- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
РАЗДЕЛ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)
Технологическая карта N 14
УСТРОЙСТВО ВЕРХНЕГО СЛОЯ ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
ИЗ ГРАВИЙНОЙ СМЕСИ ПО СПОСОБУ СМЕШЕНИЯ НА ДОРОГЕ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
Технологическая карта составлена на строительство оснований (покрытий) из гравийных смесей, обработанных органическими вяжущими.
По составу гравийная смесь должна быть оптимального состава. Если смеси не удовлетворяют требованиям, предъявленным к зерновому составу, то их необходимо обогащать путем добавления недостающих фракций.
Свойства гравийного материала, входящего в состав смесей, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 25607-94 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытия и оснований автомобильных дорог и аэродромов"; ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ".
В качестве органических вяжущих применяют жидкие битумы марок МГ 70/130 и СТ 70/130; дорожные битумные эмульсии марок ЭБК-2; ЭБК-3 ГОСТ 18659-81* "Эмульсии битумные дорожные".
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52128-2003. - Примечание изготовителя базы данных.
Способ смешения на дороге обеспечивает в отличие от пропитки лучшее перемешивание минерального материала с вяжущим, допускает применение более простого оборудования и местного (чаще всего гравийного) минерального материала.
Смешение на дороге автогрейдером выполняют для устройства покрытий на автомобильных дорогах IV категории, а также верхних слоев оснований на дорогах III-IV категорий.
Слои дорожной одежды, построенные способом смешения на дороге, имеют толщину 8-10 см. При большей толщине смешение делают в два приема.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
2.1. До начала работ по устройству основания (покрытия) должны быть выполнены все предшествующие работы по устройству земляного полотна, подстилающих слоев и водоотвода.
2.2. Работы по устройству гравийного основания (покрытия), обработанного битумной эмульсией способом смешения на дороге, ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ на двух захватках длиной 150 м (табл.1).
Таблица 1
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
|
|
|
|
|
|
|
|
Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 150 м | |||||
|
|
|
|
|
Количество работ |
|
Потребность в машино- |
Норма времени, чел.-ч |
Заработная плата, | ||||
N про- |
N за- |
Источ- |
Описание рабочих процессов |
Еди- |
на за- |
на |
Произ- |
на за- |
на |
на еди- |
на пол- |
на еди- |
на пол- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
I |
Расчет |
Очистка поверхности нижнего слоя основания от пыли и грязи поливомоеч- |
км |
0,15 |
1 |
2 |
0,075 |
0,5 |
4 |
0,6 |
74-24 |
11-14 |
2 |
I |
Расчет |
Подвозка автосамосвалами КамАЗ 6520 первой части гравийной смеси с выгрузкой в вал вдоль оси дороги |
м |
140,6 |
937,3 |
69 |
2 |
13,6 |
0,12 |
16,3 |
2-11 |
296-67 |
3 |
I |
Расчет |
Подвозка автосамосвалами КамАЗ 6520 второй части гравийной смеси (добавки) с выгрузкой в параллельный вал |
м |
35,1 |
234,3 |
69 |
0,5 |
3,4 |
0,12 |
4,1 |
2-11 |
74-06 |
4 |
I |
Расчет |
Перемешивание материалов автогрейдером ДЗ-122 за 6 круговых проходов по одному следу |
м |
1365 |
9100 |
11430 |
0,12 |
0,8 |
0,0007 |
0,96 |
0-02 |
27-30 |
5 |
II |
Расчет |
Подвозка битумной эмульсии автогудронатором ДС-142Б и введение первой порции вяжущего в смесь |
т |
3,4 |
22,8 |
42,1 |
0,08 |
0,54 |
0,19 |
0,65 |
7-17 |
24-38 |
6 |
II |
Расчет |
Предварительное перемешивание мин. смеси с вяжу- |
м |
1365 |
9100 |
11430 |
0,12 |
0,8 |
0,0007 |
0,96 |
0-02 |
27-30 |
7 |
II |
Расчет |
Подвозка битумной эмульсии автогудронатором ДС-142Б и введение второй порции вяжущего в смесь |
т |
3,4 |
22,8 |
42,1 |
0,08 |
0,54 |
0,19 |
0,65 |
7-17 |
24-38 |
8 |
II |
Расчет |
Предварительное перемешивание мин. смеси с вяжу- |
м |
1365 |
9100 |
11430 |
0,12 |
0,8 |
0,0007 |
0,96 |
0-02 |
27-30 |
9 |
II |
Расчет |
Подвозка битумной эмульсии автогудронатором ДС-142Б и введение третьей порции вяжущего в смесь |
т |
3,4 |
22,8 |
42,1 |
0,08 |
0,54 |
0,19 |
0,65 |
7-17 |
24-38 |
10 |
II |
Расчет |
Предварительное перемешивание мин. смеси |
м |
1365 |
9100 |
11430 |
0,12 |
0,8 |
0,0007 |
0,96 |
0-02 |
27-30 |
11 |
II |
Расчет |
Подвозка битумной эмульсии автогудронатором ДС-142Б и введение четвертой порции вяжущего в смесь из расчета 2,1 л |
т |
2,9 |
19,1 |
42,1 |
0,07 |
0,46 |
0,19 |
0,55 |
7-35 |
21-32 |
12 |
II |
Расчет |
Окончательное перемешивание мин. смеси с вяжущим автогрейдером ДЗ-122 за 20 круговых проходов по одному следу |
м |
1365 |
9100 |
2580 |
0,53 |
3-53 |
0,003 |
4,23 |
0-07 |
95-55 |
13 |
II |
Расчет |
Разравнивание и профилирование приготовленной смеси автогрейдером ДЗ-122 по всей ширине основания за 5 круговых проходов по одному следу |
м |
1365 |
9100 |
11430 |
0,12 |
0,8 |
0,0007 |
0,96 |
0-02 |
27-30 |
14 |
II |
Расчет |
Надвижка грунта на обочины бульдозером ДЗ-171 |
м |
120,7 |
804,4 |
1950 |
0,06 |
0,41 |
0,004 |
0,5 |
0-09 |
10-86 |
15 |
II |
Расчет |
Разравнивание грунта на обочинах автогрейдером ДЗ-122 за 4 прохода по одному следу |
км |
0,3 |
2 |
6,7 |
0,04 |
0,3 |
1,19 |
0,36 |
22-89 |
6-87 |
16 |
II |
Расчет |
Увлажнение грунта на обочинах поливомоечной машиной МД-433-03 до оптимальной влажности при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта |
т |
5,5 |
36,6 |
68 |
0,08 |
0,54 |
0,12 |
0,64 |
2-16 |
11-88 |
17 |
II |
Расчет |
Уплотнение грунта на обочинах самоходным катком на пневматических шинах ДУ-101 за 8 проходов по одному следу |
м |
117,2 |
781 |
1025 |
0,11 |
0,76 |
0,0078 |
0,91 |
0-16 |
18-75 |
18 |
II |
Расчет |
Уплотнение органоминеральной смеси самоходным катком с гладкими вальцами ДУ-96 за 5 проходов по одному следу |
м |
1350 |
9000 |
3200 |
0,42 |
2,8 |
0,0025 |
3,38 |
0-05 |
67-50 |
В технологической карте предусмотрен вариант приготовления оптимальной гравийной смеси непосредственно на дороге обогащением основного материала путем добавления недостающих фракций.
В перечне рабочих операций учтены работы по устройству присыпных обочин.
Основные объемы работ для устройства гравийного основания (покрытия), обработанного битумной эмульсией по способу смешения на дороге, рассчитаны для конструктивного поперечника, представленного на рис.1.
Рис.1. Конструкция слоя основания (покрытия)
с присыпными обочинами в поперечном профиле
2.3. Очистка нижнего слоя основания от пыли и грязи поливомоечной машиной МД-433-03 предусмотрена за 2 прохода по одному следу.
2.4. Гравийную неоптимальную смесь выводят на основание и выгружают вдоль оси дороги.
Расстояние между центрами куч определяют расчетом:
, (2.1)
где - грузоподъемность автомобиля-самосвала, т;
- ширина (или средняя линия) полосы рассыпаемого материала, м;
- толщина слоя, м;
- плотность материала, т/м.
Затем выводят добавки (недостающие фракции) и выгружают их в отдельный параллельный валик. Расстояние между центрами куч рассчитывают по формуле (2.1).
2.5. Приготовление оптимальной гравийной смеси непосредственно на дорожном полотне производится автогрейдером за 6 проходов по одному следу.
2.6. При перемешивании однородной смеси с битумной эмульсией минеральный материал разравнивают на ширину, примерно на 1 м меньшую ширины основания (покрытия).
Вяжущее разливают автогудронатором в несколько приемов. Расход вяжущего за один розлив 1,5-2,0 л/м.
После каждого розлива выполняют предварительное перемешивание гравийного материала с органическим вяжущим за 5-6 круговых проходов автогрейдера, который собирает материал в вал, затем разравнивает его.
При последнем розливе расход вяжущего составляет 1-1,5 л/м. Вяжущее разливают выборочно для исправления мест с "сухой" смесью.
Окончательное перемешивание выполняют автогрейдером за 20-25 круговых проходов.
Общее число проходов автогрейдера при устройстве гравийного основания (покрытия), укрепленного битумной эмульсией смешением на дороге, составляет 40-50, а в отдельных случаях - 70 круговых проходов.
2.7. Приготовленную смесь разравнивают и профилируют автогрейдером по всей ширине основания (покрытия) за 5-7 круговых проходов по одному следу.
2.8. Работы по устройству присыпных обочин выполняют в общем технологическом потоке вслед за разравниванием и профилированием приготовленной смеси (захватка II, NN процессов 14-17, рис.1) в следующей последовательности:
- надвижка грунта с откосов насыпи на обочины бульдозером (насыпи, как правило, отсыпают с запасом грунта на откосах с целью его дальнейшего использования при досыпке обочин);
- разравнивание и планировка грунта обочин автогрейдером за 4 прохода по одному следу в двух направлениях;
- уплотнение грунта обочин самоходным катком на пневматических шинах типа ДУ-101.
Грунт уплотняют за 8-10 проходов катка по одному следу. Первые проходы начинают от кромки проезжей части, затем последующими проходами, смещаясь за каждый проход на 1/3 ширины вальца, уплотняют обочины, не доходя 0,3-0,5 м до откоса. После этого уплотнение грунта обочины продолжают с перемещением от бровки земляного полотна к проезжей части.
При первых двух-трех проходах катка скорость движения составляет 2-3 км/ч, при последующих проходах скорость увеличивают до 5 км/ч.
2.9. Уплотнение слоя основания (покрытия) из гравийных смесей, обработанных органическими вяжущими материалами смешением на дороге, выполняют самоходными катками на пневматических шинах или катками с гладкими металлическими вальцами массой 6-10 т за 3-5 проходов по одному следу.
Уплотнение ведут от краев к середине с перекрытием предыдущего следа на 1/3 ширины вальца катка.
Во избежание прилипания органоминеральной смеси вальцы катков автоматически смачиваются водой.
Окончательное уплотнение и формирование построенного слоя происходят под воздействием колес автомобилей.
В течение 15-20 сут осуществляют уход за построенным покрытием при уплотнении катками с металлическими вальцами; в течение 5-10 сут - при уплотнении катками на пневматических шинах.
2.10. По окончании формирования слоя на покрытии необходимо устроить поверхностную обработку.
Если построенное основание оставляют без покрытия до следующего строительного сезона, по нему устраивают поверхностную обработку.
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл.1, 2.
Таблица 2
Состав отряда
Машины |
Профессия |
Потребность в машино-сменах |
Потребность в машинах |
Коэффи- |
Коли- |
Приме- | |
|
|
на захва- |
на |
|
|
|
|
Поливомоечная машина МД-433-03 |
Машинист |
0,153 |
1,03 |
1 |
0,155 |
1 |
|
Автосамосвал КамАЗ-6520 |
Водитель |
2,5 |
17 |
3 |
0,83 |
3 |
|
Автогрейдер ДЗ-122 |
Машинист |
1,17 |
7,8 |
2 |
0,59 |
2 |
|
Автогудронатор ДС-142Б |
Машинист |
0,31 |
2,1 |
1 |
0,31 |
2 |
|
Бульдозер ДЗ-171 |
Водитель |
0,06 |
0,4 |
1 |
0,06 |
1 |
|
Каток ДУ-101 |
Машинист |
0,11 |
0,76 |
1 |
0,11 |
1 |
|
Каток ДУ-96 |
Машинист |
0,42 |
2,8 |
1 |
0,42 |
1 |
|
|
|
Итого |
|
10 |
|
11 |
|
Технологический план потока по устройству верхнего слоя основания из гравийной смеси по способу смешения на дороге представлен на рис.2.
Рис.2. Технологический план потока по устройству верхнего слоя основания
(толщиной 10 см) из гравийной смеси по способу смешения на дороге
Технология операционного контроля качества работ приведена в табл.3.
Таблица 3
Технология операционного контроля качества работ при устройстве верхнего
слоя основания дорожных одежд по способу смешения на дороге
Основные операции, подлежащие контролю |
Состав контроля |
Метод и средства контроля |
Режим и объем контроля |
Лицо, осущест- |
Предельные отклонения от норм контро- |
Где регист- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Качество минерального материала |
Влажность минерального материала |
Лабораторный |
Не реже одного раза за смену |
Лаборант |
Не более 3% от массы щебня |
Журнал лабора- |
Распре- |
Ширина слоя, толщина слоя |
Инструментальный |
Не реже, |
Мастер |
Отклонение по ширине ±10 см, по толщине ±15 мм |
Общий журнал работ |
Уплотнение щебеночного основания |
Плотность щебеночного основания |
Визуальный |
По всей длине контролируемого участка |
Мастер |
Отсутствие волн перед вальцом |
Общий журнал работ |
Отметки по оси основания |
Поперечные уклоны |
Инструментальный |
Промеры |
Геодезист |
Отклонение до ±50 мм от проектных значений высотных отметок |
Журнал технического нивели- |
Поперечный профиль и ровность поверхности основания |
Поперечные уклоны |
Инструментальный |
Промеры |
Геодезист, мастер |
Отклонение от проектных значений в пределах ±0,010 |
Журнал технического нивели- |
|
Ровность |
1. Трехметровая рейка с клиновым промерником |
Промеры |
Геодезист, мастер |
Просветы не должны превышать |
|
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
При профилировании основания необходимо руководствоваться схемой профилирования, которая включает в себя детальную разработку каждого прохода автогрейдера.
Одновременная работа двух или нескольких автогрейдеров, идущих друг за другом, допускается при соблюдении между ними расстояния не менее 20 м.
При развороте автогрейдера в конце профилируемого участка, а также на крутых поворотах дороги движение их должно осуществляться на минимальной скорости.
При работе в ночное время у автогрейдера включается освещение, обеспечивающее хорошую видимость фронта работы и рабочих органов.
При осмотре автогрейдера двигатель должен быть заглушен, а рабочий орган опущен на грунт.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.
_______________
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера.
4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера.
7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.