- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственный комитет Российской Федерации
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
от 21 января 1998 года N ВБ-12-22/7
[Сборник примеров практического страхования объектов строительства]
Госстрой России в соответствии с программой работ Комитета по страхованию строительного производства направляет a качестве методического пособия сборник примеров практического страхования объектов строительства.
В.А.Балакин
ПРИМЕРЫ
страхования объектов строительства
Сборник составлен с целью ознакомления строителей с рисками, которые могут иметь место при производстве строительно-монтажных работ и сооружении различных объектов. Приведены статистические данные Госархстройнадзора России и описания аварийных ситуаций со зданиями и сооружениями, произошедшими в 1996 году.
Примеры страхования объектов составлены по материалам Госархстройнадзора России, страховых компаний - "Ингосстрах", "Промышленно-страховой компании", "ГЕФЕСТ", "Восточно-Европейской страховой компании".
В составлении сборника участвовали:
Госстрой России - Е.И. Путилин, Е.Г. Пронина
Госархстройнадзор России - А.П. Захаров
Ингосстрах - С.Д. Буйвидович
Промышленно-страховая компания - Е.М. Коцур
ГЕФЕСТ - И.И. Рыжкин
Восточно-Европейская страховая компания - А.М. Башмачников,
О.А. Романов
Статистические данные Госархстройнадзора России о произошедших на территории Российской Федерации авариях показывают, что число их из года в год не уменьшается.
Наибольшее количество аварий (58% от общего числа в 1996 году) произошло на зданиях и сооружениях из каменных конструкций.
Наиболее характерными причинами обрушений каменных конструкций являются нарушения требований проектов и нормативных документов о распределении нагрузки в местах опирания несущих конструкций, а также приостановка строительства объектов на длительный период без обеспечения прочности и устойчивости возведенных конструктивных элементов, охраны и ограждения указанных зданий и сооружений
Около 26% всех зарегистрированных аварий в 1996 году произошли на зданиях и сооружениях из сборного железобетона. Одной из основных причин обрушений и достижения предельных деформаций конструкций при этом явились нарушения правил производства работ, в результате которых не обеспечивалась прочность узлов сопряжения конструкций.
Анализ данных об авариях на зданиях с металлическими конструкциями показывает, что их доля составила в 1996 году 13% от общего количества аварий. Относительно небольшое количество аварий на зданиях с металлическими конструкциями объясняется тем, что проектирование, изготовление и монтаж стальных конструкций осуществляются в основном специализированными организациями.
Ошибки при проектировании указанных зданий и сооружений связаны чаще всего с просчетами в определении нагрузок, с неудачными решениями связей, неправильным выбором стали для конкретных условий строительства, и допускаются они, как правило, неспециализированными организациями.
К числу наиболее часто встречающихся дефектов при изготовлении и монтаже металлических конструкций относятся: неэквивалентная замена материала (класса и марки стали, сечения элементов), изменения проектных размеров конструкций в целом и их отдельных элементов, смещение осей от проектных геометрических центров узлов. непрямолинейность (погнутость) элементов, подрезы металла при сварке, неправильное соединение в монтажных узлах, необеспечение пространственной жесткости в процессе монтажа, непроектное приложение нагрузок.
Анализ материалов расследования причин произошедших в 1996 году на территории Российской Федерации аварий на строящихся и эксплуатируемых зданиях позволяет классифицировать их основные причины по десяти характерным признакам. Эти признаки определены в зависимости от установленных нарушений, а также влияния их на состояние здания, сооружения или отдельных конструктивных элементов и приведены в порядке частоты повторяемости. (Аварии и разрушения вследствие пожаров и стихийных бедствий на объектах строительства не учитывались).
1. Нарушения требований распределения нагрузки в местах опирания несущих конструкций на каменную кладку - 16.1%.
2. Нарушения требований консервации и охраны, приостановленных строительством объектов - 16,1%.
3. Низкая прочность конструкционных систем и отдельных конструкций - 13,9%.
4. Нарушения технологической последовательности производства работ и отступления от технологических правил выполнения монтажных операций - 12,9%.
5. Потеря несущей способности узловыми монтажными соединениями из-за допущенных дефектов и отступлений от проектных решений - 9.7%.
6. Потеря устойчивости конструктивных систем и отдельных конструкций - 9,7%.
7. Нарушения правил технической эксплуатации зданий и сооружений - 9,7%.
8. Ошибки в проектных решениях - 6,5%.
9. Низкая прочность и эксплуатационная надежность оснований фундаментов зданий и сооружений - 3,2%.
10. Нарушения, допущенные при монтаже технологического оборудования и инженерных систем - 3,2%.
Основные виды страхования, применяемые при осуществлении
строительных проектов
Предмет страхования:
Все материалы, оборудование и работы по контракту, начиная с подготовки строительной площадки до подписания акта сдачи-приемки объекта и на гарантийный период, в т.ч. строительная часть, включал нулевой цикл, возведение стен, установка перекрытий и т.д., монтаж всех систем, инженерных сетей и коммуникаций, отделка. установка оборудования, пуско-наладочные работы, благоустройство территории, временные здания и сооружения, строительная техника и оборудование стройплощадки.
Риски, подлежащие страхованию:
Любые повреждения материалов, оборудования и готовых частей объекта в результате следующих явлений и событий:
- стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ливень, град, буря, ураган, смерч, сверхнизкая температура и т.д.);
- удара молнии, пожара, в том числе вследствие проведения сварочных работ, применения открытого огня, короткого замыкания и перенапряжения электросети;
- действия воды при пожаротушении или последствия других мер пожаротушения, протечек из систем водоснабжения и канализации;
- падения летательных аппаратов или их обломков;
- ошибок рабочих при проведении работ;
- действия центробежных сил, разрывов тросов и цепей, повреждения обваливающимися или падающими предметами;
- злоумышленных действий третьих лиц, в том числе краж с взломом;
- других внезапных и непредвиденных событий, не исключенных условиями договора страхования.
Строительно-монтажная техника, оборудование стройплощадки, временные здания и сооружения, рабочий инструмент (по спискам).
Гражданская ответственность перед третьими лицами.
Послепусковые гарантийные обязательства.
Тарификация строительно-монтажных рисков
При страховании строительно-монтажных работ нет общих тарифных схем, вследствие большого разнообразия строительных материалов, методов, постоянного усложнения технологических процессов и примеров, других факторов, существенно индивидуализирующих каждый риск.
Страховая премия рассчитывается для всего периода строительства/монтажа (периода страхования).
Как базовые, для строительных объектов, можно принять следующие тарифы страховой премии:
- строительные/монтажные работы 0,25 - 0,80% от полной контрактной стоимости объекта;
- машины, механизмы, оборудование, строительная техника 0,7 1,0% в год oт их стоимости;
- ответственность перед третьими лицами 0,015 - 0,045% от контрактной стоимости.
Примеры реально застрахованных
объектов строительства
1. Реконструкция офисного здания.
Виды работ: замена существующих и некоторых других несущих конструкций здания на монолитные с изменением планировочных решений
- пристройка новой части здания во внутреннем дворе по каркасной схеме с устройством подвала и бетонной плиты;
- надстройка 2-х этажей и мансарды с устройством атриума на 5-й и 6-й этажи;
- устройство дополнительного лестнично-лифтового узла;
- устройство "fitness - центра" в подвальной части здания, а также ряда технических помещений.
Фундамент старой части здания - бутовая кладка, новой монолитная фундаментная плита.
Несущие стены старой части здания - кирпичная кладка, новой части и надстройки - легкие стеновые блоки.
Конструкции новой части здания и надстройки - монолитный каркас.
Страховые суммы по страхованию объектов строительства:
- строительно-монтажные работы, стоимость материалов и оборудования, поставляемых на стройплощадку - 5573570 долл. США;
- строительные машины и механизмы, временные здания и сооружения на строительной площадке - 100000 долл. США.
Страховые суммы по страхованию ответственности:
- за ущерб окружающим строениям - 250000 долл. США.
2. Строительство здания ресторана:
Конструктивные элементы здания:
- стены - кирпичные утепленные;
- перекрытия - сборный железобетон, гидроизоляция;
- остекление зала - витражи;
- фундамент ж/б сборный;
- каркас - колонны из металлического профиля;
- стены - кирпичная кладка, утепленная "Сэндвич";
- перекрытия - монолитные по профилированному настилу.
Страховые суммы и лимиты ответственности:
- строительно-монтажные работы - 645000 долл. США;
- строительные машины и механизмы, временные здания и сооружения на стройплощадке - 130000 долл. США;
- ответственность за нанесение вреда жизни и здоровью, а также имуществу третьих лиц - 80000 долл. США;
- лимит ответственности по каждому случаю - 20000 долл. США.
3. Строительство 2-этажных 8-семейных домов с 2- и 3-комнатными квартирами модульной конструкции, типов 1; 1P; 1Po, возводимые по программе "конверсии-жилья" в военных гарнизонах. Общее количество домов всех типов - 102 шт.
Страховая сумма по страхованию ОС:
- строительно-монтажные работы по всем домам, включая стоимость материалов и оборудования, поставляемого на стройплощадку: 16800000 DM.
4. Капитальный ремонт, на 1-ом этаже и в подвале 3 этажного здания.
Виды работ:
- демонтаж старых отделочных конструкций и материалов;
- замена перекрытий в антресольном помещении;
- устройство новых дополнительных перегородок из кирпича и гипсокартона;
- устройство и замена инженерных систем без устройства теплового узла;
- замена электрощитовой и силовой проводки;
- устройство слаботочных систем, в том числе: - пожарной сигнализации; - компьютерной сети; - охранной сигнализации; телефонизации;
- устройство центрального кондиционирования и приточно-вытяжной вентиляции;
- устройство дополнительного лестничного марша в подвал.
Отделочные работы:
- устройство полов (гранит, ковровое покрытие, керамическая плитка);
- высококачественная штукатурка стен и потолков;
- устройство подвесных потолков;
- замена столярных изделий, витражей и окон;
- фасадные работы (высококачественная штукатурка, покраска и отделка цоколя гранитом).
Страховая сумма - 920000 долл. США.
5. Монтаж четырех электростатических фильтров улавливания пыли из уходящих дымовых газов на энергоблоке ТЭЦ.
Конструктивно корпус фильтра представляет собой стальной полый параллелепипед с размерами 8х10х2 м, монтируемый на штатном месте из отдельных элементов.
Внутрь корпуса фильтра монтируются с большой точностью пластины электродов; на крыше корпуса монтируются устройства механического встряхивания электродов и подачи на них электростатического потенциала.
Газоходами фильтр присоединяется к выходному патрубку энергоблока с одной стороны и к дымовой трубе с другой стороны.
Корпус фильтра монтируется на специальном стальном каркасе-основании.
Страховые суммы:
по объекту монтажа - 2400000 долл. США;
расходы по расчистке - 1001000 долл. США
6. Генеральный полис страхования ответственности строительной организации.
Объектом страхования является удовлетворение обоснованных и защита от необоснованных претензий третьих лиц за нанесение им ущерба в результате выполнения строительных работ на 26 объектах, расположенных в 15 населенных пунктах России.
Объектами строительства являются поликлиники, пансионаты, спортзалы, культурный центр, кирпичный завод, санатории, пивоваренный завод, мельница, столовая с общим объемом работ более 200000000 долл. США.
Суммарный лимит страховой ответственности - 1500000 долл. США.
Примеры зарегистрированных аварий
на застрахованных объектах строительства
1. Строительство автодороги протяженностью 54 км (страховая сумма установлена равной стоимости строительно-монтажных работ в размере 325 млрд. рублей). Дорога проходит по песчаным, глинистым и насыпным грунтам. Дорожная одежда:
а) песчаное основание с КФ не менее 2 м/сут с втапливанием щебня известнякового М-бОО -0,5 м;
б) укатываемый цементобетон М-100 на известняковом щебне М-600 -0,15 м;
в) укатываемый цементобетон М-100 на известняковом щебне М-600 -0,18 м;
г) пористый асфальтобетон из горячей крупнозернистой щебеночной смеси 1 марки на гранитном щебне М-800;
д) плотный асфальтобетон из горячей крупнозернистой щебеночной смеси типа "Б" 1 марки на дробленом песке и гранитном щебне М-1200;
е) плотный асфальтобетон из горячей мелкозернистой щебеночной смеси типа "А" 1 марки на дробленом песке, модифицированном битуме и гранитном щебне М1200.
Укрепление обочин на участках с продольным уклоном от 0 до 3% запроектировано подобранным щебеночным материалом толщиной 0,23 м, а с большим уклоном - растительным грунтом.
В проекте был предусмотрен водоотвод в виде бетонных лотков кюветов, водоотводных блоков и железобетонных труб.
В июле месяце, в результате трехдневных ливневых дождей, интенсивность которых составила 30% от месячной нормы, на застрахованном объекте произошло разрушение 5033 куб. м песчаных обочин, размыв 138 куб.м монолитных лотков, смыв 11 телескопических лотков, вынос 474 куб.м тощего бетона дорожной одежды, смыв 66 штук бордюрного камня и провал 132 кв.м дорожной одежды. Заявленный и оплаченный ущерб составил 1 миллиард 436 миллионов рублей.
2. Реконструкция автодороги.
Для устранения неисправности датчика затвора на автоматической линии по выпуску асфальта, оператор АБЗ, оставив включенным оборудование, поднялся по направляющим швеллерам скипового подъемника и, остановившись на элементах каркаса АБЗ на высоте более 3 метров, стал постукивать по неисправному датчику. От ударов произошло включение хода скипового подъемника, вследствие чего левая нога оператора оказалась придавленной передней частью рамы подъемника к П-образной балке. Оператор потерял равновесие и, падая в бункер скипового подъемника, повис на руках на П-образной балке. В момент прохождения скипового подъемника его задней стенкой оператор был придавлен снизу к П-образной балке, после чего упал на землю. Оператор погиб.
Причиной несчастного случая явилось необеспечение администрацией предприятия безопасных условий труда, отсутствие инструкций по охране труда для оператора АБЗ. В силу этого на предприятие была возложена обязанность возместить семье погибшего (жена и 2 дочери 6-ти и 8-ми лет) причиненный ущерб.
Указанная ответственность полностью подпала под страховое покрытие. Сумма страхового возмещения, рассчитанного на основе норм действующего законодательства о возмещении ущерба, составила более 332000000 рублей.
3. Реконструкция моста.
Ремонтно-строительные работы на мосту велись поочередно на каждой из продольных половин для того, чтобы не прерывать движение транспорта на мосту.
После окончания рабочего дня на мосту произошло дорожно-транспортное происшествие: водитель а/м Skania с прицепом-фурой не справился с управлением и врезался в силовое ограждение моста.
В результате на мосту была повреждена гидроизоляция проезжей части (порывы, порезы, более 200 кв.м залито диз. топливом, маслом, тосолом), что потребовало снятия поврежденной гидроизоляции, снятия выравнивающего слоя бетона, пропитанного маслом и диз.топливом. Снесено ограждение проезжей части на длине 2/3 всего пролета, снесены и деформированы металлические конструкции-укрытия проезжей части моста, повреждено металлическое барьерное ограждение, полностью выведена из строя световая сигнализация временного ограждения.
Стоимость восстановительных работ составила 33700000 руб. Сумма выплаченного возмещения составила (с учетом вычета собственного удержания подрядчика) 27500000 рублей.
4. Строительство офиса.
Основные материалы: сборный железобетон, кирпич.
Произошел пожар в мастерской по ремонту и обслуживанию строительно-монтажной техники.
Нанесенный ущерб - 195301,37 долл. США складывается из стоимости ангара, в котором располагалась мастерская, оборудования мастерской, техники, находившейся в мастерской на момент пожара, а также расходов на разборку завалов в результате пожара и расходов по оплате деятельности пожарных расчетов.
Сумма выплаченного возмещения - 179091,87 долл. США. Из заявленной суммы исключена стоимость незастрахованного легкового автомобиля, который в момент пожара находился в мастерской, и стоимость расходных материалов.
5. Строительство гостиничного комплекса.
Основные материалы строительства: монолитный железобетон, кирпич, сборные металлоконструкции. В результате трещин в двух крепящих болтах несущих штанг внутренней пространственной фермы произошло проседание на 70 мм крыши конференц-зала гостиницы.
Нанесенный ущерб - 127067,42 долл. США складывается из расходов на работы по демонтажу всей крыши, расчистку территории, восстановление конструкции пространственной фермы с заменой деформированных несущих штанг, а также стоимости новых кровельных изоляционных материалов и расходов на восстановление всей крыши.
Сумма выплаченного возмещения - 119671,42 долл. США. Из заявленной суммы исключена стоимость самих треснувших крепежных болтов, стоимость амортизации строительных лесов и расходы на вывоз демонтированных элементов крыши.
6. Строительство торгового комплекса.
Основные материалы строительства: сборный железобетон, кирпич, металлоконструкции.
Ливневые дожди с количеством осадков до 60 мм в час стали причиной подъема воды в реках на 250-300 см. В результате затопления стройплощадки, вызванного сильным наводнением, произошло повреждение строительных материалов и оборудования.
Сумма ущерба - 30842,66 долл. США складывается из стоимости поврежденных водой строительных материалов и расходов на расчистку завалов, аренду землеустроительных механизмов и стоимости работ по восстановлению временных электрических сетей стройплощадки.
Сумма выплаченного возмещения - 20842,66 долл. США. Из заявленной суммы исключено собственное удержание подрядчика - 10000 долл. США по стихийным бедствиям (франшиза).
7. Монтаж нефтехимической установки.
Основные материалы строительства: кирпич, сборный железобетон.
При плановой замене фильтра на насосе произошел самопроизвольный выброс горячих парафинов, что привело к сильному пожару с крупным материальным ущербом и человеческими жертвами.
Сумма ущерба - 291000 долл. США складывается из стоимости восстановительных работ и стоимости новых материалов и оборудования установки.
Сумма выплаченного возмещения - 281000 долл. США. Из заявленной суммы исключены 10000 долл. США, так как по условиям полиса франшиза составляет 10000 долл. США на период выполнения Подрядчиком гарантийных обязательств.
Некоторые примеры аварий, зарегистрированных
Госархстройнадзором России, и причины
их происхождения
- Пристройка - одноэтажное производственное здание размером в плане 30х18 м. В каркасе из стальных конструкций. Производилось опробование смонтированной установки пекопропитки электродов. Поставка оборудования и шефмонтаж - фирма "Файст-Инкон" (Германия). В период опробования установки произошел выброс пека и возгорание его паров, что привело к пожару в цехе. В результате пожара произошло oбрушение конструкций покрытия на площади 450 кв.м и деформации в рядом стоящих конструкциях. Основной причиной аварии послужили неправильные действия обслуживающего персонала завода, что привело к разгерметизации установки. Поставка инофирмой некачественного оборудования и невыполнение ею требований контракта об оформлении завершения сборки установки.
- Одноэтажное здание размером в плане 84 х 36 м (2 пролета по 18) с каркасом из сборных железобетонных конструкций. Обрушилась 18 метровая балка покрытия и опирающиеся на нее плиты с кровлей на площади 260 кв.м. Причиной аварии послужило низкое качество кровли. При обильном таянии снега и сильных дождях произошло переувлажнение и утяжеление утеплителя. При обследовании обрушившейся балки было установлено, что прочность бетона в 3 м от конька составила 75 кг/кв. см при 300 кг/кв.см по проекту.
- Здание 5-этажное крупноблочное по типовому проекту 1-439А-37. Обрушилась плита пустотного настила над техподпольем под кухней и санузлом одной из квартир. Плита разломилась посередине пролета. Основной причиной аварии явилось отсутствие рабочей арматуры в плите.
- Плотина земляная насыпная с проезжей частью. Ширина по гребню 10,5 метров, протяженность 275 м. Образовались промоины в грунтовом теле вдоль оголовка водовода водосбросного сооружения из железобетонных труб. Основной причиной аварии явилось то, что вместо гранитного щебня под трубами был уложен известковый. Пленочный противофильтрационный экран был выполнен некачественно.
- Сооружение кирпичное круглое диаметром 6 м. Высотой 30 м. Металлический бак емкостью 90 куб.м установлен на металлические балки, опирающиеся на железобетонный пояс. Разрушилась опорная часть из стальных конструкций и обрушилась емкость. Основной причиной аварии явилась потеря несущей способности стальных балок из-за сильной коррозии металла. В связи с частым хлорированием воды создавалась сильно агрессивная среда для металла. Контроль за состоянием конструкций не производился, защита металла не выполнялась.
- Здание из легких металлических конструкций размером в плане 252х60 метров запроектировано в каркасе из индивидуальных сварных рам пролетом 60 метров со средней стойкой (подпоркой). Шаг рам 8 м и 10 м. Элементы рамы двутаврового сечения сварные из металла толщиной 8-20 мм. Стыки элементов рамы фланцевые на высокопрочных болтах. Опирание рам на фундаменты - шарнирное. Конструкция рамы экспериментальная, аналогов не имеет. Готовность здания - 80%. Обрушились конструкции в средней части здания на площади 4680 кв.м (78 х 60 м). С обеих сторон от обрушившейся части конструкции каркаса деформировались. Отдельные рамы отклонились от вертикали от 50 мм до 350 мм. Основной причиной аварии являются ошибки проекта, вследствие которых не были обеспечены: а) устойчивость стенок составных сечений ригелей и стоек рам, б) прочность фланцевых соединений на высокопрочных болтах и сварных соединений крепления фланцев; в) общая устойчивость элементов рам, не подкрепленных надежными связями. Снеговая нагрузка при расчете конструкций учтена неверно. Авария произошла в период сильного снегопада.
- Одноэтажное производственное здание в каркасе из сборного железобетона размером в плане 36х54 м. (3 пролета по 18 м) Подстропильные и стропильные фермы стальные. Обрушилась одна подстропильная ферма и 7 плит покрытия. Причиной аварии послужило морозное пучение грунта, в результате которого сместились фундаменты и отклонились колонны, что привело к выходу из плоскости подстропильной фермы.
- Одноэтажное здание в каркасе из сборного железобетона, размером 18х72 м. (3 пролета по 6 м). Наружные стены кирпичные несущие. Частично разрушились простенки наружной несущей стены с обрушением несущих перемычек и карниза. Во многих оставшихся простенках возникли трещины. Нарушена перевязка наружной и внутренней версты в "колодцевой" кладке стен. Переувлажнение стен из-за неудовлетворительной эксплуатации.
- Напорный трубопровод длиною 800 м, диаметр трубы 1040 мм на ж/б опорах размером 2,4х0,6х0,3. В результате сильного дождя произошел подмыв 3 опор с полной деформацией. Пострадало 40 м смонтированного трубопровода.
- По пути на строительную площадку водитель автогрейдера попытался избежать столкновения с встречным тяжелым грузовиком. Однако он сделал слишком крутой поворот, в результате чего грейдер упал с набережной высотой 15 м. Повреждения были настолько значительны, что его восстановление стало соизмеримо с приобретением новой машины.
- Во время прокладки туннеля для подземной железнодорожной линии была повреждена труба водопровода. Течь не заметили, и вытекающая вода за несколько часов подмыла магистральный газопровод. Труба просела и треснула, в результате газ заполнил полости, возникшие при подземном строительстве, и другие подземные каналы снабжения. Произошло несколько взрывов, приведших к серьезным разрушениям.
- Возведение земляного полотна железнодорожной линии в гористой местности. Земляное полотно высотой 1,8-2 м возводилось из песчанно-глинистых грунтов с включением галечника. Для возведения земляного полотна параллельно построена автомобильная дорога с железобетонными прямоугольными водопропускными трубами.
При сильном летнем паводке, вызванном таянием льда в горах, водопропускные трубы оказались заиленными, в результате чего смогли лишь частично пропускать воду. Поэтому паводок пошел поверх трубы и размыл готовую насыпь железнодорожного земляного полотна на протяжении 50 метров.
Текст документа сверен по:
рассылка