- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2007 года Дело N А31-3673/2005-20
[Иск о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг удовлетворен за счет казны РФ, поскольку суд сделал вывод о недостаточном выделении субъекту Федерации из федерального бюджета средств на реализацию льгот, установленных федеральными законами]
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М., при участии представителей от истца: Корниловой И.В. по доверенности от 09.01.2007 N 6-юр, от Департамента финансов по Костромской области: Казаковой Т.В. по доверенности от 01.09.2006 N 10-06/8, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области на решение от 15.12.2006 по делу N А31-3673/2005-20 Арбитражного суда Костромской области, принятое судьей Мофа В.Д., по иску общества с ограниченной ответственностью "Костромская региональная компания по реализации газа" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, 3-и лица: Департамент финансов Костромской области, муниципальное образование "Город Кострома" в лице финансово-казначейского управления, муниципальное образование "Город Нерехта и Нерехтинский район" в лице финансового управления, муниципальное образование "Красносельский район" в лице финансового управления, муниципальное образование в лице финансового управления, муниципальное образование "Костромской район" в лице финансового отдела, муниципальное образование "Город Волгореченск" в лице финансового отдела, о взыскании 229 653 рублей 67 копеек убытков и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Костромская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Костромарегионгаз") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее - УФК) о взыскании 229 653 рублей 67 копеек убытков, возникших вследствие предоставления в 2003 - 2004 годах отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федерального законам от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
В связи с погашением требований в части оплаты льгот, предоставленных гражданам, проживающим на территории муниципального образования "Город Волгореченск" ООО "Костромарегионгаз", до принятия судебного акта, в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшило размер исковых требований до 228 701 рубля 31 копейки.
Определением от 20.07.2006 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент финансов Костромской области.
Суд первой инстанции установил факт недостаточного выделения бюджетных средств на реализацию названных Законов и решением от 15.12.2006 взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 193 712 рублей 86 копеек, уменьшив исковые требования на сумму налога на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение.
По мнению подателя жалобы, Министерство финансов Российской Федерации выполнило свое обязательство, поскольку предусмотренные в статье 53 Федерального закона Российской Федерации от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и в статье 47 Федерального закона Российской Федерации от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" денежные средства для реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" выделены в полном объеме.
УФК не согласно с применением статей 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку оно не производило незаконных действий по отношению к ООО "Костромарегионгаз".
Заявитель жалобы указывает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" главным распорядителем бюджетных средств является Федеральное Агентство по здравоохранению и социальному развитию, которое должно выступать в суде от имени Российской Федерации.
ООО "Костромарегионгаз" и Департамент финансов Костромской области в отзывах на жалобу отклонили доводы заявителя и просили оставить ее без удовлетворения.
Остальные стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Законность решения от 15.12.2006 Арбитражного суда Костромской области по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2003-2004 годах ООО "Костромарегионгаз" предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные Законом "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Неполное возмещение расходов по предоставлению льгот явилось основанием для обращения ООО "Костромарегионгаз" с настоящим иском в арбитражный суд.
В статье 16 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" лицам, подвергшимся политическим репрессиям, предоставлено право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17 Закона).
В соответствии с пунктами 1 и 6 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденных постановлением Правительства от 22.05.2002 N 334 и продленных на 2003 и 2004 годы постановлениями Правительства от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" указанные категории лиц (и совместно проживающие с ними члены их семей) освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжения, канализации, газа, электричества, горячего водоснабжения и центрального отопления). Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (статья 11 Закона).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" предусмотрено освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними нетрудоспособных членов их семей от оплаты коммунальных услуг.
В статье 7 названного Закона установлено, что расходы, связанные с реализацией настоящего Закона, финансируются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов изложен в Правилах предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 (далее - Правила). Их действие продлено на 2003-2004 годы. В силу названных Правил расходы, связанные с реализацией данных законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на 2002 год.
Полно и всесторонне исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что невозмещенные расходы, связанные с предоставлением льгот по названным законам, составляют 193 712 рубля 86 копеек без учета налога на добавленную стоимость, и сделал вывод о выделении Костромской области из федерального бюджета недостаточно средств на реализацию Закона "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалеров ордена Трудовой Славы" для возмещения организациям, предоставившим эти льготы. Основания для признания вывода Арбитражного суда Костромской области неправильным у суда округа отсутствуют.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Костромской области правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на то, что главным распорядителем бюджетных средств является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, судом округа отклоняется.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности. В рассматриваемом случае ответчик не доказал, что убытки у предприятия связи возникли в результате неправомерных действий (бездействия) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 15.12.2006 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-3673/2005-20 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины. Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В. Синякина
Судьи
В.А. Ногтева
Н.М. Терешина