почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
21
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


     ВСН-31-76
---------------------------
Главмосинжстрой

     
     
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО УСТРОЙСТВУ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ЛИТОГО АСФАЛЬТА

     
     ВНЕСЕНА НИИМосстроем Главмосстроя
     
     УТВЕРЖДЕНА Главмосинжстроем 9 декабря 1976 г.
     
     
     Инструкция по устройству дорожных покрытий из литого асфальта разработана на основании результатов лабораторных исследований и опытно-экспериментальных работ, выполненных за последние годы в НИИМосстрое Главмосстроя и тресте Мосасфальтстрой Главмосинжстроя, обобщения отечественного и учета зарубежного опыта устройства покрытий из литого асфальта.
     
     Инструкция разработана дорожной  лабораторией НИИМосстроя Главмосстроя (канд. техн. наук Э.М.Гольдин, канд. техн. наук В.Н.Кононов, канд. техн. наук М.С.Мелик-Багдасаров) и трестом Мосасфальтстрой Главмосинжстроя (К.А.Гиоев, канд. техн. наук Э.С.Файнберг, С.П.Чернова).     
     
     

1. ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

     
     1.1. Настоящая инструкция распространяется на работы по устройству при новом строительстве и капитальном ремонте верхнего слоя покрытий проезжей части дорожных одежд из литого асфальта, изготовляемого в соответствии с ТУ 400-24-103-76 (1)
     
     1.2. Такие слои покрытия устраиваются на участках скоростных дорог, магистральных улиц общегородского и районного значений, требующих по условиям эксплуатации повышенных показателей в части износостойкости, деформационных и фрикционных свойств, толщиной от 3,5 до 4 см, с расходом литого асфальта 80-100 кг на м.
     
     1.3. Верхние слои асфальтобетонного покрытия из литого асфальта устраиваются по свежеуложенному и уплотненному нижнему слою из плотного крупно- или среднезернистого асфальтового бетона (4) с расчетом получения надлежащего взаимного сцепления обоих слоев и образования общего монолитного покрытия (5).
     
     При капитальном ремонте дорожных покрытий верхние слои из литого асфальта устраиваются по нижнему слою из плотного крупно- или среднезернистого асфальтобетона (4), уложенному с соблюдением продольного и поперечного уклонов и требуемой ровности.
     
     

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

     
     2.1. Производство работ по устройству верхних слоев покрытий из литого асфальта требует большого опыта и достаточного производственного навыка. Поэтому до начала работ следует провести обучение инженерно-технических работников, рабочих-асфальтобетонщиков и машинистов асфальтоукладчика.
     
     2.2. В процессе производства работ по устройству верхних слоев покрытия из литого асфальта должны применяться асфальтоукладчики, обеспечивающие:
     
     - прием смеси из передвижных котлов;
     
     - подогрев находящейся в укладчике смеси и подогрев разравнивающей плиты;
     
     - соблюдение ровности устраиваемого слоя и предусмотренных проектом уклонов за счет использования следящей системы;
     
     - уплотнение смеси вибрационными рабочими органами, в случае применения жесткого литого асфальта типа II.
     
     2.3. Поставка смеси к асфальтоукладчику должна производиться непрерывно.
     
     В связи с этим производительность смесительной установки, количество передвижных котлов и производительность асфальтоукладчика должны быть согласованы между собой.
     
     При этом следует иметь в виду, что асфальтосмесительная установка должна работать непрерывно, без остановок во избежание нарушения постоянства температурного режима приготовления смесей.
     
     2.4. Организация работ должна предусматривать движение передвижных котлов и автомобилей-самосвалов со смесью навстречу строительному потоку, чтобы исключить переезд транспорта через края устраиваемого верхнего слоя покрытия и движение по свежеуложенному слою.
     
     2.5. До начала работ по укладке литого асфальта на строительный объект должен быть доставлен горячий черный щебень в количествах, необходимых для бесперебойной работы по втапливанию.
     
     Щебень целесообразно выгрузить в соответствующих объемах по длине трассы, равной сменной захватке.
     
     2.6. Бригада асфальтобетонщиков должна быть оснащена необходимым инвентарем и приспособлениями: тачками для подвоза горячего черного щебня, совковыми лопатами, трамбовками, скрепками, деревянными брусками, гвоздями, молотками и пр.
     
     

3. УСТРОЙСТВО ВЕРХНИХ СЛОЕВ ПОКРЫТИЙ ИЗ ЛИТОГО АСФАЛЬТА

     
     3.1. Подготовительные работы
     
     3.1.1. Устройство верхних слоев асфальтобетонного покрытия следует начинать с подготовительных работ, в состав которых входит:
     
     а) при новом строительстве
     
     - установка в продольном направлении деревянного бруса длиной до 20 м (высота бруса должна соответствовать толщине укладываемого верхнего слоя покрытия). Упорный деревянный брус, состоящий из отдельных звеньев, каждое длиной около 4 м, прикрепляется с помощью гвоздей к нижнему слою покрытия.
     
     Установка звеньев производится по шаблону, фиксирующему ширину укладываемой полосы или с использованием геодезических инструментов. По мере охлаждения уложенного слоя (до 70-75 °С) звенья переставляются;
     
     - установка и крепление штырей с последующей натяжкой проволоки или шнура (для случая работы автоматической следящей системы от натянутой проволоки или шнура);
     
     б) при капитальном ремонте
     
     Подготовительные работы при капитальном ремонте в дополнение к вышеуказанным для нового строительства начинают с:
     
     - очистки основания от пыли и грязи механическими дорожными щетками, моечными машинами, сжатым воздухом и просушки влажного основания горячим песком (3);
     
      - проверки (с помощью геодезических инструментов) ровности старого асфальтобетонного покрытия продольных и поперечных уклонов, ширины проезжей части дороги и правильности установки люков колодцев подземных сооружений.
     
     При обнаруженных  отклонениях от требований настоящей инструкции и проекта производят выравнивание основания укатываемой асфальтобетонной смесью и перестановку люков колодцев подземных сооружений на высоту проектной отметки покрытия;
     
     - обрезки специальными приспособлениями или обрубки отбойными молотками краев ранее устроенной полосы из литого асфальта, причем линия обрезки должна быть прямой.
     
     Для обеспечения ровности устраиваемого верхнего слоя покрытия при устройстве поперечного шва сопряжения места обрубки устанавливаются с помощью рейки. С этой целью рейка с уровнем накладывается внахлестку на уложенный слой. Место под рейкой, в котором начинается снижение толщины слоя, принимается за линию, по которой должна быть произведена поперечная обрезка слоя;
     
     - смазки подготовленного края ранее уложенной полосы верхнего слоя покрытия битумной эмульсией. Одновременно с этим производится также смазка всех выступающих мест конструкций: люков колодцев и дождеприемных  решеток, подземных сооружений, трамвайных путей и других;
     

     - разогрева уложенной полосы (при вынужденных перерывах в работе и охлаждении уложенного в покрытие слоя литого асфальта ниже +120 °С) на ширину 10-15 см до температуры +120140 °С с помощью тепловой энергии инфракрасного излучения.
     
     3.2. Транспортирование смеси
     
     3.2.1. Транспортирование смеси типа I с завода к месту работ производят в специальных передвижных котлах емкостью до 8 т, оборудованных обогревом и устройством для перемешивания.
     
     Транспортирование жесткой смеси типа II производят в автомобилях-самосвалах, как правило, большой грузоподъемности и оборудованных утепленными кузовами.
     
     3.2.2. Перед началом загрузки передвижного котла смесью в нем зажигаются форсунки и производится нагрев его до +180190 °С.
     
     В процессе транспортирования смеси с завода на объект ее температура в котле поддерживается на уровне +220240 °С при непрерывном перемешивании.
     
     3.2.3. Прибыв к месту укладки, передвижной котел устанавливается перед асфальтоукладчиком с таким расчетом, чтобы выпускной лоток при наклоне котла был направлен в приемный бункер.
     
     Машинист передвижного котла открывает заслонку, наклоняет котел, и литая смесь начинает поступать в приемный бункер асфальтоукладчика (смотри приложение 1).
     
     3.3. Распределение смеси
     
     3.3.1. Устройство верхних слоев асфальтобетонного покрытия из литого асфальта производят при температуре наружного воздуха не ниже ±5 °С (тип I) и не ниже +10 °С (тип II).
     
     Категорически запрещается производство работ в дождливую погоду и распределение литого асфальта на влажную поверхность покрытия.
     
     3.3.2. Способ и режим распределения смеси определяются типом литого асфальта и предусматривают устройство верхнего слоя покрытия:
     
     - без уплотнения материала (тип I)
     
     - с уплотнением материала вибротрамбующим брусом асфальтоукладчика (тип II).
     
     В зависимости от этого рекомендуется использовать следующие механизмы для распределения смеси:
     
     литого асфальта типа I - самоходные асфальтоукладчики для литого асфальта, оборудованные электронной следящей системой, обогреваемой выглаживающей плитой и обогреваемым приемным бункером, позволяющим производить выгрузку смеси из передвижных котлов (приложения 1-2);
     
     литого асфальта типа II - самоходные асфальтоукладчики, оборудованные электронной следящей системой, обогреваемой вибротрамбующей плитой и приемным бункером, позволяющим производить выгрузку смеси из автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности.
     
      3.3.3. Приступая к распределению смеси, следует придерживаться следующих правил:
     
     - установить асфальтоукладчики в исходное положение: плиту установить на ранее устроенный край покрытия или на брус толщиной, соответствующей толщине верхнего слоя покрытия; включить двигатель и приборы разогрева плиты и бункера. Установить в рабочее положение следящую систему:
     
     - производить доставку смеси только навстречу движению асфальтоукладчика;
     
     - производить выгрузку смеси (тип I) из специализированных передвижных котлов только при условии предварительного перемешивания ее в котле не менее 20 мин;
     
     - не допускать выгрузку и распределение смеси из одной транспортной единицы более 25 мин;
     
     - отрегулировать доставку смеси (тип II) к месту ее распределения таким образом, чтобы общее время ее транспортирования и выгрузки не превышало 40 мин.
     
     3.3.4. Температура смеси в асфальтоукладчике при распределении в верхние слои покрытия должна быть для типа литого асфальта:
     
     I - в пределах +220240 °С;
     
     II - в пределах +190220 °С.
     
     3.3.5. Распределение смеси, как правило, должно производиться одновременно и непрерывно по всей ширине проезжей части улицы дороги. Для этой цели используется несколько асфальтоукладчиков. Укладчики должны двигаться уступом с опережением одним другого на 10-15 м и с перекрытием ранее уложенной смежной полосы на 5 см.
     
     3.3.6. При распределении смеси одним асфальтоукладчиком длина укладываемой полосы устанавливается в зависимости от температуры воздуха и скорости охлаждения литого асфальта с учетом того, что край ранее уложенной смежной полосы верхнего слоя покрытия должен иметь температуру +120140 °С.
     
     В случае, когда температура уложенной смежной полосы ниже указанной, ее край на ширину до 15 см следует прогреть горелками инфракрасного излучения до требуемой температуры и край смазать битумной эмульсией или битумом.
     
     Кроме того, при назначении длины полосы на последнем участке сменной захватки необходимо учитывать количество поставляемой смеси, чтобы обеспечить ровный поперечный шов.
     
     3.3.7. Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия после распределения смеси, особенно в местах примыкания к упорным брусьям, обрабатываются вручную с помощью специальных ручных трамбовок. Рабочие для выполнения этих работ располагаются с каждой стороны устраиваемой полосы покрытия.
     
     3.3.8. Отдельные места, не доступные для механической укладки (уширения, узкая полоса вдоль бортового камня и пр.), заделываются вручную одновременно с работой асфальтоукладчика путем подсыпки асфальта, взятого из приемного бункера, его распределения и трамбования.
     
     3.4. Обработка поверхности покрытия
     
     3.4.1. Для достижения шероховатости вновь уложенного верхнего слоя покрытия из литого асфальта применяется россыпь по нему черного щебня, изготовляемого в соответствии с требованиями ТУ 400-24-105-76 (2), фракций 3-5 (8) и 5-(8) 10 мм.
     
     3.4.2. Обработку верхнего слоя покрытия черным щебнем в зависимости от конструкции комплекта укладочных механизмов возможно осуществлять с помощью специальных агрегатов или вручную.
     
     Россыпь черного щебня вручную производится немедленно вслед за асфальтоукладчиком равномерным слоем. При выполнении этой операции необходим большой навык и тренировка рабочего, осуществляющего ее.
     
     Примечания: 1. После остывания покрытия до температуры +5080 °С допускается прикатка распределенного черного щебня ручным рифленым катком массой до 30 кг.
     
     2. После охлаждения уложенного слоя до температуры наружного воздуха невтопившийся в верхний слой литого асфальта щебень должен сметаться с поверхности метлой.
     
     
     3.4.3. Ориентировочный расход черного щебня для обработки поверхности покрытия, устроенного из литого асфальта типа:
      
     I - 6-10 кг/м,

         
     II - 4-7 кг/м.
     
     Нижняя норма принимается при использовании черного щебня с размером фракций до 8 мм, верхняя - до 10 мм.

     
     3.4.4. По окончании распределения смеси (или при вынужденных перерывах в работе) необходимо:
     
     - не допускать длительного нахождения литого асфальта в транспортных средствах (передвижных котлах и автомобилях-самосвалах);
     
     - приподнять уплотняющий брус асфальтоукладчика;
     
     - тщательно очистить приемный бункер асфальтоукладчика от остатков  смеси;
     
     - в конце устроенной полосы установить специальный упорный инвентарный деревянный брус, по высоте соответствующей толщине слоя;
     
     - оградить метр укладки и не допускать хождения и пропуска транспорта по свежеуложенному слою до полного его остывания.
     
     3.4.5. Движение автомобильного транспорта по готовому покрытию открывается по достижении покрытием температуры наружного воздуха, но не ранее, чем через 5 часов после завершения работ.
     
     

4. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

     
     4.1. При устройстве верхних слоев асфальтобетонных покрытий из литого асфальта проверяют:
     
     - ровность, плотность и чистоту основания, правильность установки бортового камня и упорных брусков перед началом каждой смены и в процессе работы;
     
      - температуру литого асфальта в каждом автомобиле-самосвале и передвижном котле, находящемся на месте укладки (в соответствии с требованиями п.3.3.4.);
     
     - ровность и равномерность распределения литого асфальта и заданную толщину уплотненного слоя;
     
     - поперечный и продольный уклоны, ровность покрытия систематически в процессе его устройства;
     
     - качество отделки и обработки мест сопряжений смежных полос.
     
     4.2. В готовом покрытии проверяют толщину слоя, прочность сцепления слоя литого асфальта с нижним слоем покрытия; соответствие показателей свойств литого асфальта техническим требованиям, параметры шероховатости покрытия; коэффициент сцепления колес автомобиля с покрытием.
     
     4.2.1. Ровность проверяют в соответствии с требованиями СНиП III Д.5-72, поперечные уклоны по СНиП II-60-75*.
________________
     * Действуют СНиП 2.07.01-89*. - Примечание .     
     
     4.2.2. Для контроля качества литого асфальта из покрытия отбирают керны и вырубки и испытывают их (удалив предварительно втопленный черный щебень) в переформованном и непереформованном состоянии, чтобы установить соответствие свойств литого асфальта требованиям ТУ-400-24-103-76 (1).
     
     При отборе проб измеряют толщину слоя и визуально оценивают прочность сцепления литого асфальта с нижним слоем асфальтобетонного покрытия.
     
      4.2.3. Шероховатость поверхности покрытия в процессе строительства оценивают по параметрам шероховатости прибором типа ПКШ-4 СОЮЗдорНИИ. Шероховатость готового покрытия - по величине коэффициента сцепления протектора колеса автомобиля с покрытием (6).
     
     

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ

     
     5.1. При производстве работ по устройству верхних слоев асфальтобетонных покрытий из литых смесей должны соблюдаться требования, предусмотренные СНиП III А.11-70 "Техника безопасности в строительстве" и "Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (М., "Транспорт", 1969 г.).
     
     В дополнение к вышеуказанным требованиям особое внимание обращается на то, что укладка литого асфальта производится в интервале повышенных и стабильных во времени температур материала по сравнению с обычно применяемыми асфальтобетонными смесями. В связи с этим воспрещается:
     
     - во избежание ожогов при загрузке приемных бункеров асфальтоукладчиков находиться вблизи боковых стенок;
     
     - подниматься в кузов автомобиля-самосвала при затрудненной выгрузке литого асфальта. Прилипшую к кузову автомобиля-самосвала смесь разрешается выгружать с помощью специальных скребков или лопатой с ручкой длиной не менее 2 м, стоя на земле.
     
     

6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ДАНЫ ССЫЛКИ В ДАННОЙ ИНСТРУКЦИИ

     
     1. ТУ-400-24-103-76. Асфальт литой. Технические условия.
     
     2. ТУ-400-24-105-76. Щебень черный горячий. Технические условия.
     
     3. ТУ-400-24-106-76. Песок горячей. Технические условия.
     
     4. ТУ-400-24-107-76. Смеси асфальтобетонные (горячие) крупно- и среднезернистые для плотного асфальтового бетона.
     
     5. ВCH-5-76. Инструкция по расчету и конструированию дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием.
     
     6. ВСН-93-73. Минтрансстрой. Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий.
     
     

Приложение 1
(справочное)

     
     

Параметры

Един. изм.

Передвижной котел

Емкость котла

т

7-8

Время перемешивания асфальта (минимальное)

мин

20

Высота подъема котла

мм

150-200

Угол наклона

град.

15-20°

Базовый автомобиль

-

КPA3

Вид топлива

-

пропан сжиженный

Емкость баллонов

л

50

Ориентировочное время работы баллона

ч

8-10

Привод мешалки

-

автономный (дизель)

Количество баллонов

шт.

2 рабочих (всего 4)

     
     
Приложение 2
(справочное)

     

Параметры

Един. изм.

Тип асфальтоукладчика

СУПЕР 82-ГАФ

СУПЕР 142-ГАФ

Производительность

т/час

35

Емкость приемного бункера

т

1,5

Ширина укладываемой полосы

мм

2500-4500

Толщина укладываемого слоя

мм

20-50

Скорость передвижения



рабочая

м/мин

0,5-12,1

транспортная

км/час

3,2-19

Мощность двигателя

л.с.

44,5

Масса

кг

7700

     
     
Приложение 3
(справочное)

     

Параметры

Един. изм.

Тип асфальтоукладчиков

Супер 82

Супер 150

Супер 204

Супер 1700

Емкость приемного бункера

т

8-10

10-12

10-12

10-12

Ширина укладываемой полосы

мм

2000-4000

2000-4500

2500-7600

2500-8000

Толщина укладываемого слоя

мм

10-200

10-300

5-300

5-300

Масса

кг

7300

10500

14000

15700

Мощность двигателя

л.с.

34

48

100

80

     

     
Приложение 4

     
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЯ
ИЗ ЖЕСТКОГО ЛИТОГО АСФАЛЬТА


     
ВАРИАНТ I

   
  

     
     

Ориентировочное количество механизмов и рабочей силы, занятых в технологическом процессе

     

Тип жесткого литого асфальта

Подвоз асфальта
к укладчику

Выгрузка и укладка асфальта

Распределение черного щебня

Спе-
циаль-
ные перед-
вижные котлы, шт.

Автомобили- самосвалы, шт.

Рабочий-дози-
ровщик для наблю-
дения за выгрузкой смеси в бункер

Асфальто-
укладчик, тип и количество, шт.

Рабочий для установки и снятия упорного бруса и отделка покрытия ручной трамбовкой, кол-во

Рабочий для подвоза щебня тачкой, кол-во

Рабочий для распре-
деления черного щебня вручную, кол-во

Тип-I

по расчету

-

1

Супер-142 ГАФ или Супер-82 ГАФ - 1

2

1

1

Тип-II

-

по расчету

-

Сyпep-150 Супер-204
 или Сyпep-1700 - 1

2

1

1

 

    
     
ВАРИАНТ 2

          
     

Тип жесткого литого асфальта

Подвоз асфальта к укладчику

Выгрузка и укладка асфальта

Распределение черного щебня

Спе-
циаль-
ные перед-
вижные котлы, шт.

Автомобили- самосвалы, шт.

Рабочий-дози-
ровщик для наблю-
дения за выгрузкой смеси в бункер укладчика, кол-во

Асфальто-
укладчики. Тип. Кол-во.

Рабочий для установки и снятия упорного бруса и отделки покрытия ручной трамбовкой, кол-во.

Рабочий для подвоза черного щебня тачкой, кол-во

Рабочий для распре-
деления черного щебня вручную, кол-во

ТИП-I

по расчету

-

2

Супер 82-ГАФ
Супер 142-ГАФ

2

4

2

2

ТИП-II

-

по расчету

-

Сyпep 150 Супер 204
Сyпep 1700
Супер 82.2

4

2

2




Текст документа сверен по:
/ Главмосинжстрой при Мосгорисполкоме;
Техническое управление. - М., 1978

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование