разряда

7,19

0,9

1

0,90

1

Бульдозер
Т-4АП2 ОБГН-4М

Машинист
VI разряда

21,68

2,7

3

0,90

3

Самоходный каток на пневматических шинах ДУ-101

Машинист
VI разряда

16,82

2,11

3

0,70

3

Поливомоечная машина
МД 433-03

Машинист
VI разряда

12,94

1,62

2

0,81

2

2. Заключительные земляные работы (захватка 300 м)

Автогрейдер
ДЗ-122

Машинист
VI разряда

3,1

0,93

1

0,93

1

Экскаватор-планировщик
ЭО-3533

Машинист
VI разряда

2,59

0,78

1

0,79

1

Самоходный каток на пневматических шинах ДУ-101

Машинист
VI разряда

1,19

0,36




    
    Примечание. Самоходные катки ДУ-101 на пневматических шинах в количестве 3 штук используются при производстве основных и заключительных земляных работ.
    
    
    Технологический план потока по устройству полувыемки-полунасыпи приведен на рис.4. Технология операционного контроля качества работ при устройстве полувыемки-полунасыпи приведена в табл.4.
    
    

Таблица 4

Технология операционного контроля качества работ при возведении
земляного полотна высотой 3 м типа полувыемка-полунасыпь

    

Основные операции, подлежащие контролю

Состав контроля

Метод и средства контроля

Режим и объем контроля

Лицо, осущест-
вляющее контроль

Предельные отклонения от норм контро-
лируемых параметров

Где регист-
рируют результаты контроля

1

2

3

4

5

6

7

Снятие растительного слоя грунта

Толщина снимаемого слоя грунта

Инструментальный


Измерительная линейка, визирки

Промеры не реже, чем через 100 м

Мастер

±20% от проектной толщины

Общий журнал работ

Устройство нагорной канавы

1. Поперечные размеры нагорной канавы (по дну)

Инструментальный


Измерительная рулетка

Промеры не реже, чем через 100 м

Мастер

±5 см от проектных значений

Общий журнал работ


2. Глубина нагорной канавы

Инструментальный


Нивелир

Промеры не реже, чем через 100 м

Геодезист

±5 см от проектных значений

Журнал технического нивели-
рования

Послойное разравнивание грунта в насыпи

1. Толщина разравниваемого слоя

Инструментальный


Измерительная линейка, визирки
     

Промеры не реже, чем через 100 м

Мастер

±20% от проектной толщины

Общий журнал работ


2. Однородность грунта

Визуальный

Постоянно

Мастер, лаборант

-

Ведомость приемки земляного полотна

Послойное уплотнение насыпи

1. Плотность грунта земляного полотна

Лабораторный

Метод режущего кольца
   
Ускоренные и полевые экспресс-методы и приборы

Не реже, чем через 200 м при высоте насыпи до 3 м (не менее 3 точек: по оси земполотна и на расстоянии 1,5-2,0 м от бровки)

Лаборант

Снижение плотности грунта не более 4% от проектных значений до   10% определений

Журнал лабора-
торного контроля


2. Влажность уплотняемого грунта

Лабораторный


Отбор проб грунта в бюксы

Не реже одного раза в смену (не менее трех образцов) и обязательно при выпадении осадков

Примечание: п.п.1, 2     могут выполняться совместно

Лаборант

Табл.1.
СНиП 3.06.03-85

Журнал лабора-
торного контроля


3. Режим и технология уплотнения

Визуальный

Постоянно

Мастер


Общий журнал работ

Планировка откосов насыпи и выемки

Крутизна откосов

Уклономер

Промеры через 50 м

Мастер

Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения

Общий журнал работ

Планировка верха земляного полотна

1. Высотные отметки продольного профиля

Инструментальный


Нивелир

Промеры не реже, чем через 100 м

Геодезист

±50 мм      от проектных отметок

Журнал технического нивели-
рования



2. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна

Инструментальный


Измерительная рулетка

Промеры не реже, чем через 100 м

Мастер

±10 см от проектных значений

Общий журнал работ


3. Поперечные уклоны

Инструментальный


Уклономер

Промеры не реже, чем через 100 м

Мастер, геодезист

±0,010 от проектных значений

Ведомость приемки земляного полотна

Устройство кювета

1. Поперечные размеры нагорной канавы (по дну)

Инструментальный


Измерительная рулетка

Промеры не реже, чем через 100 м

Мастер

±5 см от проектных значений

Общий журнал работ


2. Глубина нагорной канавы

Инструментальный


Нивелир

Промеры не реже, чем через 100 м

Геодезист

±5 см от проектных значений

Журнал технического нивели-
рования

    
    
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

    
    К управлению дорожными машинами допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение на право управления данной машиной и знающие требования безопасного ведения работ. При работе по возведению насыпей земляного полотна бульдозерами запрещается:
    
    - производить земляные работы до очистки участка от леса, пней, валунов и разбивки границ полосы отвода;
    
    - производить разработку грунта бульдозером на расстоянии ближе 1 м от расположения подземных коммуникаций;
    
    - производить без разрешения* (ордера на разрытие) от организаций, эксплуатирующих эти коммуникации;
    
    - перемещать грунт на подъем или под уклон более 30°;
    
    - поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом;
    
    - работать в глинистых грунтах в дождливую погоду;
    
    - находиться на раме рыхлителя в момент опускания зубьев в грунт и во время их подъема.
___________________
    * Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

    
    Во избежание обрушения грунта (сползания насыпи) и опрокидывания бульдозера при сталкивании грунта под откос насыпи или засыпке траншей отвал бульдозера не выдвигается за край откоса, а при устройстве насыпи расстояние от края гусеницы или колеса бульдозера до бровки насыпи должно быть не менее 1 м.
    
    При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
    
    1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.
_______________
    * На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.
    
    2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
    
    3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера).
    
    4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
    
    5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
    
    6. ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера.
    
    7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование