- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ХЕЛЬСИНКСКАЯ КОМИССИЯ
Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря
РЕКОМЕНДАЦИЯ 18/3
Меры, направленные на сокращение загрязнения от морских рыбоводческих ферм
Принята 12.03.97
в соответствии со Статьей 13, Параграф b)
Хельсинкской Конвенции 1974 г.
КОМИССИЯ,
НАПОМИНАЯ Параграф 1 Статьи 6 Конвенции по охране окружающей морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская Конвенция), в соответствии с которым Договаривающиеся Стороны обязуются предпринимать все соответствующие меры для контроля и строгого ограничения сброса загрязнений от наземных источников в морскую окружающую среду региона Балтийского моря,
НАПОМИНАЯ ТАКЖЕ Параграфы 3 и 4 Приложения III к Хельсинкской Конвенции 1974 г., согласно которым Договаривающиеся Стороны обязуются принять соответствующие меры для предотвращения и снижения поступления загрязнений от промышленных источников,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ Министерскую Декларацию 1988 г. и Декларацию Балтийского моря 1990 г., призывающих, в числе прочего, к устойчивому снижению нагрузки загрязнений, наиболее вредных для экосистемы Балтийского моря,
ПРИЗНАВАЯ тот факт, что сбросы и потери биогенных и органических веществ, в частности, от морских рыбоводных ферм являются значимым источником загрязнения морской окружающей среды,
ЖЕЛАЯ ограничить загрязнения от рыборазводных ферм, расположенных на водосборе Балтийского моря или на его побережье, при сбросе сточных вод непосредственно в Балтийское море путем использования наилучшей имеющейся технологии и наилучшей природоохранной практики,
РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон Хельсинкской Конвенции использовать следующие примеры наилучшей имеющейся технологии и наилучшей природоохранной практики:
1. Необходимо использовать и разрабатывать такие производственные операции, методы кормления рыбы и корма для рыб, которые вызывают наименьший сброс и потери биогенных веществ.
2. Количество рыб и объемы воды должны быть оптимальными для предотвращения гибели мальков, и погибшие рыбы должны быть, как можно скорее, удалены.
3. Должны быть разработаны и внедрены, методы по удалению осадка, с тем, чтобы уменьшить сброс биогенных и органических веществ и химикатов.
4. Рыборазводные фермы должны быть субъектом для выдачи разрешений или более веских согласований компетентными уполномоченными органами или соответствующими организациями, в соответствии со следующими принципами:
a) в разрешениях или согласованиях должны быть представлены лимиты на сброс фосфора, азота и, при необходимости, органических веществ. В лимитах также должно быть оговорено максимальное содержание фосфора и/или азота в корме или максимально приемлемый состав корма.
b) будущее воздействие на окружающую среду должно быть оценено как часть разрешенного процесса разведения рыбы.
c) разрешения и правила должны пересматриваться через определенные промежутки времени.
5. Сброс биогенных веществ от рыбоводных ферм не должен превышать ежегодно в среднем 8 г фосфора () и 70 г азота ()* на 1 кг произведенной рыбы (живой вес) (расчет предельных значений основан на том, что живая рыба содержит 0,4% фосфора и 2,75% азота);
_______________
* означает сумму органического и неорганического азота
6. Региональное планирование должно быть использовано как средство руководства рыборазведением на подходящих для этого площадях и средство смягчения конфликтов между рыборазводными фермами и другими пользователями водных территорий. Рыборазводные фермы не должны быть размещены на охраняемых природных территориях, поскольку их деятельность может вступить в конфликт с задачами сохранения природы.
7. Должны быть достигнуты соглашения между соседними фермами по использованию высокого качества запасов и принятию превентивных мер против болезней.
8. Должны быть выбраны места для размещения рыбоводных ферм, и сбросы от ферм должны быть строго ограничены посредством объективных методов оценки воздействия на природу, с учетом способности окружающей морской среды, на которую оказывается воздействие, к самовосстановлению. Должны быть установлены периоды рождения мальков для восстановления бентоса.
9. Сбросы и экологическое воздействие ферм должны тщательно оцениваться и наблюдаться компетентными уполномоченными органами или соответствующими организациями, используя журнал регистрации производственных операций на рыбоводческих фермах, расчеты сбросов, результаты мониторинга и модели расчета экологического воздействия. Мониторинг должен быть направлен на получение надежных данных и на оценочную эффективность воздействия рыбоводства на состояние эвтрофикации, кислородное истощение, на состояние донных отложений на воздействуемой территории.
10. Использование биоактивных химикатов и медикаментов на рыбоводческих фермах должно быть официально разрешено и строго контролироваться с целью снижения вредного воздействия окружающую среду. Использование профилактических химикатов должно быть запрещено. Необходимо применять промывку и сушку сетевых садков взамен использования токсичных противообрастающих составов. Там, где это приемлемо, использовать губан (Ctenolabrus Rupestris) взамен дихлофоса. Использование хлорамфениколса должно быть запрещено.*
_______________
* культивируемые рыбы = рыбы, которые оставлены для откорма и предназначены для последующего запланированного отлова.
11. Перемещение культивируемых рыб и введение новых разновидностей должно происходить в соответствии с рекомендациями EIFAC и ICES, с тем, чтобы избежать возможного негативного воздействия их на диких рыб.
12. Отходы либо сточные воды, возникающие от производственных процессов и деятельности на рыборазводных фермах, должны быть очищены, удалены и утилизированы, с тем, чтобы не вызывать загрязнения Балтийского моря, поверхностных, либо подземных вод.
13. Необходимо усилить взаимодействие между водохозяйственной отраслью и специально уполномоченными органами, включая разработку следующих инструментов:
a) держать под надзором внедрение и дальнейшую разработку наилучших имеющихся технологий и наилучшей природоохранной практики;
b) обмен информацией;
c) пересмотр нормативов сбросов потенциально вредных химикатов для водного хозяйства;
d) контроль и регулирование количества загрязнений в мясе рыб и животных, имеющих раковину или панцирь, например, моллюсков;
e) гарантировать, достоверность информации относительно рыбных запасов, используемых химикатов и корма для рыб.
РЕКОМЕНДУЕТ ТАКЖЕ выполнять данную информацию с 1 января 1998 г.
РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ, чтобы Договаривающиеся Стороны в 1999 г. представили Комиссии отчет и далее представляли отчеты через каждые 3 года.
РЕШИЛА, что данная Рекомендация должна быть пересмотрена в 2002 г. относительно предельных значений сбросов для биогенных веществ в свете новых разработок по удалению осадка и прочих мер, предпринятых для минимизации загрязнения воды.
Формат отчетности к Рекомендации ХЕЛКОМ 18/3
Лидирующая страна: Финляндия | ||||||
Страна |
|
Год |
| |||
Район моря* |
| |||||
1. Культивируемые виды и общее годовое производство (прирост живого веса) для каждого вида, тонн/год. |
| |||||
2. Количество рыборазводных ферм, использующих: |
| |||||
|
| |||||
3. Среднегодовое значение в кг рыбы (живой вес) на м воды и в кг корма на кг рыбы (живой вес) для классификации рыборазводных ферм в соответствии с пунктом 2 |
| |||||
4. Количество рыборазводных ферм, практикующих удаление осадка |
| |||||
5. Общее потребление корма, т/год, классифицированного как: |
| |||||
6. Общее процентное содержание фосфора и азота в корме для рыб |
| |||||
7. Общий и удельный сброс биогенных веществ; |
| |||||
Биогенные вещества |
Нагрузка, т/год |
Удельная нагрузка г/кг рыбы | ||||
|
| |||||
|
| |||||
8. Меры, предпринятые для оценки воздействия рыборазводных ферм на природную морскую среду и для установления лимитов на предельно допустимые сбросы от рыборазводных ферм, как часть санкционированных процессов (например, оценка экологического риска для обоснования выбора мест, модели качества воды, цели и исследования, условия выдачи разрешений и предельные значения). | ||||||
9. Меры, предпринятые для наблюдения за сбросами и воздействием на природную среду от рыборазведения (например, программы мониторинга и обязательства, запись производственных процессов, инспекции, использование моделей). | ||||||
10. Название и количество использованных химикатов по следующим группам: терапевтические препараты, дезинфицирующие средства, анестизирующие средства, пестициды, гормоны, гербициды, алгициды, противообрастающие средства, пищевые добавки, не содержащие биогенов. |
_______________
* Ботнический залив, Ботническое море, Архипелаг и Аландское море, Финский залив, Северная Балтика, Западный Готланд, Рижский залив, Восточный Готланд, Гданьский бассейн, Борнгольмский бассейн, Арконский бассейн, море Белт, Саунд, Каттегат.
Текст документа сверен по:
Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии.
СПб, 2002