- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2002 г. N Ф08-508/2002
Дело N А53-10893/2000-С5-37
[Полученные подрядчиком (исполнителем) от заказчика денежные средства в порядке расчетов
за оказанные услуги по договору муниципального заказа в сфере ЖКХ не являются бюджетными средствами и квартирной платой, в связи с чем нет оснований для освобождения подрядчика от уплаты НДС]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей Муниципального многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кировского района г. Ростова-на-Дону (далее - ММПП ЖКХ Кировского района), в отсутствие представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Ростова-на-Дону (далее - Инспекция МНС России) и Муниципального учреждения с функциями заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства Кировского района г. Ростова-на-Дону (далее - МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2001 по делу N А53-10893/2000-С5-37, установил следующее.
Постановлением кассационной инстанции от 18.09.2001 отменены решение от 13.03.2001 и постановление апелляционной инстанции от 20.06.2001 Арбитражного суда Ростовской области, дело передано на новое рассмотрение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района.
Решением арбитражного суда удовлетворен иск ММПП ЖКХ Кировского района о признании недействительным решения Инспекции МНС России от 07.09.2000 N 608 о взыскании с истца 2 950 031 руб. 20 коп. налога на добавленную стоимость (далее НДС), начисленного за период 01.01.1998 по 01.04.2000 по сделкам с МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района.
В кассационной жалобе на решение арбитражного суда налоговый орган просит отменить обжалуемый судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и в иске отказать, поскольку ММПП ЖКХ Кировского района необоснованно пользовалось льготой по уплате НДС. По мнению налогового органа, полученные истцом от МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района денежные средства в порядке расчетов за оказанные услуги (выполненные работы) по договору муниципального заказа не являются бюджетными средствами и квартирной платой, в связи с чем нет оснований для освобождения ММПП ЖКХ Кировского района от уплаты НДС.
Изучив материалы дела и выслушав представителей истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение арбитражного суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России проведена выездная налоговая проверка ММПП ЖКХ Кировского района по вопросам соблюдения налогового законодательства о НДС за период с 01.01.1998 по 01.04.2000, по результатам которой составлен акт от 18.05.2000 N 608. В ходе проверки установлена неполная уплата НДС в сумме 2 950 031 руб. 20 коп. в проверяемом периоде в результате невключения в налоговую базу денежных средств, полученных от МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района за оказанные услуги по договорам на исполнение муниципального заказа по содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 29.12.1997, 03.04.1998 и 23.03.1999 NN 199-97, 199/2-97 и 52-99.
Решением Инспекции МНС России от 07.09.2000 N 608 с ММПП ЖКХ Кировского района взыскано 2 950 031 руб. 20 коп. задолженности по НДС.
Налогоплательщик с решением налогового органа не согласился и обратился в арбитражный суд с иском о признании его недействительным.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что период с 01.04.1998 по 01.07.1999 уже проверялся тем же налоговым органом по НДС, а статьей 87 Налогового кодекса России проведение повторных выездных налоговых проверок запрещено. Данный вывод арбитражного суда является законным и обоснованным.
Государственной налоговой службой Российской Федерации по Кировскому району г. Ростова-на-Дону (правопредшественник Инспекции МНС России по Кировскому району г. Ростова-на-Дону) в период с 05.08.1999 по 13.08.1999 проводилась проверка соблюдения ММПП ЖКХ Кировского района законодательства о налогах и сборах в период с 01.04.1998 по 01.07.1999, по результатам которой составлен акт от 16.08.1999 N 1041. В соответствии с данным актом, со стороны ММПП ЖКХ Кировского района нарушений Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" при начислении НДС не установлено.
Как установлено арбитражным судом, при повторной выездной налоговой проверке за вышеуказанный период налоговым органом доначислено ММПП ЖКХ Кировского района 1 786 177 руб. Поскольку случаев, при которых Налоговым кодексом России допускается проведение повторных выездных налоговых проверок, не имелось, Арбитражный суд Ростовской области законно и обоснованно признал недействительным решение Инспекции МНС России по Кировскому району г. Ростова-на-Дону от 07.09.2000 N 608 по доначислению сумм НДС в размере 1 786 177 руб. за повторно проверенный период.
Оснований для изменения или отмены обжалованного судебного акта в этой части у кассационной инстанции не имеется.
В отношении доначисленных 1 163 854 руб. 20 коп. НДС за остальной проверяемый период необходимо указать следующее.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" квартирная плата (оплата жилья) представляет собой возмещение издержек по содержанию и ремонту жилья.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего в период спорных правоотношений, обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ, оказанных услуг являются объектами обложения налогом на добавленную стоимость.
Как следует из материалов дела, ММПП ЖКХ Кировского района во исполнение обязательств по договорам получило от МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района денежные средства в качестве оплаты за выполненные работы и оказанные услуги. То обстоятельство, что источниками получения МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района вышеуказанных денежных средств являлись физические лица (квартирная плата) и бюджет (дотации из бюджета), для настоящего спора значения не имеет.
В сфере налоговых правоотношений для подрядчика (исполнителя) не имеет значения, откуда заказчик получил денежные средства для расчетов с подрядчиком (исполнителем) в виде квартплаты или бюджетных средств.
Поэтому налоговая льгота, установленная подпунктом "г" пункта 1 статьи 5 вышеуказанного Закона, в виде освобождения квартирной платы от НДС, к настоящему случаю не применяется.
Не применяется также подпункт "з" пункта 10 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", которая действовала в период спорных правоотношений, согласно которому не облагаются налогом бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий.
Таким образом, у ММПП ЖКХ Кировского района имелась обязанность по уплате НДС по спорным договорам с МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района.
Выводы арбитражного суда о том, что отсутствуют основания считать указанные в решении Инспекции МНС России от 07.09.2000 N 608 денежные суммы, полученные ММПП ЖКХ Кировского района от МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района, платой за выполненные работы по текущему ремонту и за оказанные услуги по техническому обслуживанию жилищного фонда на основании вышеуказанных договоров, не соответствуют материалам дела.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда не имелось оснований для признания недействительным решения Инспекции МНС России от 07.09.2000 N 608 о взыскании с ММПП ЖКХ Кировского района 1 163 854 руб. 20 коп. налога на добавленную стоимость, начисленного за период с 01.07.1999 по 01.04.2000 по договорам с МУФЗ в сфере ЖКХ Кировского района.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 91, 95, 171, 174, 175 (пунктом 2), 176 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2001 по делу N А53- 10893/2001-С5-37 в части признания недействительным решения Инспекции МНС России по Кировскому району г. Ростова-на-Дону N 608 от 07.09.2000 по доначислению сумм НДС в размере 1 786 177 руб. за повторно проверенный период оставить в силе, в остальной части решение арбитражного суда отменить и в иске отказать.
Взыскать с ММПП ЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону в доход бюджета 750 руб. госпошлины по иску и кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
текст документа сверен по:
файл-рассылка