- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2007 года Дело N А55-10988/06-3
[Суд признал незаконным решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, так как кадастровый план, представленный на регистрацию, содержит описание объекта недвижимого имущества: его местоположение, площадь, вид объекта, назначение объекта, кадастровый номер, и удостоверен уполномоченным органом, то есть полностью соответствует требованиям статьи 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"]
(Извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 марта 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., с участием представителей сторон: от Управления ФРС России по Самарской области - Пузанова В.В., по доверенности N 12-16084 от 23.11.2006; от мэрии городского округа Тольятти - Брояна Г.М., по доверенности N 1861/1 от 28.04.2006; остальные лица, участвующие в деле, извещены, не явились, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г.Самара, на решение от 05.10.2006 (судья ...) Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10988/06-3, по заявлению Хачатуряна Виктора Эдуардовича, г.Тольятти Самарской области, к Управлению г.Тольятти Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г.Тольятти Самарской области, с участием - мэрии городского округа Тольятти, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Самарской области" о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на земельный участок, установил:
Хачатурян Виктор Эдуардович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области об отказе в государственной регистрации права собственности N 144/2005-461 от 14.04.2006 на земельный участок с кадастровым номером 63:09:03 01 151:0013, площадью 1083 кв.м, расположенный по адресу: г.Тольятти, Центральный район, ул.Новопромышленная, 27А, а также обязании Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в лице Управления г.Тольятти произвести государственную регистрацию права собственности, принадлежащего Хачатуряну В.Э. на основании договора купли-продажи N 116 от 27.10.2005 на земельный участок, расположенный по адресу: г.Тольятти, Центральный район, ул.Новопромышленная, 27А.
Решением от 05.10.2006 арбитражный суд признал незаконным решение Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области об отказе в государственной регистрации права собственности N 144/2005-461 от 14.04.2006 на земельный участок с кадастровым номером 63:09:03 01 151:0013, площадью 1083 кв.м, расположенный по адресу: г.Тольятти, Центральный район, ул.Новопромышленная, 27А; обязал Главное управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области в лице Управления г.Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов - произвести государственную регистрацию права собственности, принадлежащего Хачатуряну В.Э. на основании договора купли-продажи N 116 от 27.10.2005 на земельный участок, расположенный по адресу: г.Тольятти, Центральный район, ул.Новопромышленная, 27А.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, как не соответствующее нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель мэрии городского округа Тольятти в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 01.03.2007 до 10 часов 30 минут 07.03.2007.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 28.09.2005 на основании распоряжения мэра г.Тольятти N 2747-1/р от 28.09.2005 между мэрией г.Тольятти и Хачатуряном В.Э. был заключен 27.10.2005 договор N 116 купли-продажи земельного участка (кадастровый номер: 63:09:03 01 151:0013), площадью 1083 кв.м, для дальнейшей эксплуатации здания общественного туалета (зона N Ж-4), с местоположением: г.Тольятти, Центральный район, ул.Новопромышленная, 27а.
30.11.2005 Хачатурян В.Э. обратился с заявлением в Управление г.Тольятти Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области о государственной регистрации перехода права и права собственности на указанный земельный участок с приложением следующих документов: договора купли-продажи N 116 от 27.10.2005; кадастрового плана земельного участка N 09-4-8/05-0562 от 19.04.2005; акта приема-передачи земельного участка от 03.11.2005; распоряжения мэра г.Тольятти от 28.09.2005 N 2747-1/1р.
Сообщением N 144/2005-461 Управление г.Тольятти Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области отказало заявителю в регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в связи с тем, что необходимые для государственной регистрации документы, содержащие описание объекта недвижимости, в надлежащей форме на государственную регистрацию представлены не были, отсутствовали сведения об образованных участках (строка 18.2) и ликвидируемых земельных участках (строка 18.3).
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя Хачатуряна В.Э. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 16 Федерального закона "О землеустройстве" N 78-ФЗ от 18.06.2001 образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях: изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании); восстановления границ объектов землеустройства; предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам; совершения сделок с земельными участками, в иных случаях перераспределения земель. При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, иные характеристики земель.
В соответствии с пунктом 5 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396, образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся с учетом таких характеристик, как принадлежность к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешенное использование, осуществляемое в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства РФ, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты).
Согласно Правилам присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660, существует четыре способа образования новых земельных участков путем проведения кадастровых работ по формированию земельных участков в виде: 1) выделения дополнительных земельных участков к существующим; 2) разделения; 3) слияния; 4) перераспределения, в результате которых земельные участки, в отношении которых проведены данные работы, ликвидируются. Данный перечень кадастровых работ является закрытым.
Землеустроительные и кадастровые работы по упорядочению объекта землеустройства, проводимые в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О землеустройстве" представляют собой самостоятельный вид землеустроительных и кадастровых работ и не отнесены к способам образования новых земельных участков, при которых происходит ликвидация существующего объекта землеустройства. В связи с чем, при постановке на кадастровый учет и изготовлении кадастрового плана земельного участка в случае упорядочивания существующего объекта землеустройства не требуется заполнять строки 18.2 и 18.3 выписки из Государственного земельного кадастра.
Из материалов дела видно, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, как раннее учтенный, площадью 419 кв.м от 31.05.2002, заявка о внесении изменений в сведения Государственного земельного кадастра была подана на основании распоряжения мэра г.Тольятти N 1881-1/р от 13.08.2004 "О предоставлении В.Э.Хачатуряну земельного участка в аренду на сорок девять лет для дальнейшей эксплуатации здания общественного туалета по адресу: г.Тольятти, Центральный р-н, ул.Новопромышленная, 27а".
В этой связи является обоснованным вывод арбитражного суда о том, что в данном случае идет речь о земельном участке, образованном из земельного участка площадью 419 кв.м с кадастровым номером 63:09:0301140:0018 в результате землеустроительных работ по его упорядочению.
В соответствии с пунктом 3.2 Правил оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01 строка 18 заполняется при изготовлении КПЗУ для регистрации прав на вновь образуемые земельные участки, в них заносится дополнительная информация, необходимая для регистрации сделки, в результате которой прекращают свое существование учтенные земельные участки, являясь источником для вновь образуемых земельных участков. В строку 18.2 заносятся кадастровые номера всех земельных участков, образованных в результате проведения кадастровых работ (слияния, разделения, выделения дополнительного к существующему, перераспределения). В строку 18.3 заносятся кадастровые номера всех земельных участков, которые должны прекратить свое существование в результате регистрации права на вновь образованные земельные участки".
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301151:0013 уточнены в результате выполнения землеустроительных работ по упорядочению (уточнению) существующего земельного участка (кадастровый номер 63:09:03 01 151:0018) в соответствии со статьей 16 ФЗ "О землеустройстве" с целью приведения границ земельного участка в соответствие со сложившейся градостроительной ситуацией и его рационального использования. Никакого деления, слияния земельного участка не произошло.
С целью исключения при проведении работ по межеванию объекта землеустройства возможного нарушения прав смежных землепользователей, иных лиц землеустроительное дело было передано в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г.Тольятти на проверку. 10.09.2004 землеустроительное дело на земельный участок по адресу: г.Тольятти, Центральный район, ул.Новопромышленная, 27а, утверждено заместителем руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Тольятти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, представленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя земельного участка или на основании заявления правообладателя. При наличии спора между органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в ЕГРП на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Площадь земельного участка указывается по кадастровому плану. В кадастровом плане, выданном Тольяттинским филиалом ФГУ ЗКП Самарской области, отвечающим за точность данных об объекте недвижимости, указана площадь 1083 кв.м.
Кадастровый план земельного участка (выписка из Государственного земельного кадастра) N 09-4-8/05-0562 от 19.04.2005 представлен для государственной регистрации права и подготовлен в соответствии с Правилами оформления кадастрового плана ГЗК-1-Т.О-04-01-01 (утвержденными Росземкадастром от 10.04.2001).
Спор между заявителем и органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, отсутствует.
В связи с вышеизложенным, являются обоснованными выводы арбитражного суда о том, что кадастровый план, представленный на регистрацию, содержит описание объекта недвижимого имущества: его местоположение, площадь (фактическая по кадастровому плану), вид объекта, назначение объекта, кадастровый номер, и удостоверен уполномоченным органом, то есть полностью соответствует требованиям статьи 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и заявителем обоснованно не были заполнены строки 18.2 и 18.3 кадастрового плана земельного участка N 09-4-8/05-0562 от 19.04.2005.
Арбитражный суд первой инстанции, исходя из положений пункта 2 статьи 6, статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", правомерно не согласился с доводами Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области об ошибочности сведений в Государственном земельном кадастре и кадастровом плане земельного участка N 09-4-8/05-0562 от 19.04.2005 со ссылкой на схему инвентаризации земельного участка и свои выводы обосновал на имеющихся в деле доказательствах, в частности, на вышеуказанном кадастровом плане земельного участка.
Кроме того, арбитражным судом дана надлежащая правовая оценка доводам Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области о том, что земельный участок, предоставленный заявителю, имеет статус "земель общего пользования".
Оснований для переоценки выводов арбитражного суда в указанной части суд кассационной инстанции не находит.
В силу вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводам о том, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения нормы процессуального права не нарушены, нормы материального права применены правильно и сделаны выводы, соответствующие материалам дела.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 05.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10988/06-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...