почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
5
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2007 года Дело N Ф04-2891/2007(34079-А46-17)


[В силе оставлено решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска о взыскании неосновательного обогащения, поскольку суд обоснованно исходил из того, что размещенная на фасаде зданий на специальных конструкциях информация не является фирменным наименованием, не содержит сведений о самом юридическом лице, а содержит информацию, отвечающую признакам рекламы]
(Извлечение)

      

      Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., в открытом судебном заседании при участии представителей сторон: от истца - Гусевой О.Н., по доверенности от 27.02.2007, от Департамента финансов - Гапуненко А.К., по доверенности от 03.08.2005, рассмотрев кассационную жалобу Департамента финансов и контроля администрации г.Омска (далее - Департамент финансов) на постановление апелляционной инстанции от 19.02.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9647/2006, установил:

      Предприниматель Усачев Олег Валериевич обратился с иском к Департаменту финансов о взыскании 49475,56 руб. и Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Омской области (далее - УФК) о взыскании 49166,54 руб. неосновательного обогащения.

      Определением от 21.08.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент недвижимости администрации г.Омска (далее - Департамент недвижимости).

      Арбитражный суд определением от 18.09.2006 произвел замену ненадлежащего ответчика - УФК на надлежащего - Департамент недвижимости.

      До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил размер требований к Департаменту финансов и просил взыскать 37252,69 руб. неосновательного обогащения, требования к Департаменту недвижимости оставил прежние.

      Решением от 22.11.2006 (судья ...) в удовлетворении иска отказано.

      Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2007 (судьи: ...) решение отменено и принято новое решение об удовлетворении требований в заявленном объеме.

      Заявитель в кассационной жалобе просит отменить постановление и оставить в силе решение суда. Считает, что вывод суда о размещении истцом конструкции, не содержащей рекламную вывеску, и соответствии ее деловому обороту, противоречит Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федеральному закону "О рекламе", письму Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации "О разграничении рекламы и иной информации". Указывает, что судом неверно применены нормы статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за размещение конструкции на объектах, принадлежащих ответчику, должна вноситься плата.

      Истец в отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя и их направленность на переоценку фактических обстоятельств, просит оставить без изменения обжалуемое постановление как законное.

      В судебном заседании явившиеся представители поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.

      Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов, суд кассационной инстанции считает обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

      Как видно из материалов дела, 01.07.2001 между Департаментом недвижимости (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды муниципального рекламного места N 18329/1-р, по условиям которого истцу предоставлено в аренду рекламное место с площадью информационной части 33,86 кв.м по адресу: пр.Мира, 48 для размещения рекламоносителя согласно прилагаемому паспорту рекламного места. Договором предусмотрена оплата в размере 1137,70 руб. (в т.ч. НДС 189,62 руб.) в месяц не позднее 20-го числа месяца в сумме 948,08 руб.

      Впоследствии, по заключенным между теми же сторонами договорам от 13.11.2003 N 25586/3-р и от 11.11.2004 N 28906/3-р истцу предоставлено в аренду рекламное место с площадью информационной части 40,59 кв.м по адресу: ул.Герцена, 42 для размещения рекламоносителя согласно прилагаемому паспорту рекламного места. Истец также обязался осуществлять платежи в размерах и в сроки, установленные договорами. Истцом обязанность по оплате исполнялась надлежащим образом с сентября 2003 года по январь 2005 года Комитету финансов, с февраля 2005 года по май 2006 года - Департаменту недвижимости.

      Настоящие исковые требования мотивированы тем, что указанные договоры являются недействительными в силу ничтожности, поскольку не соответствуют положениям Федерального закона "О рекламе". Размещение вывесок со словами "гастроном" и "Славянский" не содержат рекламу по смыслу вышеуказанного Закона. Для ответчиков полученные денежные средства являются неосновательным обогащением.

      Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ (в ред. от 20.08.2004) "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, рекламная информация, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

      Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, обоснованно исходил из того, что размещенная на фасаде зданий на специальных конструкциях информация "Гастроном "Славянский" не является фирменным наименованием, не содержит сведений о самом юридическом лице, а содержит информацию, отвечающую признакам рекламы. Правомерно указал, что перечисленный выше объект содержит информацию, которая явно имеет целью привлечение внимания, формирование и поддерживание интереса неопределенного круга лиц к реализуемым в данном месте товарам или оказываемым услугам. Правильно установил, что помещения, на которых расположены конструкции, являются муниципальной собственностью, продажа части помещений 1 этажа по пр.Мира, 48 не свидетельствует о том, что проданы наружные стены зданий (на одной из которых размещена реклама), как конструктивные элементы всего здания. Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Положения о порядке размещения средств наружной рекламы в городе Омске, утвержденного решением Омского городского Совета от 18.06.97 N 349, пришел к выводу о том, что конструкции имеют признаки рекламы и не могут быть отнесены к вывескам, и в этой связи не имеется оснований считать указанные договоры ничтожными сделками по приведенным в иске мотивам, а заявленные истцом требования - правомерными.

      Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, исходила из того, что в данном случае в информации предпринимателя отсутствует характеристика товара, его потребительские свойства и поэтому она не может формировать или поддерживать интерес к этому предпринимателю и способствовать реализации товаров. Сочла, что распространенная информация является вывеской и неправомерно признана судом первой инстанции рекламой. По существу переоценила установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства и пришла к противоположному выводу о ничтожности заключенных между сторонами договоров аренды и обоснованности иска.

      Кассационная инстанция считает выводы суда первой инстанции более убедительными, соответствующими фактическим обстоятельствам и действующим правовым нормам. При этом учитывает следующее.

      Воля сторон при заключении договоров была направлена на аренду муниципального рекламного места и на размещение средства наружной рекламы. Сторонами полностью исполнены эти договоры в соответствии с их условиями, то есть ответчиками предоставлены рекламные места, а истцом произведена их оплата по обусловленной между сторонами цене. Ни одно из условий договоров не противоречило действовавшим на момент их заключения правовым нормам. Сам факт передачи ответчиками принадлежащего им имущества в возмездное пользование истцу опровергает доводы последнего о неосновательном получении ответчиками денежных средств за использование истцом этого имущества.

      Учитывая изложенное, доводы заявителя заслуживают внимание. Содержащиеся в обжалуемом постановлении выводы нельзя признать соответствующими фактическим обстоятельствам и нормам материального права, что является основанием для отмены этого судебного акта. Каких-либо оснований для отмены или изменения принятого по данному делу решения суда первой инстанции, являющегося обоснованным и законным, не имеется.

      Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

      Постановление апелляционной инстанции от 19.02.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9647/2006 отменить.

      Оставить в силе решение от 22.11.2006 этого же суда по этому делу.

      Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

Председательствующий
...

Судьи
...

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование