- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОСГИДРОМЕТА
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ
(ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ И ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ) ЯВЛЕНИЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий Порядок разработан УРСА, ТУ Росгидромета. Разработчиками являются А.А.Добровольский, Н.А.Майорова, В.А.Мартыщенко, В.Н.Страшный, В.А.Тренин, В.Л.Ферберов, Б.И.Филин.
Настоящий Порядок утвержден приказом Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 15.10.99 N 104 и отменяет действие РД 52.88.340-93 „Положение о порядке действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, обнаружении экстремально высокого загрязнения окружающей среды и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий".
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий Порядок устанавливает обязанности и действия территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) и оперативно-производственных организаций (ОПО) Росгидромета:
- по составлению и передаче экстренной информации об угрозе возникновения и возникновении опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений;
- по сбору сведений и передаче информации о последствиях опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.
Источник ЧС - опасное природное явление, опасное техногенное происшествие или авария.
Опасное природное (гидрометеорологическое и гелиогеофизическое) явление (ОЯ) - гидрометеорологическое (гелиогеофизическое) явление, которое по своему значению, интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб отраслям экономики.
АМСГ |
- авиаметеорологическая станция | ||
АМЦ |
- авиаметеорологический центр | ||
АППИ |
- автономный пункт приема спутниковой информации | ||
ВС |
- военизированная служба по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета | ||
ВСВ |
- всемирное скоординированное время (равное среднему гринвичскому времени) | ||
ГМБ |
- гидрометеорологическое бюро | ||
ГМО |
- гидрометеорологическая обсерватория | ||
ГМЦ |
- гидрометеорологический центр | ||
КА |
- космический аппарат | ||
МЧС России |
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | ||
МРЛ |
- метеорологический радиолокатор | ||
НИУ |
- научно-исследовательские учреждения | ||
НИЦ |
- научно-исследовательский центр | ||
ОКП |
- околоземное космическое пространство | ||
ОПО |
- оперативно-производственная организация | ||
Росавиакосмос |
- Российское авиационно-космическое агентство | ||
Росгидромет |
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | ||
РЦ |
- региональный центр | ||
РПЛЦ |
- региональный противолавинный центр | ||
РЦПОД |
- региональный центр приема и обработки спутниковых данных Росгидромета | ||
СКЛ |
- солнечные космические лучи | ||
ТУ |
- Техническое управление Росгидромета | ||
УГМС |
- межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | ||
УМЗ |
- Управление мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромета | ||
УРСА |
- Управление работ федерального назначения в области гидрометеорологии, государственной наблюдательной сети, Арктики и Антарктики Росгидромета | ||
УСНК |
- Управление по работе с субъектами Российской Федерации, активных воздействий и государственного надзора, кадров и учебных заведений Росгидромета | ||
ЦГМС |
- областной (республиканский, краевой, окружной и др.) центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета |
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Важнейшей задачей ОПО Росгидромета является прогнозирование и обнаружение ОЯ, предупреждение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, отраслей экономики и населения об этих явлениях с целью предотвращения гибели людей и снижения экономического ущерба.
3.2 В соответствии с настоящим Порядком в Росгидромете действуют следующие ОПО:
- гидрометеорологические центры (ГМЦ) УГМС;
- областные (республиканские, краевые, окружные и др.) центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС);
- Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (МосЦГМС);
- Гидрометеорологическое бюро г. Москвы и Московской области (Московское ГМБ);
- гидрометеорологические обсерватории (ГМО);
- гидрометеорологическое бюро (ГМБ);
- авиаметеорологические центры и станции (АМЦ и АМСГ);
- гидрометеорологические станции, в том числе снеголавинные и селестоковые;
- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы (ВС) Росгидромета;
- региональные противолавинные центры (РПЛЦ);
- специализированные центры (цунами и др.);
- научно-исследовательские организации, участвующие в оперативном обслуживании потребителей (Гидрометцентр России, ИПГ, ААНИИ и др.).
3.3 На основании настоящего Порядка в УГМС разрабатывается "Порядок действий дежурных смен ОПО УГМС при угрозе возникновения и возникновении ОЯ". В нем должны содержаться перечень ОЯ, их критерии, перечень и последовательность действий дежурных прогнозиста и наблюдателя, а также порядок передачи предупреждений и оповещений об ОЯ.
Разработанный в УГМС Порядок представляется в Росгидромет (УРСА) и Гидрометцентр России.
Изменения и дополнения в Порядок вносятся письменными указаниями начальника УГМС. Обо всех изменениях и дополнениях извещаются Росгидромет (УРСА) и Гидрометцентр России.
3.4 В каждом ОПО УГМС разрабатывается "Инструкция действий дежурной смены" (далее - Инструкция), в которой должны быть отражены:
- зона ответственности данной ОПО применительно к существующему административно-территориальному делению (если данная ОПО работает не в круглосуточном режиме, указывается время ее ответственности в течение суток и заменяющий ее орган);
- перечень и критерии ОЯ;
- схема доведения экстренной информации об ОЯ ("Схема штормового предупреждения и оповещения об ОЯ") и каналы (средства) связи, используемые при доведении информации до потребителей.
Схема доведения экстренной информации об ОЯ согласовывается с администрацией (правительством) субъекта Российской Федерации и утверждается начальником ЦГМС (ГМЦ УГМС).
Согласованная и утвержденная Инструкция, а также все последующие ее изменения представляются в УГМС.
3.5 В ОПО, привлеченных к выполнению наблюдений за ОЯ (гидрометеорологические станции и посты), должен быть разработан "Порядок действий персонала станции при возникновении ОЯ".
4 ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
4.1 К опасным природным гидрометеорологическим явлениям относятся метеорологические, агрометеорологические, гидрологические и морские явления, воздействие которых может привести к гибели людей, нанести значительный ущерб отраслям экономики.
4.2 Гидрометеорологические явления оцениваются как ОЯ при достижении критических значений или характеристик гидрометеорологических величин (критериев). Типовой перечень ОЯ приведен в приложении 1.
4.3 На основании приложения 1 УГМС разрабатывают (уточняют) перечень ОЯ по территории обслуживания субъектов Российской Федерации, входящих в УГМС, с учетом местных особенностей природно-климатических и экономических условий.
При уточнении перечня и критериев ОЯ следует учитывать, что критическое значение гидрометеорологической величины или интенсивность явления должны быть нехарактерными (редкими) для данной территории или времени года, а климатическая повторяемость явлений должна составлять не более 10% и что они представляют угрозу безопасности людей и могут нанести значительный ущерб отраслям экономики.
5 ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
5.1 В качестве параметра для классификации радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве (ОКП) принимается плотность потока заряженных частиц в см/с, проникающих за защиту толщиной 1 г/см алюминия (протоны с энергией > 30 МэВ, электроны с энергией > 2 МэВ).
Значения плотности потока берутся в полярных зонах (полярных шапках) магнитосферы Земли или вне магнитосферы.
5.2 Резкое ухудшение радиационной обстановки в ОКП классифицируется как неблагоприятное явление при условии, что плотность потока протонов солнечных космических лучей (СКЛ) находится в пределах 5·10-5·10 см/с (при постоянных значениях =5·10 см/с в полярных шапках доза излучения, обусловленная СКЛ, на орбите высотой 300-500 км при угле наклона 52° за защитой 1г/см составит 1-25 рад в сутки в зависимости от степени возмущенности магнитосферы).
5.3 Резкое ухудшение радиационной обстановки при условии >5·10 см/с классифицируется как опасное природное гелиогеофизическое явление.
5.4 Резкими изменениями ионосферы, способными привести к значительным нарушениям условий распространения радиоволн, являются:
- появление и сохранение в течение 3 ч подряд отрицательных отклонений более 50% от медианных значений критических частот слоя F2;
- появление поглощения в полярной шапке (явление ППШ) по риометрическим данным, превосходящего 3 дБ в течение не менее 3 ч. При отсутствии оперативных риометрических данных считать эквивалентным указанному критерию появление (по измерениям на ИСЗ "Метеор") потоков протонов (>15 МэВ) в высоких широтах при >10 см/с;
- появление полного замирания сигналов в коротковолновом диапазоне по наблюдениям методом измерения поглощения на наклонных трассах в течение не менее 20 мин.
6 ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ И ОПОВЕЩЕНИЙ ОБ ОЯ
И ПЕРЕДАЧИ ЭКСТРЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
И УЧРЕЖДЕНИЯ РОСГИДРОМЕТА
6.1 Штормовые предупреждения (прогнозы возникновения ОЯ) составляются прогностическими органами Росгидромета по районам своей ответственности на основании детального анализа аэросиноптических материалов и информации, получаемой от сети станций и постов, в том числе ведомственной, а также от технических средств и метеорологических спутников.
Штормовые предупреждения составляются независимо от того, предусматривались ли ОЯ или нет в ранее разработанных прогнозах погоды.
6.2 ОПО при угрозе возникновения ОЯ обязаны немедленно составить штормовое предупреждение по району своей ответственности с указанием времени возникновения, продолжительности и интенсивности прогнозируемых ОЯ.
6.3 В штормовом предупреждении о возникновении ОЯ необходимо указывать район его распространения (побережье, в предгорьях, на севере, западе, юге области и т. д.). При прогнозе шквалов, смерчей, града, а также сильных ливней в штормовых предупреждениях о возникновении ОЯ может применяться термин "местами".
6.4 При необходимости уточнения времени возникновения, интенсивности или районов распространения ОЯ составляется уточнение к штормовому предупреждению. Если последующий анализ аэросиноптического материала показывает, что ожидавшееся ранее ОЯ не возникнет, то дается отмена предупреждения с максимально возможной заблаговременностью.
6.5 В случае, когда возникшее ОЯ не было предусмотрено штормовым предупреждением, немедленно составляется штормовое оповещение, в котором указывается время начала ОЯ, его интенсивность. Кроме того, составляется предупреждение о прогнозируемой продолжительности ОЯ, максимальной интенсивности и возможности распространения на другие районы.
6.6 В случаях, когда ОЯ прекратилось (окончилось), а затем вновь возникло спустя 6 ч и более, следует считать, что возникло новое ОЯ, о чем должно быть составлено оповещение и штормовое предупреждение.
6.7 Экстренная информация, содержащая текст штормового предупреждения об ОЯ, составленного в ОПО, немедленно передается по схеме доведения в вышестоящую прогностическую организацию (ЦГМС, УГМС).
Обмен экстренной информацией об ОЯ между прогностическими подразделениями соседних ЦГМС (УГМС) определяется соответствующими заявками (договорами).
6.8 Порядок передачи экстренной информации об ОЯ в адреса прогностических органов гидрометеорологических служб стран СНГ определяется двусторонними соглашениями Росгидромета со службами этих стран.
6.9 Экстренная информация об ОЯ передается за подписью руководителя ОПО (УГМС) или лица, его замещающего, а по окончании установленного рабочего дня - за подписью дежурного прогнозиста с указанием фамилии руководителя, с которым предупреждение согласовано.
6.10 После составления штормового предупреждения, а также при получении от ЦГМС экстренной информации об ОЯ УГМС составляет и направляет в подведомственные ОПО, Росгидромет, Гидрометцентр России и ВНИИГМИ-МЦД телеграмму, оформленную в соответствии с приложением 2.
Содержание штормовых предупреждений, разрабатываемых в ГМЦ УГМС, согласовывается с ЦГМС.
6.11 ОПО Росгидромета при угрозе возникновения или возникновении агрометеорологических ОЯ (суховеев, почвенной засухи, переувлажнения почвы) или штормовой погоды в районах рыбного промысла должны направить администрации (правительству) субъектов Российской Федерации специальные доклады, в которых дается характеристика ОЯ и их прогноз.
О направленных докладах незамедлительно сообщается в УРСА Росгидромета.
6.12 После окончания ОЯ прогностические органы обязаны немедленно доложить в УГМС об интенсивности, продолжительности и районе распространения ОЯ, а также о заблаговременности штормового предупреждения о нем.
Кроме того, следует оценить влияние ОЯ на производственную деятельность отраслей экономики. При отсутствии данных дается качественная характеристика ущерба по сообщениям администрации (правительства) субъекта Российской Федерации и обслуживаемых организаций (с указанием источника информации), а также о предупредительных мерах, принятых для уменьшения ущерба.
В тех случаях, когда для выяснения ущерба требуется время, в телеграмме указывается ориентировочное время, когда эти данные будут представлены.
УГМС обобщает полученные данные и передает их в адреса, установленные в соответствии с приложением 2.
6.13 При необходимости для оценки последствий воздействия ОЯ проводятся совместно с заинтересованными организациями обследования (маршрутные, авиационные) района распространения ОЯ.
6.14 При продолжительности ОЯ в течение нескольких суток донесения о его развитии и влиянии на производственную деятельность ежедневно представляются прогностическими органами в УГМС, которые эти сведения направляют по соответствующим адресам ежедневно к 9 ч московского времени.
6.15 Ежемесячно, не позднее 1-го числа УГМС представляют в Росгидромет (УРСА) телеграмму с итоговыми донесениями об ОЯ как раздел в докладе по итогам оперативно-производственной деятельности.
6.16 Ежегодно до 10 января УГМС представляют в Росгидромет, Гидрометцентр России и ВНИИГМИ-МЦД сведения о наблюдавшихся в течение прошедшего года ОЯ. В таблице установленной формы (приложение 3) приводятся характеристики наблюдавшихся ОЯ и данные о нанесенном ими ущербе.
Описание условий возникновения и развития ОЯ с приложением картографического материала, данных метеорологических КА и МРЛ приводится лишь в случае уникальности наблюдавшегося ОЯ, несхожести его с ранее отмечавшимися, и если эти данные могут иметь определенную научную ценность.
Описание уникальных явлений направляется до 1 апреля только в Гидрометцентр России.
6.17 В отчет об опасных природных гидрометеорологических явлениях за год следует включать все ОЯ, особо отметив ОЯ, приведшие к гибели людей.
При описании причиненного ущерба конкретным отраслям экономики необходимо включать следующие сведения:
а) сельскому хозяйству:
- повреждение или гибель зерновых культур и трав (сенокосов) на площади более 10000 га; технических, овощных, плодово-ягодных, субтропических культур на площади более 1000 га,
- значительные (не менее 10 дней) задержки в сроках проведения посевных и уборочных сельскохозяйственных работ,
- крайне неблагоприятные условия для пастбищного содержания скота и массовая его гибель,
- разрушение оросительных систем и затопление сельскохозяйственных культур на площади не менее 10000 га;
б) лесному хозяйству:
- лесные пожары на площади не менее 10000 га;
в) энергетике и связи:
- повреждение высоковольтных линий электропередачи (100 кВ и выше) и прекращение подачи электроэнергии на период более 6 ч,
- повреждение магистральных линий связи и прекращение телефонно-телеграфной связи на период более 6 ч;
г) железнодорожному и автомобильному транспорту:
- прекращение движения транспорта на период более 6 ч на железных и автомобильных дорогах республиканского и межгосударственного значения,
- разрушение дорожного полотна и мостовых переходов через реки на железных и автомобильных дорогах республиканского и межгосударственного значения;
д) речному транспорту и лесосплаву:
- прекращение судоходства на судоходных речных путях на период не менее 10 дней,
- аварии крупных речных судов,
- разрушение плотов леса объемом более 10000 м,
- прекращение сплава леса на период не менее 10 дней на реках со средней годовой пропускной способностью сплава древесины не менее 500 тыс. м,
- преждевременное окончание навигации и лесосплава на 10 дней и более против средних многолетних сроков (приведшее к невыполнению плана расстановки флота на судоремонт и замораживанию древесины в портах и запанях в количестве не менее 500 тыс. м);
е) коммунальному хозяйству, промышленности и строительству:
- подтопление городов и других крупных населенных пунктов, промышленных предприятий и хозяйственных объектов,
- перебои или перерывы на 24 ч и более в водо-, газо- или электроснабжении городов и крупных промышленных предприятий, в работе городского транспорта, связи, строительной техники и др.,
- массовые разрушения и повреждения домов, производственных сооружений, строительных, промышленных и портовых объектов;
ж) морской деятельности:
- аварии и происшествия на морском флоте и в рыбном хозяйстве, причинившие значительный ущерб морским операциям,
- разрушение сооружений на шельфе, повреждение береговых сооружений,
- значительные простои судов в основных промысловых районах (не менее 7 дней) и портах (не менее 3 дней),
- отклонения на 10 дней и более от средней многолетней даты начала и окончания навигации на морях и в устьях рек,
- подтопление городов и населенных пунктов, крупных промышленных предприятий на побережье и в устьях рек,
- массовая гибель рыбы и морских животных и др.
6.18 ОПО составляет "Сводный годовой обзор ОЯ" по форме, определенной УГМС, и представляет его в установленном порядке.
7 ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
РАЙОНОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЯ И ЧС
7.1 При возникновении ОЯ и/или ЧС НИЦ "Планета", Западно-Сибирский и Дальневосточный РЦПОДы и УГМС, исходя из имеющихся технических возможностей, обеспечивают материалами космических съемок ОПО и заинтересованные организации, министерства и ведомства (по их запросу).
7.2 Материалы космических съемок могут использоваться для обнаружения следующих ЧС и ОЯ:
- наводнений;
- лесных и тундровых пожаров;
- разливов нефти и пожаров на нефтяных промыслах;
- последствий схода снежных лавин и селевых потоков;
- районов землетрясений;
- загрязнения воздушного бассейна над крупными промышленными центрами;
- загрязнения вод суши и моря;
- зон выпадения сильных ливней;
- районов образования льда, непроходимого судами и ледоколами в период навигации на судовых трассах;
- районов штормовых нагонных ветров;
- результатов действий или последствий ЧС и ОЯ на земной или водной поверхности и перемещения (траекторий) циклонов.
7.3 НИЦ "Планета", исходя из технических возможностей и состояния бортовых измерительных комплексов и наземного комплекса приема и обработки данных, обеспечивает планирование и контроль исполнения заявок на съемку с КА серий "Метеор", "Электро", "Океан", "Ресурс" по районам ЧС и ОЯ со сбросом информации на основные приемные центры (Москва, Обнинск, Новосибирск, Хабаровск) и на автономные пункты приема спутниковой информации (АППИ) УГМС.
7.4 НИЦ "Планета", Западно-Сибирский и Дальневосточный РЦПОДы и УГМС обеспечивают оперативный прием и обработку информации с российских КА, а также зарубежных метеорологических спутников.
7.5 НИЦ "Планета" обеспечивает:
- планирование обслуживания в соответствии с заявкой, контроль исполнения заявок на включение бортовой научной аппаратуры КА серий "Метеор", "Океан" и формирование заявок на КА серии "Ресурс" с максимальной периодичностью, исходя из технических возможностей и состояния бортовых комплексов, а также наличия облачного покрова в районе ЧС;
- оперативное взаимодействие с организациями Росавиакосмоса и комплексами управления КА Минобороны России по корректировке программ съемок;
- координацию взаимодействия наземных служб НИЦ "Планета" с Западно-Сибирским и Дальневосточным РЦПОДами по вопросам приема, обработки и передачи данных по районам ЧС;
- оперативную доставку данных в Росгидромет и его ОПО по каналам связи или нарочным;
- оперативную передачу данных потребителям в электронном виде с использованием существующих каналов связи, в том числе спутниковых и сети Интернет.
Информация с метеорологических спутников может быть представлена потребителям спустя 30 мин после приема с КА, а с океанографических и природно-ресурсных - спустя 2 ч после приема с КА.
7.6 По дополнительной договоренности НИЦ "Планета" может проводить анализ передаваемых данных и их тематическую обработку, включая привязку изображений к картографической основе, наложение элементов гидрографической сети, населенных пунктов и т.п., привязку и подготовку тематических карт наблюдаемых явлений и др.
В зависимости от вида обработки указанные работы производятся в период времени от 1 ч до 1 суток.
7.7 В целях анализа материалов по районам возникновения ОЯ и ЧС НИЦ "Планета" по запросу осуществляет подбор спутниковых данных, хранящихся в архиве Центра.
7.8 Для обеспечения материалами космических съемок по районам возникновения ЧС и ОЯ ОПО Росгидромета направляют заявку в НИЦ "Планета", в которой указываются вид ЧС или ОЯ, географические координаты района ЧС или ОЯ, названия населенных пунктов, рек и других объектов, период выполнения съемки и виды необходимой информации.
7.9 Обеспечение космической информацией по районам возникновения ЧС осуществляется при финансировании этих работ в рамках оперативного ведомственного заказа Росгидромета либо при отдельном финансировании.
8 ДОВЕДЕНИЕ ЭКСТРЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПАСНЫХ
ПРИРОДНЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ ДО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
8.1 ОПО УГМС, а также НИУ Росгидромета, привлекаемые к оперативному обеспечению отраслей экономики, после составления штормового предупреждения или оповещения о возникновении ОЯ обязаны передать экстренную информацию об ОЯ главам администраций соответствующих территорий и обслуживаемым организациям.
Содержание переданной экстренной информации (текст сообщения о предупреждении и/или оповещении) фиксируется в специальном журнале с указанием времени составления и доведения информации и фамилии принявшего информацию.
8.2 Взаимодействие территориальных органов Росгидромета с региональными и территориальными органами МЧС России осуществляется на основе „Соглашения о взаимодействии МЧС России и Росгидромета в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (приказ МЧС России и Росгидромета от 2.08.99 г. N 416/79).
Примечание. Донесения о ходе работ по обеспечению аварийно-спасательных и восстановительных работ передаются в Росгидромет не реже 1 раза в сутки, не позднее 10 ч московского времени вплоть до их окончания.
8.3 Гидрометеорологические станции, расположенные в городах или районных центрах, после получения из вышестоящего ОПО экстренной информации об ОЯ или экстремально высоком загрязнении обязаны немедленно довести эту информацию до городской (районной) дежурной службы РСЧС в соответствии с разработанной схемой доведения предупреждений об ОЯ.
9 ОБЯЗАННОСТИ ГИДРОМЕТЦЕНТРА РОССИИ, ААНИИ, ИПГ,
МОСКОВСКОГО ГМБ
9.1 Гидрометцентр России
9.1.1 В случаях, когда на основании анализа диагностических и прогностических материалов и результатов применения расчетных методов ожидается возникновение ОЯ, дежурный прогнозист (синоптик, океанолог) Гидрометцентра России обязан:
- составить штормовое предупреждение о возникновении ОЯ и немедленно (по телефону) согласовать текст разработанного предупреждения с дежурным синоптиком ГМЦ УГМС, в зоне ответственности которого ожидается ОЯ;
- доложить текст согласованного штормового предупреждения в УРСА Росгидромета, а по окончании установленного рабочего дня - ответственному дежурному Росгидромета;
- передать экстренную информацию, содержащую штормовое предупреждение, согласно "Схеме доведения экстренной информации (штормового предупреждения и оповещения) об ОЯ", используя имеющиеся каналы и средства связи; в специальный журнал записать время передачи и фамилию принявшего информацию.
9.1.2 При получении из УГМС экстренной информации, содержащей штормовое предупреждение о возникновении ОЯ, дежурный прогнозист Гидрометцентра России обязан продублировать текст предупреждения, доложить его вышеназванным должностным лицам Росгидромета и передать по "Схеме доведения экстренной информации (штормового предупреждения и оповещения) об ОЯ".
9.1.3 По сведениям из УГМС о наблюдавшихся на территории России за прошедшие сутки ОЯ и на основании прогноза ОЯ на трое суток составляется справка "Погода по территории России за прошедшие сутки и прогноз на ближайшие дни".
После согласования с УРСА справка за подписью руководства Росгидромета направляется:
- президенту Российской Федерации;
- руководству Федерального собрания;
- правительству Российской Федерации;
- аппарату правительства;
- руководителям министерств и ведомств.
9.1.4 В тех случаях, когда на территории субъектов Российской Федерации в течение длительного времени (не менее 10 дней) складываются крайне неблагоприятные условия для производственной деятельности, развития, формирования и уборки урожая сельскохозяйственных культур, содержания животных на пастбищах, подготавливается доклад в Правительство Российской Федерации и соответствующие министерства.
После согласования с УРСА Росгидромета доклад должен быть передан руководству Росгидромета.
9.2 ААНИИ
9.2.1 В тех случаях, когда на основании анализа диагностических и прогностических материалов ААНИИ, информации арктических УГМС и ЦГМС, научно-оперативных групп в арктических морях, в морских устьях северных рек, а также в Антарктике ожидается резкое изменение метеорологических, ледовых и гелиогеофизических условий или длительное сохранение гидрометеорологических условий, которые могут привести к ЧС и неблагоприятно повлиять на проведение морских операций в Арктике и Антарктике (существенно изменить сроки и маршруты ледовых проводок судов, повлиять на безопасность плавания и осложнить обстановку до уровня ОЯ в районах выгрузки судов при северном завозе, проведении экспедиционных работ в Антарктике и т.п.), а также на проведение работ на континентальном шельфе арктических морей, ААНИИ обязан:
- доложить руководству Росгидромета и УРСА об ожидаемых изменениях или длительном сохранении неблагоприятных гидрометеорологических и гелиогеофизических условий, которые могут привести к возникновению ЧС природного и техногенного характера;
- по указанию руководства Росгидромета подготовить для представления в Правительство Российской Федерации, МЧС России и заинтересованные министерства и ведомства проект доклада о резком изменении метеорологических и ледовых условий (длительном сохранении неблагоприятных гидрометеорологических условий) с выводами о возможном их влиянии на производственную деятельность организаций и предприятий арктического региона.
9.2.2 В случае возникновения ЧС в арктических и антарктических районах и выполнения работ по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в указанных районах и на замерзающих морях ААНИИ проводит постоянный мониторинг гидрометеорологических условий и ледовой обстановки в районах проведения ликвидационных работ совместно с НИЦ "Планета", Гидрометцентром России, арктическими УГМС и ЦГМС.
По результатам мониторинга составляется доклад руководству Росгидромета о складывающихся и прогнозируемых гидрометеорологических условиях и ледовой обстановке.
ААНИИ также осуществляет координацию действий организаций Росгидромета по гидрометеорологическому обеспечению подразделений МЧС России и других заинтересованных ведомств при проведении ликвидационных работ в случаях аварийных выбросов загрязняющих веществ и обнаружении экстремально высокого загрязнения окружающей среды в арктических и антарктических районах (совместно с РЦ "Мониторинг Арктики").
9.3 ИПГ
9.3.1 В случаях, когда на основании солнечной, геомагнитной и ионосферной информации с наземных станций и обсерваторий и по наблюдениям на КА, а также данных о потоках заряженных частиц ожидается или регистрируется опасное природное гелиогеофизическое явление или резкое ухудшение радиационной обстановки, ИПГ обязан:
- представить руководству Росгидромета и ТУ, а по окончании установленного рабочего дня - ответственному дежурному Росгидромета экстренную информацию о возникновении опасного природного гелиогеофизического явления или резком изменении радиационной обстановки и их влиянии на радиационную безопасность в ОКП.
- осуществлять в учащенном режиме обеспечение экстренной информацией Службы радиационной безопасности Минздрава России в соответствии с согласованным с Минздравом России порядком.
- по окончании ОЯ или при резком изменении радиационной обстановки подготовить доклад об интенсивности, продолжительности и влиянии их на радиационную безопасность в ОКП и представить его руководству Росгидромета во время утренних оперативных докладов.
- при наблюдении полного замирания сигналов в коротковолновом диапазоне подготовить и передать специальное оповещение основным потребителям, а также информировать ТУ Росгидромета.
9.4 Московское ГМБ
9.4.1 На основании анализа диагностических и прогностических материалов, результатов применения расчетных методов, а также по радиолокационным данным дежурный синоптик ГМБ, если ожидается возникновение ОЯ в Москве и на территории Московской области, обязан:
- составить штормовое предупреждение об ожидаемом ОЯ и доложить текст предупреждения начальникам ГМБ, УРСА Росгидромета, а после окончания рабочего дня - ответственному дежурному Росгидромета;
- передать экстренную информацию, содержащую текст штормового предупреждения, согласно "Схеме доведения экстренной информации (штормового предупреждения и оповещения) об ОЯ", используя имеющиеся средства связи; в специальный журнал записать время передачи и фамилию принявшего информацию.
9.4.2 Для оценки последствий воздействия ОЯ руководство ГМБ организует совместно с МосЦГМС обследование районов распространения ОЯ. Результаты обследования представляются в УРСА Росгидромета.
10 ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕЖУРНОГО РОСГИДРОМЕТА
10.1 По окончании установленного рабочего дня ответственный дежурный Росгидромета является главным ответственным лицом по приему и передаче экстренной информации.
10.2 При получении из Гидрометцентра России, УГМС, других учреждений Росгидромета экстренной информации, содержащей штормовое предупреждение о возникновении опасного природного (гидрометеорологического, гелиогеофизического) явления или высоком уровне загрязнения окружающей природной среды, ответственный дежурный обязан доложить об этом по телефону соответствующему начальнику управления центрального аппарата (УРСА, УСНК, УМЗ, ТУ) и по его указанию доложить руководителю Росгидромета и передать ответственным дежурным в Правительство Российской Федерации и МЧС России.
10.3 При необходимости уточнения районов распространения и интенсивности ОЯ или уровня загрязнения ответственный дежурный обязан связаться с УГМС или непосредственно с областным, республиканским, краевым ЦГМС, ГМО, ГМБ и получить дополнительную информацию.
10.4 Ответственный дежурный обязан осуществлять контроль передачи экстренной информации о возникновении ОЯ или высоких уровнях загрязнения в МЧС России и другие министерства (ведомства) в соответствии с утвержденными схемами.
10.5 Перед началом рабочего дня ответственный дежурный обязан доложить руководителю Росгидромета (в его отсутствие - лицу, его замещающему) следующее:
- экстренную информацию об ОЯ или высоких уровнях загрязнения окружающей природной среды, полученную в течение ночи, выходных или праздничных дней,
- о принятых мерах по доведению полученной информации до заинтересованных органов, организаций и учреждений.
Приложение 1
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Название ОЯ |
Характеристика, критерий ОЯ | |||
Метеорологические явления | ||||
Сильный ветер (в том числе шквал) |
Скорость ветра (включая порывы) не менее 25 м/с, на побережьях морей и в горных районах не менее 35 м/с | |||
Смерч |
Сильный вихрь в виде столба или воронки, направленный от облака к поверхности земли (воды) | |||
Очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом) |
Количество осадков не менее 50 мм за период не более 12 ч | |||
Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь) |
Количество осадков не менее 30 мм за период не более 1 ч | |||
Очень сильный снег |
Количество осадков не менее 20 мм за период не более 12 ч | |||
Продолжительные сильные дожди |
Количество осадков не менее 100 мм за период более 12 ч, но менее 48 ч | |||
Крупный град |
Град диаметром не менее 20 мм | |||
Сильная метель* |
Общая или низовая метель при средней скорости ветра не менее 15 м/с и видимости менее 500 м | |||
Сильная пыльная (песчаная) буря* |
Пыльная (песчаная) буря при средней скорости ветра не менее 15 м/с и видимости не более 500 м | |||
Сильное гололедно-изморозевое отложение на проводах |
Диаметр отложения на проводах гололедного станка не менее 20 мм для гололеда, не менее 35 мм для сложного отложения или мокрого снега, не менее 50 мм для зернистой или кристаллической изморози | |||
Сильный туман* |
Видимость при тумане не более 50 м | |||
Сильный мороз |
В период ноябрь-март ожидаемое значение минимальной температуры воздуха достигает критериев, установленных УГМС | |||
Сильная жара |
В период май-август ожидаемое значение максимальной температуры воздуха достигает критериев, установленных УГМС | |||
Чрезвычайная пожарная опасность |
Показатель пожарной опасности относится к 5-му классу (10000 °С по формуле Нестерова) | |||
Сход снежных лавин |
Сход крупных лавин, наносящий значительный ущерб хозяйственным объектам или создающий опасность населенным пунктам | |||
Агрометеорологические явления | ||||
Заморозки** |
Понижение температуры воздуха или поверхности почвы до значений ниже 0 °С на фоне положительных средних суточных температур в период активной вегетации сельскохозяйственных культур, приводящее к их повреждению | |||
Переувлажнение почвы |
В вегетационный период года почва на глубине 10-12 см при визуальной оценке увлажненности характеризуется липким и текучим состоянием не менее 20 дней подряд. В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) допускается переход почвы в мягкопластичное состояние | |||
Суховей |
Сохранение в течение 3 дней подряд и более хотя бы в один из сроков каждого дня относительной влажности не более 30% при скорости ветра более 7 м/с и температуре выше 25 °С в период цветения, налива, созревания зерновых культур | |||
Засуха атмосферная |
В вегетационный период года отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25 °С (в южных районах - выше 30 °С). В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов | |||
Засуха почвенная |
В вегетационный период года за период не менее 30 дней подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0-20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое почвы 0-100 см были менее 50 мм | |||
Гидрологические явления | ||||
Половодье |
Ежегодный подъем уровня воды в реках, вызываемый таянием снега и льда до отметок обеспеченностью наивысших уровней менее 10% *** | |||
Зажор |
Скопление масс шуги и внутриводного льда в период осеннего ледохода и в начале ледостава, создающее стеснение русла на отдельном участке реки и вызывающее подъем уровня воды до отметок обеспеченностью наивысших уровней менее 10%*** | |||
Затор |
Скопление льда во время ледохода, создающее стеснение русла на отдельном участке реки и вызывающее подъем уровня воды до отметок обеспеченностью наивысших уровней воды менее 10 %*** | |||
Паводок |
Быстрый подъем уровня воды, возникающий нерегулярно от сильных дождей и кратковременного снеготаяния до отметок обеспеченностью наивысших уровней менее 10%*** | |||
Сель |
Паводок на горных реках с очень большим (до 75%) содержанием минеральных частиц и обломков горных пород**** | |||
Низкая межень |
Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на | |||
Раннее ледообразование |
Появление льда и образование ледостава (даты) на судоходных реках, озерах и водохранилищах в конкретных пунктах в ранние сроки повторяемостью не чаще 1 раза в 10 лет*** | |||
Морские гидрометеорологические явления | ||||
Цунами |
Опасная волна, вызванная подводным землетрясением, приводящая к затоплению прибрежных населенных пунктов, береговых сооружений и народнохозяйственных объектов | |||
Сильный ветер |
Скорость ветра на акватории океанов, арктических и дальневосточных морей (включая порывы) не менее 30 м/с, на акватории других морей - не менее 25 м/с***** | |||
Сильное волнение |
Высота волн в прибрежных районах не менее 4 м, в открытом море не менее 6 м, в открытом океане не менее 8 м | |||
Обледенение судов |
Быстрое и очень быстрое обледенение судов (не менее 0,7 см/ч) | |||
Сгонно-нагонные явления |
Уровни воды ниже опасных отметок, при которых прекращается судоходство, гибнет рыба, повреждаются суда, или выше опасных отметок, при которых затопляются населенные пункты, береговые сооружения и объекты | |||
Сильный тягун в морских портах |
Резонансные волновые колебания воды в портах, вызывающие циклические горизонтальные движения судов, стоящих у причала | |||
Раннее появление |
Появление ледяного покрова или припая в ранние сроки повторяемостью не чаще 1 раза в 10 лет | |||
Интенсивный дрейф |
Дрейф ледяных полей (льдин размером не менее 500 м) со скоростью не менее 1 км/ч | |||
Сжатие льда |
Сжатие интенсивностью 3 балла | |||
Сильный туман на море |
Туман с видимостью менее 100 м | |||
Появление льда, непроходимого судами и ледоколами в период навигации на судовых трассах и в районах промысла |
- | |||
Отрыв прибрежных льдов в местах выхода людей на лед |
- | |||
Навалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения |
- | |||
________________ |
Приложение 2
СТРУКТУРА ФОРМАЛИЗОВАННОГО СООБЩЕНИЯ
ОБ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ
1 |
Категория передаваемой экстренной информации |
Указывается в начале сообщения: | ||||||
2 |
Адресат |
Москва Росгимет |
| |||||
|
|
|
(фамилия руководителя)* | |||||
|
|
Москва Росгимет УРСА-ОГМО |
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
(фамилия начальника)** | ||||||
|
|
Москва Росгимет УРСА-ААМО |
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
(фамилия начальника)*** | ||||||
|
|
Москва Росгимет УСНК |
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
(фамилия начальника)**** | ||||||
|
|
Обнинск ВНИИГМИ-МЦД |
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
(фамилия директора) |
| |||||
________________ | ||||||||
3 |
Порядковый номер |
Присваивается в общем порядке составления начиная с 1 января текущего года | ||||||
4 |
Время |
Указывается время (ВСВ) начала и окончания штормового предупреждения об ОЯ и/или период его действия (в часах или частях суток) | ||||||
5 |
Территория |
Указываются единицы административного деления (республика, край, область, район, пункт) и, при необходимости, географические объекты: акватория реки, озера, горные хребты и т.д. | ||||||
6 |
Опасное явление |
Указываются прогнозируемые метеорологические, агрометеорологические, гидрологические, морские ОЯ, качественные и/или количественные их характеристики (с детализацией по времени и территории) | ||||||
7 |
Последствия ОЯ |
В донесении указываются характер и объем причиненного ОЯ ущерба (по оценке местных органов или постоянно действующей комиссии по ЧС), принятые меры для уменьшения или предотвращения ущерба |
Приложение 3
СВЕДЕНИЯ ОБ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ
ЯВЛЕНИЯХ В 20__ г.
N |
Дата, период |
Территория, пункт |
Краткая характеристика |
Заблаговременность штормового предупреждения |
Нанесенный ущерб |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Текст документа сверен по:
/Федеральная служба России по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (Росгидромет). -
СПб, Гидрометеоиздат, 2000 год