- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ Р 52160-2003
Группа Д24
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition
ОКС 43.060
ОКП 45 6132
Дата введения 2005-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст
4 Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для автотранспортных средств категорий М, М, М, N, N, N, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся:
I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;
III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
IV. измерения мощности двигателей.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 свободное ускорение: Увеличение оборотов двигателя автомобиля от минимальной до максимальной частоты вращения без внешней нагрузки при перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) до упора.
3.2 максимальная частота вращения , мин: Ограниченная регулятором частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при нажатой до упора педали.
3.3 минимальная частота вращения , мин: Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения и . Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
3.5 эффективная база дымомера , м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
3.7 коэффициент поглощения света , м: Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до .
3.8 коэффициент ослабления света , %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%.
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения , м: Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.
3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения , м: Среднеарифметическое значение четырех последних измерений , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.
3.11 предельно допустимое значение дымности , м: Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.
3.12 обкатка автомобиля: Пробег автомобиля, установленный предприятием-изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.
3.13 автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.
4 Нормы дымности
4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света , вспомогательным - коэффициент ослабления света . При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет в для дымомера с , равной 0,43 м, приведен в приложении А.
4.2 Дымность обкатанных автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения , указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенное на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24 или приложением 2 Директивы 72/306/ЕЕС. Дымность необкатанных автомобилей не должна превышать более чем на 0,5 м значение коэффициента поглощения .
4.3 Дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:
2,5 м - для двигателей без наддува;
3,0 м - для двигателей с наддувом.
5 Методы контроля
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения и следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0-100 °С и погрешностью измерений не более ±2,5% верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0-6000 мин и погрешностью измерений не более ±2,5% верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель напускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения и , которые должны быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М и грузовых автомобилей категорий N, N);
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач - селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.
Примечание - При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.
5.4 Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на равномерно перемещают педаль за 0,5-1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2-3 с. Отпускают педаль и через 8-10 с приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
- измеренные значения считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м;
- определяют среднеарифметическое значение четырех последних измерений , которое принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения () и дымности () в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение , полученное в одной из выпускных труб.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Пересчет значений в
(для дымомера с , равной 0,43 м)
, м |
0,0 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,55 |
0,6 |
0,65 |
, % |
0,0 |
4 |
8 |
11 |
15 |
20 |
21 |
23 |
24 |
, м |
0,7 |
0,75 |
0,8 |
0,85 |
0,9 |
0,95 |
1,0 |
1,05 |
1,1 |
, % |
26 |
28 |
29 |
31 |
32 |
34 |
35 |
36 |
38 |
, м |
1,15 |
1,2 |
1,25 |
1,3 |
1,35 |
1,4 |
1,45 |
1,5 |
1,55 |
, % |
39 |
40 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
49 |
, м |
1,6 |
1,65 |
1,7 |
1,75 |
1,8 |
1,85 |
1,9 |
1,95 |
2,0 |
, % |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
, м |
2,05 |
2,1 |
2,15 |
2,2 |
2,25 |
2,3 |
2,35 |
2,4 |
2,45 |
, % |
59 |
59,5 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
64,4 |
65 |
, м |
2,5 |
2,55 |
2,6 |
2,65 |
2,7 |
2,75 |
2,8 |
2,85 |
2,9 |
, % |
66 |
67 |
67,3 |
68 |
69 |
69,3 |
70 |
71 |
71,3 |
, м |
3,0 |
3,05 |
3,1 |
3,15 |
3,2 |
3,25 |
3,3 |
3,35 |
3,4 |
, % |
72,5 |
73 |
73,6 |
72 |
75 |
75,3 |
76 |
76,3 |
77 |
, м |
3,45 |
3,5 |
3,55 |
3,6 |
3,65 |
3,7 |
3,75 |
3,8 |
3,85 |
, % |
77,3 |
78 |
78,3 |
79 |
79,2 |
80 |
80,1 |
80,5 |
81 |
, м |
3,9 |
3,95 |
4,0 |
4,06 |
4,1 |
4,15 |
4,2 |
4,25 |
|
, % |
81,3 |
81,7 |
82 |
82,5 |
83 |
83,3 |
83,7 |
84 |
100 |
Примечание - Пересчет значений в проводят по формуле , |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Характерные формы графиков зависимости частоты вращения () и дымности ()
от времени () за единичный цикл свободного ускорения
а - начало 1-го цикла свободного ускорения;
б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения
1 - частота вращения коленчатого вала двигателя ();
2 - дымность отработавших газов двигателя ();
- минимальная частота вращения;
- максимальная частота вращения;
- общее время одного цикла свободного ускорения (12-15 с);
- время свободного ускорения от до (1-2 с);
- время нажатой до упора педали (2-3 с);
- время работы на (8-10 с);
- максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004