- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2007 г. N Ф08-4545/2007
Дело N А63-15874/06-С3
[Суд правомерно взыскал с казны Российской Федерации в пользу общества убытки, возникшие
в связи с предоставлением услуг по газоснабжению гражданам, имеющим льготы по их оплате]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Ставропольская региональная компания по реализации газа", от ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.07 по делу N А63-15874/06-С3, установил следующее.
ООО "Старопольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Управлению федерального казначейства Российской Федерации по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края), Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края (далее - управление) о взыскании 247 675 рублей 48 копеек расходов, понесенных в период с января по ноябрь 2004 г. в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате газа в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон).
Решением от 30.03.07 с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 209 894 рубля 47 копеек. В отношении управления производство по делу прекращено в связи с ликвидацией указанного лица. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано. Суд указал, что в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета средств на реализацию Закона обязанность по возмещению обществу неполученных доходов лежит на Российской Федерации. При определении размера подлежащих взысканию убытков, суд исключил из суммы задолженности НДС.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение. По мнению заявителя, суд не применил нормы материального права, в силу которых расходы общества финансируются за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципального образования с последующей компенсацией за счет средств федерального бюджета. Порядок такой компенсации относится к бюджетным правоотношениям и не может быть предметом спора в арбитражном суде.
Общество в отзыве на жалобу считает решение суда в части отказа во взыскании суммы НДС неправомерным. От иных лиц отзывы на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 18.02.04 общество и управление заключили договор N 49/10-6/03-0092/04, в соответствии с которым общество обязалось предоставлять гражданам 50% скидку по оплате природного газа в соответствии с Законом, а управление - производить возмещение обществу фактически понесенных затрат, связанных с предоставлением льгот, по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Закона. Срок действия договора установлен с 01.01.04 по 31.12.04.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставлял гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в январе - ноябре 2004 года в связи с поставкой газа указанной категории потребителей по льготным ценам, общество обратилось с иском о взыскании с ответчиков 247 675 рублей 48 копеек.
Факт предоставления льгот населению и размер убытков общества подтверждаются актами сверок объемов предоставленных льгот населению Кочубеевского района с января по ноябрь 2004 года, реестрами на возмещение затрат с указанием лиц, имеющих право на льготу, документами о праве граждан на льготы, актами сверок расчетов, выставленными управлению счетами-фактурами на оплату понесенных обществом расходов, справкой от 15.07.05 о задолженности федерального бюджета, составленной Краевой инвентаризационной комиссией. Размер и обоснованность расчета задолженности заявитель жалоб не оспаривает.
Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона о реабилитации порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.04 N 80. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами документы, суд правомерно сделал вывод о том, что в спорный период Минфин края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета.
В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона о реабилитации превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции), суд правомерно возложил обязанность по компенсации убытков на Российскую Федерацию.
Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" . Таким образом, доводы Минфина России, изложенные в жалобе, подлежат отклонению.
Рассматривая спор, суд обоснованно в соответствии с положениями статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавшим в спорный период), исключил из взыскиваемой суммы НДС, удовлетворив требования о взыскании расходов в размере 209 894 рубля 47 копеек. Поэтому соответствующие возражения общества следует отклонить.
Решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.07 по делу N А63-15874/06-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
текст документа сверен по:
файл-рассылка