- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
СТРАТЕГИЯ
защиты окружающей среды Арктики
Предисловие
В сентябре 1989 года по инициативе правительства Финляндии в Рованиеми, Финляндия, собрались должностные лица восьми арктических стран для того, чтобы обсудить совместные меры, направленные на защиту окружающей среды Арктики. Они договорились провести подготовительную работу к совещанию министров арктических стран, отвечающих за решение проблем окружающей среды Арктики. После совещания в сентябре 1989 года были проведены подготовительные совещания в Иеллоунайфе, Канада, апрель 1990 года, Кируне, Швеция, январь 1991 года, и в Рованиеми, Финляндия, июнь 1991 года.
В дополнение к многочисленным техническим и научным докладам, подготовленным в соответствии с этой инициативой, была разработана Стратегия защиты окружающей среды Арктики. Эта Стратегия стала своего рода кульминацией совместных усилий восьми арктических стран:
Дании
Исландии
Канады
Норвегии
Соединенных Штатов Америки
Союза Советских Социалистических Республик
Финляндии
Швеции.
В подготовке этой Стратегии восьми арктическим странам содействовали следующие наблюдатели:
Ассоциация инуитов Северного Полярного круга
Северный совет Саами
Ассоциация малых народов Севера СССР
Федеративная Республика Германия
Польша
Соединенное Королевство
Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде
Международный арктический научный комитет
1. Введение
На национальном и международном уровнях во все большей степени растет осознание важности экосистем Арктики, а также расширяются знания о глобальном загрязнении и создаваемых им угрозах окружающей среде. Арктика в высшей степени чувствительна к загрязнению; значительная часть ее населения и его культуры непосредственно зависит от состояния растительного и животного мира региона. Низкая солнечная радиация, ледяной покров, препятствующий проникновению энергии, низкие средние и экстремальные температуры, бедное видовое разнообразие и низкая биологическая продуктивность, долгоживующие организмы с высоким содержанием липидов - все это повышает чувствительность арктической экосистемы и делает ее легко уязвимой. Такая уязвимость Арктики для загрязнения требует незамедлительных действий - иначе деградация может стать необратимой.
Правительства арктических государств все яснее стали осознавать необходимость борьбы с этими угрозами экосистеме Арктики и свою ответственность в этой области. По инициативе Финляндии восемь арктических стран - СССР, США, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия, Дания и Канада - провели совещание, с тем чтобы выработать Стратегию защиты окружающей среды Арктики. Арктические страны сознают, что в наши дни проблемы загрязнения не знают национальных границ и что ни одно государство в одиночку не в состоянии принять эффективные меры против угроз окружающей среде Арктики. К этому их побудили также международный призыв к действию, с которым выступила Всемирная комиссия по вопросам окружающей среды и развития, а также интересы коренных народов, проживающих в арктическом регионе. Арктические государства при участии коренных народов Арктики подготовили настоящую Стратегию защиты окружающей среды. Эта Стратегия основывается на инициативах, которые уже предприняли отдельные страны и коренные народы для защиты окружающей среды Арктики.
Признано, что эта Стратегия и ее осуществление должны включать знания и культуру коренных народов. Известно, что культуры и само существование коренных народов основывались на бережном отношении к природе и рациональном использовании ее ресурсов. Использование природных ресурсов - важное направление деятельности арктических государств. Поэтому Стратегия должна предусматривать такое устойчивое экономическое развитие на Севере, которое не оказывало бы недопустимого воздействия на окружающую среду или культуру. Стратегия должна также опираться на наиболее обоснованные научно-технические рекомендации, которые могут разработать и которыми могут поделиться различные страны.
На арктические экосистемы также воздействуют, а в некоторых случаях угрожают, факторы, порожденные за пределами Арктики. В свою очередь Арктики оказывает существенное влияние на глобальную окружающую среду. Поэтому осуществление Стратегии защиты окружающей среды Арктики благотворно скажется не только на арктических странах, но и на всей планете в целом. Стратегия призвана также регулировать развитие таким образом, чтобы сохранить окружающую среды Арктики для будущих поколений и не нарушать природных процессов.
Арктические страны привержены идее международного сотрудничества в области защиты окружающей среды Арктики и ее устойчивого и справедливого развития и, тем самым, защиты культуры коренных народов. Лишь бережно относясь к природе, арктические страны и арктические народы могут предотвратить ущерб окружающей среде и ее деградации. Таковы задачи, которые необходимо решить с тем, чтобы обеспечить наше общее будущее.
Сама Стратегия содержит ряд составных частей, начиная с констатации целей. Эти цели определяют широкое направление, в котором восемь арктических стран намереваются продвигаться вперед. Цели сопровождаются констатацией принципов, которые служат в качестве ориентиров для индивидуальных и совместных действий арктических стран по мере их продвижения к упомянутым целям. В Стратегии также определяются проблемы и первоочередные задачи, которые, по общему согласию восьми арктических стран, требуют решения в настоящее время.
Кроме того, в ней рассматриваются средства - правовые, научные и административные - с целью определить соответствующие механизмы для осуществления Стратегии. Это прежде всего относится к тому разделу Стратегии, в котором определяются конкретные шаги, которые восемь стран будут предпринимать совместно или индивидуально для решения первоочередных задач и проблем загрязнения. Выполнение стратегии будет осуществляться в соответствии с международным правом, включая нормы международного обычного права, отраженные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Наконец, в Стратегии обозначаются перспективные планы сотрудничества по осуществлению этой Стратегии.
Декларация о защите окружающей среды Арктики
Мы, представители правительств Дании, Исландии, Канады, Норвегии, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Финляндии и Швеции,
собравшись в Рованиеми, Финляндия, на первую Конференцию по защите окружающей среды Арктики на уровне министров,
будучи глубоко обеспокоены угрозами окружающей среде Арктики и воздействием загрязнения на хрупкие арктические экосистемы,
признавая растущее осознание на национальном и международном уровнях важности арктических экосистем и расширение знаний о глобальном загрязнении и вызываемых им угрозах окружающей среде,
выражая решимость совместно добиваться на других международных форумах по окружающей среде решения тех вопросов, затрагивающих окружающую среду Арктики, которые требуют широко международного сотрудничества,
подчеркивая свою ответственность за защиту и сохранение окружающей среды Арктики и признавая особую взаимосвязь коренных народов и местного населения с Арктикой и их уникальный вклад в дело защиты окружающей среды Арктики,
настоящим принимаем Стратегию защиты окружающей среды Арктики и берем обязательство предпринять шаги в целях ее осуществления и рассмотреть вопрос о ее дальнейшем развитии.
Принимаем обязательства по Совместному плану действий, содержащемуся в Стратегии защиты окружающей среды Арктики, который включает:
- сотрудничество в области научных исследований по уточнению источников, путей переноса, выпадений и влияния загрязнения, в частности загрязнения нефтью, закисления, загрязнения стойкими органическими загрязнителями, радионуклидами, шумами и тяжелыми металлами, а также обмена этими данными;
- оценку потенциального воздействия на окружающую среду деятельности в области развития;
- полное осуществление мер и рассмотрение вопроса о дальнейших мерах по контролю за загрязняющими веществами и ослаблению их отрицательного влияния на окружающую среду Арктики.
Выражаем намерение проводить на постоянной основе оценку угроз окружающей среде Арктики путем подготовки и обновления докладов о состоянии окружающей среды Арктики с целью разработки предложений о дальнейших совместных действиях.
Принимаем также обязательство осуществлять в рамках Стратегии следующие меры:
- Программа арктического мониторинга и оценки (АМАП) для контроля уровней влияния антропогенных загрязнителей во всех компонентах окружающей среды Арктики. С этой целью будет создана специальная группа по арктическому мониторингу и оценке. Норвегия обеспечит секретариат для АМАП;
- защита морской среды Арктики, принятие предупредительных и других мер непосредственно или через компетентные международные организации в отношении загрязнения морской среды Арктики вне зависимости от источников загрязнения;
- предотвращение чрезвычайных ситуаций, готовность к ним и реагирование на них в Арктике, установление рамок будущего сотрудничества в деле реагирования на угрозу чрезвычайных экологических ситуаций;
- сохранение арктической флоры и фауны, содействие обмену информацией и координации исследований видов и мест обитания флоры и фауны.
Договариваемся проводить регулярные встречи для оценки достигнутого прогресса и координации действий, с помощью которых будет осуществляться и далее совершенствоваться Стратегия защиты окружающей среды Арктики.
Договариваемся продолжать развитие сотрудничества с коренными народами Арктики и приглашать представителей их организаций на будущие встречи в качестве наблюдателей.
Договариваемся провести встречу в 1993 году и принимаем любезное приглашение правительства Дании и местного правительства Гренландии провести эту встречу в Гренландии.
Исходя из вышеизложенного, мы, нижеподписавшиеся представители соответствующих правительств, признавая ее политическую важность и значение для охраны окружающей среды и выражая намерение содействовать осуществлению ее поколений, подписали настоящую Декларацию.
За Правительство Дании За Правительство Исландии
Бертель Хордер Эйдур Гуднасон
Министр образования и Министр окружающей среды
научных исследований
За Правительство Канады За Правительство Норвегии
Томас Сиддон Йенс Сольтенбер
Министр по делам индейцев Заместитель министра окружающей
и развитию Севера среды
За Соединенные Штаты За Союз Советских Социалистических
Америки Республик
Джон Гифен Уайнман Ю.Д.Маслюков
Посол Заместитель Премьер-министра СССР,
председатель Комиссии по делам
Арктики и Антарктики
За Правительство Финляндии За Правительство Швеции
Сирпа Пиетикайнен Биргитта Даль
Министр окружающей среды Министр окружающей среды
Совершено в Рованиеми, 14 июня 1991 года
2. Цели и принципы
2.1. Цели
Целями Стратегии защиты окружающей среды Арктики являются:
i) Защита арктических экосистем, включая человека.
ii) Обеспечение охраны, улучшения и восстановления качества окружающей среды и рациональной эксплуатации природных ресурсов, включая их использование местным населением и коренными народами Арктики.
iii) Уделение должного внимания традиционным и культурным потребностям, ценностям и обычаям коренных народов, как они их сами определили, и стремление максимально увязать их с защитой окружающей среды Арктики.
iv) Обеспечение регулярного обзора состояния окружающей среды Арктики.
v) Выявление, уменьшение и, в качестве конечной цели, ликвидация загрязнения.
2.2. Принципы
В основе Стратегии защиты окружающей среды Арктики и ее осуществления восемью арктическими странами будут лежать следующие руководящие принципы:
i) Управление, планирование и деятельность по развитию должны предусматривать сохранение, рациональное использование и защиту экосистем и природных ресурсов Арктики на благо и в интересах нынешних и будущих поколений, включая коренные народы.
ii) В основу использования природных ресурсов и управления ими должен быть положен подход, учитывающий ценности и взаимозависимость компонентов экосистем.
iii) Управление, планирование и виды деятельности по развитию, которые могут значительно затронуть экосистемы Арктики, должны:
а) основываться на обоснованных оценках возможного воздействия на окружающую среду Арктики, включая кумулятивное воздействие;
b) обеспечивать сохранение экологических систем и биологического разнообразия региона;
с) учитывать значение Арктики для глобального климата и ее воздействие на него;
d) быть совместимыми с рациональным использованием арктических экосистем;
е) учитывать результаты научных исследований и традиционные знания коренных народов.
vi) Для поддержки планирования будут осуществляться накопление и обмен информацией и знаниями об арктических экосистемах и использовании ресурсов, и они должны предшествовать деятельности по развитию, сопровождать ее и продолжаться после нее.
vii) При планировании и развитии должны учитываться медико-санитарные, социальные, экономические и культурные потребности и ценности коренных народов.
viii) Следует стимулировать и поощрять создание сети охраняемых территорий, уделяя должное внимание потребностям коренных народов.
ix) Следует поддерживать и поощрять международное сотрудничество, направленное на защиту окружающей среды Арктики.
x) Следует поощрять и развивать взаимное сотрудничество по выполнению национальных и международных обязательств в Арктике, соответствующих настоящей Стратегии, включая использование, передачу и/или продажу наиболее эффективных и соответствующих технологий для защиты окружающей среды.
3. Проблемы и первоочередные задачи
На первой встрече восьми арктических стран в 1989 году было изначально признано, что многие природоохранные проблемы, с которыми сталкивается каждая их стран в отдельности, по сути дела являются общими для всей "восьмерки". В качестве первого шага были определены шесть конкретных проблем в области загрязнения, требующих к себе внимания. Эти проблемы связаны с загрязнением стойкими органическими соединениями, нефтью, тяжелыми металлами, шумовым и радиоактивным загрязнением, закислением.
По каждой из этих тем были подготовлены и отдельно опубликованы доклады о состоянии окружающей среды. Была также достигнута договоренность, согласно которой по мере необходимости эти доклады будут обновляться.
Было признано, что возможность полностью понять эти проблемы ограничивается отсутствием всеобъемлющей научной базы данных и скоординированной программы мониторинга состояния арктических экосистем. Кроме того, потенциальное воздействие этих конкретных загрязнителей на арктическую флору и фауну обусловило необходимость рассмотреть вопрос о создании механизма, содействующего совместному подходу к их сохранению. Другие природоохранные проблемы, в том числе разрушение озонового слоя и глобальное потепление, не рассматривались, так как они уже являются предметом обсуждения на других форумах. Было также установлено, что, поскольку окружающая среда Арктики особенно уязвима для аварийных выбросов и бесконтрольных сбросов загрязнителей, существует необходимость в прочных механизмах для борьбы с чрезвычайными экологическими ситуациями в Арктике.
3.1. Стойкие органические загрязнители
Использование и производство стойких органических соединений (например, полихлорированных бифенилов (ПХБ), ДДТ, гексахлорциклогексана (ГХЦГ), хлордана и токсафена) в некоторых странах было прекращено или ограничено, однако в мире в целом многие из них по-прежнему широко производятся и используются. Они являются опасными загрязнителями окружающей среды в силу своей высокой стойкости и устойчивости в окружающей среде, способности долго сохранять высокую токсичность, накапливаться в живых тканях, а также в силу их поступления в окружающую среду в больших количествах.
Хотя в самой Арктике нет крупных источников загрязнения такими соединениями, они все-таки поступают в окружающую среду Арктики в результате дальнего переноса реками, атмосферными потоками и океанскими течениями из промышленно развитых центров, особенно Азии, Европы и Северной Америки. В силу исключительной липофильности большинства хлорорганических соединений они накапливаются в жировых тканях видов, входящих в пищевую цепь Арктики. Поэтому самые высокие концентрации загрязнителей обнаруживаются в подкожном жире и жировых тканях животных верхних уровней пищевой цепи (например, у белых медведей, китов и тюленей). Это вызывает особую тревогу в Арктике, поскольку местные жители употребляют в пищу большое количество продуктов дикой природы, богатых липидами, в результате чего эти загрязнители попадают в организм человека.
Во всем мире отмечено присутствие хлорорганических загрязнителей в популяциях человека. Концентрации ПХБ, обнаруженные в пробах грудного молока инуиток в северном Квебеке, примерно в пять раз превышали их концентрации в молоке белых женщин, живущих в южном Квебеке.
Непостоянная и в целом разрозненная база данных о хлорорганических загрязнителях в Арктике не позволяет в большинстве случаев установить какие-либо пространственные или временные закономерности. Согласно канадским исследованиям, остаточные уровни хлордана в жире белых медведей в 1984 году были в четыре раза выше, чем в 1969 году, тогда как уровни ДДТ не изменились, а показатели по другим хлорсодержащим загрязнителям увеличились в два раза.
Концентрации хлорорганических загрязнителей в экосистеме Арктики в целом ниже, чем в таких сильно загрязненных районах, как Великие озера или Байкальское море. Однако существуют некоторые исключения: более летучие соединения (например, ГХБ, токсафен) нередко обнаруживаются в Арктике в концентрациях, аналогичных таковым в районах источников.
О потенциальном воздействии хлорорганических загрязнителей на экосистемы известно мало. Однако есть свидетельства того, что в Арктику попадает широкий спектр загрязнителей, и имеются достаточно токсикологических данных, а также результатов полевых исследований, чтобы сделать обоснованные экстраполяции относительно последствий для экосистем Арктики. Наиболее важное значение имеет наблюдаемое в других регионах длительное воздействие хлорорганических загрязнителей (например, неспособность к воспроизводству, аномалии клювов и конечностей, рак). Более низкие концентрации, обнаруженные в Арктике, не уменьшают потенциальной силы их воздействия на естественное состояние экосистем.
3.2. Загрязнение нефтью
Арктика принадлежит к числу регионов, наиболее подверженных негативному воздействию, вызываемому длительным и сильным загрязнением нефтью. Это объясняется такими физико-экологическими условиями, как низкие температуры, продолжительность полярной ночи, ледовый покров и т.д. Низкие температуры сдерживают испарение более летучих, токсичных фракций нефти. Темные и холодные зимы в Арктике затормаживают ультрафиолетовое и биологическое разложение нефти. В районах дрейфующих льдов рассеивание нефти, вызываемое волнами, также сокращается. Нефть на покрытых льдом площадях скапливается между плавучими льдами или под ледовым покровом и только частично на ледовой поверхности. Все эти факторы приводят в целом к замедлению процессе разложения нефти в Арктике, по сравнению с регионами умеренных широт. Таким образом, период, в течение которого разлив нефти может оказать пагубное воздействие на животный мир, в Арктике сравнительно более продолжительный.
Зона на границе льдов особенно уязвима для загрязнения нефтью. Значительная часть первичной продукции в Арктике приходится именно на эту зону, что делает ее исключительно важной для всей арктической экосистемы. Хотя не имеется свидетельств того, что разливы нефти значительно сокращают первичную продуктивность, их непосредственное воздействие на морские живые организмы может быть катастрофическим, особенно в зонах на границе льдов.
Пропитанные нефтью перья и мех быстро теряют свои изолирующие свойства, и нефть нередко вызывает воспаление кожи. Все это приводит к нарушению энергетического баланса пострадавшего животного. Попавшая в желудок нефть, в частности невыветрившаяся нефть с высоким содержанием летучих веществ, может вызвать у птиц и млекопитающих серьезное отравление. Ни одно из исследований не указывает на то, что какой-либо из этих видов может избежать опасности нефтяных разливов.
Объем имеющейся информации о разливах нефти в Арктике, и вероятно, точность ориентировочных количественных оценок существенно варьируется. Информации о постоянных сбросах недостаточно, а данных об опосредственном поступлении нефти (атмосфера, морские течения, реки) не имеется. По ориентировочным подсчетам, загрязнение Арктики нефтью в наибольшей степени происходит за счет переноса нефти по рекам (приблизительно 200 000 метрических тонн в год).
Опасность разливов нефти связана главным образом с ее транспортировкой и добычей и в меньшей степени с разведкой. Вероятность разливов нефти будет зависеть от объемом деятельности в Арктике, технических стандартов деятельности и принятых превентивных мер.
Объясняемые условиями Арктики физические трудности предполагают особые технически сложные меры по борьбе с разливами нефти. В настоящее время перечень эффективных методов и технологий для очистки акваторий и ледяного покрова от нефти ограничен.
Имеющейся информации о загрязнении Арктики нефтью недостаточно. Требуется больше информации, полученной на основе стандартизированной методологии, для того, чтобы иметь сопоставимые данные по всему региону, особенно о загрязнении, поступающем по рекам, и о концентрациях в поверхностных слоях морских вод.
3.3. Тяжелые металлы
Концентрации тяжелых металлов были обнаружены в воздухе, осадках, океанских водах, почвах, реках, озерах, донных отложениях, а также в морской, пресноводной и земной биотах Арктики. Они образуются в результате действия природных явлений, а также поступления из региональных источников и глобального переноса.
Концентрации тяжелых металлов в атмосфере и осадках в Арктике являются главным образом следствием дальнего атмосферного переноса из промышленных центров, в результате чего происходит отложение тяжелых металлов на растительности, снежном покрове и в море, которое в целом снижается в направлении с юга на север. В меньшей степени повышенные концентрации тяжелых металлов обусловлены выбросами горнодобывающих предприятий, метилированием неорганических соединений ртути и затоплением больших территорий, покрытых растительностью (строительство гидроэлектростанций). Канадские и финские исследования свидетельствуют о том, что концентрации метилированной ртути в рыбе значительно увеличиваются после создания новых водохранилищ в зависимости от количества присутствующего органического материала.
Временные тенденции загрязнения Арктики тяжелыми металлами путем дальнего переноса, в частности загрязнение ртутью, кадмием и свинцом, мышьяком и никелем, определялись по анализам кернов льда, отобранных из ледников. С середины XIX века наблюдается повышательная тенденция, а в XX веке отмечено резкое возрастание. В недавних исследованиях растительности имеются вероятностные указания на то, что в настоящее время может происходить снижение загрязнения.
Концентрация тяжелых металлов в озерах и реках в целом выше, чем в арктических морских водах. Снижение рН, вызываемое кислотными выпадениями, ускоряет темпы растворения тяжелых металлов, что может ускорять темпы накопления в биоте.
В арктической морской среде концентрации тяжелых металлов в воде ниже, чем в более южных широтах. Однако концентрации в биоте увеличиваются по пищевым цепям, и у хищников высшего уровня, таких, как тюлени и киты, концентрации, особенно кадмия, возрастают до уровней, во много раз превышающих те, которые наблюдаются в других регионах. Например, согласно некоторым канадским исследованиям уровень содержания кадмия в почках нарвала является одним из самых высоких показателей, отмечавшихся когда-либо у морских млекопитающих. Это накопление, вероятно, происходит в связи с естественными явлениями, но подобные случаи делают увеличение концентрации тяжелых металлов в арктической морской среде в результате загрязнения из промышленных источников более проблематичными, чем где-либо.
Высокие концентрации тяжелых металлов у морских млекопитающих и некоторых видов птиц представляют проблему в районах, где мясо таких животных является основной частью рациона. Так, у обитателей Гренландии, проживающих в районах охотничьих промыслов, были обнаружены повышенные концентрации ртути. Повышенные концентрации ртути были также обнаружены у коренного населения северного Квебека, Канада.
3.4. Шумовое загрязнение
Воды арктического региона представляют собой уникальную шумовую среду, создаваемую главным образом наличием ледяного покрова. Фоновый шум во многом определяется динамическими процессами, источниками которых является формирование, таяние, деформация и дрейф льдов. В водах, свободных от льда, наблюдается иная картина. В периоды, когда не происходит растрескивание льда и нет шума ветра, в районах, покрытых припаем, сохраняется самая тихая подводная среда.
Деятельность человека создает шум таких типов и уровней, которые могут беспокоить морских млекопитающих или перекрывать "естественные" звуки, которые играют важную роль в жизни таких млекопитающих. Некоторые типы шумов могут оказывать воздействие как на рыбу, так и на морских млекопитающих. В наших знаниях о влиянии подводного шума на морских млекопитающих имеется ряд серьезных пробелов, включая неумение оценивать эффект многократного воздействия шума на стада животных.
Имеются значительные свидетельства того, что большинство видов внешнего воздействия не имеет летальных последствий. Однако некоторые создающие шум виды деятельности, в том числе полеты воздушных судов над лежбищами тюленей и моржей на малых высотах, могут приводить к гибели животных в результате давки при бегстве или гибели животных, оставленных после бегства стада.
Многие морские млекопитающие, похоже, могут приспосабливаться ко многим видам внешнего воздействия или повышенным уровням шума или, по крайней мере, переносить их. Однако ограниченность прямых данных о серьезных последствиях внешнего воздействия отнюдь не означает, что морские млекопитающие не подвергаются стрессу или какому-либо иному негативному воздействию. Шум антропогенного происхождения может вызывать кратковременные и долговременные поведенческие реакции у различных видов морских млекопитающих или временное изменение ими мест обитания. Биологическое значение большинства таких реакций не известно.
Подвижные источники звука, в частности морские и воздушные суда, по всей видимости, оказывают более сильное раздражающее воздействий, чем стационарные источники шума, такие, как, например, землечерпательные снаряды или буровые суда. Эффект воздействия шумов на рыб и животных изучен плохо.
3.5. Радиоактивное загрязнение
Двумя основными причинами радиоактивного заражения арктического региона явились испытания ядерного оружия в атмосфере а 50-х и 60-х годах и авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Наибольшую обеспокоенность вызывают радионуклиды с длительным периодом распада, в том числе стронций-90 (период полураспада - 29 лет) и цезий-137 (период полураспада - 30 лет). Исследования показали, что в условиях данной среды, бедной питательными веществами, радионуклиды, поступающие в результате этих выпадений, активно поглощаются наземной растительностью, особенно лишайниками, и биологическими путями циркулируют в арктических экосистемах. В результате те коренные народы и местное население, которые в качестве основного продукта питания употребляют в пищу мясо карибу или северного оленя с повышенным содержанием радионуклидов, могут накапливать высокие концентрации радиоактивного цезия.
Существуют и другие факторы, создающие угрозу радиоактивного загрязнения среды, например, аварийные выбросы, связанные с источниками ядерной энергии, транспортными средствами, имеющими ядерные силовые установки, хранением и захоронением радиоактивных отходов. При установлении общей дозы радиации следует уделять внимание радиации антропогенного происхождения и фоновой радиации.
Имеется ряд двусторонних и многосторонних соглашений, включая соглашения с МАГАТЭ, по вопросам обмена информацией, раннему оповещению о радиоактивных выбросах, готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на ядерные аварии, а также трансграничных перевозках радиоактивных материалов.
3.6. Закисление
Главное место среди закисляющих веществ занимают соединения серы и азота, выбрасываемые транспортными средствами, промышленными предприятиями и тепловыми электростанциями, работающими на угле и нефти. Основным фактором, воздействующим на качество воздуха в Арктике, особенно зимой, является перенос этих веществ на большие расстояния. Выбросы серы и азота в результате промышленной деятельности в Арктике также являются существенным фактором. До настоящего времени уделялось мало внимания воздействию кислотных выпадений на арктические экосистемы. Кроме того, данные, полученные в результате исследований в зонах умеренных широт, не не имеют прямой корреляции с Арктикой.
Один из наиболее известных примеров проблемы, связанной с закислением в Арктике, - явление арктической дымки, вызываемой кислотными загрязняющими аэрозолями. Арктическая дымка тщательным образом исследовалась, и многое известно о ее природе, распределении и составе. Кислотное загрязнение превышается в серьезную экологическую проблему в районах, сопредельных с рядом промышленных центров. В северной Фенноскандии, северо-западной части СССР и в восточных провинциях Канады природные факторы усиливают чувствительность к закислению, и антропогенное воздействие распространяется на весь район.
Взаимодействие между кислотными выпадениями и почвами различных экосистем - важнейшее звено процесса закисления. Постоянная чрезмерная кислотная нагрузка ведет к повышению подвижности алюминия и тяжелых металлов. Совокупное воздействие кислотных выпадений и стрессовой нагрузки, уже возникающей в результате сурового климата, повышает вероятность причинения ущерба растительности в Арктике.
Для получения данных о предельных нагрузках, уровнях закисления и условиях, влияющих на окружающую среду в холодном климате, необходимо проводить более детальный региональный мониторинг и исследования. В целом северные экосистемы подвергаются большему стрессу, чем экосистемы умеренных широт.
4. Международные механизмы защиты
окружающей среды Арктики
Прежде чем определить конкретные меры, необходимые для охраны окружающей среды Арктики, был проведен обзор уже существующих и предполагаемых многосторонних и двусторонних соглашений и политических деклараций, относящихся в окружающей среде Арктики. Этот обзор выявил наличие ряда механизмов, которые могут применяться для защиты окружающей среды Арктики и являются полезным инструментарием для осуществления настоящей Стратегии. Был распространен перечень основных международно-правовых документов и политических деклараций, относящихся в окружающей среде Арктики, который будет периодически обновляться. Благодаря конкретным исследованиям шести первоочередных областей были выявлены некоторые крупные пробелы.
4.1. Стойкие органические загрязнители
Действующие в настоящее время правовые документы в области борьбы с загрязнением воздуха не ориентированы конкретно на ограничение выбросов и производства стойких загрязняющих органических соединений и загрязняющих веществ этого типа. В рамках Конвенции ВЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния ведется работа по изучению проблемы и определению конкретных мер борьбы. Любые новые международно-правовые документы должны быть, как представляется, направлены на сокращение выбросов загрязнителей в промышленно развитых районах Азии, Европы и Северной Америки. Следовательно, для рационального использования экосистемы Арктики и ее защиты от воздействия этих загрязнителей потребуется сотрудничество на основе эффективных двусторонних и многосторонних соглашений как между арктическими, так и другими странами.
4.2. Загрязнение нефтью
Основными международно-правовыми документами, относящимися, в частности, к нефтяному загрязнению в Арктике, являются:
i) Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, 1969 год.
ii) Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 год.
iii) Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью, 1971 год.
iv) Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция по дэмпингу), 1972 год.
v) Конвенция по предотвращению загрязнения моря из находящихся на суше источников (Парижская конвенция), 1974 год.
vi) Международная конвенция по предотвращению загрязнения сбросами с судов (МАРПОЛ), 1973-1978 годы.
vii) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, 1982 года (в силу еще не вступила).
viii) Международная конвенция о готовности, реагировании и сотрудничестве в случае нефтяного загрязнения, 1990 года (в силу еще не вступила).
Определенные проблемы, относящиеся к загрязнению нефтью в Арктике, недостаточно охватываются существующими международными соглашениями и конвенциями. Например, некоторые документы ограничены с точки зрения их применимости и только частично относятся к арктическому региону. Необходимо рассмотреть возможность расширения географического охвата этих документов. Положения различных документов также нуждаются в дальнейшей оценке для определения их адекватности арктическим условиям с учетом особой уязвимости региона.
Требуются жесткие нормы, регламентирующие транспортировку нефти в Арктике. Такие нормы должны разрабатываться в рамках Международной морской организации (ИМО). Арктическим государствам следует рассмотреть возможность участия в различных существующих в настоящее время конвенциях и соглашениях по вопросам борьбы с загрязнением нефтью или применения их соответствующих принципов.
4.3. Тяжелые металлы
Заключено мало многосторонних конвенций и двусторонних соглашений, касающихся поступления тяжелых металлов в окружающую среду.
Конвенция ЕЭК ООН о загрязнении воздуха на большие расстояния является одной из основных международных конвенций, ограничивающих вредные выбросы в атмосферу. В настоящее время в рамках этого форума проводится работа по уточнению и принятию решения относительно конкретных мер борьбы с загрязнением тяжелыми металлами.
Борьба с выбросами тяжелых металлов в морскую среду регламентируется Конвенцией о предотвращении загрязнения морской среды путем сброса с судов и летательных аппаратов (Осло, 1972 год) и Конвенцией по предотвращению загрязнения моря из находящихся на суше источников (Париж, 1974 год). Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года предоставляет возможности для борьбы с выбросами вредных веществ, например, тяжелых металлов. Между арктическими странами заключено лишь несколько двусторонних соглашений о борьбе с этими веществами.
4.4. Шумовое загрязнение
Существующие правовые документы не включают положений о воздействии шумов на арктическую экосистему. Возможно, арктическим государствам необходимо договориться о принятии процедур, которые бы обеспечивали при планировании и осуществлении мероприятий в Арктике принятие мер, способствующих адекватному мониторингу потенциального вредного воздействия шумов, включая контроль за предсказуемыми последствиями и определение любых непредвиденных последствий. Такие оценки должны обеспечивать должное внимание мерам по защите окружающей среды.
4.5. Радиоактивное загрязнение
Конвенция МАГАТЭ об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года представляет собой адекватный механизм для осуществления сотрудничества и обмена информацией применительно к арктическому региону. Кроме того, имеется ряд двусторонних и многосторонних соглашений, касающихся таких вопросов, как оперативное оповещение об аварийных радиоактивных выбросах (например, между Финляндией и другими северными странами, соглашение 1984 года между Финляндией и СССР). Что касается готовности к чрезвычайным ситуациям и оказания помощи, то для оказания оперативной международной помощи по соответствующей просьбе в случае ядерной аварии была заключена Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации. Они должны быть проанализированы на предмет учета особых условий окружающей среды Арктики.
Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о налаживании практических механизмов между национальными властями для осуществления координации мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций в рамках существующего международно-правового инструментария МАГАТЭ.
4.6. Закисление
Арктика подвергается воздействию закисляющих веществ, переносимых на большие расстояния из различных источников. Ряд мер борьбы был введен на уровне Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и на двустороннем уровне. Хотя в целом эти меры не содержат положений, которые конкретно относились бы к арктическому региону, тем не менее они затрагивают источники выбросов, влияющих на Арктику.
Закисление арктической среды - сложный процесс, являющийся результатом самых различных видов деятельности, проводимой также и за пределами самой Арктики. Степень закисления арктической среды пока еще точно не установлена, хотя признается наличие таких проблем, как арктическая дымка и сведение лесов и другие широкомасштабные последствия закисления и региональный ущерб в некоторых районах Арктики. Вместе с тем, предельно допустимые нагрузки, изучены недостаточно, чтобы согласовать общие нормы. Проблему представляет и отсутствие сопоставимых данных. Следовательно, требуется улучшение мониторинга и исследований, направленных на изучение темпов и природы процессов закисления в условиях Арктики.
В соответствии с протоколами 1985 и 1988 годов к Конвенции ЕЭК ООН о загрязнении воздуха на большие расстояния, о сокращении выбросов серы и окислов азота или их трансграничных потоков Программа сотрудничества по мониторингу и оценке переноса загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) должна ежегодно докладывать Исполнительному органу Конвенции о рассчитанных балансах, трансграничных потоках и выпадениях серы и окислов азота.
..... настоящее время сфера действия ЕМЕП географически ограничена Европой, однако предлагается использовать ЕМЕП для проведения сбора данных о закислении в Арктике в сотрудничестве с Программой арктического мониторинга и оценки (АМАП). Арктическим странам следует рассмотреть вопрос об их участии во всех соответствующих соглашениях в этой области. Это особенно важно для тех стран северного полушария, в которых имеются крупные источники выбросов серы и азота.
5. План действий
Восемь арктических государств договариваются приступить к совместным действиям на основе следующего плана действий. Эти обязательства положат начало процессу решения серьезных экологических проблем, выявленных и оцененных в докладах о состоянии окружающей среды по конкретным темам. Эти вопросы потребуют регулярного уточнения, чтобы восемь арктических стран могли оценивать достигнутый прогресс и принимать рекомендации относительно возможных новых направлений деятельности.
5.1. Стойкие органические загрязнители
i) Чтобы продолжить уточнение вероятных источников, путей переноса и районов выпадения загрязняющих веществ, а также из воздействия, и расширить базу данных с целью охватить все компоненты окружающей среды Арктики, восемь арктических стран будут сотрудничать в проведении мониторинга (АМАП) и научных исследований, связанных с проблемой стойких органических загрязнителей в экосистеме Арктики.
ii) Арктические страны рассмотрят возможность разработки национальных перечней производства, использования и выбросов стойких загрязняющих органических веществ (например, пестицидов), которые будут собираться, публиковаться и обобщаться в докладах о состоянии окружающей среды Арктики.
iii) Арктические страны будут также решать проблему стойких органических загрязнителей в рамках существующих или предлагаемых международных соглашений и рассматривать другие механизмы для вынесения этого вопроса на другие международные форумы.
iv) Чтобы добиться скорейшего сокращения объема стойких органических загрязнителей, поступающих в окружающую среду Арктики, восемь арктических стран будут оказывать поддержку проходящему сейчас процессу в рамках Конвенции ООН/ЕЭК о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния с тем, чтобы и далее решать эту проблему и выработать предложения относительно международных действий по борьбе с загрязнением этими веществами в соответствии с Конвенцией. Те арктические страны, которые являются партнерами по Парижской и Хельсенской конвенциям, будут активно поддерживать ведущуюся в соответствии с этими конвенциями работу над перечнями и оценкой.
v) Арктические страны договариваются осуществлять меры по сокращению и/или контролю за использованием следующих загрязняющих веществ: хлордан, ДДТ, токсафен и ПХБ. Те арктические страны, которые еще не сделали этого, также признают, что решение проблемы стойких органических загрязнителей может также потребовать мер контроля за производством этих веществ.
vi) Арктические страны рассмотрят ситуации в связи с другими стойкими органическими загрязнителями для установления первоочередных задач и графиков для программы ликвидации выбросов или контроля за ними в сотрудничестве с другими форумами.
5.2. Загрязнение нефтью
i) Для улучшения документальной регистрации уровня загрязнения нефтью окружающей среды Арктики важную роль будет играть развертывание мониторинга углеводородов в качестве составной части АМАП.
ii) Необходимо также обсудить вопрос, касающийся создания системы оповещения о выбросах и разливах с тем, чтобы обеспечить адекватную документальную информацию по вопросу об угрозе загрязнения в Арктике.
iii) Элементы, согласованные в разделе 8 "Защита морской среды Арктики" и разделе 9 "Предотвращение чрезвычайных ситуаций, готовность к ним и реагирование на них", составят основу для дальнейшего сотрудничества по борьбе с загрязнением нефтью.
iv) Арктические страны договариваться в максимально возможные сроки принять меры для введения самых жестких международных норм, касающихся выбросов из любых источников.
v) Арктические страны договариваются предпринять совместные действия на соответствующих международных форумах с тем, чтобы еще больше укрепить признание особо чувствительного характера покрытых льдом зон Северного Ледовитого океана.
5.3. Тяжелые металлы
i) Необходимо углубить понимание процессов динамики тяжелых металлов в арктической экосистеме. Страны предпримут программу совместных исследований и мониторинга (АМАП), направленную на определение источников, путей переноса и выпадений тяжелых металлов; пространственных и временных тенденций, а также экологического воздействия с особым акцентом на последствия для здоровья человека.
ii) Восемь арктических стран договариваются осуществлять меры по сокращению выбросов тяжелых металлов в результате промышленной деятельности путем внедрения лучших имеющихся технологий и предпринимать совместные действия согласно соответствующим международным соглашениям (например, Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния).
5.4. Шумовое загрязнение
i) В качестве составной части процессов планирования и принятия решений относительно осуществления каких-либо проектов необходимо проводить оценку воздействия шумов, связанных с объектами на море или материковой части Арктики, и если предполагается наличие негативного воздействия шумов на конкретные компоненты Арктических экосистем, необходимо предпринять меры, чтобы избежать или ослабить это воздействие.
ii) Необходимо приложить усилия, направленные на развитие базы данных относительно слуховых функций у морских млекопитающих, их общения и поведения, а также современных методик оценки воздействия шумов. При проведении конкретных проектных оценок необходимо до и во время их проведения обеспечивать сбор данных, касающихся конкретного места осуществления проекта. В том числе определять, какова будет подверженность шумам мигрирующих видов в течение года.
5.5. Радиоактивное загрязнение
i) АМАП должна включать вопросы радиоактивного загрязнения. Следует разработать совместные нормы и методики для мониторинга и анализа, которые бы соответствовали нормам и методикам МАГАТЭ.
ii) Предстоящий мониторинг и оценка воздействия на здоровье должны учитывать совокупное воздействие естественной или фоновой радиации и радиации антропогенного происхождения.
iii) Необходимо дальнейшее изучение вопроса о разработке более конкретных мер, соответствующих международно-правовым рамкам процедур МАГАТЭ, для сотрудничества между арктическими странами в чрезвычайных ситуациях, вызываемых аварийными выбросами радиоактивных веществ, а также в области оказания взаимной помощи в суровых условиях окружающей среды Арктики.
iv) В имеющихся в наличии соответствующих базах данных должна быть собрана вся основная информация относительно предыдущих исследований и измерений, обмен которой должен производиться между заинтересованными правительствами и учреждениями.
5.6. Закисление
i) Следует разработать региональные программы исследований для оценки текущей нагрузки и потенциального воздействия кислотных выпадений на представительные хрупкие арктические экосистемы.
ii) Следует рассмотреть вопрос о расширении программы мониторинга выпадений в рамках АМАП и имеющихся сетей, таких, как сеть мониторинга выпадений ЕЭК/ЕМЕП, с тем чтобы включить измерения кислотных выпадений в Арктике. Акцент должен быть сделан на измерение сухих кислотных выпадений.
iii) Необходимо сделать акцент на определении критических уровней и установлении допустимых уровней нагрузки на хрупкие арктические экосистемы. В случаях, когда эти допустимые нагрузки превышаются, необходимо в соответствии с международными соглашениями, например, Конвенцией ЕЭК о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, принять меры по сокращению тех выбросов, которые вызывают такую ситуацию. Сокращение серных и азотных выбросов должно осуществляться, в частности, путем внедрения лучших имеющихся технологий.
6. Программа Арктического мониторинга и оценки
Восемь арктических стран признают, что арктический регион является одним из самых чистых районов Земли. Вот почему чрезвычайно важно сохранить и защитить Арктику.
Измерения, проведенные в Арктике, свидетельствуют о том, что загрязняющие вещества, являющиеся результатом антропогенной деятельности в районах средних широт, переносятся в Арктику атмосферными потоками, океанскими течениями и реками и что загрязняющие вещества осаждаются и накапливаются в окружающей среде Арктики и ее экосистемах.
Эксплуатация природных ресурсов и сопутствующий ей рост городов и промышленности в арктическом регионе также усиливают деградацию окружающей среды Арктики и отрицательно влияют на условия жизни населения этого региона.
Чтобы разграничить антропогенные изменения и изменения, вызываемые природными явлениями в Арктике, потребуется мониторинг отдельных ключевых индикаторов состояния окружающей среды Арктики. Поэтому восемь арктических стран договорились содействовать созданию Программы арктического мониторинга и оценки (АМАП), для того чтобы понять и зарегистрировать эти изменения, а также для того, чтобы результаты мониторинга можно было использовать для прогноза неблагоприятных биологических, химических и физических изменений в экосистеме и чтобы предотвратить, свести к минимуму или ослабить это неблагоприятное воздействие.
Основной целью АМАП является измерение уровней загрязняющих веществ антропогенного происхождения и оценка их воздействия на основные компоненты окружающей среды Арктики. Такие оценки должны приводиться в докладах о состоянии окружающей среды, подготовленных для соответствующих форумов в качестве основы для мер, которые требуется принять для сокращения загрязнения.
Две наиболее значительных угрозы окружающей среде Арктики в настоящее время могут исходить из изменения климата, вызванного глобальным потеплением, и последствий разрушения озонового слоя в стратосфере. Программы по обнаружению и установлению причин и последствий изменений климата и разрушения озонового слоя в значительной степени разрабатываются другими группами государств и на других форумах.
Важно, чтобы АМАП имела информацию об этих программах и устанавливала контакты с ними с точки зрения арктической перспективы с целью развития и содействия изучению арктического компонента в программах по изучению климата. Полученные данные для оценки климатических изменений станут важным вкладом в базу данных АМАП. В свою очередь, данные АМАП будут иметь важное значение для программ по изучению климатических изменений в Арктике.
Данные о загрязнении, поступившие из арктического региона, за малым исключением, основываются на программах исследований, осуществляемых по ограниченным темам в рамках национальных программ, и не подкрепляются двусторонним или международным сотрудничеством. Отмечается срочная необходимость в координации местных и региональных усилий и глобальных программ с целью получения более подробных документальных данных об экологической обстановке в Арктике, особенно данных о загрязнении воздуха на большие расстояния и загрязнении морской среды. С самого начала АМАП следует максимально основываться на уже проводящихся программах. Осуществление программы следует проводить постепенно в соответствии с предложением, касающимся АМАП.
6.1. План действий
i) Чтобы разграничить антропогенные изменения и изменения, вызываемые природными процессами в Арктике, потребуются оценки и регулярные сообщения арктических стран о выбросах загрязняющих веществ, включая аварийные выбросы, а также сообщении об их переносе и выпадении. Кроме того, необходим мониторинг выпадения и отдельных ключевых индикаторов биологических компонентов окружающей среды Арктики. Поэтому восемь арктических стран должны договориться о создании программы арктического мониторинга и оценки (АМАП) для реализации целей такого мониторинга.
ii) Амап должна осуществляться путем создания специальной группы арктического мониторинга и оценки и небольшого секретариата, учрежденного правительством Норвегии.
iii) По мере возможности АМАП должна основываться на уже существующих программах. Таким образом, одна из важнейших задач АМАП будет заключаться в обзоре и координации проводящихся национальных программ, создании информационного справочника и проведении этих программ, когда это целесообразно, в международных рамках.
iv) В качестве первоочередной задачи АМАП должна сконцентрировать внимание на стойких органических загрязнителях и на отдельных тяжелых металлах и радионуклидах, а затем проводить мониторинг экологических индикаторов для того, чтобы заложить основу для оценок состояния экосистем Арктики.
v) Восемь арктических стран будут получить регулярные доклады о состоянии окружающей среды Арктики, обобщающих результаты АМАП.
В результате этих мероприятий Программа арктического мониторинга и оценки позволит получить информацию для:
i) докладов, содержащих комплексную оценку состояния экосистем Арктики и тенденции изменения их условий;
ii) установления возможных причин изменения условий;
iii) обнаружения возникающих проблем, их возможных причин и потенциального риска для экосистем Арктики, включая коренные народы и другое население Арктики; и
iv) рекомендаций относительно действий, необходимых для того, чтобы уменьшить риск для экосистем Арктики.
7. Защита морской среды Арктики
Восемь арктических стран признают свои особые интересы и ответственность в качестве стран-соседей в Арктике и подчеркивают необходимость в принятии превентивных мер непосредственно или через компетентные международные организации, соответствующих, в частности, положениям Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года относительно загрязнения морской среды Арктики независимо от его происхождения.
С этой целью арктические страны договариваются:
i) применять принципы, касающиеся защиты и сохранения морской среды, которые отражены в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и в соответствии с продолжающимся развитием международного права окружающей среды для дальнейшего укрепления правовых норм с целью защиты Арктики;
ii) в максимально возможные сроки принять меры для того, чтобы обеспечить выполнение самых строгих основных международных норм, касающихся всех выбросов независимо от их происхождения в рамках конвенций, участниками которых являются эти страны;
iii) предпринимать совместные действия на основных международных форумах, чтобы еще больше укрепить признание особой уязвимости покрытых льдами частей Северного Ледовитого океана;
iv) проводить обзор в соответствии с общими целями настоящей Стратегии защиты окружающей среды значения для Арктики международно-правовых документов, связанных с защитой морской среды, для того чтобы все арктические страны присоединились, когда это необходимо, к этим документам или применяли принципы и нормы, закрепленные в них;
v) оказывать совместную поддержку соответствующим инициативам международных организаций в деле разработки обязательных норм для совершенствования защиты от загрязнения в результате аварий, затрагивающего морскую среду, и активно применять такие нормы;
vi) проводить исследования загрязнения в процессе мониторинга в рамках АМАП.
8. Предотвращение чрезвычайных ситуаций,
готовность к ним и реагирование на них
В то самое время, когда в Арктике отмечаются признаки серьезного загрязнения веществами в результате дальнего переноса из районов средних широт, в Арктике расширяется деятельность по развитию и мореходству. Эти виды деятельности могут иметь серьезные последствия для окружающей среды Арктики в результате аварий, приводящих, в частности, к нефтяным разливам и выбросам нефти и других вредных веществ. Уязвимость экосистемы Арктики для таких внезапных вторжений будет иметь различный характер. Уже было проведено ограниченное по масштабам картографирование районов, чувствительных к нефтяных разливам, однако предстоит еще многое сделать. Нет полных данных об относительной опасности/риске, связанных с различными видами деятельности, или о географическом распределении видов деятельности, чреватых серьезным риском.
Имеется ряд двусторонних, региональных и глобальных соглашений, которые в настоящее время заключены для борьбы с аварийным загрязнением, например соглашение между Канадой и Данией о сотрудничестве в деле защиты морской среды 1983 года, соглашение между Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией о сотрудничестве в области борьбы с загрязнением нефтью и Международная конвенция о готовности, реагировании и сотрудничестве в случае загрязнения нефтью. Есть и другие многосторонние конвенции, связанные с ядерными авариями или чрезвычайными радиологическими ситуациями, подкрепленные двусторонними соглашениями об обмене информацией и сообщениями, касающихся ядерных установок и событий.
ЕЭК ООН приступила к работе над международной конвенцией о предотвращении и ликвидации трансграничных последствий промышленных аварий. Часть этой работы заключается в создании или укреплении региональных и субрегиональных механизмов реагирования, оказания помощи и обмена информацией в чрезвычайных экологических ситуациях.
8.1. План действий
Арктические страны договариваются придерживаться следующей основы для принятия оперативных совместных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, готовности к ним и реагирования на них в Арктике. Они примут меры для обзора существующих двусторонних и многосторонних соглашений с целью оценить достаточность географического охвата арктических регионов соглашениями о сотрудничестве. Они также примут меры для созыва совещания экспертов, которые обсудят и рекомендуют необходимую системы сотрудничества, которая могла бы включать, в частности, следующие элементы:
i) действия, принимаемые в связи с крупным аварийным загрязнением из любого источника;
ii) координация и гармонизация природоохранной политики, стратегии и мер;
iii) создание системы оперативного оповещения в случае значительного аварийного загрязнения или неминуемой угрозы такого загрязнения;
iv) оценка рисков значительного аварийного загрязнения и его неблагоприятных последствий, для того чтобы Стороны могли принять необходимые предупредительные меры, находиться в состоянии готовности и соответственно реагировать в таких случаях.
v) проведение исследований последствий аварийного загрязнения параллельно с мониторингом в рамках АМАП;
vi) сотрудничество в области научных исследований по разработке методов и технологий предупреждения, готовности и реагирования на значительное аварийное загрязнение в Арктике;
vii) сотрудничество в создании системы обмена информацией об исследованиях и новых разработках, касающихся методов и технологии ликвидации последствий загрязнения в Арктике;
viii) обмен информацией о законодательных и административных мерах, а также о политике;
ix) меры по информированию и обеспечению участия общественности; и
x) дальнейшее углубление регионального двустороннего и многостороннего сотрудничества в Арктике в области предупреждения, обеспечения готовности и ликвидации последствий путем разработки в соответствующих случаях планов действий при чрезвычайных обстоятельствах, программ подготовки, а также принятие других мер, способствующих оказанию помощи заинтересованным сторонам, особенно оказание взаимопомощи с целью принятия эффективных мер для ликвидации последствий значительного аварийного загрязнения или непосредственной угрозы такого загрязнения.
9. Сохранение арктической флоры и фауны
Состояние арктической флоры и фауны является предметом главной озабоченности арктических стран. Эта флора и фауна приобретает особое значение в данном регионе, т.к. является существенным фактором, способствующим сохранению культуры и выживанию населяющих его народов. В настоящее время стало вполне очевидно, что географическая изолированность от промышленных районов умеренных широт Земного шара не исключает негативные последствия человеческой деятельности в средних широтах для арктической флоры и фауны. В течение нескольких последний десятилетий происходило нарастание воздействия на Арктику, и как научные данные, так и традиционный опыт народов Арктики свидетельствуют об опасных симптомах. Многие из этих проблем отражены в шести докладах о состоянии окружающей среды Арктики. Они подтверждают, что арктическая флора и фауна, а также их среда обитания подвергаются угрозе, вызываемой крупномасштабными проектами экономического развития; переносом загрязнителей на большие расстояния; и деградацией среды обитания.
Проблемы, касающиеся арктической флоры, фауны и среды обитания, не ограничиваются какой-либо одной страной, а являются заполярными по природе. Кроме того, в связи с уникальностью арктических экосистем, стратегии, направленные на решение этих проблем, будут отличаться от стратегий для других регионов.
В настоящее время имеется несколько многосторонних и двусторонних соглашений, касающихся сохранения арктической флоры, фауны и среды обитания. Большинство из них, однако, было разработано для универсального применения или применения к более широким, чем Арктика, географическим районам. Только Соглашение об охране белых медведей и некоторые отдельные положения других соглашений конкретно относятся к Арктике.
Восемь арктических стран должны, таким образом, стремиться к учреждению специального форума ученых, представителей коренных народов, специалистов по охране окружающей среды, занимающихся вопросами арктической флоры, фауны и среды обитания, для обмена данными и информацией по таким проблемам, как общие для них биологические виды и среда обитания, а также, когда это целесообразно, для сотрудничества в целях обеспечения большей эффективности исследований, рационального использования и сохранения этих ресурсов.
9.1. План действий
Восемь арктических стран сознают необходимость сохранить арктическую флору и фауну и среду обитания в их природном многообразии и защитить эти ресурсы от угроз загрязнения, перечисленных в настоящей Стратегии защиты окружающей среды Арктики. Они признают особую взаимосвязь, существующую между арктической флорой и фауной и средой из обитания и коренным населением. Эти страны также признают выгоду, которая может быть получена в результате обмена научной информацией и информацией о природопользовании, а также традиционными знаниями и другими данными об арктической флоре и фауне и среде их обитания.
Уделяя должное внимание существующему международному сотрудничеству и стремясь расширить исследования и информацию, направленные на защиту этих ресурсов и среды их обитания от загрязнения и экологической деградации, они достигли взаимопонимания о нижеследующем:
i) Восемь арктических стран будут сотрудничать в деле сохранения арктической флоры и фауны, их многообразия и среды их обитания. Такое сотрудничество может охватывать, среди прочего, обмен информацией и данными об исследованиях и природопользовании и координацию исследований по следующим вопросам:
а) арктические виды, их состояние и среда обитания;
b) законодательство, нормы и практика Сторон в области сохранения и рационального использования таких видов, и
с) значение таких видов для коренных народов и взаимосвязь между ними, их использование коренными народами, а также уникальный вклад коренных народов в охрану природы и ее ресурсов.
ii) Каждая страна будет предоставлять другим странам в соответствующих случаях такую информацию, публикации и/или документы, о которых может быть достигнута договоренность в рамках положений настоящей Стратегии.
iii) Восемь арктических стран будут стремиться развивать другие формы сотрудничества, включая обмен экспертами, традиционными знаниями и другими данными, а также участие в совместных проектах, двусторонних или многосторонних совещаниях, симпозиумах и совместных публикациях, чтобы достичь цели настоящей стратегии.
iv) Восемь арктических стран будут стремиться разрабатывать более эффективные законы, нормы и практику в области сохранения арктической флоры и фауны, их разнообразия и среды их обитания в тесном сотрудничестве с коренными народами Арктики.
v) Восемь арктических стран договариваются создать в тесном сотрудничестве с коренными народами Арктики механизм содействия достижения следующих целей:
а) развитие и содействие обмену информацией и сотрудниками, в соответствии с положениями настоящей Стратегии;
b) вынесение рекомендаций в отношении первоочередных задач, направленности и характера программ арктических стран по проведению исследований и мониторинга;
с) разработка стратегий повышения эффективности сохранения арктических видов и среды их обитания; и
d) регулярный сбор и распространение информации о деятельности по защите арктической флоры и фауны.
vi) Восемь арктических стран будут консультироваться по мере необходимости с Международным арктическим научным комитетом и другими органами по любому вопросу, относящемуся к сфере действия настоящей Стратегии.
vii) К октябрю 1991 года каждая страна сообщит другим странам название своего национального учреждения, призванного координировать сотрудничество, предусмотренное настоящим разделом;
viii) Страны договариваются о том, что порядок и условия сотрудничества и обмена, предусмотренных в настоящем разделе, будут регулироваться законами и нормами этих стран.
ix) Каждая страна будет делать все от нее зависящее для обеспечения ресурсов, необходимых для выполнения своих обязательств по настоящему разделу. Подразумевается, что способность каждой страны осуществлять мероприятия зависит от наличия средств и что страны будут стремиться обеспечивать долгосрочное финансирование необходимых проектов.