- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 февраля 2007 года N 03-05-05-03/02
[О правомерности взимания органами Федеральной налоговой службы с граждан платы за предоставление им сведений из Единого государственного реестра юридических лиц]
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 30 января 2007 года N 13-2312 Минфин России рассмотрел обращение, поступившее на имя Председателя Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкова, по вопросу о неправомерном взимании органами Федеральной налоговой службы с граждан платы за предоставление им сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и сообщает.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 и статьей 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также справок осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" предусмотрено, что гражданам (физическим лицам) и организациям (юридическим лицам) предоставляется бесплатно информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация.
Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 129-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению размера платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также справок.
Размеры платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов установлены пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Постановление N 438) в соответствии с Законом N 129-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц".
При этом пунктом 22 Постановления N 438 установлено, что содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются бесплатно: органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; юридическому лицу о нем - в виде выписки из государственного реестра.
В составе налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, не предусмотрена плата за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также справок (статьи 13-15, 18 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
Плата за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений, документов и справок имеет отличную от налогов и сборов, определенных статьей 8 Кодекса, правовую природу неналогового платежа, обладающего возмездным и компенсационным характером.
Доход от платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, отражается в составе доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства по коду бюджетной классификации 00011301030010000130, являющихся неналоговыми доходами бюджетной системы Российской Федерации.
Средства, получаемые в виде платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также справок, используются исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации, в том числе в целях ведения государственных реестров (статья 7 Закона N 129-ФЗ).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2006 года N 2-П указано, что в силу сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций обязательные индивидуально-возмездные фискальные платежи, внесение которых является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав и выдача разрешений) и которые предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, должны рассматриваться как законно установленные в смысле статьи 57 Конституции Российской Федерации не только тогда, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно федеральным законом, но - при определенных условиях - и тогда, когда такие ставки на основании закона устанавливаются Правительством Российской Федерации. Из статей 57, 71 (пункт "з"), 75 (часть 3) и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 114 и 115 вытекает, что в соответствии со своими конституционными полномочиями Правительство Российской Федерации посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признал такого рода нормативное правовое регулирование не противоречащим Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Вопрос о законности взимания платы за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, был предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации. Верховным Судом Российской Федерации в его решении от 20 октября 2000 года N ГКПИ 00-1132 признано, что данная плата, не являясь налоговым платежом, взимается как оплата за услуги, выражающиеся в предоставлении информации. Плата за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, имеет признаки схожие с платой за предоставление сведений и документов из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая изложенное, полагаем, что установление платы за предоставление сведений и документов из Единого государственного реестра юридических лиц не нарушает конституционных прав граждан, в связи с чем не требуется внесения изменений в действующий порядок взимания указанной платы.
С.Д.Шаталов
Текст документа сверен по:
рассылка