- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
РАЗДЕЛ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)
Технологическая карта N 13
УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНОГО ПОКРЫТИЯ (ОСНОВАНИЯ)
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПО СПОСОБУ ПРОПИТКИ БИТУМОМ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Технологическая карта разработана на устройство щебеночного покрытия (основания) толщиной 20 см и шириной 9 м по способу пропитки вязким битумом на глубину 10 см с применением распределителя дорожно-строительных материалов ДС-54 (для основной фракции щебня) и ДС-49 (для последующих фракций щебня).
Для устройства покрытия (основания) толщиной 20 см применяют щебень фракции: 40-70 мм (основная), 20-40 мм, 10-20 мм и 5-10 мм.
Щебень должен удовлетворять требованиям ГОСТ 8267-93.
Битум должен удовлетворять требованиям ГОСТ 12801-98 и ГОСТ 22245-90.
1.2. Конструкция покрытия (основания) принята в соответствии с альбомом "Типовые строительные конструкции, изделия и узлы" серии 3.503-71/88 "Дорожные одежды для автомобильных дорог общего пользования". Выпуск 0. Материалы для проектирования".
1.3. При устройстве щебеночного покрытия по способу пропитки выполняют следующие работы: подвозку и распределение слоя щебня; уплотнение слоя щебня; розлив битума по поверхности слоя; распределение расклинивающей фракции щебня; уплотнение расклинивающей фракции щебня.
1.4. Работы по устройству щебеночного покрытия (основания) способом пропитки выполняют в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 °С.
Уплотнение щебня основной фракции не рекомендуется проводить в случае продолжительных дождей или переувлажнения слоя щебня и земляного полотна.
1.5. Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям работы с учетом наличия дорожно-строительных машин и механизмов, уточнения объемов работ и калькуляции затрат труда.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
2.1. Перед устройством щебеночного покрытия (основания) по способу пропитки необходимо:
- обеспечить готовность земляного полотна (или нижележащего слоя дорожной одежды) в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил;
- подготовить временные подъездные пути для доставки материалов к месту производства работ;
- выполнить разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной толщины, ширины основания (покрытия) и поперечных уклонов;
- обеспечить водоотвод.
2.2. Щебень доставляют на участок автосамосвалами в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины с учетом коэффициента запаса на уплотнение 1,25.
Битум подвозят к месту розлива автогудронатором, и к моменту распределения его доводят до требуемой температуры.
2.3. Работы по устройству щебеночного покрытия по способу пропитки (рис.1) ведутся поточным методом на двух захватках длиной 200 м каждая (рис.2).
Рис.1. Конструкция дорожной одежды
Рис.2. Технологический план потока по устройству щебеночного
слоя покрытия (толщиной 10 см) по способу пропитки вязким битумом
2.4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
- доставка основной фракции щебня (40-70 мм) для устройства основания (покрытия) автомобилями-самосвалами КамАЗ 55118;
- распределение щебня основной фракции универсальным распределителем ДС-54;
- уплотнение слоя щебня фракции 40-70 мм.
При общей толщине щебеночного основания (покрытия) по способу пропитки 20 см слой из основной фракции щебня следует принимать с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине основания (покрытия) и увеличение объема щебеночной фракции в 1,25 раза на его уплотнение.
Щебень к месту укладки доставляют автосамосвалом КамАЗ-55118 и распределяют универсальным распределителем ДС-54.
Для обеспечения ровности кромок и заданной ширины покрытия (основания) устанавливают временные упоры в виде бордюров, брусьев и т.п. Высота упоров должна соответствовать толщине слоя.
Распределитель, оборудованный навесным рабочим органом щебнеукладчика, обеспечивает необходимую ровность укладываемого слоя и предварительное уплотнение щебня виброплитой. Перед началом работ заслонки бункера распределителя должны находиться над местом начала укладки щебня. Отвал распределителя устанавливают в рабочее положение с учетом толщины укладываемого слоя и коэффициента запаса на уплотнение (1,25).
При неподвижном положении распределителя автомобиль-самосвал заезжает на специальные трапы и выгружает щебень в приемный бункер. После разгрузки и съезда с трапов автосамосвала начинают распределение материала полосами шириной 3 м.
По мере движения распределителя щебень поступает к отвалу плужного типа, который распределяет его равномерно по всей ширине укладываемой полосы с обеспечением заданной толщины слоя. При выходе за пределы отвала щебень уплотняется виброплитами.
После распределения щебня по всей ширине основания его подготавливают к укатке. Исправляют, при необходимости, края уложенного слоя, тщательно выравнивают сопряжение полос покрытия (основания).
Ввиду того, что щебень предварительно уплотняется виброплитами щебнеукладчика, исключают подкатку легкими катками, а уплотнение щебня осуществляют тяжелыми катками с гладкими вальцами ДУ-98 массой 10,5 т.
Укатку щебня начинают от обочины к оси дороги с перекрытием предыдущего следа от катка на 1/3 его ширины за 5 проходов по одному следу. После двух-трех проходов катка устраняют места просадок, подсыпают щебень, разравнивают и оставляют под дальнейшее уплотнение.
В начале уплотнения, при создании необходимой жесткости щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня, скорость движения катка должна быть 1,5-2 км/ч, в конце уплотнения она может быть повышена до максимальной скорости (6,5 км/ч), при которой повышается производительность и не происходит перегрузка мотора.
Для обеспечения лучшей уплотняемости, щебень следует поливать при температуре воздуха выше 20 °С. Количество воды должно составлять 8-10 л/м. В этом случае разливать битум следует только после просыхания щебня.
Признаком законченного уплотнения является отсутствие подвижности щебня, прекращение образования волны перед катком и отсутствие следа от катка. При этом должно происходить раздавливание щебенки, положенной на поверхность слоя (при недостаточном уплотнении она вдавливается в слой).
2.5. На второй захватке выполняются следующие технологические операции (табл.1):
- доставка щебня расклинивающих фракций автомобилем-самосвалом ЗИЛ-ММЗ-4508-03;
- доставка и розлив вязкого битума автогудронатором СД-203;
- распределение щебня расклинивающих фракций распределителем каменной мелочи;
- уплотнение распределяемого слоя щебня тяжелыми катками.
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
N про- |
N за- |
Источник обоснова- |
Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ |
Еди- |
Коли- |
Произ- |
Потребность в машино- |
Затраты труда и заработная плата на захватку длиной | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Норма времени, чел.-ч. |
Заработная плата, руб.-коп. | ||||
|
|
|
|
|
на за- |
на |
|
на за- |
на |
на еди- |
на пол- |
на еди- |
на полный объем работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
I |
Расчет |
Транспортировка щебня фракции 40-70 мм автосамосвалом КамАЗ-55118 на расстояние 10 км: 200·9·0,2·0,9·1,25·1,03=420 |
м |
420 |
2100 |
60,8 |
6,91 |
34,54 |
0,132 |
55,44 |
2-45 |
1029-00 |
2 |
I |
Расчет |
Укладка щебня фракции 40-70 мм самоходным распределителем щебня ДС-54 в одном слое |
м |
2200 |
22000 |
320 |
6,88 |
68,75 |
0,025 |
55,0 |
0-54 |
1188-00 |
3 |
I |
Расчет |
Уплотнение щебеночного основания самоходным гладковальцовым вибрационным катком ДУ-98 за 5 проходов по одному следу |
м |
1800 |
9000 |
4440 |
0,41 |
2,03 |
0,0018 |
3,24 |
0-03,9 |
70-20 |
4 |
II |
Расчет |
Первый розлив битума БНД 90/130 в количестве 5,75 л/м автогудронатором СД-203: =10,7 |
т |
10,7 |
53,5 |
35 |
0,31 |
1,53 |
0,46 |
4,92 |
8-76 |
93-73 |
5 |
II |
Расчет |
Транспортировка расклинивающего материала фракции 20-40 мм автосамосвалом ЗИЛ-ММЗ-4508-03 на расстояние 10 км: = |
м |
20,4 |
102 |
40,6 |
0,5 |
2,51 |
0,2 |
4,08 |
3-11 |
63-44 |
6 |
II |
Расчет |
Распределение расклинивающего материала фракции 20-40 мм распределителем каменной мелочи ДС-49 |
м |
20,4 |
102 |
90 |
0,23 |
1,13 |
0,09 |
1,84 |
1-93 |
39-37 |
7 |
II |
Расчет |
Уплотнение щебеночного слоя с расклинивающим материалом фракции 20-40 мм самоходным гладковальцовым катком ДУ-98 за 4 прохода по одному следу: 9·200=1800 м |
м |
1800 |
9000 |
5330 |
0,34 |
1,69 |
0,0015 |
2,7 |
0-03,2 |
57-60 |
8 |
II |
Расчет |
Второй розлив битума БНД 90/130 в количестве 3,45 л/м автогудронатором СД-203: =6,4 |
т |
6,4 |
32 |
35 |
0,18 |
0,91 |
0,46 |
2,94 |
8-76 |
56-06 |
9 |
II |
Расчет |
Транспортировка расклинивающего материала фракции 10-20 мм автосамосвалом ЗИЛ-ММЗ-4508-03 на расстояние 10 км: =20,4 |
м |
20,4 |
102 |
40,6 |
0,5 |
2,51 |
0,2 |
4,08 |
3-11 |
63-44 |
10 |
II |
Расчет |
Распределение расклинивающего материала фракции 10-20 мм распределителем каменной мелочи ДС-49 |
м |
20,4 |
102 |
90 |
0,23 |
1,13 |
0,09 |
1,84 |
1-93 |
39-37 |
11 |
II |
Расчет |
Уплотнение щебеночного слоя с расклинивающим материалом фракции 10-20 мм самоходным гладковальцовым катком ДУ-98 за 4 прохода по одному следу |
м |
1800 |
9000 |
5330 |
0,34 |
1,69 |
0,0015 |
2,7 |
0-03,2 |
57-60 |
12 |
II |
Расчет |
Третий розлив битума БНД 90/130 в количестве 2,3 л/м автогудронатором СД-203: =4,3 т |
т |
4,3 |
21,5 |
35 |
0,12 |
0,61 |
0,46 |
1,98 |
8-76 |
37-67 |
13 |
II |
Расчет |
Транспортировка клинца фракции 5-10 мм автосамосвалом ЗИЛ-ММЗ-4508-03 на расстояние 10 км: =18,5 |
м |
18,5 |
92,5 |
40,6 |
0,46 |
2,28 |
0,2 |
3,7 |
3-11 |
57-54 |
14 |
II |
Расчет |
Распределение клинца фракции 5-10 мм распределителем каменной мелочи ДС-49 |
м |
18,5 |
92,5 |
90 |
0,21 |
1,03 |
0,09 |
1,67 |
1-93 |
35-71 |
15 |
II |
Расчет |
Разметание клинца фракции 5-10 мм технической щеткой поливомоечной машины МД 433-03 |
м |
1800 |
9000 |
15000 |
0,12 |
0,6 |
0,00053 |
0,95 |
0-01 |
18-00 |
16 |
II |
Расчет |
Уплотнение клинца фракции 5-10 мм самоходным гладковальцовым катком ДУ-98 за 3 прохода по одному следу |
м |
1800 |
9000 |
7270 |
0,25 |
1,24 |
0,0011 |
1,98 |
0-02,4 |
43-20 |
Итого для покрытия |
|
|
|
|
11,80 |
58,88 |
|
99,6 |
|
1880-79 | |||
Итого для основания |
|
|
|
|
10,64 |
51,4 |
|
89,32 |
|
1689-27 |
Таблица 2
Состав отряда
Машины |
Профессия и разряд рабочего |
Потребность |
Потребность в машинах |
Коэффициент загрузки |
Количество рабочих | ||||||
|
|
на захватку |
на 1000 м |
|
|
| |||||
|
|
покры- |
осно- |
пок- |
осно- |
покры- |
осно- |
покры- |
осно- |
покры- |
осно- |
Самосвал КамАЗ-55118 |
Машинист |
6,91 |
6,91 |
34,54 |
34,54 |
7 |
7 |
0,99 |
0,99 |
7 |
7 |
Самосвал ЗИЛ-ММЗ 4508-03 |
Машинист |
1,46 |
1,0 |
7,3 |
5,02 |
2 |
1 |
0,73 |
1,0 |
2 |
1 |
Универсальный распределитель ДС-54 |
Машинист |
0,69 |
0,69 |
3,45 |
3,45 |
1 |
1 |
0,69 |
0,69 |
1 |
1 |
Автогудронатор СД-203 |
Машинист |
0,61 |
0,49 |
3,05 |
2,44 |
1 |
1 |
0,61 |
0,49 |
2 |
2 |
Распределитель каменной мелочи ДС-49 |
Машинист |
0,67 |
0,46 |
3,29 |
2,26 |
1 |
1 |
0,67 |
0,46 |
1 |
1 |
Самоходный гладковальцовый вибрационный каток ДУ-98 |
Машинист |
1,34 |
1,09 |
6,65 |
3,69 |
2 |
1 |
0,67 |
1,0 |
2 |
1 |
Поливомоечная машина МД-433-03 |
Машинист |
0,12 |
|
0,6 |
|
1 |
- |
0,12 |
- |
1 |
- |
|
Итого |
11,80 |
10,64 |
58,88 |
51,4 |
15 |
12 |
|
|
16 |
13 |
После уплотнения основной фракции щебня приступают к пропитке покрытия (основания) битумом, распределению и уплотнению расклинивающих фракций щебня.
Щебень фракции 20-40 мм, 10-20 мм и 5-10 мм доставляют к месту укладки автосамосвалами ЗИЛ-ММЗ-4508-03. Объем каждой расклинивающей фракции щебня следует принимать равным 0,9-1,1 м.
Розлив битума марки БНД 90/130, нагретого до температуры 150 °С, производят автогудронатором СД-203 по всей ширине основания (покрытия). Поверхность щебеночного слоя при этом должна быть чистой, без пыли и грязи. Расход битума следует принимать равным 1,0-1,1 л/м на каждый сантиметр толщины слоя пропитки и дополнительно 1,5-2,0 л/м для покрытия.
Немедленно после первого розлива битума по поверхности слоя основания (покрытия) распределяют первую расклинивающую фракцию щебня (20-40 мм). Распределение щебня осуществляют распределителем каменной мелочи ДС-49 полосами шириной по 3 м. После распределения щебня сразу приступают к его уплотнению тяжелыми гладковальцовыми катками ДУ-98 за 3-4 прохода по одному следу.
Закончив уплотнение первой заклинивающей фракции щебня 20-40 мм, последовательно производят второй и третий розлив битума и распределение с уплотнением последующих расклинивающих фракций щебня (10-20 мм и 5-10 мм). Технология распределения и уплотнения каждой из двух последних расклинивающих фракций с предварительным розливом битума аналогична вышеизложенной для первой фракции. Причем перед уплотнением последней расклинивающей фракции щебня размером 5-10 мм необходимо произвести разметание ее автомобильной щеткой, смонтированной на поливомоечной машине.
Розлив битума производят по следующей схеме: 50% вяжущего от общего расхода разливают перед распределением первой расклинивающей фракции щебня; 30% вяжущего - перед второй расклинцовкой и 20% вяжущего - перед третьей расклинцовкой.
Признаком завершения уплотнения слоя покрытия (основания) являются те же показатели, что и для уплотнения слоя из основной фракции щебня.
2.6. После устройства слоя покрытия (основания) по способу пропитки вязким битумом необходимо регулировать движение транспорта по всей его ширине в течение 10 дней. Это обеспечивает успешное формирование ровного покрытия и дополнительную подкатку слоя. Причем движение построечного транспорта разрешается только после окончания укатки последней, наиболее мелкой фракции.
2.7. Качество покрытия (основания) из щебня, устроенного по способу пропитки, должно соответствовать требованиям СНиП 3.06.03.85 "Автомобильные дороги". Работы по устройству покрытия (основания) по способу пропитки следует выполнять в соответствии с картой операционного контроля качества (табл.3).
Технология операционного контроля качества работ при устройстве
щебеночного покрытия (основания) по способу пропитки вязким битумом
Основные операции, подлежащие контролю |
Состав контроля |
Метод и средства контроля |
Режим и объем контроля |
Лицо, осу- |
Предельные отклонения |
Где регист- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Распределение основной фракции |
Толщина снимаемого слоя грунта |
Инструмен- |
Не реже одного раза за смену |
Мастер |
Отклонение по ширине ±10 см, по высоте ±15 см |
Общий журнал работ |
|
Высотные отметки по оси основания |
Нивелир, рейка |
Промеры |
Геоде- |
Отклонение |
Журнал технического нивели- |
Розлив вязкого битума |
Температура органического вяжущего |
Инструмен- |
При каждом розливе |
Лабо- |
В пределах допустимых температур для каждой марки битума |
Лабора- |
|
Расход вяжущего |
Объемный метод |
- |
Брига- |
±5% от установленного расхода |
- |
Распределение расклини- |
Равномерное распределение материала |
Визуальный |
Постоянный |
Мастер |
- |
Общий журнал работ |
Послойное уплотнение основания |
Плотность основания |
Визуальный |
По всей длине контролируемого участка |
Мастер |
Отсутствие волн перед вальцом |
Общий журнал работ |
Поперечный профиль |
|
Инструмен- |
|
|
|
|
|
Высотные отметки по оси основания |
Нивелир, рейка |
Промеры |
Геоде- |
Отклонение |
Журнал технического нивели- |
|
Поперечные уклоны |
Трехметровая рейка, уклономер |
Промеры |
Мастер |
Отклонение от промерных значений в пределах ±0,010 |
Журнал общих работ |
|
Ровность |
Трехметровая рейка с клиновым промерником |
Промеры |
Мастер |
Для дорог III категории просветы не должны превышать 7 мм, для дорог IV категории - 10 мм |
Журнал общих работ |
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
К использованию допускаются машины в работоспособном состоянии.
Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.
Использовать машины можно только в том случае, если температура окружающего воздуха соответствует указанной в эксплуатационной документации на машину.
До начала работы необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.
При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста.
Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена.
При работе распределителя каменных материалов запрещается затягивать болты на включенных вибраторах; удалять ограждения и настилы и работать без них, выполнять ремонт и регулировку электроаппаратуры при работающем генераторе; держать включенным вибратор, если вибробрус не лежит на основании.
Подъем и опускание передней плиты бункера распределителя материалов следует производить только механизмом подъема, находиться при этом внутри бункера запрещается. Сборку, разборку и ремонт отдельных деталей установки можно производить после поднятия и установки их на опорные козлы.
Подавать автомобиль-самосвал с каменными материалами задним ходом для загрузки бункера укладчика или распределителя мелкого щебня разрешается только после подачи сигнала машинистом укладчика или мастером. Во время работы укладчика или распределителя рабочим запрещается находиться в бункере машины или кузове автомобиля-самосвала.
При работе укладчика и распределителя на насыпях запрещается подъезжать более чем на 1 м к бровке насыпи. Запрещается очищать бункер во время работы.
Запрещается во время работы машины регулировать толщину распределяемого или укладываемого слоя, а также регулировать виброплиты, поправлять или менять ремни вибраторов.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.
_______________
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
4. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
5. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.