почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
3
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2007 года Дело N А43-14269/2007-38-426


[Постановление отдела государственного пожарного надзора о привлечении общества к ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ признано незаконным и отменено, поскольку протокол об административном правонарушении составлен, и постановление о привлечении ООО к административной ответственности вынесено в присутствии главного инженера, который не является законным представителем общества, доказательства надлежащего извещения законного представителя общества - директора в деле отсутствуют]

      Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Радченковой Н.Ш., Шутиковой Т.В. при участии представителя от заявителя: Кубышкина А.А. (доверенность от 13.12.2007) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Волга-Росс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2007 по делу N А43-14269/2007-38-426, принятое судьей Яшковой Е.Л., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волга-Росс" о признании незаконным и об отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора по Канавинскому району Нижнего Новгорода от 29.06.2007 N 607 о привлечении к административной ответственности и установил:

      общество с ограниченной ответственностью "Волга-Росс" (далее - ООО "Волга-Росс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора по Канавинскому району Нижнего Новгорода (далее - ОГПН по Канавинскому району, административный орган) от 29.06.2007 N 607 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

      Решением суда от 13.09.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.

      В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

      ООО "Волга-Росс" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

      Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статьи 1.5, 24.1 и пункт 3 статьи 25.4 КоАП. По его мнению, в рассматриваемом случае имеет место существенное нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности, поскольку законный представитель Общества не был надлежащим образом уведомлен о дате составления протокола об административном правонарушении и дате рассмотрения административного дела и, соответственно, не имел возможности представить мотивированные возражения. Кроме того, заявитель указывает на то, что по адресу: Нижний Новгород, Базовый пр., д. 3, располагаются пять отдельно стоящих зданий, которые принадлежат разным собственникам и площади в которых сданы в аренду или субаренду разным юридическим лицам. В протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении Общества, отсутствуют наименования (литера) тех зданий и номера помещений в этих зданиях, в которых были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, что свидетельствует о недоказанности административным органом факта совершения Обществом вменяемого административного правонарушения. Эти и другие доводы подробно изложены в кассационной жалобе.

      Представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, в судебном заседании.

      Административный орган в ходатайстве от 19.12.2007 просил рассотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя; в отзыве на жалобу против доводов Общества возразил, считает решение суда законным и обоснованным.

      В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 14 часов 30 минут 20.12.2007 до 15 часов 27.12.2007.

      Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Как следует из материалов дела, ОГПН по Канавинскому району провел внеплановую проверку по вопросам соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в помещениях, арендуемых ООО "Волга-Росс" у ЗАО "Волга-Сервис", расположенных по адресу: Нижний Новгород, Базовый пр., д. 3, и выявил нарушение пунктов 16, 33, 40, 60, 498 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО ЧС и ЛПСБ от 18.06.2003 N 313, и Норм пожарной безопасности НПБ 110-01 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО ЧС и ЛПСБ от 18.06.2003 N 315. В частности, административный орган установил, что в указанных помещениях не определена категория взрывопожарной и пожарной безопасности для складского помещения; административные помещения и склад не защищены автоматической пожарной сигнализацией; помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре; с окон конторы не демонтированы глухие металлические решетки; на складе допущено совместное хранение авторезины с другими материалами; электросветильники на складе эксплуатируются со снятыми плафонами, предусмотренными конструкцией светильников.

      Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 20.4 КоАП, государственный инспектор составил протокол об административном правонарушении от 27.06.2007 N 607, на основании которого начальник ОГПН по Канавинскому району вынес постановление от 29.06.2007 N 607 о назначении ООО "Волга-Росс" наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

      ООО "Волга-Росс" не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.

      Руководствуясь частью 1 статьи 20.4 КоАП, статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и пунктами 10, 16, 33, 40, 498 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

      Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

      В части 1 статьи 20.4 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса.

      Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

      Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313; Строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 и Нормах пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001), утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31.

      В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

      Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

      В силу части 2 статьи 25.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

      Часть 3 статьи 25.4 Кодекса предусматривает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя или защитника.

      В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

      В части 1 статьи 28.2 КоАП установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям, предъявляемым данной статьей. В частности, в протоколе указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2). При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). Протокол подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).

      Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.

      В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отмечено, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

      Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 Кодекса).

      Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

      В рассматриваемом случае Арбитражный суд Нижегородской области отказал ООО "Волга-Росс" в удовлетворении заявленного требования в связи с доказанностью факта нарушения Обществом Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) и отсутствием нарушения порядка привлечения его к административной ответственности.

      Между тем из материалов дела следует и суд первой инстанции установил, что ООО "Волга-Росс" является субарендатором нежилого отдельно стоящего здания, литер "Д", и площадки для размещения контейнера, расположенных по адресу: Нижний Новгород, Базовый пр., д. 3, на основании договора субаренды нежилого помещения от 01.05.2006 N 1/1-ВС.

      В протоколе об административном правонарушении от 27.06.2007 и в постановлении о привлечении к административной ответственности от 29.06.2007 не указано, в каких конкретно помещениях по названному адресу были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, что свидетельствует о недоказанности административным органом факта совершения выявленного правонарушения именно ООО "Волга-Росс".

      Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении ООО "Волга-Росс" к административной ответственности вынесено в присутствии главного инженера Загрядского С.С., который не является законным представителем Общества. Доказательства надлежащего извещения законного представителя Общества - директора Щербинина С.И. в деле отсутствуют. Имеющаяся в материалах дела доверенность от 25.06.2007, выданная Загрядскому С.С., не содержит указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, поэтому не является доказательством надлежащего извещения законного представителя Общества. Определение о вызове лиц от 26.06.2007 (лист дела 20) и определение о назначении места и времени рассмотрения административного дела от 27.06.2007 (лист дела 17), полученное Загрядским С.С., также не подтверждают факт надлежащего извещения директора Общества Щербинина С.И. Указанные процессуальные нарушения являются существенными.

      С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания постановления ОГПН по Канавинскому району от 29.06.2007 N 607 о привлечении ООО "Волга-Росс" к административной ответственности законным.

      Таким образом, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2007 подлежит отмене, а требование Общества о признания постановления ОГПН по Канавинскому району от 29.06.2007 N 607 незаконным - удовлетворению.

      Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

      Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

      Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

      решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2007 по делу N А43-14269/2007-38-426 отменить.

      Заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Волга-Росс" требование удовлетворить.

      Постановление Отдела государственного пожарного надзора по Канавинскому району Нижнего Новгорода от 29.06.2007 N 607 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Волга-Росс" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

      Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
     
     

Председательствующий
О.П. Маслова

Судьи

Н.Ш. Радченкова
Т.В. Шутикова
 


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование