почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
14
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2005 года Дело N А26-1007/2005-16


[Факт взимания истцом платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги с граждан, имеющих право на предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, дает ему право требовать возмещения сумм предоставленных субсидий от государства, установившего такую льготу]

     Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирилловой И.И., судей: Тарасюка И.М. и Чертилиной З.А., при участии от Минфина Республики Карелия Карповой Н.С. (дов. от 01.08.2005), рассмотрев 10.10.2005 в открытом судебном заседании кассационные жалобы ТСЖ "Наш дом" и Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2005 по делу N А26-1007/2005-16 (судья Коростелева В.И.), установил:
     
     Товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 11850 руб. 86 коп. компенсации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в период с 2002 года по 2004 год.
     
     Определением от 14.03.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация города Петрозаводска (далее - Администрация).
     
     В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил размер иска до 10050 руб. 86 коп.
     
     Решением от 14.06.2005 иск удовлетворен частично: с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ взыскано 4516 руб. 68 коп.; в остальной части иска отказано; в иске к Минфину РК отказано.
     
     В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
     
     В кассационной жалобе ТСЖ просит отменить решение в части отказа в иске в сумме 5536 руб. 18 коп.
     
     ТСЖ ссылается в жалобе на то, что спор возник из публичных правоотношений, поэтому отсутствие договора, явившееся основанием для отказа в иске в обжалуемой части, не должно иметь правового значения.
     
     В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение в части взыскания компенсационных выплат за 2002 и 2004 годы, в иске в этой части отказать.
     
     Минфин РФ полагает, что статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон) в редакции, действовавшей в 2002-2004 годах, пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 (далее - Постановление N 887), обязанность по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг возложена на органы государственного управления субъектов Российской Федерации и на администрации муниципальных образований, в связи с чем ссылки Минфина РК на недостаточность объемов дотаций из федерального бюджета не могут служить оправданием неисполнения органами исполнительной власти Республики Карелия своих обязанностей, а вопрос о размере указанных дотаций не имеет отношения к рассматриваемому делу.
     
     Как указано в жалобе, неполное, по мнению Минфина РК, выполнение федеральным бюджетом своих обязательств по возмещению затрат Республики Карелия и местных бюджетов не освобождает субъект Российской Федерации от исполнения своих обязанностей по возмещению расходов, связанных с предоставлением установленных законом льгот.
     
     Кроме того, Минфин ссылается в жалобе на наличие остатка неиспользованных средств федерального бюджета, переданных на указанные цели, по городу Костомукша и Медвежьегорскому району Республики Карелия по итогам 2002 и 2003 годов, а также на то, что в 2004 году в бюджет Республики Карелия передана дотация в размере 38318,0 тыс.руб., что на 8759,0 тыс.руб. больше, чем следует из документов, представленных Минфином РК.
     
     Последнее обстоятельство, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о том, что в дальнейшем, в рамках межбюджетных отношений, из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации передаются денежные средства, недостающие по предыдущим расчетам.
     
     В судебном заседании представитель МФ РК возразил против удовлетворения жалоб.
     
     Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалобы рассмотрены в их отсутствие.
     
     Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
     
     Как следует из материалов дела, истец при взимании платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги в заявленный период на основании Закона учитывал предоставленные гражданам, проживающим в доме, обслуживаемом ТСЖ, субсидии на оплату предоставляемых услуг, которые в полном объеме не были возмещены ему из бюджета, что и послужило основанием для настоящего иска.
     
     Согласно актам сверки между ТСЖ и муниципальным учреждением "Городская социальная служба" (далее - Учреждение), осуществляющим учет нуждающихся граждан и расчет субсидий, в 2002 году начислено субсидий 5031 руб. 76 коп., в 2003 году - 5536 руб. 18 коп., в 2004 году - 2571 руб. 16 коп.; перечислено субсидий за 2004 год - 1288 руб. 24 коп.
     
     Кроме того, судом установлено, что истцу в 2002 году возмещено 1800 руб. предоставленных субсидий путем прямого перечисления денежных средств Администрацией Предприятию тепловых сетей в счет погашения задолженности ТСЖ.
     
     Таким образом, истцом предъявлено к взысканию не возмещенных субсидий: за 2002 год - 3231 руб. 76 коп., за 2003 год - 5536 руб. 18 коп., за 2004 год - 1282 руб. 93 коп., а всего -10050 руб. 86 коп.
     
     Факт учета истцом субсидий в указанном размере подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
     
     В соответствии со статьей 15 Закона (в ред. от 12.01.96) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом Закон прямо указывает, что источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
     
     Требование четкого определения источника финансирования каждой льготы отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено и в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425.
     
     Во исполнение Закона Правительство Российской Федерации Постановлением N 887 утвердило Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно пунктам 6 и 7 которого субсидии устанавливаются (рассчитываются) организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, а порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     
     При таких обстоятельствах судом правомерно установлено, что источник возмещения затрат, связанных с предоставлением субсидий федеральным законодателем до 06.05.2003 определен не был.
     
     Доводы Минфина РФ об обратном противоречат нормам материального права.
     
     Статьей 59 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001 установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из среднего уровня возмещения указанных расходов в размере 20 процентов в сумме 5012116,0 тыс.руб.
     
     Условия и порядок перечисления дотаций определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2002 N 354, согласно которым дотации перечисляются Минфином РФ в бюджет субъекта Российской Федерации ежеквартально.
     
     Уровень дотаций, установленный для Республики Карелия, в 2002 году составлял 25 процентов.
     
     Судом установлено, что в 2002 году в Республике Карелия предоставлено субсидий гражданам на сумму 59723,2 тыс.руб. при фактическом возмещении из федерального бюджета 9650,0 тыс.руб. в 2002 году, при этом 25% от суммы предоставленных субсидий составляет 14933,0 тыс.руб.
     
     Кроме того, в 2003 году бюджету Республики Карелия перечислено на указанные цели 2771,0 тыс.руб. за 2002 год.
     
     Таким образом, финансирование установленной федеральным законодательством льготы в 2002 году произведено из федерального бюджета в недостаточном размере.
     
     В соответствии с частями 1, 4 и 6 статьи 15.4 Закона (в ред. от 06.05.2003) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части первой названной статьи.
     
     Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
     
     Статьей 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета на 2003 год утвержден Фонд софинансирования социальных расходов в сумме 15 млрд.руб.
     
     В соответствии со статьей 56 названного закона установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5 млрд.руб. Названной нормой предусмотрено, что предоставление из федерального бюджета на 2003 год дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
     
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179 утверждены Правила предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).
     
     В соответствии с Правилами размер дотаций, предоставляемых конкретному субъекту Российской Федерации, определяется по математической формуле с учетом уровня дотаций и коэффициентов соответствия федеральным стандартам стандартов оплаты коммунальных услуг, установленных субъектом Российской Федерации, бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, а также соблюдения субъектом Российской Федерации федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
     
     Таким образом, возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется пропорционально за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. При этом объем обязательств Российской Федерации по финансированию расходов, связанных с предоставлением субсидий, определяется размером дотации, определенной в соответствии с Правилами.
     
     Согласно Правилам уровень дотации на выплату субсидий Республике Карелия составил 20% в 2003 году и 13% - в 2004 году.
     
     Из материалов дела следует, что в 2003 году в Республике Карелия предоставлено субсидий гражданам на сумму 147290,6 тыс.руб. при фактическом возмещении из фонда софинансирования федерального бюджета 18585,0 тыс.руб., при этом 20% от суммы предоставленных субсидий составляет 29458,0 тыс.руб.
     
     В 2004 году субсидий гражданам предоставлено на сумму 225212 тыс.руб., возмещено из федерального бюджета 38318,0 тыс.руб., при этом 13% от суммы предоставленных субсидий составляет 29277,6 тыс.руб.
     
     В свете изложенного вывод суда первой инстанции о ненадлежащем выполнении федеральным бюджетом обязательств по предоставлению дотаций Республике Карелия в 2004 году следует признать необоснованным и противоречащим обстоятельствам дела.
     
     Аналогичный вывод суда относительно периода 2002-2003 гг. является правомерным.
     
     Коль скоро в соответствии с Правилами возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется пропорционально за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета, а обязательства Российской Федерации по финансированию расходов, связанных с предоставлением субсидий, размер которых определяется в соответствии с Правилами, в 2004 году полностью исполнены Российской Федерации, исковые требования за указанный период в сумме 1282 руб. 93 коп. подлежали удовлетворению за счет средств бюджета субъекта федерации.
     
     В этой части доводы Минфина РФ являются обоснованными.
     
     Поэтому решение в части отказа в иске к Минфину РК и в части взыскания с Минфина РФ в пользу ТСЖ 1282 руб. 93 коп. подлежит отмене.
     
     В то же время ссылки Минфина РФ на то обстоятельство, что излишне перечисленной в 2004 году суммой дотации из фонда софинансирования компенсируется недостаток финансирования из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением субсидий, за предыдущие периоды, являются необоснованными, поскольку, как установлено судом, недостаток средств федерального бюджета составил 2510,0 тыс.руб. и 10873,0 тыс.руб. за 2002 и 2003 годы соответственно, тогда как излишне перечисленная в 2004 году сумма дотации составила 8759,0 тыс.руб.
     
     Не может быть принят во внимание и довод Минфина РФ о наличии остатка средств федерального бюджета по городу Костомукша и Медвежьегорскому району.
     
     Доказательств наличия остатка неизрасходованных средств федерального бюджета, переданных в бюджет города Петрозаводска на финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, Минфином РФ в суд первой инстанции не представлено.
     
     Что касается незаверенной ксерокопии письма Минфина РК о наличии остатка денежных средств, зачисленных на счет Минфина РК, переданных из федерального бюджета и не использованных в полном объеме до 01.01.2005, то данное доказательство ответчиком до принятия судом решения также не представлялось.
     
     Кроме того, названные обстоятельства не опровергают правомерного вывода суда первой инстанции о ненадлежащем выполнении федеральным бюджетом обязательств по предоставлению дотаций Республике Карелия в 2002-2003 годах.
     
     Кассационная инстанция находит подлежащим отмене обжалуемый судебный акт и в части отказа во взыскании 5536 руб. 18 коп.
     
     Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований за 2003 год, сослался на то, что истец в нарушение постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 05.11.98 N 752 в 2003 году не заключил с Администрацией договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, не предъявлял помесячно счета-фактуры фактически предоставленных субсидий, в связи с чем, по мнению суда, затраты истца не учитывались Администрацией и не возмещались по вине самого истца.
     
     Между тем правоотношения, возникающие между предприятиями и организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государственными органами, не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным. Следовательно, компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия договора между такой организацией (предприятием) и уполномоченным государственным органом.
     
     Сам факт взимания истцом платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги с граждан, имеющих право на предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, с учетом указанных субсидий, который признан судом установленным, дает ему право требовать возмещения сумм предоставленных субсидий от государства, установившего такую льготу.
     
     Исковые требования за 2003 год подлежат удовлетворению за счет средств федерального бюджета с учетом правомерного вывода суда о ненадлежащем исполнении Минфином Российской Федерации обязательств по предоставлению дотаций бюджету Республики Карелия за указанный период.
     
     Судебные расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчиков.
     
     В связи с тем, что ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 части 1 статьи 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция не взыскивает государственную пошлину, отсрочка уплаты которой предоставлена подателю жалобы при принятии к производству кассационной жалобы.
     
     Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
     
     Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2005 по делу N А26-1007/2005-16 в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу товарищества собственников жилья "Наш дом" 3231 руб. 76 коп. компенсационных выплат за 2002 год оставить без изменения.
     
     В остальной части решение отменить.
     
     Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу товарищества собственников жилья "Наш дом" 5536 руб. 18 коп. компенсационных выплат за 2003 год.
     
     Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия за счет казны Республики Карелия в пользу товарищества собственников жилья "Наш дом" 1282 руб. 93 коп. компенсационных выплат за 2004 год.
     

     

Председательствующий
И.И.Кириллова

Судьи:
И.М.Тарасюк
З.А.Чертилина




Текст документа сверен по:
рассылка
     

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование