почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
23
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2007 года Дело N А05-5191/2007


[Суд передал на новое рассмотрение дело о взыскании расходов, которые возникли в результате предоставления льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам министерства путей сообщения РФ, поскольку судом не исследовался вопрос о том, с какого момента федеральная организация ликвидирована, что имеет важное значение, т.к. если указанные граждане на момент выхода на пенсию работали в федеральной государственной организации здравоохранения, то у них возникло право на льготу как у медицинских работников, проработавших более 10 лет в сельской местности и вышедших на пенсию]

     
     
     Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Кирилловой И.И., Тарасюка И.М., рассмотрев 04.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.07.2007 (судья Куницына Л.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 (судьи: Романова А.В., Елагина О.К., Носач Е.В.) по делу N А05-5191/2007, установил:
     
     Муниципальное предприятие "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Архангельской области в лице Департамента финансов Архангельской области (далее - Департамент финансов), муниципальному образованию "Котлас" в лице Финансового управления администрации муниципального образования "Котлас" (далее - Финансовое управление) о взыскании 60848 руб. 07 коп. расходов, которые возникли в результате предоставления с июня 2005 года по март 2007 года льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам Министерства путей сообщения Российской Федерации.
     
     Решением от 23.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2007, Предприятию в иске отказано.
     
     В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, об удовлетворении иска. Свои требования Предприятие обосновывает тем, что вынесены решения Котласского городского суда, согласно которым на Предприятие возложена обязанность предоставить льготы медицинским работникам в количестве трех человек. Податель жалобы считает, что решения Котласского городского суда от 02.11.2004 и 16.03.2005 имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
     
     В отзыве на кассационную жалобу Минфин РФ просит отставить обжалуемые судебные акты без изменения.
     
     О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
     
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     
     Как следует из материалов дела, решениями от 02.11.2004 по делу N 2-605 и от 16.03.2005 по делу N 2-20, которые вступили в законную силу, Котласский городской суд обязал Предприятие предоставить Суворовой Нине Харлампиевне, Туруновой Ираиде Мироновне, Зарубиной Лидии Михайловне льготы в виде скидки по оплате жилья и отопления как бывшим медицинским работникам, проживающим в сельской местности. На основании указанных решений Предприятие предоставляло в период с июня 2005 года по март 2007 года бывшим медицинским работникам Суворовой Н.Х., Туруновой И.М., Зарубиной Л.М. льготы в виде 100-й скидки по оплате жилья и отопления. В результате предоставления льгот у Предприятия возникли расходы в сумме 60848 руб. 07 коп., невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
     
     В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
     
     До 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы законодательства).
     
     Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.30 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.
     
     Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.30 признано утратившим силу. Статьей 2 указанного Закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 Основ законодательства, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
     
     Пунктом 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.68 N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию науки в стране" (далее - постановление N 517) предусмотрено, что за вышедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
     
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 N 625 постановление N 517 признано не действующим на территории Российской Федерации.
     
     Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ законодательства признана утратившей силу, статья 63 дополнена частями 4, 5, 6.
     
     В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства в редакции Закона N 122-ФЗ меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
     
     В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых названным Федеральным законом нормах, названный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных названным Федеральным законом.
     
     Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.2007 N 129-О-П (далее - определение N 129-О-П) закрепленное в части 1 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало вплоть до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.
     
     Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку постановление N 517, которым предусматривалось сохранение за вышедшими на пенсию медицинскими работниками право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, отменено в 2003 году, то пункт 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ на них не распространяется. Суд также указал, что предоставление мер социальной поддержки перешедшим на пенсию квалифицированным медицинским работникам ликвидированной федеральной государственной организации законодательством не предусмотрено.
     
     Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
     
     Кассационная коллегия, изучив доводы жалобы и проверив законность обжалуемых судебных актов, пришла к следующим выводам.
     
     Как усматривается из материалов дела, Предприятие обратилось за возмещением расходов от предоставления льгот с июня 2005 года по март 2007 года.
     
     Суд кассационной инстанции считает, что необходимо учитывать правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, которая выражена в определении N 129-О-П.
     
     Конституционный суд Российской Федерации указал, что постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано не действующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, то есть до принятия Закона N 122-ФЗ.
     
     Подпунктом 24 пункта 2 введенной в действие с 1 января 2005 года статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
     
     Следовательно, порядок предоставления с 1 января 2005 года пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом в силу правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06 2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
     
     Таким образом, суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что пункт 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ не распространяется на указанных граждан, в связи с тем, что постановление N 517 отменено в 2003 году.
     
     Вместе с тем частями 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства предусмотрено предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам федеральных специализированных организаций здравоохранения, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций здравоохранения.
     
     Как усматривается из материалов дела, Предприятие предоставило льготы Суворовой Н.Х., Туруновой И.М. и Зарубиной Л.М., которые работали в санатории-профилактории "Вычегодский" и вышли на пенсию в 1997, 2001 и 1996 годах, соответственно.
     
     Суд первой инстанции указал, что предоставление мер социальной поддержки перешедшим на пенсию квалифицированным медицинским работникам ликвидированной государственной организации здравоохранения не предусмотрено. Однако судом не исследовался вопрос о том, с какого момента федеральная организация ликвидирована.
     
     Данное обстоятельство имеет важное значение, поскольку если указанные граждане на момент выхода на пенсию работали в федеральной государственной организации здравоохранения, то у них возникло право на льготу как у медицинских работников, проработавших более 10 лет в сельской местности и вышедших на пенсию.
     
     Учитывая изложенное, решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует выяснить правомерность предоставления указанных льгот, а в случае установления судом, что организация правомерно предоставила льготы, - определить надлежащего ответчика по делу и бюджет, за счет средств которого подлежат возмещению указанные льготы, с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении N 129-О-П.
     
     Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
     
     Решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.07.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 по делу N А05-5191/2007 отменить.
     
     Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
     
     

Председательствующий
А.А.Кустов

Судьи:
И.И.Кириллова
И.М.Тарасюк

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование