почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
20
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 года Дело N А29-4750/2007


[Заявленное требование о признании незаконным и об отмене постановления административного органа о привлечении общества к ответственности по ст.ст.8.1, 8.2 КоАП РФ удовлетворено, поскольку суд установил, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО составлен в отсутствие его законного представителя]

     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Евтеевой М.Ю., Забурдаевой И.Л. при участии представителя от заинтересованного лица: Киприянова А.С. (доверенность от 20.11.2007 N 34) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.08.2007 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 по делу N А29-4750/2007, принятые судьями Борлаковой Р.А., Лысовой Т.В., Хоровой Т.В., Буториной Г.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" о признании незаконным и об отмене постановления Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 03.07.2007 N 52 о привлечении к административной ответственности и установил:

      общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору (далее - Управление, административный орган) от 03.07.2007 N 52 о привлечении Общества к административной ответственности по статьям 8.1, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

      Решением суда от 31.08.2007 заявленное требование удовлетворено.

      Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

      Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

      Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 1, 11, часть 1 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункты 3.2, 3.4 и 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" и пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"; нарушили статью 71, часть 1 статьи 268 и пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Управление указывает на то, что в соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным для Общества, отходы потребления должны размещаться в контейнерах, а лом металлов - на площадке со стеллажами. Общество не выполнило экологические требования, установленные нормативными правовыми актами и проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Оно также не провело мероприятия по защите земель от загрязнения нефтепродуктами, в результате чего грунт вокруг дренажной емкости и рядом с факельным хозяйством загрязнен остатками нефтепродуктов. Данные обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении Управления о привлечении Общества к административной ответственности. Таким образом, вина Общества в совершении правонарушений, ответственность за которые установлена в статьях 8.1 и 8.2 КоАП, доказана. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, законный представитель Общества надлежащим образом был извещен о месте и времени составления прокола об административном правонарушении; имел реальную возможность прибыть в срок для составления протокола либо представить ходатайство о невозможности прибытия с указанием уважительных причин, однако не сделал этого. Суд апелляционной инстанции не дал надлежащую оценку представленным Управлением доказательствам.

      Представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, в судебном заседании.

      ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило; в отзыве на жалобу против доводов административного органа возразило, считает решение и постановление законными и обоснованными.

      В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11 часов 30 минут 09.01.2008 до 16 часов 14.01.2008.

      Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Как следует из материалов дела, 21.05.2007 Управление выявило факты нарушения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" требований природоохранного законодательства Российской Федерации в Усть-Цилемском районе на Южно-Низевом нефтегазовом месторождении (куст скважин N 1), выразившегося в размещении отходов производства и потребления в несанкционированных местах (твердых бытовых отходов - навалом на земле, лома металлов - разбросанным на краю лесного массива).

      Усмотрев в действиях Общества признаки административных правонарушений, ответственность за которые установлена в статьях 8.1 и 8.2 КоАП, государственный инспектор отдела экологического контроля 19.06.2007 составил протокол об административном правонарушении, на основании которого 03.07.2007 Управление вынесло постановление N 52 о назначении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" наказания в виде административных штрафов в общей сумме 200 000 рублей.

      Общество не согласилось с постановлением Управления и ожаловало его в арбитражный суд.

      Руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 8.1, 8.2, частями 2, 3 статьи 25.4, статьями 26.1, 26.2, 28.1, 28.2 КоАП; пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводам о недоказанности Управлением вины Общества в совершении вменяемых ему административных правонарушениях, а также о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.

      Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

      Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

      В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

      В статье 28.2 КоАП содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).

      Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 10 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

      В пункте 24 того же постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП.

      Из приведенных норм следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Протокол может быть составлен в отсутствие этого лица при условии надлежащего извещения о совершении данных процессуальных действий.

      Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

      Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд установили, и это не противоречит материалам дела, что факты вменяемых Обществу правонарушений выявлены 21.05.2007; протокол об административном правонарушении в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" составлен в отсутствие его законного представителя 19.06.2007; извещение о месте и времени составления протокола получено Обществом только 18.06.2007; законный представитель не имел реальной возможности прибыть из города Усинска в город Сыктывкар для совершения указанного процессуального действия к 10 часам 19.06.2007 и представить возражения относительно вменяемого административного правонарушения.

      При указанных обстоятельствах, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о ненадлежащем извещении Общества с учетом его местонахождения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

      Данное процессуальное нарушение является существенным.

      С учетом изложенного у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для признания оспариваемого постановления Управления о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности законным.

      Ссылка заявителя жалобы на письмо ФГУП "Комиавиатранс" от 13.09.2007, в котором содержится информация о наличии 19.06.2007 утренних рейсов по маршруту город Усинск - город Сыктывкар, во внимание не принимается, поскольку данное письмо не свидетельствует о наличии у законного представителя Общества реальной возможности прибыть в срок к месту составления протокола. Каких-либо доказательств принятия необходимых и достаточных мер для надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола административный орган в суд не представил.

      Доводы заявителя жалобы относительно нарушения судом апелляционной инстанции части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (не рассмотрение дела по существу) признаются несостоятельными, так как установление судом факта нарушения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, если нарушение носит существенный характер (что имело место в рассматриваемом случае), является достаточным основанием для вывода о незаконности постановления административного органа и для отмены данного ненормативного акта.

      Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, в силу изложенного не могут быть приняты во внимание.

      Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

      Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

      Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

      решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.08.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 по делу N А29-4750/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору - без удовлетворения.

      Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
     
     

Председательствующий
О.П. Маслова

Судьи

М.Ю. Евтеева
Н.Ш. Радченкова



  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование