- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2007 года N 03-05-06-03/20
О размере госпошлины за регистрацию дополнительного
соглашения к договору аренды недвижимого имущества
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо* о порядке уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к ранее зарегистрированному договору аренды и в соответствии со ст.34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет.
____________________
* Письмо в "Учет, налоги, право с приложением "Официальные документы" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или превращения прав на недвижимое имущество.
Согласно ст.4 Закона N 122-ФЗ ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных данным Законом.
Пунктом 1 ст.26 Закона предусмотрено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Согласно п.1 ст.420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п.3 ст.433 ГК РФ).
Подпунктом 20 п.1 ст.333.33 Кодекса установлено, что государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами в размере 500 руб., организациями - 7500 руб., федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления - 100 руб.
Учитывая вышеизложенные нормы, государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Правила ведения ЕГРП), за регистрацию которого уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп.20 п.1 ст.333.33 Кодекса.
Согласно п.44 разд.V Правил ведения ЕГРП подраздел III-4 предназначен для записей о сделках, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, в том числе о договорах аренды. Согласно разд.V Правил ведения ЕГРП при регистрации договора аренды указываются предмет и срок аренды, стороны договора, реквизиты договора.
Изменение договора допускается лишь по соглашению сторон, а в одностороннем порядке - по решению суда либо в установленном законом порядке (п.1 ст.450 ГК РФ). Порядок расторжения и изменения договора установлен ст.452 ГК РФ, согласно которой соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Также согласно п.1 ст.453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
Статьей 451 ГК РФ установлено, что основанием для изменения или расторжения договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа, является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Федеральными арбитражными судами (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.06.2005, дело N А33-20264/04-С2-Ф02-2254/05-С2; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.03.2006, дело N Ф09-963/06-С6; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2006, дело N А05-17873/2005-24) установлено, что дополнительное соглашение к ранее зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества, которое изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя (например, изменение назначения использования земельного участка, переданного в аренду; изменение размера арендной платы; изменение адреса и др.), признается неотъемлемой частью договора аренды, оно изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.
Внесение в Единый государственный реестр прав записей при изменении, прекращении и расторжении договора аренды осуществляется в порядке, установленном Правилами ведения ЕГРП.
В соответствии с п.67 Правил ведения ЕГРП лист записи об изменениях используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п. Данный перечень является открытым. При этом изменения могут быть внесены только в уже существующие записи ЕГРП.
Согласно пп.21 п.1 ст.333.33 Кодекса государственная пошлина уплачивается за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп.25 данного пункта, физическими лицами в размере 100 руб., организациями - 300 руб., федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления - 50 руб.
Таким образом, за государственную регистрацию дополнительного соглашения к ранее зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества, которое изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него, должна уплачиваться государственная пошлина в размере, определенном пп.21 п.1 ст.333.33 Кодекса.
Директор
департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
И.В.Трунин