- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Утверждены
Министерством юстиции
Российской Федерации
от 18 июля 2003 года N 02/7340-ЕС
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о применении некоторых положений Федерального закона
"Об общественных объединениях" в связи с вступлением в
действие Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц"
Данные рекомендации подготовлены на основе поступивших в Минюст России запросов от его территориальных органов и изложены в виде ответов на вопросы.
Вопрос: В территориальный орган Минюста России или в управление МНС России представляются документы о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения об общественном объединении, не связанных с внесением изменений в учредительные документы?
Заявление и документы для внесения изменений в сведения об общественном объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, представляются в органы Минюста России для принятия соответствующего решения (ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях"; пункты 3, 6 Положения о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц; п.5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц). Государственная пошлина при этом не оплачивается.
Органы Минюста России в установленные сроки рассматривают представленные документы и принимают решение о внесении изменений в сведения об общественном объединении либо об отказе.
После принятия решения о внесении изменений в сведения об общественном объединении, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением в учредительные документы, органы Минюста России направляют в управление МНС России документы для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Ответственность за принятое решение несут органы Минюста России. Территориальные управления МНС России не вправе вторгаться в деятельность органов юстиции и давать правовую оценку представленным документам и принятому органом Минюста России решению.
Вопрос: Какие документы должны представляться в органы Минюста России для принятия решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общественного объединения?
Заявители - члены постоянно действующего руководящего органа общественного объединения заполняют заявление в 2-х экземплярах по форме N Р14001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439. Подписывают заявление не менее 2-х лиц. На одном экземпляре заявления подписи заверяются нотариально. При смене адреса заявление заполняется с листом "А", к которому прилагается документ, подтверждающий сведения о новом адресе, по которому устанавливается связь с общественным объединением. Законом не установлена форма предоставления сведений об адресе, поэтому они могут быть представлены в любой форме.
В случае изменения лица (лиц), имеющего(их) право без доверенности действовать от имени общественного объединения, к заявлению по форме N Р14001 с заполненным листом "Б" прилагаются документы, подтверждающие процедуру избрания данного лица (если это член(ы) постоянно действующего руководящего органа) или решение о назначении (если это лицо исполнительного органа). Такими документами являются: решение конференции (общего собрания) об избрании указанного лица или решение уполномоченного органа (согласно уставу) о назначении лица.
При подаче документов в органы Минюста России также предъявляются подлинники свидетельства о регистрации и устав общественного объединения.
Представленные документы проверяются на соответствие требованиям закона и положениям устава. Орган Минюста России принимает решение о регистрации изменений в сведения об общественном объединении, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и передает документы в территориальные органы МНС России для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо об отказе в регистрации представленных изменений.
Органы МНС России передают органам Минюста России документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003, который выдается заявителю. Копия его остается в регистрационном деле, хранящемся в ведомственном реестре.
Вопрос: При внесении записи в ЕГРЮЛ о создании объединения органы МНС России выдают свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51001). Органы Минюста России также выдают свидетельство о государственной регистрации общественного объединения. Является ли обязательной выдача органами Минюста России второго свидетельства о государственной регистрации общественному объединению?
Действующее законодательство установило особый порядок государственной регистрации общественных объединений. Документом, подтверждающим государственную регистрацию торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций, является свидетельство о государственной регистрации, выданное органами Минюста России.
Территориальные управления МНС России направляют в органы Минюста России документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, для выдачи заявителю (пункт 5 Положения о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц).
Органы Минюста России выдают зарегистрированным общественным объединениям свидетельство о государственной регистрации с подтверждением факта внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.6 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке взаимодействия федерального органа Минюста России и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" от 19.06.2002 N 442).
Документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ (форма N Р50003), и свидетельство о государственной регистрации (утвержденное приказом Минюста России от 12.07.2002 N 199), различные правовые документы подтверждают различные факты и выдаются различными государственными органами. Выдача двух документов заявителю является обязательной.
Государственная регистрация торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций подтверждается свидетельством о государственной регистрации, выданным Минюстом России.
Все последующие свидетельства, подтверждающие внесение записи в ЕГРЮЛ, выданные управлениями МНС России, выдаются для передачи заявителю, однако их копии должны находиться в регистрационном деле, хранящемся в ведомственном реестре.
Вопрос: Возможно ли по истечении срока, установленного статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", представление сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (форма N Р17001)?
Согласно ст.26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" юридическое лицо, зарегистрированное до 1 июля 2002 года, обязано в течение шести месяцев представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"д" статьи 5 названного закона. Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Закон не предусматривает запрета на представление юридическими лицами соответствующих сведений по истечении 6 месяцев, т.е. после 1 января 2003 года. Не имеется также запрета на принятие этих сведений по истечению установленного срока.
Предусмотренная санкция не определена как единственная и обязательная мера воздействия за нарушение сроков представления сведений. Направление регистрирующим органом заявлений в суд с требованием о ликвидации юридического лица является его правом, а не обязанностью.
Органы МНС России продолжают принимать сведения о юридических лицах, зарегистрированных до 1 июля 2002 года. За нарушение сроков представления сведений законом предусмотрена административная ответственность. По указанным основаниям привлекать объединения к административной ответственности должны органы МНС России.
Сведения о юридическом лице по форме N Р17001 могут быть также представлены в органы Минюста России одновременно с представлением документов для государственной регистрации изменений в учредительные документы или изменений в сведения, не связанных с внесением в учредительные документы общественного объединения. После принятия органами Минюста России решения о регистрации изменений в сведения об общественном объединении заполненная форма N Р17001 с пакетом документов направляется в органы МНС России.
Вопрос: Вправе ли территориальные органы Минюста России обращаться в суд с иском о ликвидации общественного объединения по основаниям ст.26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"?
Минюст России и его территориальные органы, по нашему мнению, вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным ст.26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Согласно ст.10 названного закона для государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений установлен специальный порядок государственной регистрации. Решение о государственной регистрации (регистрация при создании; регистрация при реорганизации; регистрация изменений и дополнений в учредительные документы; регистрация ликвидации) в отношении упомянутых юридических лиц принимается органами Минюста России. По решению органов Минюста России вносятся соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п.3 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Органы Минюста России, наделенные федеральными законами правом принимать решение о государственной регистрации общественных объединений, вправе предъявлять в суд требования о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ст.26 Закона. Эта позиция согласована с МНС России. Соответствующие методические разъяснения направлены МНС России в его территориальные органы.
Решение о предъявлении иска в суд о ликвидации общественного объединения принимают органы Минюста России самостоятельно и индивидуально по каждому общественному объединению.
Вопрос: Каков порядок создания и государственной регистрации государственно-общественных объединений и его структурных подразделений?
Создаются общественно-государственное или государственно-общественное объединения в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти, например: Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации.
Действующим законодательством не определен правовой статус этих объединений, не установлены способ их создания, структура и порядок формирования органов управления. Региональные отделения таких объединений могут быть созданы в случае, если об этом указано в акте органа государственной власти. Регистрация регионального отделения осуществляется в соответствии с частью 10 ст.21 Федерального закона "Об общественных объединениях". Для государственной регистрации регионального отделения общественно-государственного объединения или государственно-общественного объединения в территориальные органы Минюста России представляются: заявление о государственной регистрации по установленной форме; сведения о заявителях; сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины 2000 руб.; копию свидетельства о государственной регистрации объединения, выданного Минюстом России, и копию устава; копию Указа Президента Российской Федерации или решение органов государственной власти о создании объединения; сведения об адресе (месте нахождения) руководящего органа отделения; сведения о руководителе отделения. Копии документов заверяются уполномоченным лицом объединения. Подпись уполномоченного лица на одном экземпляре заявления заверяется нотариально.
Вопрос: Требуется ли при государственной регистрации регионального общественного объединения представление протоколов общих собраний местных отделений?
В соответствии со ст.14 Федерального закона "Об общественных объединениях" "под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации". Каких-либо других условий для создания регионального общественного объединения и его регистрации законодательство не предусматривает. В ст.15 названного закона указано, что "общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности". Перечень документов, представляемых в органы Минюста России для принятия решения о государственной регистрации регионального общественного объединения, не содержит указания на приложение копий учредительных протоколов его местных отделений (часть б ст.21).
На основании изложенного требование территориального органа Минюста России о предоставлении документального подтверждения о наличии структурных подразделений у регионального общественного объединения не основано на законе.
В то же время в соответствии с п.2 ст.20 названного закона устав общественного объединения должен предусматривать структуру общественного объединения, если региональное общественное объединение имеет такую структуру или намерено иметь ее в будущем.
Если в процессе осуществления деятельности у общественного объединения появилась необходимость создания местных отделений или они уже созданы, а устав общественного объединения не содержит указания на его структуру, то такому объединению следует внести изменения в устав, отразив в уставе структуру объединения и порядок ее формирования.
Вопрос: Может ли попечительский совет являться руководящим органом в общественном фонде?
Не может. В соответствии с п.4 ст.118 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3 ст.7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст.10 Федерального закона "Об общественных объединениях" попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда. Помимо надзорных функции за деятельностью фонда на него возложен надзор за принятием другими органами фонда решений и за обеспечением их исполнения, использованием имущества фонда для целей, определенных уставом, соблюдением фондом законодательства. Указанная компетенция попечительского совета фонда является исчерпывающей и он не может являться руководящим органом общественного фонда. Последнее подтверждается также положениями п.1 ст.29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" о том, что компетенция органов управления общественными объединениями устанавливается в соответствии с законами об этих объединениях, т.е. в данном случае ст.10 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Вопрос: В уставах общественных объединений предусматривается "кооптация" в члены постоянно действующего руководящего органа или досрочное прекращение полномочий его членов, причем решение этих вопросов отнесено к компетенции постоянно действующего руководящего органа. Правомерно ли предписание этих положений в уставах общественных объединений?
Неправомерно. Согласно ст.29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" избрание в члены постоянно действующего руководящего органа или досрочное прекращение полномочий его членов отнесено к исключительной компетенции высшего органа (общему собранию, конференции, съезду) общественного объединения. Предоставление прав "кооптации" в члены постоянно действующего руководящего органа или право на досрочное прекращение полномочий его членов постоянно действующему руководящему органу общественного объединения противоречит пункту 2 ст.29 названого закона, нарушая общую концепцию законодательства по формированию руководящих органов и исключительную компетенцию высших руководящих органов общественного объединения (съезда, конференции или общего собрания).
Решения по вопросам исключительной компетенции высших руководящих органов, в том числе избрание (переизбрание) или досрочное прекращение полномочий членов руководящего органа, принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (п.4 ст.29). Одновременно обращаем внимание, поскольку постоянно действующий руководящий орган общественной организации является коллегиальным, следует в уставах указывать кем подписываются решения, принимаемые коллегиальным органом (ст.53 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопрос: В каком порядке исчисляется 3-х месячный срок для представления документов на государственную регистрацию общественного объединения?
Установленный частью 7 ст.21 Федерального закона "Об общественных объединениях" 3 месячный срок для подачи документов на государственную регистрацию общественного объединения исчисляется со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Учитывая, что общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ч.4 ст.3, ч.3 ст.18), решение о регистрации в качестве юридического лица ранее созданного общественного объединения с внесением в его устав соответствующих изменений может быть принято и на любом очередном (внеочередном) съезде (конференции) или общем собрании данного объединения. С момента принятия этого решения исчисляется 3 месячный срок для представления документов на государственную регистрацию.
Вопрос: Возможно ли предусматривать в уставах общественных организаций сведения об оказании материальной помощи членам общественной организации или выплате вознаграждения за особые заслуги перед общественной организацией, а также предусматривать выплату заработной платы членам постоянно действующего руководящего органа?
Неправомерно. Согласно п.1 ст.2, п.3 ст.26, п.5 ст.29 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части 3 ст.37 Федерального закона "Об общественных объединениях" объединение не может распределять полученную прибыль (доходы) между членами или участниками. Кроме того, члены общественного объединения не имеют права собственности на долю имущества, принадлежащего объединению (ст.32 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Поэтому его члены не имеют право на долю имущества общественного объединения, в том числе, на получение материальной помощи, вознаграждения или заработной платы.
Вопрос: Правомерно ли предусматривать в уставах общественных организаций право единоличного распоряжения имуществом председателем или президентом этой организации?
Неправомерно. Собственником имущества в общественных объединениях является само объединение (ст.32 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Распоряжаться имуществом и распорядителем кредитов в общественных объединениях предоставлено постоянно действующему руководящему органу, исполняющему права и обязанности юридического лица от имени общественного объединения (ст.53 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Департамент по делам общественных
и религиозных объединений