- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ Р 51249-99
Группа Г84
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двигатели внутреннего сгорания поршневые
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
Нормы и методы определения
Internal combustion reciprocating engines.
Emissions of harmful substances with the exhaust gases.
Limit values and test methods*
__________________
* Наименование стандарта. Измененная редакция, Изм. N 1.
ОКС 27.020
ОКП 31 2000
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 235 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 марта 1999 г. N 56
3 Стандарт соответствует ИСО 8178 "Двигатели внутреннего сгорания. Измерение выбросов вредных веществ". Части 1, 2, 4 и 5 - в части испытательных процедур и методов испытаний
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованные в ИУС N 6, 2001 год, ИУС N 8, 2004 год
Поправки внесены юридическим бюро по тексту ИУС N 6, 2001 год, ИУС N 8, 2004 год
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 128-ст с 01.07.2004 и опубликованное в ИУС N 6, 2004 г.
Изменение N 1 внесено юридическим бюро по тексту ИУС N 6, 2004 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами (далее - ОГ) при проведении стендовых испытаний новых и капитально отремонтированных двигателей.
Допускается применение настоящего стандарта в условиях эксплуатации при проведении испытаний силовых установок и агрегатов на базе судовых, тепловозных и промышленных двигателей.
Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия
ГОСТ 10448-80 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний
ГОСТ 13320-81 Газоанализаторы промышленные автоматические. Общие технические условия
ГОСТ 30574-98 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Измерение выбросов вредных веществ с отработавшими газами. Циклы испытаний
ГОСТ Р 12.4.213-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противошумы. Упрощенный метод измерения акустической эффективности противошумных наушников для оценки качества
ГОСТ Р ИСО 8178-7-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 7. Определение семейства двигателей
ГОСТ Р ИСО 8178-8-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 8. Определение группы двигателей
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
Отработавшие газы (ОГ) - смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров двигателя в его выпускную систему.
Сухие ОГ - ОГ, влагосодержание которых меньше или равно равновесному при температуре 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа.
Влажные ОГ - ОГ, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.
Вредные вещества - вещества, содержащиеся в небольших количествах в ОГ и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства. В рамках настоящего стандарта учитываются следующие вредные вещества: оксид углерода, оксиды азота и углеводороды.
Оксид углерода - газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива, обозначаемый символом СО.
Оксиды азота - смесь различных оксидов азота, образовавшихся в процессе горения топлива в цилиндре двигателя, обозначаемая символом NО.
Углеводороды - смесь паров всех несгоревших и частично окисленных углеводородов топлива и масла, образующихся в процессах горения топлива и выпуска продуктов сгорания из цилиндра двигателя, обозначаемая символом СН.
Концентрация оксида углерода - объемная доля в ОГ оксида углерода в объемных процентах (далее - об. %).
Концентрация оксидов азота, приведенных к NО, - объемная доля в ОГ оксидов азота, которую они занимали бы при трансформации в эквивалентный объем двуокиси азота NО в об. %.
Концентрация углеводородов, приведенных к СН, - объемная доля в ОГ суммы углеводородов, которую они занимали бы при условной трансформации в эквивалентный объем идеального газа с молекулярной массой 13,85 и энергией ионизации молекул, равной энергии ионизации пропана в об. %.
Выброс вредных веществ - количество вредного вещества, поступающего в атмосферу с ОГ в единицу времени.
Испытательный цикл (режимы испытаний) - совокупность фиксированных по частоте вращения и мощности режимов работы двигателя, устанавливаемая в соответствии с его назначением и реализуемая в процессе испытаний.
Весовой коэффициент режима испытаний () - условная величина, отражающая статистическую долю времени работы двигателей данного назначения в эксплуатации в окрестностях данного режима.
Удельный средневзвешенный выброс вредного вещества - количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу с ОГ, приходящееся на 1 кВт·ч эффективной работы двигателя при совершении им полного испытательного цикла.
Предельно допустимый удельный средневзвешенный выброс вредного вещества - значение удельного средневзвешенного выброса вредного вещества, при превышении которого двигатель не допускается к эксплуатации.
Газоанализатор - прибор для непосредственного измерения концентрации вредного вещества в пробе ОГ.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4 Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателя*
______________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 1.
4.1 Нормируемые параметры
Нормируемым параметром является удельный средневзвешенный выброс -го вредного вещества с ОГ двигателя , выражающий количество этого вредного вещества в граммах, приходящееся на 1 кВт·ч эффективной работы двигателя, совершенной им при выполнении полного испытательного цикла, имитирующего типовые условия эксплуатации.
Устанавливают следующую номенклатуру нормируемых параметров:
удельный средневзвешенный выброс оксида углерода ;
удельный средневзвешенный выброс оксидов азота ;
удельный средневзвешенный выброс суммы углеводородов .
По согласованию между изготовителем двигателя, его потребителем и разработчиком стандарта номенклатура нормируемых параметров может быть расширена.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2 Предельно допустимые значения нормируемых параметров
4.2.1 Для новых двигателей
Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ для вновь изготовленных двигателей судовых, промышленных и тепловозных при их стендовых испытаниях должны соответствовать приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Наименование нормируемого параметра |
Обозначение |
Назначение |
Норма удельных | |
|
|
|
Постановка на производство |
Постановка |
|
|
|
|
|
приведении к NО, г/(кВт·ч) |
|
Промышленный |
16,0 |
10,0 |
|
|
Судовой |
17,0 |
(17,0-9,8)* |
Удельный средневзвешенный выброс оксида углерода (СО), г/(кВт·ч) |
|
|
|
|
Удельный средневзвешенный выброс углеводородов (СН) в приведении к СН, г/(кВт·ч) |
|
|
|
|
|
4.2.2 Для двигателей после капитального ремонта
Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, прошедших капитальный ремонт, устанавливают на основе данных таблицы 1 с использованием корректирующих коэффициентов по формуле
. (1)
Значения корректирующих коэффициентов в зависимости от вредного вещества устанавливают по таблице 2.
Таблица 2
Вредное вещество |
Значение корректирующего коэффициента |
Оксид углерода |
1,20 |
Оксид азота |
0,95 |
Углеводороды |
1,25 |
4.2.1, 4.2.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5 Методы определения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателя*
_____________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 1.
5.1 Измеряемые параметры
5.1.1 На каждом режиме испытаний двигателя измерению подлежат следующие показатели:
эффективная мощность , кВт;
частота вращения коленчатого вала , мин;
расход воздуха, приведенный к нормальным атмосферным условиям (=101,3 кПа, =273 К) - , м/ч;
концентрация в ОГ оксида углерода , об. %;
концентрация в ОГ оксидов азота (в приведении к NO) - , об. %;
концентрация в ОГ суммы углеводородов (в приведении к СН) - , об. %.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.2 Применяемые оборудование и приборы для проведения измерений состава газов должны обеспечить точность не ниже указанной в таблице 3.
Таблица 3
Наименование измеряемого компонента ОГ |
Обозначение компонента |
Предел основной приведенной погрешности измерения, % |
Концентрация оксида углерода |
±5,0 | |
Концентрация оксидов азота в приведении к NO |
±10,0 | |
Концентрация углеводородов в приведении к СН |
±5,0 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.3 Измерение других показателей двигателей - по ГОСТ 10448 и ГОСТ 10150.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2 Испытательные циклы и состав режимов испытаний в зависимости от назначения двигателя должны соответствовать ГОСТ 30574.
Двигатель считается находящимся на данном режиме испытаний, если соответствующие ему значения частоты вращения и мощности установлены с точностью по ГОСТ 10448.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3 Методы определения нормируемых параметров
Удельный средневзвешенный выброс -го вредного вещества рассчитывают по формуле
, (2)
где - молекулярная масса -го вредного вещества либо его эквивалента по приведению (, , ), кг/кмоль;
- количество режимов испытаний в испытательном цикле;
- порядковый номер режима испытаний в испытательном цикле;
- индекс вредного вещества;
- измеренная при испытаниях в -м заданном режиме концентрация -го вредного вещества в ОГ, об. %;
- объемный расход ОГ, приведенный к нормальным атмосферным условиям (=273 К, =101,3 кПа), м/ч, во "влажном" или "сухом" состоянии;
- отношение эффективной мощности двигателя на данном режиме испытаний к номинальной эффективной мощности;
- весовой коэффициент режима;
- номинальная эффективная мощность двигателя, кВт.
Объемный расход ОГ , м/ч, измеряют любым прямым способом с последующим приведением к стандартным атмосферным условиям либо рассчитывают по измеренным значениям расхода воздуха и топлива на каждом режиме испытаний по формуле
, (3)
где - объемный расход воздуха, приведенный к нормальным атмосферным условиям (=273 К, =101,3 кПа), м/ч;
- коэффициент приведения к нормальным атмосферным условиям расхода неразбавленных продуктов сгорания различных топлив (м/кг), принимаемый по таблице 5 для "сухого" или "влажного" состояния ОГ (или коэффициент состава топлива);
- массовый расход топлива, кг/ч.
Таблица 5*
____________
* Таблица 4 исключена. Изм. N 1.
|
Значение коэффициента состава топлива , м/кг, для состояния отработавших газов | |
|
влажного |
сухого |
|
|
|
Моторное |
0,72 |
-0,74 |
Мазут |
0,69 |
-0,71 |
Природный газ |
1,33 |
-1,34 |
Пропан-бутан |
0,98 |
-1,00 |
Метанол |
1,05 |
-0,35 |
Этанол |
0,97 |
-0,49 |
|
"Влажное" состояние ОГ принимают для случаев, когда влагосодержание неразбавленной пробы газов, подаваемой в газоанализатор, соответствует полному составу продуктов сгорания. "Сухое" состояние ОГ принимают для случаев, когда влагосодержание неразбавленной пробы газов, подаваемой в газоанализатор, меньше или равно равновесному при температуре ниже 298 К.
Для остальных случаев принимают "сухое" состояние ОГ.
Для расчета объемного расхода ОГ допускаются другие стандартные методы, например, метод баланса углерода и кислорода. Методы углеродного и углеродокислородного балансов приведены в приложении В.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6 Оборудование испытательного стенда
Испытательный стенд должен быть оборудован системой пробоотбора и газоанализаторами для измерения состава ОГ, а также устройствами для измерения расходов воздуха, топлива и мощности двигателя. Рекомендуемая схема установки для измерения состава неразбавленных ОГ приведена на рисунке 1.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1 - пробоотборный зонд; 2 - нагретая линия отбора проб; 3 - регулирующий клапан;
4 - предварительный фильтр; 5 - фильтр; 6 - насос; 1-6 - система пробоотбора; 2-6 - пробоотборная
магистраль с устройствами пробоподготовки; 7 - селективный клапан для подвода поверочных
газовых смесей; 8 - хемилюминесцентный газоанализатор; 9 - контроль потока через газоанализатор;
10 - контроль байпасного потока; 11 - газоанализатор пламенно-ионизационного типа;
12 - регулятор давления; 13 - газоанализатор недисперсного типа с поглощением в инфракрасной
области спектра; 14 - охладитель-конденсатор; 15 - линия отбора проб для анализа СО, СО, О;
16 - термометр; 17 - манометр
Рисунок 1 - Схема установки для анализа выбросов вредных веществ
6.1 Система пробоотбора
Система пробоотбора состоит из пробоотборного зонда и пробоотборной магистрали с устройствами пробоподготовки для транспортирования пробы на анализ.
6.1.1 Пробоотборный зонд устанавливают на расстоянии не менее 0,5 м до выхода газов из выпускной системы в атмосферу и достаточно близко к двигателю, чтобы обеспечить температуру пробы газов не менее 373 К. Рекомендуется устанавливать зонд на расстоянии 6 диаметров прямого участка трубы от присоединительного фланца выпускного коллектора.
Пробу неразбавленного газа для всех компонентов отбирают с помощью одного или нескольких пробоотборных зондов и делят перед входом в газоанализаторы. Пробоотборный зонд должен быть выполнен из нержавеющей стали с толщиной стенок не более 1 мм. Внутренний диаметр должен быть не более внутреннего диаметра трубок в системе распределения проб. Рекомендуется применять прямой многодырчатый пробоотборный зонд (не менее 3 отверстий в разных плоскостях) с закрытым концом.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1.2 Пробоотборную магистраль изготовляют из нержавеющей стали или тефлона. Не допускается использовать медь и ее сплавы, а также углеродистую сталь. Диаметр трубки пробоотборной магистрали 6-8 мм. Рекомендуемая длина пробоотборной магистрали - не более 5 м. При использовании более длинных пробоотборных магистралей следует определять степень искажения состава пробы по методике изготовителя оборудования. При этом дополнительная погрешность измерения не должна выходить за пределы ±2%. Применять магистрали длиной более 20 м не допускается.
При определении состава неразбавленных газов температура поверхности внутренней стенки пробоотборной магистрали должна поддерживаться на уровне (453±20) К. При использовании устройства для разбавления пробы газов перед анализом допускается понижать температуру в пробоотборной магистрали до (373±20) К. При этом должна быть определена дополнительная погрешность измерения концентрации СН по методике изготовителя оборудования, которая не должна выходить за пределы ±2%.
6.1.3 Устройства пробоподготовки (осушители, клапаны, фильтры и насос) устанавливают только в тех случаях, когда газоанализаторы не укомплектованы штатной системой пробоподготовки. В случае их установки должна быть оценена дополнительная погрешность измерения по методике изготовителя оборудования, которая не должна выходить за пределы ±2%.
6.2 Газоанализаторы (ГОСТ 13320)
Газоанализаторы должны быть проградуированы в объемных процентах (об. %) и иметь стандартный унифицированный выходной сигнал для возможности подключения самописца или использования в измерительных комплексах. Запаздывание показаний газоанализаторов, подключенных к системе пробоотбора, не должно превышать 3 с.
6.2.1 Газоанализатор оксида углерода должен иметь недисперсионный инфракрасный детектор и обеспечивать измерение концентрации СО в диапазоне от 0,01 до 0,5%.
6.2.2 Газоанализатор углеводородов должен иметь пламенно-ионизационный детектор, нагреваемый до температуры (453±1) К и обеспечивать измерение концентрации углеводородов по эквиваленту CH в диапазоне от 0,001% до 0,2%.
6.2.3 Газоанализатор оксидов азота должен иметь хемилюминесцентный детектор или нагреваемый хемилюминесцентный детектор (при "влажном" состоянии пробы ОГ) с преобразователем NO в NO. Измеряемым компонентом должна быть сумма всех оксидов азота NO, выраженная через эквивалентную объемную долю оксидов вида NO. Газоанализатор должен обеспечивать измерения от 0,005 до 0,5% по эквиваленту NO при любом составе индивидуальных оксидов.
При проведении испытаний, не связанных с сертификацией двигателя, допускается по согласованию с разработчиком стандарта применять другие методы измерения концентраций вредных веществ, обеспечивающих точность измерений не ниже указанных в таблице 3.
Все газоанализаторы должны быть снабжены методиками поверки.
Схема подключения газоанализаторов с приспособлениями для дополнительной регистрации концентраций СО и О, необходимых для случаев определения расхода газов по методу углеродного или кислородного баланса, приведена на рисунке 1.
6.2.2, 6.2.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
7 Условия проведения измерений
7.1 Двигатель
Измерения выбросов вредных веществ с ОГ судовых, тепловозных и промышленных двигателей следует проводить при всех видах стендовых испытаний по ГОСТ 10448.
В условиях стабильного производства рекомендуется использовать концепции семейства и группы двигателей в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 8178-7 и ГОСТ Р ИСО 8178-8.
Испытания проводят на двигателе, установленном на испытательном стенде, оснащенном измерителем эффективной мощности и обеспечивающим точность измерений не ниже указанной в ГОСТ 10448.
Мощность для расчета удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ принимается в соответствии с заданной в технических условиях изготовителя на конкретный двигатель (номинальная или полная).
При испытаниях двигатель должен работать на топливе по ГОСТ 305 и маслах, указанных в технических условиях на двигатель конкретного типа.
Если двигатель должен соответствовать специальным требованиям к выбросам на месте его установки, испытания проводят на том топливе, которое будет использоваться на месте установки.
7.2 Атмосферные условия
Все объемные расходы газов должны быть приведены к температуре 273 К и давлению 101,3 кПа.
На испытательном стенде должны быть измерены температура , К, и давление сухого воздуха , кПа, на впуске в двигатель, а также относительная и абсолютная влажность воздуха.
По результатам измерений рассчитывают параметр атмосферных условий по одной из следующих формул:
для двигателей без наддува, с наддувом от приводного нагнетателя или с комбинированным наддувом
; (4)
для двигателя с наддувом от свободного турбокомпрессора
. (5)
В случае использования результатов испытаний для сертификации двигателя эти результаты считают достоверными, если в течение времени проведения испытаний параметр остается в пределах
. (6)
7.1, 7.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
8 Проведение измерений
Измерения проводят на режимах работы двигателя, указанных в таблице 4* в соответствии с его назначением. Рекомендуется начинать измерения с режима полной мощности и далее последовательно приближаться к режиму минимальной нагрузки.
________________
* Изменением N 1 таблица 4 исключена. - Примечание .
Перед началом измерений газоанализаторы следует прогреть и настроить по поверочным газовым смесям класса Государственных образцов (ПГС ГСО) по инструкции предприятия-изготовителя.
Отсчет показаний газоанализаторов следует проводить на каждом режиме три раза с интервалом не менее 1 мин, причем первый отсчет следует проводить не ранее чем через 2 мин после установления температурного состояния двигателя на режиме испытаний. Результаты трех последовательных отсчетов должны отличаться друг от друга не более чем на 10%. За результат измерений принимают среднее арифметическое трех отсчетов.
Одновременно регистрируют показатели двигателя, необходимые для определения значений нормируемых параметров.
Результаты измерений и расчетов оформляют в виде отчета, содержание которого должно соответствовать [1].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
9 Требования безопасности
9.1 Оборудование испытательного стенда и организация рабочего места при испытаниях должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.3.002.
9.2 Каждый испытательный стенд, оборудованный газоанализаторами, должен быть снабжен инструкцией по технике безопасности, утвержденной в установленном порядке, с которой персонал, обслуживающий испытательный стенд, должен быть ознакомлен.
9.3 Воздух рабочей зоны стендового помещения должен соответствовать ГОСТ 12.1.005.
9.4 Уровни шума и вибрации на рабочих местах стендового помещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.
9.5 Персонал, обслуживающий испытательный стенд, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха по ГОСТ Р 12.4.123.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
Газоанализаторы, рекомендуемые для контроля состава отработавших
газов двигателей при проведении испытаний*
_________________
* Наименование приложения. Измененная редакция, Изм. N 1.
|
|
|
|
|
|
ГИАМ-27-04 |
NO; NO |
Оптико-сорбционный |
ГИАМ-27-05 |
CO; CO |
Оптико-сорбционный |
ГАММА-20 |
CH |
Пламенно-ионизационный |
Комплексная газоаналитическая система "ТЕСТ-1С" |
CO; NO; |
Комплексный |
Комплексная газоаналитическая система "ТЕСТ-1К" |
NO; NO; |
Комплексный |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(рекомендуемое)
Протокол результатов испытаний
Результаты испытаний оформляют протоколом, в который должны быть занесены следующие обязательные данные:
Б.1 Заводская марка двигателя, назначение, заводской номер, год изготовления, завод-изготовитель (фирма), страна, основные технические данные, тактность, число и размер цилиндров, конструктивная компоновка, номинальная эффективная мощность, номинальная частота вращения, наличие наддува (способ привода наддувочного агрегата), вид испытаний (сдача на заводе-изготовителе, сдача на ремонтном предприятии).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Б.2 Основные технические данные испытательного стенда:
тип, марка, максимальный крутящий момент нагружающего устройства на номинальной частоте вращения двигателя, способ измерения расхода отработавших газов (прямое измерение, измерение расхода воздуха сужающим устройством, измерение расхода топлива и т.п.).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Б.3 Применяемые методы и приборы для измерения концентрации вредных веществ в отработавших газах.
Для каждого вещества отдельно указывают:
тип, заводскую марку прибора, температуру газов в системе пробоотбора, рабочие диапазоны измерительной шкалы; наибольшую погрешность измерения в рабочих диапазонах; результаты проверки по калибровочной газовой смеси; концентрацию определяемого компонента в калибровочной смеси, максимальную погрешность ее задания; дату изготовления калибровочной смеси.
В случае использования химической методики указывают принцип метода, основной детектирующий прибор, чувствительность метода, максимальную погрешность в диапазоне определяемых концентраций, вещество и метод для калибровки.
Б.4 Данные окружающего воздуха и топлива:
температура, давление и влажность окружающего воздуха; вид, марка, калорийность и элементный состав (можно ограничиться только указанием содержания углерода) топлива.
Б.5 Результаты измерений:
крутящего момента;
частоты вращения коленчатого вала;
расходов ОГ (воздуха) и топлива;
концентрации в ОГ вредных веществ.
Б.6 Результаты расчетов:
значения эффективной мощности на режимах испытаний;
значения приведенных к нормальным условиям расходов ОГ;
удельные средневзвешенные выбросы нормируемых вредных веществ.
Б.7 Заключение о соответствии (несоответствии) испытываемого двигателя требованиям настоящего стандарта.
В случае несоответствия указывают, по какому компоненту ОГ обнаружено превышение предельно допустимого выброса и его значение.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(рекомендуемое)
Расчет расхода отработавших газов методами
углеродного и углеродокислородного балансов
В приложении приведены методы расчета расхода отработавших газов и (или) расхода воздуха двигателем. Методы основываются на измерениях состава отработавших газов и расхода топлива. Приложение включает два метода для расчета массового расхода отработавших газов. Первый метод (углеродный баланс) применяется при использовании жидких углеводородных топлив, содержащих кислород и азот, в сумме не превышающих 1% по массе. Второй метод универсальный (углеродокислородный баланс) применяется при использовании жидких и газообразных топлив с содержанием Н, С, S, О, N в любых соотношениях.
В таблице В.1 приведены символы величин, используемые в формулах для расчетов, их наименования и единицы величин.
Таблица B.1
Символ |
Наименование параметра |
Единица величины |
Содержание водорода в топливе Н |
% (по массе) | |
Атомная масса С |
а.е.м. | |
Атомная масса Н |
То же | |
Атомная масса N |
" | |
Атомная масса О |
" | |
Атомная масса S |
" | |
Содержание углерода в топливе С |
% (по массе) | |
|
Концентрация СО в "сухих" газах |
% (по объему) |
То же, во "влажных" газах |
То же | |
Концентрация СО в "сухих" газах |
млн | |
То же, во "влажных" газах |
То же | |
Концентрация сажи во "влажных" газах |
мг/м | |
Содержание азота в топливе N |
% (по массе) | |
Коэффициент избытка воздуха при полном сгорании топлива |
кг/кг | |
Коэффициент избытка воздуха при неполном сгорании топлива |
То же | |
Содержание кислорода в топливе О |
% (по массе) | |
Содержание азота во "влажном" воздухе для сгорания N |
% (по массе) | |
Отношение объемов отработавших газов и углеродосодержащих компонентов |
м/м | |
Плотность "влажных" отработавших газов |
кг/м | |
Коэффициент состава топлива для расчета углеродного баланса |
м/кг | |
Коэффициент состава топлива для расчета расхода "сухих" отработавших газов |
То же | |
То же, для влажных отработавших газов |
" | |
Коэффициент состава топлива для пересчета концентраций при переходе отработавших газов из "сухого" во "влажное" состояние |
" | |
Массовый расход "сухого" воздуха для сгорания |
кг/ч | |
То же, для "влажного" воздуха |
То же | |
Содержание серы в топливе S |
% (по массе) | |
Массовый выброс СО |
г/ч | |
Массовый выброс С (сажа) |
То же | |
|
Массовый выброс СО |
" |
Массовый выброс СН |
" | |
|
Массовый выброс НО |
" |
|
Массовый выброс N |
" |
Массовый выброс NO |
" | |
|
Массовый выброс NO |
" |
|
Массовый выброс О |
" |
|
Массовый выброс SO |
" |
Массовый расход "сухих" отработавших газов |
кг/ч | |
То же, "влажных" отработавших газов |
То же | |
gexhw |
То же, рассчитанный методом углеродного баланса |
" |
Массовый расход топлива |
" | |
Соотношение водорода и углерода в топливе |
моль/моль | |
Концентрация углеводородов СН в "сухих" газах |
млн | |
То же, во "влажных" газах |
То же | |
Молекулярный объем индивидуального газа, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
дм/моль | |
Молекулярная масса индивидуального газа |
г/моль | |
|
Концентрация NO во "влажных" газах |
млн |
Концентрация NO во "влажных" газах |
То же | |
Содержание воды в воздухе для сгорания |
% (по массе) | |
|
Концентрация О в "сухих" газах |
% (по объему) |
То же, во "влажных" газах |
То же | |
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива |
кг/кг | |
|
Содержание О в воздухе для сгорания |
% (по массе) |
Содержание О в воздухе, оставшееся после сгорания |
То же | |
Содержание О, вступившего в реакции сгорания из топлива |
% (по массе) | |
Объемный выброс СО, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
м/ч | |
Объемный выброс СО, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
То же | |
Объемный выброс НО, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
" | |
Объемный выброс СН, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
" | |
Объемный выброс N, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
" | |
Объемный выброс NО, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
" | |
Объемный выброс NO, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
" | |
Объемный выброс О, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
" | |
Объемный выброс SO, приведенный к нормальным атмосферным условиям* |
" | |
* Нормальные атмосферные условия кПа, К. |
1 МЕТОД УГЛЕРОДНОГО БАЛАНСА
Метод включает шесть этапов расчета расхода отработавших газов по измеренным концентрациям углеродосодержащих компонентов с учетом состава топлива.
1.1 Первый этап: расчет необходимого количества воздуха для сгорания стехиометрической смеси.
Процесс полного сгорания:
С+ОСО (B.1)
4Н+О2НО (В.2)
S+ОSO (В.3)
(В.4)
1.2. Второй этап: Расчет коэффициента избытка воздуха при условии полного сгорания топлива по концентрации СО.
(В.5)
1.3 Третий этап: Расчет отношения водород/углерод
. (В.6)
1.4 Четвертый этап: Расчет коэффициента состава топлива для пересчета состава отработавших газов при их переходе из "влажного" состояния в "сухое".
1.4.1 Пересчет концентрации компонентов с "сухой" основы на "влажную":
conc=conc[1-·(расход топлива/расход "сухого" воздуха)]; (В.7)
·(расход топлива/расход "сухого" воздуха)= (В.8)
=(объем воды в процессе сгорания/полный объем "влажных" отработавших газов).
Полный объем "влажных" отработавших газов=азот в воздухе для сгорания+
+избыточный кислород+аргон в воздухе для сгорания+вода в воздухе для сгорания+ (В.9)
+вода процесса сгорания+СО процесса сгорания+SО процесса сгорания.
(B.10)
где дм/моль;
дм/моль;
дм/моль.
1.4.2 Формула для расчета коэффициента состава топлива после преобразований:
(B.11)
и
(B.12)
1.5 Пятый этап: Расчет коэффициента избытка воздуха
1.5.1 Расчет коэффициента избытка воздуха при полном сгорании топлива
=расход воздуха/(расход топлива·стехиометрическое количество воздуха); (В.13)
; (В.14)
; (B.15)
(B.16)
(B.17)
. (B.18)
1.5.2 Расчет коэффициента избытка воздуха при неполном сгорании топлива ; (B.19)
(В.20)
1.6 Шестой этап: Расчет массового расхода отработавших газов
Расход отработавших газов=расход топлива+расход воздуха на сгорание. (В.21)
Расход воздуха на сгорание=·расход топлива·стехиометрическое количество воздуха. (В.22)
Расход отработавших газов=расход топлива·(1+·стехиометрическое количество воздуха)
. (B.24)
2 Метод универсальный углеродокислородного баланса
2.1 Расчет массового расхода отработавших газов на основе углеродного баланса:
(B.25)
2.1.1 Условие полного сгорания:
. (B.26)
2.2 Расчет массового расхода отработавших газов на основе кислородного баланса:
, (В.27)
где
(B.28)
и
. (В.29)
2.2.1 Условие полного сгорания:
. (B.30)
2.3 Вывод кислородного баланса с учетом неполного сгорания
2.3.1 Кислород на входе (г/ч):
. (В.31)
2.3.2 Кислород на выходе (г/ч):
(В.32)
Формула (В.32) базируется на следующих расчетах.
Для расчета выбросов отдельных компонентов (г/ч) принимают "влажное" состояние отработавших газов:
; (B.33)
; (B.34)
; (B.35)
; (В.36)
(В.37)
; (В.38)
; (В.39)
; (В.40)
. (В.41)
2.3.3 Кислород на входе (г/ч) (В.31):
(B.42)
рассчитывают по формуле (В.66).
2.3.4 Выражение (В.42) в первых скобках - , во вторых - [см. также формулы (В.28) и (В.29)],
где . (В.43)
2.3.5 Массовый расход потребляемого воздуха и отработавших газов рассчитывают по следующим формулам:
, (B.44)
и, следовательно:
. (B.45)
2.4 Вывод углеродного баланса с учетом неполного сгорания
2.4.1 Углерод на входе (г/ч):
. (В.46)
2.4.2 Углерод на выходе (г/ч):
. (В.47)
2.4.3 Формула (В.47) базируется на следующих расчетах.
Для расчета выбросов отдельных компонентов принимается "влажное" состояние отработавших газов:
; (В.48)
; (В.49)
; (В.50)
. (В.51)
2.4.4 Условие баланса:
углерод на входе=углероду на выходе.
(B.52)
2.4.5 Расчет массового расхода отработавших газов на основе углеродного баланса:
(B.53)
2.5 Расчет объемных расходов компонентов отработавших газов и их плотности с учетом неполноты сгорания:
; (B.54)
; (B.55)
; (В.56)
; (B.57)
; (B.58)
(B.59)
где - концентрация СО в воздухе для сгорания, % (по объему).
(B.60)
(B.61)
(B.62)
; (B.63)
(B.64)
; (B.65)
; (B.66)
. (B.67)
2.6 Расчет коэффициентов состава топлива и при определении расхода отработавших газов
; (B.68)
. (B.69)
2.6.1 Формулы для расчета расхода отработавших газов во "влажном" и "сухом" состоянии:
; (В.70)
. (В.71)
2.6.2 Расчет коэффициента состава топлива для отработавших газов во "влажном" состоянии
(B.72)
После преобразований получаем численный вид формулы (В.72) для "влажных" отработавших газов:
(В.73)
2.6.3 Расчет коэффициента состава топлива для отработавших газов в "сухом" состоянии
(B.74)
После преобразований получаем численный вид формулы (В.74) для "сухих" отработавших газов:
(B.75)
ПРИЛОЖЕНИЕ В. (Введено дополнительно, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное)
Библиография
[1] ИСО 8178-6:1995 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов вредных веществ. Часть 6. Отчет по результатам измерений и испытаний*.
_______________
* Оригинал международного стандарта находится во ВНИИКИ Госстандарта России.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. (Введено дополнительно, Изм. N 1).
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1999
Юридическим бюро в текст
документа внесено Изменение N 1,
утвержденное Постановлением
Госстандарта России от 09.03.2004 N 128-ст