почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
25
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ,
 СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 1998 года N 1


О приоритетных направлениях научно-технического прогресса и внедрении
 новых эффективных технологий, материалов и конструкций в строительном
 комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации

     
     Межведомственный совет отмечает, что Госстроем России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится целенаправленная работа по формированию и реализации государственной научно-технической политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства.
     
     Основой этой работы являются Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", указы Президента Российской Федерации "О стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", "О доктрине развития российской науки", утвержденные Правительством Российской Федерации "Приоритетные направления развития науки и техники" и "Критические технологии федерального уровня".
     
     Вопросы научно-технического развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства находят отражение в Программах действий Госстроя России, планах работы коллегии и Научно-технического совета, Генеральном соглашении о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Их реализация осуществляется через Приоритетные направления научно-технического развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, утверждаемые коллегией Госстроя России.
     
     В результате проведенных структурных преобразований удалось сохранить основное ядро научного потенциала в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, адаптировать его к эффективной работе в рыночных условиях.
     
     По состоянию на 01.01.98 научно-технический потенциал составляет 95 научно-исследовательских организаций, входящих в систему Госстроя России, в том числе 25 организаций государственной формы собственности, 70 - акционерные общества. Функционируют 2 отраслевых академии (РААСН, АКХ им.К.Д.Памфилова), 2 государственных научных центра Российской Федерации ("Строительство" и "НИИВОДГЕО"), сформированы 24 научно-исследовательских и научно-технических центра по отдельным проблемам.
     
     Создается сеть инжиниринговых центров по нововведениям в строительном комплексе.
     
     50 ведущих в отрасли институтов наделены головными функциями по основным направлениям научных исследований и разработок.
     
     Численность научных работников составляет 20 тыс.чел., в том числе 190  докторов и 1350 кандидатов наук.
     
     Организована работа по государственной аккредитации научных организаций, выполняющих НИОКР.
     
     Дальнейшее реформирование научно-исследовательского комплекса в строительной и жилищно-коммунальной сфере осуществляется на основе концепции, подготовленной Госстроем России в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией реформирования российской науки на период 1998-2000 годов.
     
     Несмотря на постоянное сокращение финансирования за счет ассигнований из федерального бюджета, объемы исследований и разработок удается сохранить на сравнительно высоком уровне за счет привлечения средств субъектов Российской Федерации, инвесторов, предприятий и организаций. Удельный вес средств, привлекаемых научно-исследовательскими организациями по договорам с субъектами хозяйственной деятельности, в 1997 году возрос по сравнению с 1995 годом более чем в 1,5 раза.
     
     В 1995-1997 годах выполнен значительный объем научно-исследовательских работ, связанных с проведением реформы в строительстве и ЖКХ, осуществлялось научно-техническое обеспечение реализации федеральных целевых программ "Жилище", "Свой дом", Каспий", "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация малых и средних городов России" и других. Новый этап в развитии жилищного строительства характеризуется повышением требований к теплозащите и эффективному использованию энергоресурсов, основные направления реализации которых предусмотрены программой "Энергосбережение в строительстве". Проводится работа по решению комплекса градостроительных вопросов в рамках других программ ("Оздоровление Волги", "Золотое кольцо России").
     
     На основе компьютерной технологии созданы высокопроизводительные программно-методические комплексы САПР.
     
     Внедрен ряд эффективных технологий и средств механизации строительных работ для массового монолитного строительства, новых прогрессивных видов инженерных систем и оборудования.
     
     Важным направлением является разработка российских норм, правил и стандартов по строительству с ориентацией на ресурсо- и энергосбережение, снижение материалоемкости строительства. Введены в действие 16 новых СНиПов и 20 Сводов правил, около 120 государственных стандартов.
     
     Целенаправленная работа проводится по созданию условий для выпуска высококачественных конкурентоспособных строительных материалов и изделий, по защите строительного рынка от недобросовестных отечественных и иностранных поставщиков продукции низкого качества, не отвечающей требованиям российских норм и стандартов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации вводится обязательная сертификация строительных материалов, изделий и конструкций.
     
     Ведутся работы по структурной перестройке производственной базы жилищного строительства.
     
     В целях создания условий для наиболее эффективного использования информационных ресурсов и максимального приближения экономической, научно-технической, нормативно-правовой информации к участникам инвестиционно-строительной деятельности создана Объединенная система информации в строительстве (ОСИС).
     
     Вместе с тем в условиях снижения инновационной активности и нестабильности финансирования уровень и масштабы внедрения научных разработок и новых технологий недостаточны для обеспечения качественных изменений в строительной деятельности и жилищно-коммунальном хозяйстве.
     
     Не сокращается продолжительность сооружения объектов и всего инвестиционного цикла, медленно обновляется строительная техника и повышается организационно-технический уровень производства. Многие здания и сооружения по-прежнему возводятся из тяжелых и материалоемких конструкций, что приводит к большим материальным и эксплуатационным расходам.
     
     Передовые отечественные и зарубежные достижения, прогрессивные проектные и конструктивные решения, ресурсоэнергосберегающие технологии не в полной мере находят отражение в проектах. По этой причине значительная часть проектной документации возвращается на доработку органами государственной экспертизы.
     
     Значительное количество российских строительных организаций и предприятий строительных материалов не выдерживают конкуренции с зарубежными фирмами.
     
     Все это требует активизации работы на всех уровнях по ускорению внедрения новейших научно-технических достижений и технологий в практику строительства и жилищно-коммунального хозяйства, реализации "Приоритетных направлений и новых технологий научно-технического развития строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на 1998-2000 годы", утвержденных коллегией Госстроя России.
     
     Межведомственный совет по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства
     

постановляет:

     
     1. Считать важнейшей задачей Госстроя России, администраций субъектов Российской Федерации, отраслевых акционерных обществ, концернов, корпораций, союзов, научно-исследовательских, проектных, изыскательских и строительных организаций, предприятий строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, территориальных органов архитектуры и градостроительства ускорение внедрения научно-технических достижений в строительство и жилищно-коммунальную сферу, создание необходимых условий для перевода отрасли на новый ресурсоэнергосберегающий уровень базовых технологий в целях устойчивого развития и экологической безопасности территорий Российской Федерации и повышения конкурентоспособности строительной продукции на отечественном и зарубежном рынках.
     
     2. Руководителям и специалистам строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, Российской академии архитектуры и строительных наук, Академии жилищно-коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова, ГНЦ РФ "Строительство" и "НИИВОДГЕО", ведущих научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций сосредоточить усилия ученых, проектировщиков и специалистов на следующих основных направлениях научно-технического развития строительного и жилищно-коммунального комплексов.
     
     В области жилищной политики:
     
     реализация мер, предусмотренных новым этапом Государственной целевой программы "Жилище", Федеральной целевой программой "Свой дом", Президентской программой "Государственные жилищные сертификаты", в том числе по расширению нормативно-правовой и научно-методологической базы, научно-техническому обеспечению развития жилищного строительства, разработке и мониторингу основных показателей и критериев, определяющих безопасность и долговечность жилого фонда, развитию жилой среды, благоприятной для жизнедеятельности человека, созданию информационной системы по формированию, учету и технической инвентаризации объектов недвижимости в жилищной сфере, а также строящихся жилых домов.
     
     В области реформирования жилищно-коммунальной сферы:
     
     совершенствование правовой базы, прогрессивных технико-экономических нормативов и соответствующих тарифов, стандартизации и ценообразования, развитие малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышение уровня организационно-технических решений по проблемам энергоресурсосбережения, кадрового и информационного обеспечения реформы ЖКХ;
     

     освоение новых экономичных и экологически безопасных видов коммунальной техники, оборудования и технологий, оснащение производителей и потребителей энергоресурсов и воды приборами контроля, учета и регулирования;
     
     внедрение методов и технических средств повышения надежности и устойчивости работы объектов ЖКХ, особенно в осенне-зимний период;
     
     разработка и освоение новых технологий, сооружений и оборудования для более глубокой очистки питьевой воды.
     
     В области градостроительной политики:
     
     реализация Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, нового Градостроительного кодекса, создание единой системы градостроительного и земельного кадастров;
     
     разработка и принятие долгосрочной программы развития территорий России на основе градостроительной или градоустроительной доктрины России, инструментом реализации которой должны стать архитектура и строительство;
     
     обеспечение в городах приоритета градостроительного подхода, усиление роли генплана как основы стратегии устойчивого развития территорий.
     
     В области научно-технической политики:
     
     обеспечение необходимых условий для сохранения и развития наиболее активной части отраслевого научно-технического потенциала, его социально-экономическая ориентация и использование для осуществления перевода строительства и жилищно-коммунального хозяйства на новый ресурсоэнергосберегающий технологический уклад; повышение эффективности производства и конкурентоспособности строительной продукции и услуг нa основе использования базовых наукоемких технологий и материалов; совершенствование системы подготовки научных кадров; укрепление взаимодействия с региональным научно-техническим потенциалом; организация системы прогнозно-аналитической работы в строительном и жилищно-коммунальном комплексах.
     
     В области проектирования:
     
     обеспечение соответствия проектных решений современным достижениям  науки, техники и передового опыта, гарантирующих высокий уровень безопасности и эксплуатационную надежность строящихся зданий и сооружений, отвечающих повышенным запросам инвесторов, особенно предназначенных для социально защищаемых групп населения; развитие архитектурно-строительной типологии: создание, совершенствование и внедрение в практику программных продуктов для различных расчетов, конструирования и формирования проектной документации.
     
     В области промышленности строительных материалов, изделий и конструкций:
     

     реализация комплекса мер, предусмотренных подпрограммой "Структурная перестройка производственной базы строительства на 1998-2000 годы", обеспечивающих освоение прогрессивных технологий, производство новых, экологически чистых, высокопрочных долговечных материалов и изделий на основе разработки и применения биотехнологий, компьютерных технологий создания искусственных строительных конгломератов, пластмасс, композитов, безцементных вяжущих, керамических и стеклянных материалов, антикоррозийных покрытий; сочетание протекционистских и рыночных мер в отношении отечественных производителей.
     
     В области энергоресурсосбережения в строительстве, промышленности строительных материалов и ЖКХ:
     
     применение эффективных градостроительных и архитектурно-планировочных решений, гибких домостроительных систем, слоистых конструкций и экологически чистых теплоизоляционных материалов, инженерных систем и оборудования нового поколения, металлопластиковых труб, стальных и керамических труб с двусторонним эмалевым покрытием; внедрение контрольно-измерительных приборов и техники, в том числе интегральных радиосистем для контроля потребления газа, воды и тепла, а также автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления тепловодоснабжением групп зданий; развитие и использование возможностей малой и нетрадиционной энергетики (ветрогенераторы, солнечные бойлеры и т.п.).
     
     В области защиты территорий Российской Федерации от природных и техногенных явлений, катастроф:
     
     проведение мониторинга опасных природно-техногенных процессов, анализ и оценка природного и техногенного риска при строительстве в зонах землетрясений, вулкано-цунами-воздействий, оползневых и карстовых явлений, подтоплений, в случаях аварий, взрывов, пожаров, загрязнений территорий от выбросов и отходов промышленных предприятий и систем жизнеобеспечения городов;
     
     обоснование инвестиций и выбор проектных решений, обеспечивающих устойчивое экологически безопасное строительное освоение территорий, эксплуатационную безопасность зданий и сооружений; проведение независимой экспертизы;
     
     реализация мер, предусматриваемых федеральными программами, направленными на обеспечение сейсмобезопасности регионов с высокой сейсмичностью.
     

     В области нормативной базы в строительстве, промышленности строительных материалов и ЖКХ:
     
     ускорение формирования Системы нормативных документов в строительстве, отвечающих современному уровню ресурсоэнергосбережения, увязка их с международными стандартами, строительными нормами и национальными стандартами развитых стран; обновление и замена нормативно-технической документации в соответствии с новейшими результатами научных исследований, а также потребностями регионов; обеспечение полной компьютеризации строительных норм и правил; обеспечение рационального использования и защиты интеллектуальной собственности; активизация работ по развитию метрологии в строительстве и ЖКХ.
     
     В области экономики строительства:
     
     обеспечение выбора экономической стратегии в строительном комплексе и ЖКХ в конкретных условиях продвижения к рыночной экономике, совершенствование правовой и нормативной базы экономического регулирования вопросов научно-технического развития строительства и ЖКХ, финансирования НИОКР из альтернативных источников, в том числе за счет включения в сметы на строительство расходов на НИОКР.
     
     В области информатизации в строительстве и ЖКХ:
     
     обеспечение эксплуатации Объединенной системы информации в строительном  комплексе и ЖКХ (ОСИС) на базе использования передовых информационных и телекоммуникационных технологий, в первую очередь сети Интернет; государственная поддержка на федеральном и региональном уровнях сохранившихся и вновь создаваемых научно-информационных структур (отделов, бюро, центров и т.п.), основными задачами которых должно быть выявление потребностей и доведение до руководителей отрасли, предприятий, организаций информации о новейших разработках.
     
     В области специальных видов строительства:
     
     разработка и освоение новых технологий, оборудования и материалов для их изготовления, монтажа и ремонта мостов, путепроводов, пространственных конструкций и оболочек, тоннелей, метрополитенов, трубопроводных систем и резервуарных конструкций, обеспечивающих дальнейшее повышение их качества, надежности и сокращения сроков выполнения работ.
     
     3. Одобрить в основном проект Концепции реформирования научно-технической сферы строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, доработать его с участием РААСН, АКХ им.К.Д.Памфилова, государственных научных центров "Строительство" и "НИИВОДГЕО", ведущих институтов, ВНИИНТПИ с учетом высказанных при обсуждении замечаний и предложений и представить для утверждения в установленном порядке.
     

     Включить в Концепцию следующие положения:
     
     по созданию Ассоциации научных организаций, формированию структур нового типа - Национально-технологического центра федерального уровня, учебных центров по внедрению базовых технологий федерального и регионального уровней, организации демонстрационно-информационного научно-учебного центра архитектурно-строительных отечественных и зарубежных инноваций (Академпарка) при РААСН;
     
     по разработке нормативно-правовой базы формирования Фонда технологического развития и содействия разработке новых машин и оборудования, развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере в строительстве и ЖКХ, в том числе за счет средств на амортизацию;
     
     по разработке механизмов рационального управления основными и нематериальными активами в научной сфере, сочетающего меры государственного регулирования и частной инициативы в научно-технической деятельности.
     
     4. Научно-исследовательским организациям, выполняющим исследования и разработки в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечить проведение в 1998 году государственной аккредитации научных организаций в соответствии с приказом Госстроя России от 03.12.97 N 17-125.
     
     5. Одобрить инициативу администраций Калужской, Новосибирской, Брянской, Вологодской, Сахалинской, Кировской областей, Республик Карелия, Татарстан, Мордовия, Чувашской Республики, г.Санкт-Петербурга, корпорации "Росагропромстрой", Минобразования России других организаций и ведомств по их участию в создании Объединенной системы информации в строительстве (ОСИС).
     
     Поддержать предложение администрации Самарской области об использовании информационной системы строительного комплекса области для пилотной отработки принципов взаимодействия баз и банков данных в рамках единого информационного пространства "Госстрой России - регионы".
     
     6. Госстрою России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, производителей строительной продукции, ведущих научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций и научно-технических обществ (РОИС, РНТОстроителей, Союз строителей, Союз архитекторов, Союз работников ЖКХ и др.):
     
     разработать в 1998 году отраслевую программу государственной поддержки инновационного предпринимательства в строительном комплексе и жилищно-коммунальной сфере, предусмотрев нормативно-правовое, научно-методическое, организационное, кадровое, информационное и финансовое обеспечение инновационной деятельности;
     

     подготовить предложения:
     
     для направления в Правительство Российской Федерации о введении льготного налогообложения научных организаций, их опытных производств, а также предприятий, участвующих в реализации федеральных научно-технических программ и осваивающих новую технику, прогрессивные технологии и продукцию;
     
     по созданию Отраслевого банка эффективных технологий (ОБЭТ), предусмотрев в них организацию работ по сбору, инвентаризации и оценке результатов НИОКР, обеспечивающих создание прогрессивных технологий и энергоресурсосбережение.
     
     7. В целях использования альтернативных внебюджетных источников финансирования и экономического стимулирования развития научно-технического потенциала отрасли согласиться с предложением Академии инвестиций и экономики строительства (АИНЭС), другими заинтересованными организациями о подготовке предложений по активизации деятельности Отраслевого внебюджетного фонда НИОКР.
     
     8. Госстрою России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых органов, производителей строительной продукции принять меры по ускорению формирования Системы нормативных документов в строительстве, обязательной регистрации и согласования территориальных нормативных документов, привлечению внебюджетных источников финансирования разработки СНиПов и ГОСТов, их сближению с международными стандартами, строительными нормами и национальными стандартами развитых стран, повышению эффективности работы системы сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, развертыванию работ по развитию метрологических служб.
     
     9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, предприятиям строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, коммерческим банкам, страховым компаниям, другим заинтересованным организациям в целях повышения престижа ученых и специалистов отрасли шире привлекать их к разработке и реализации региональных программ и крупных проектов, а также научно-техническому сопровождению строительства уникальных объектов, организовывать проведение различных конкурсов и других мероприятий для поощрения коллективов и специалистов, внесших наибольший вклад в разработку, освоение производства, внедрение современной техники и новейших технологий, давших значительный экономический и социальный эффект.
     
     10. Рекомендовать Минобразования России совместно с Госстроем России, отраслевыми объединениями, организациями, предприятиями, фирмами всех форм собственности организовать конкурс дипломных работ выпускников строительных вузов, установив порядок, согласно которому каждой работе, представленной на конкурс, дается оценка и отзыв ведущих институтов и фирм, а авторы лучших дипломных работ должны получать от фирм-спонсоров рекомендательные письма - свидетельства успешного начала их самостоятельной профессиональной деятельности.
     

     11. Госстрою России, отраслевым академиям, научно-исследовательским институтам, общественным научно-техническим организациям, высшим строительным учебным заведениям продолжить формирование и ведение информационного банка данных об ученых (Регистра кадров высшей квалификации), авторах патентов, изобретений, выдающихся проектов с характеристикой их деятельности и потенциала, обеспечить гарантированный доступ к указанной информации заинтересованных организаций и специалистов.
     
     12. Госстрою России с участием Миннауки России, Минфина России, МИД России подготовить предложения по обеспечению участия российских ученых и специалистов в работе различных международных правительственных и  неправительственных научных, научно-технических и общественных организаций и обществ в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также участия России в международных научно-технических программах и проектах, что будет способствовать вхождению строительной науки в мировое научно-техническое сообщество.
     
     13. Поручить Госстрою России с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций подготовить для направления в Правительство Российской Федерации предложения:
     
     по совершенствованию законодательства о недвижимости, ускорению принятия федерального закона об ипотеке;
     
     по созданию Межведомственной комиссии по защите территорий Российской Федерации от опасных природно-техногенных процессов для координации деятельности различных ведомств по решению этой проблемы.
     
     14. Межведомственный совет призывает руководителей администраций субъектов Российской Федерации, отраслевых объединений, предприятий, организаций всех форм собственности принять активное участие в целенаправленном проведении государственной научно-технической политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства; содействовать реализации мер по активизации инновационной деятельности, функционированию Объединенной системы информации в строительном комплексе и ЖКХ; принять меры по долевому участию в финансировании разработки первоочередных нормативно-технических документов; оказывать помощь и поддержку действующим, создавать новые информационные органы для проведения в регионах информационно-пропагандистской работы и их использования при проработке инвестиционных проектов.
     
     15. Руководителям общественных научно-технических организаций развернуть работу по реализации стратегии научно-технического прогресса в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, повышению конкурентоспособности строительной продукции и услуг, внедрению прогрессивных технологий и техники, передового опыта, обучению, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров.
     
     16. В целях кадрового обеспечения научно-технического прогресса в строительстве и интеграции вузовской науки рекомендовать РААСН совместно с МГСУ, МАРХИ, МИКХиС и ЦМИПКС с привлечением научных и проектных организаций, имеющих аспирантуры, подготовить проект межотраслевой программы послевузовского образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации в архитектурно-строительном деле и градостроительстве.
     
     17. Придавая важное значение вопросам, обсуждавшимся на пленарном заседании и секциях, считать необходимым издать сборник "О приоритетных направлениях научно-технического прогресса и внедрении новых эффективных технологий, материалов и конструкций в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации. Материалы 10-го заседания Межведомственного совета по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, г.Красногорск Московской области, 19-20 мая 1998 года". Поручить Госстрою России с участием РААСН подготовить и издать указанный сборник.
     
     18. Отмечая особую роль капитального строительства в осуществлении структурной перестройки экономики, развитии социальной базы общества, обеспечении выхода из экономического кризиса, Межведомственный совет обращается к Правительству Российской Федерации, руководству Министерства по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с  просьбой при формировании организационной структуры и в практической деятельности обеспечить преемственность, сохранить и совершенствовать сложившуюся систему сотрудничества и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и отраслевыми структурами, как основы укрепления и стабилизации работы строительного комплекса, дальнейшего развития архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
     
     В связи с истечением срока действия Генерального соглашения о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации считать целесообразным уточнить его содержание с учетом дополнительных функций и направлений, возложенных на новое Министерство, и внести этот документ на очередное заседание Межведомственного совета для подписания.
     
     

И.о. председателя
Межведомственного совета
по вопросам архитектуры, строительства и
жилищно-коммунального хозяйства,
первый заместитель
Председателя Госстроя России
A.А.Бабенко

     
     
     
Текст документа сверен по:
рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование