почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
27
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 августа 1999 года N 6677-ПК


[О порядке применения пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"]



     Министерство юстиции Российской Федерации, дополнительно рассмотрев пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон), направляет свое мнение по порядку их применения на практике.

     Возвращение к рассмотрению указанного вопроса вызвано тем, что в Минюст России продолжают в большом количестве поступать обращения, жалобы граждан и организаций, касающиеся действий учреждений юстиции по регистрации прав при осуществлении ими государственной регистрации прав на недвижимость, возникших до введения в действие Закона. Кроме того, комментируемый вопрос нашел отражение и в решениях судов, суть которых сводится к неправомерности "расширительного" толкования статьи 6 Закона, то есть в настоящее время начала формироваться судебная практика, свидетельствующая о необходимости дополнительного рассмотрения комментируемого вопроса.

И.о.министра
П.Крашенинников

Порядок применения
пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона
"О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним"


     Пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон) посвящены вопросам признания прав на недвижимое имущество, возникших у заинтересованных лиц до 31 января 1998 года момента введения в действие Закона, а также их государственной регистрации по правилам, введенным Законом.

     Суть положений комментируемых норм Закона и соответственно порядок их реализации сводятся к следующему.

     1. Права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Закона, и прошедшие регистрацию по правилам, действовавшим до этого момента, признаются юридически действительными. Учитывая содержание статьи 2 Закона в части указания на дальнейшее применение в тексте Закона понятия "государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в сокращенном варианте "государственная регистрация прав", можно сделать вывод и о том, что подлежавшие регистрации сделки, являвшиеся основаниями возникновения таких прав, зарегистрированные по ранее действовавшему порядку, признаются юридически действительными.

     Кроме того, сама регистрация прав на недвижимость и сделок с ней, осуществлявшаяся до вступления в силу Закона, также является юридически действительной (абзац второй пункта 1 статьи 6 Закона).

     Представляется, что в указанных случаях учреждение юстиции по регистрации прав не может отказать в государственной регистрации прав или уклониться от нее. В этой ситуации заявитель в целях государственной регистрации ранее возникшего права должен представить в учреждение юстиции по регистрации прав документы-основания, свидетельствующие о возникновении прав (пункт 1 статьи 17 Закона). Естественно, также требуется представить и документы, удостоверенные органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости, необходимые для краткого описания объекта недвижимости в подразделе 1 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - ЕГРП), и, прежде всего, - план объекта недвижимости.

     При этом Минюст России не исключает возможности, что у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут возникнуть достаточные основания полагать, что проведенная ранее регистрация права и (или) сделки не может быть юридически действительной, например, в силу того, что ранее зарегистрированная сделка не соответствует законодательству, действовавшему в момент ее совершения. Однако Закон и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним, не предоставляют учреждению юстиции по регистрации прав право признать такую регистрацию, а также зарегистрированную сделку и возникшее на ее основании право недействительными. Кроме того, Закон не предусматривает и возможности непосредственного обращения учреждения юстиции по регистрации прав в суд с соответствующим иском. В данной ситуации обратиться в суд может прокурор на основании заявления учреждения юстиции по регистрации прав.

     Если же судом иск будет удовлетворен, то запись о прекращении зарегистрированного учреждением юстиции по регистрации прав права будет внесена в ЕГРП на основании вступившего в силу решения суда.

     Дополнительно следует отметить, что в случаях, когда из представленных на регистрацию документов следует, что, несмотря на требования законодательства об обязательности государственной регистрации сделки и (или) права они не были зарегистрированы, то у учреждения юстиции по регистрации прав, по нашему мнению, есть основания для отказа в государственной регистрации права.

     2. Возникшие до введения в действие Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним, не прошедшие регистрацию, поскольку в соответствии с правилами, действовавшими до вступления в силу Закона, такая регистрация не требовалась, также признаются юридически действительными.

     В целях государственной регистрации ранее возникшего права заявитель должен представить в учреждение юстиции по регистрации прав документы, на основании которых приобретались права (статья 17 Закона), а также документы, удостоверенные органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости, необходимые для краткого описания объекта недвижимости в подразделе I ЕГРП, и, прежде всего, - план объекта недвижимости.

     В этом случае учреждение юстиции по регистрации прав, проведя правовую экспертизу правоустанавливающих документов, может, по нашему мнению, отказать в регистрации такого права при наличии оснований для отказа в регистрации, указанных в статье 20 Закона.

     3. Государственная регистрация прав, возникших до введения в действие Закона, осуществляется по желанию их обладателей, то есть при отсутствии такого желания правообладатель может не обращаться в учреждение юстиции по регистрации прав с целью их государственной регистрации. Исключением из этого правила являются случаи, когда после введения в действие Закона возникли ограничения (обременения) таких прав или иные сделки с объектами недвижимости, подлежащие обязательной государственной регистрации. В этом случае требуется государственная регистрация прав, возникших до введения в действие Закона.

     Этот вывод можно сделать исходя из комплексного рассмотрения пункта 1 и 2 статьи 6 Закона.

     При рассмотрении пункта 2 статьи 6 Закона, прежде всего, необходимо ответить на следующий вопрос. Являются ли "иные сделки" (см. также пункт 2 статьи 13 Закона) только сделками, связанными с ограничением (обременением) права собственности или иных вещных прав, или речь идет о любых сделках, в том числе о сделках, на основании которых осуществляется переход права собственности или иных вещных прав.

     В этой связи следует рассмотреть положения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 1999 года N 103-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Дмитровского районного суда Московской области о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом в запросе Дмитровского районного суда речь шла о проверке конституционности именно пункта 2 статьи 6 и абзаца третьего пункта 2 статьи 13 Закона.

     Согласно названному определению анализ положений статей 4, 6, пункта 3 статьи 13 Закона в их взаимосвязи позволяет сделать однозначный вывод о том, что применение этих норм Закона поставлено в зависимость от характера сделки, тo есть от того, связана ли она с реализацией права собственности (купля-продажа, дарение и др.) либо с ограничением (обременением) этого права (аренда и др.), а также от иных фактических обстоятельств дела (от момента возникновения права собственности, момента оформления правоустанавливающих документов, от отношения участников сделки к осуществлению государственной регистрации и др.). Кроме того, в определении Конституционного Суда Российской Федерации также указывается на то, что законодатель, устанавливая различный порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с одной стороны, и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и связанных с ними сделок - с другой, не ограничивает, а, напротив, усиливает гарантии защиты права собственности граждан, а также прав и законных интересов других лиц.

     На основании изложенного полагаем, что государственная регистрация прав, возникших до введения в действие Закона, независимо от желания правообладателя, требуется в случаях, когда подлежат обязательной государственной регистрации возникшие после введения в действие Закона ограничения (обременения) таких прав, в том числе, когда подлежат обязательной государственной регистрации сделки, связанные с ограничением (обременением) этих прав. Таким образом, если после введения в действие Закона лицо заключает, например, договор об ипотеке или договор доверительного управления (согласно статье 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежит передача недвижимого имущества в доверительное управление), то права, возникшие до введения в действие Закона, требуют государственной регистрации. Однако в случае, когда лицо после введения в действие Закона заключает, например, договор купли-продажи (в зависимости от объекта недвижимости как требующий государственной регистрации, так и не требующий таковой) или договор дарения, то права, возникшие до введения в действие Закона, могут быть зарегистрированы по правилам, установленным Законом по желанию их обладателей.


Текст документа сверен по:
официальная рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование