почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
25
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

     
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 мая 2006 года N 16685/05


[Дело о взыскании денежных средств, составляющих неоплаченную стоимость потребленной питьевой воды и сброшенных сточных вод, передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, так как заключение эксперта, а также иные имеющиеся в деле доказательства, непосредственно относящиеся к определению размера потребленной войсковой частью питьевой воды, оценены судами не полно и не объективно, без учета технологической возможности заявленного объема водоснабжения]

     
     
     Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - судьи Арифулина А.А. и судей: Киреева Ю.А., Харчиковой Н.П., рассмотрев в судебном заседании материалы дела N А33-13367/04-с1 Арбитражного суда Красноярского края по иску муниципального унитарного предприятия "Канский водоканал" (663600, Красноярский край, г.Канск, 4-й Центральный мкрн., д.33б) к войсковой части 73757 (663615, Красноярский край, г.Канск, микрорайон Солнечный) о взыскании денежной суммы,
     

установил:

     
     Муниципальное унитарное предприятие "Канский водоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к войсковой части 73757 (далее - войсковая часть) о взыскании 202841545 руб., составляющих неоплаченную стоимость потребленной питьевой воды и сброшенных сточных вод в период с 01.01.2000 по 01.01.2003.
     
     В заседании суда первой инстанции истец уменьшил сумму иска до 192826812 руб.
     
     Решением суда от 03.12.2004, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции от 14.09.2005 и кассационной инстанции от 10.11.2005, иск удовлетворен.
     
     Войсковая часть обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене решения суда от 03.12.2004, постановления суда апелляционной инстанции от 14.09.2005 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.11.2005, указав, что, несмотря на имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие максимально возможный объем водоснабжения ответчика истцом с учетом подачи питьевой воды на территорию войсковой части по одному вводу водопровода (заключение независимой экспертизы; утвержденные и согласованные сторонами в договорах лимиты водопользования), судами в качестве доказательства размера образовавшейся задолженности принят необоснованный и не подтвержденный материалами дела расчет суммы иска.
     
     Изучив материалы дела и рассмотрев доводы, изложенные в заявлении об отмене указанных судебных актов в порядке надзора, суд считает, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.
     
     Между предприятием и войсковой частью 01.01.2000, 01.01.2001 и 11.02.2002 заключены договоры N 111, N 111 и N 2055 соответственно на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ.
     
     Согласно условиям данных договоров предприятие приняло на себя обязательство по отпуску войсковой части питьевой воды и приему от нее сточных вод по нормам, утвержденным администрацией города Канска, в объеме, определенном договорами, по установленному лимиту.
     
     В обязанности войсковой части входило проведение расчетов за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды согласно утвержденным тарифам по показаниям приборов учета, установка которых на своем вводе также относилась к обязанностям абонента.
     

     В течение срока действия указанных договоров приборы учета войсковой частью установлены не были, что подтверждается составленными с участием представителя абонента актами обследования систем водоснабжения и канализации от 26.07.2001, 15.01.2002, 06.03.2002, 13.06.2002, а также актом от 22.01.2003 установки и ввода в строй водомера марки UFM 001 N 07022 на вводе в насосную станцию войсковой части.
     
     В связи с отсутствием указанных приборов учета предприятием произведен расчет количества израсходованной войсковой частью питьевой воды в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, исходя из пропускной способности четырех вводов водопровода системы водоснабжения. Согласно данному расчету сумма оплаты за водоотведение и водопотребление по трем договорам составила 226860089 руб., за вычетом произведенных войсковой частью платежей (по приходно-кассовым ордерам, кредитовым авизо, платежным поручениям, а также путем взаимозачетов (том дела 2) на сумму 24018544 руб., размер задолженности составил 202841545 руб. Из данной суммы истец в судебном заседании исключил сумму дебиторской задолженности войсковой части перед предприятием в размере 10014733 руб., арестованную судебным приставом-исполнителем по акту описи и ареста имущества от 10.11.2003 и реализованную на торгах Красноярским региональным отделением Российского фонда федерального имущества.
     
     Удовлетворяя заявленные требования, суды указали, что возникшие из заключенных между предприятием и войсковой частью договоров правоотношения регулируются нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
     
     В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
     
     Пунктом 33 Правил предусмотрено, что количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами.
     

     Согласно пункту 77 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений производятся в соответствии с Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод определяется в соответствии с пунктом 57 Правил, то есть по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
     
     Аналогичный порядок определения количества отпущенной питьевой воды при отсутствии у абонента приборов учета определен сторонами в трех указанных договорах.
     
     Судом апелляционной инстанции для определения фактически поставленного количества питьевой воды и технической возможности работы четырех водоводов одновременно по ходатайству ответчика была назначена судебно-техническая экспертиза. По результатам оценки экспертного заключения от 09.08.2005 N 5-1886 суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что эксперты на все поставленные вопросы, в том числе о технической возможности работы четырех водоводов одновременно, ответа не дали, в связи с чем представленный истцом расчет потребления воды признан обоснованным и соответствующим нормативным требованиям Правил.
     
     Факт потребления питьевой воды ответчиком в меньшем количестве суд признал недоказанным и удовлетворил исковые требования в предъявленном объеме.
     
     Между тем выводы судов апелляционной и кассационной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, в том числе заключению экспертизы.
     
     На основании определения Арбитражного суда Красноярского края от 20.06.2005 о назначении судебно-технической экспертизы ее проведение было поручено экспертам Абрамову В.С. и Назарову В.П., главному инженеру проектов и главному специалисту по водоснабжению и канализации МИО-5 Государственного предприятия Красноярского края "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект".
     
     В экспертном заключении от 09.08.2005 N 5-1886 (л.д.1-39, том дела 5) эксперты указали на невозможность оценки работы вводов водопровода из-за непредставления документов по существовавшей в 2000-2002 годах схеме водоснабжения и сделали вывод о том, что одновременная работа всех четырех вводов водопровода практически невозможна.
     

     Приняв во внимание, что подача воды на территорию войсковой части от городских сетей водоснабжения осуществляется по двум вводам в две линии каждый от колодцев ВК-1 и ВК-2, при ответе на вопрос: была ли возможна работа одновременно всех четырех вводов в системе водоснабжения войсковой части 73757 в 2000-2002 годах, эксперты указали, что по состоянию системы водоснабжения на момент обследования при работе насосной станции II подъема (войсковой части) возможна работа одного ввода диаметром 250 мм с колодца ВК-1, при этом два ввода со стороны колодца ВК-2 будут заперты обратным клапаном. При отключении работы насосной станции II подъема возможна работа двух вводов диаметром 250 мм (через водовод диаметром 200 мм на территории войсковой части) с камеры ВК-2, ввод диаметром 250 мм со стороны колодца ВК-1 не используется.
     
     Отвечая на вопрос: какое максимальное количество вводов могло работать одновременно в системе водоснабжения войсковой части 73757 в указанный период, эксперты сделали вывод о том, что по состоянию системы водоснабжения на момент обследования при отключенной насосной станции II подъема одновременно максимально могло работать два ввода диаметром 250 мм со стороны колодца ВК-2, которые объединены в водопровод диаметром 250 мм на территории войсковой части. При этом данные вводы не обеспечивают требуемые напоры для хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения войсковой части и не могут рассматриваться как достаточный источник для этих целей.
     
     На вопрос: каковы объемы поставленной холодной воды от МУП "Канский водоканал" войсковой части 73757 (абоненту) за период 2000-2002 годов (раздельно по годам) с учетом пропускной способности действовавших в тот период трубопроводов, эксперты указали, что определить фактические объемы поставленной воды от предприятия войсковой части за 2000-2002 годы можно только по показаниям установленного на этот период счетчика воды. При этом расчетный период нормативного водопотребления составляет 2100 куб. метров в сутки или 766500 куб. метров в год. Основываясь на результате осмотра и в соответствии с пунктом 57 Правил эксперты пришли к выводу, что расход воды по трубопроводу диаметром 250 мм составляет 5087,23 куб. метра в сутки или 1856838 куб. метров в год. Однако существующая схема водоснабжения войсковой части технически способна обеспечить расход воды, забирающейся насосом из водоводов колодца ВК-1, в объеме 2160 куб. метров в сутки или 788400 куб. метров в год, что соответствует нормативному водопотреблению.
     
     Истцом же согласно имеющемуся в материалах дела расчету (л.д.11, том 1) размер задолженности исчислен исходя из следующего объема расхода воды войсковой частью: 7447075,2 куб. метра за 2000 год, 7426728 куб. метров за 2001 год и 7426728 куб. метров за 2002 год, за пределами технической возможности и сверх нормативов ее водопотребления.
     
     Исходя из системы водоснабжения войсковой части на момент обследования в экспертном заключении сделан вывод о том, что ее водопотребление осуществляется от ввода в колодце ВК-1.
     
     Доказательств существования иной схемы водоснабжения войсковой части в период действия трех указанных договоров в деле не имеется.
     
     Выводы экспертизы не были оспорены сторонами.
     
     В соответствии с Техническими условиями на разработку и проектирование узла учета от 02.07.2002, выданными предприятием войсковой части, предусматривалась установка одного прибора учета диаметром 200 мм, а не четырех, поскольку подача питьевой воды по четырем вводам диаметром 250 мм каждый как технически невозможная данными техническими условиями не учитывалась.
     
     Согласно акту от 22.01.2003 установки и ввода в строй водомера марки UFM 001 N 07022 он установлен в единственном экземпляре на вводе в насосную станцию.
     
     Таким образом, суды, удовлетворяя исковые требования о взыскании задолженности за отпущенную истцом ответчику питьевую воду, правомерно сослались на нормы Правил, установившие формулу расчета количества потребленной абонентом питьевой воды при отсутствии у него приборов учета потребления.
     
     Вместе с тем, признав обоснованным расчет истца о количестве водопотребления и соответственно о сумме задолженности, применительно к конкретной схеме водоснабжения войсковой части, суды допустили ошибку в оценке доказательств, в распределении бремени доказывания.
     
     В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
     
     Из этого следует, что истец, составляя расчет количества отпущенной питьевой воды исходя из одновременной работы четырех вводов водопровода, должен был доказать ее подачу абоненту в период 2000-2002 годов одновременно по четырем вводам.
     
     Таких доказательств истец не представил. А из заключения экспертизы следует, что достоверных данных о возможной работе четырех водоводов в спорный период (2000-2002 годов) не имеется.
     
     Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи с учетом того, что каждое доказательство подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
     
     Заключение эксперта от 09.08.2005 N 5-1886, а также иные имеющиеся в деле доказательства, непосредственно относящиеся к определению размера потребленной войсковой частью питьевой воды, оценены судами не полно и не объективно, без учета технологической возможности заявленного объема водоснабжения.
     
     Выводы судов, основанные на представленном истцом расчете потребленной ответчиком питьевой воды, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, противоречат экспертному заключению и другим имеющимся в деле доказательствам, вследствие чего существенно завышена сумма удовлетворенных исковых требований.
     
     Судебная коллегия пришла к выводу, что принятые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат пересмотру, а дело - передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
     
     Руководствуясь статьями 299, 300 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
     

определил:

     
     Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А33-13367/04-с1 Арбитражного суда Красноярского края для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 03.12.2004, постановления суда апелляционной инстанции от 14.09.2005 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.11.2005.
     
     Направить копии определения, заявления лицам, участвующим в деле.
     
     Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 1 июля 2006 года.
     
     

Председательствующий
заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации - судья
А.А.Арифулин

Судьи
Ю.А.Киреев
Н.П.Харчикова

     
     
     
Текст документа сверен по:
официальный сайт
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
www.arbitr.ru (сканер-копия)
по состоянию на 17.10.2006

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование