- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕСНОЙ МОНИТОРИНГ
Постановлением коллегии Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 октября 1993 г. приняты Основные положения лесного мониторинга в России.
В соответствии с "Основами лесного законодательства Российской Федерации", статьями законов Российской Федерации об охране окружающей природной среды, земельного законодательства лесной мониторинг является необходимым шагом по укреплению управляемости лесами России на основе современных информационных технологий. Предлагаемая система лесного мониторинга для регистрации текущих изменений в состоянии лесного фонда России, связанных с лесопользованием, пожарами, загрязнением природной среды и изменениями структуры землевладения, в наибольшей степени отвечает переходному периоду к рыночной экономике.
Приложение 1.2
к Постановлению коллегии Рослесхоза
от 19 октября 1993 года
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА
В РОССИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии со ст. 78 "Основ лесного законодательства Российской Федерации", соответствующими статьями законов Российской Федерации об охране окружающей природной среды и земельного законодательства лесной мониторинг является необходимой информационной системой для обеспечения государственных интересов в области управления лесами, включая охрану лесов и рациональное использование лесных ресурсов. Такая информационная система должна создать возможность оперативного слежения за изменениями состояния лесов, вызванных лесопользованием, природными и техногенными воздействиями, а также регистрации и анализа поступающей информации с целью получения прогнозов и информационной поддержки принятия оперативных решений по управлению лесами.
1.2. Лесной мониторинг организуется и развивается в системе Федеральной службы лесного хозяйства России и является одной из главных функциональных задач органов управления лесами.
1.3. Объектом лесного мониторинга является весь лесной фонд России, независимо от форм собстенности на землю и лес.
1.4. Основной целью ведения лесного мониторинга является информационное обеспечение органов управления лесным хозяйством оперативной и точной информацией о состоянии и происходящих изменениях в лесном фонде России для сохранения устойчивого развития лесного сектора экономики как существенной составной части развития общества в целом.
1.5. Лесной мониторинг является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга в Российской Федерации.
1.6. Система лесного мониторинга развивается по отдельным функциональным направлениям для обеспечения управляемости лесами, контроля за рациональным использованием лесных ресурсов и устойчивым развитием лесного сектора экономики России.
1.7. Организация системы лесного мониторинга в России осуществляется поэтапно с максимальным использованием существующих организационных структур и информационных потоков о состоянии лесов.
1.8. В качестве основного звена ведения лесного мониторинга рассматривается региональный орган управления лесного хозяйства.
2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЛЕСНОГО
МОНИТОРИНГА
2.1. Россия переживает период коренных политических, экономических и социальных изменений. На этот фон накладываются общемировые тенденции изменения окружающей среды и лесного покрова планеты. Конференция по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.) особо подчеркнула глобальную роль лесов для выживания и устойчивого развития человечества. Россия, подписав основные документы этой конференции, взяла на себя обязательства на национальном уровне руководствоваться принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия.
2.2. В лесном хозяйстве России существует система наблюдений за санитарным состоянием лесов, ежегодно готовятся обзоры санитарного состояния лесов России. Базовую информацию для этих обзоров предоставляют Государственная лесная охрана, лесоустроительные экспедиции и специальные лесопатологические обследования.
2.3. В научно-исследовательских учреждениях лесного хозяйства России и в лесоустроительных предприятиях накоплен определенный опыт слежения и контроля за состоянием насаждений с применением как наземных, так и дистанционных методов за изменением состояния лесов, под воздействием отдельных факторов (зоны воздействия промышленных выбросов, очаги вредителей и болезней, рекреационное воздействие и т.д.) и ресурсной оценки лесного фонда. Осваиваются современные методы слежения за состоянием лесов путем автоматического дешифрирования аэрокосмической информации и применения технологий географических информационных систем.
2.4. Тем не менее органы управления лесным хозяйством России, особенно федерального и регионального уровней, испытывают значительные трудности в оперативном управлении лесами, т.к. при подготовке и обосновании принимаемых решений не обладают в настоящее время систематизированной информацией о произошедших изменениях в состоянии лесного фонда после последнего по времени лесоустройства.
2.5. Таким образом, существует необходимость интеграции собираемой в настоящее время информации об изменениях лесного фонда в единую систему лесного мониторинга на основе современной компьютерной информационной технологии, для обеспечения выполнения как международных обязательств по лесному мониторингу, так и внутренних потребностей Федеральной службы лесного хозяйства по обеспечению управляемости лесами России.
3. ЦЕЛИ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА
3.1. Выполнение обязательств России по участию в европейской системе мониторинга за состоянием лесов на территориях России, входивших в 500 км зону вдоль границ бывшего СССР на основе методики ЕЭК ООН.
3.2. Обеспечение информационными потоками блока лесного мониторинга в Единой государственной системе экологического мониторинга России.
3.3. Регистрация текущих изменений состояния лесного фонда России, анализ и прогнозирование состояния лесного фонда и динамики его основных характеристик.
3.4. Обеспечение оперативного контроля за состоянием лесного фонда, информационная поддержка вырабатываемых решений по ведению лесного хозяйства в условиях рынка и изменения окружающей природной среды для всех уровней управления лесами (федеральном - Рослесхоз, региональном - территориальные управления лесного хозяйства в респубиках, краях и областях России, локальном - в лесхозах, лесничествах).
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛЕСНОГО МОНТОРИНГА
4.1. Организационная структура лесного мониторинга базируется на трех вертикальных уровнях управления лесами: федеральном (национальном), региональном, локальном.
4.2. Основным структурным звеном осуществления лесного мониторинга являются лесничество и лесхоз.
4.3. Федеральный уровень лесного мониторинга создает и поддерживает в функционирующем состоянии единую пространственно-распределенную (с региональными центрами) информационную систему по оперативной регистрации текущих изменений в состоянии лесного фонда России для обеспечения функций государственного управления лесами и для выполнения взятых международных обязательств по охране лесов и защите биоразнообразия.
4.4. Региональный уровень лесного мониторинга использует существующую систему получения информации об изменениях лесного фонда региона (республика, край, область) на основе наземных и дистанционых методов как силами Государственной лесной охраны, так и лесоустроительных экспедиций и специальных видов обследований лесов.
4.5. Локальный уровень лесного мониторинга самым широким образом использует работников Государственной лесной охраны для получения оперативной информации о текущих изменениях в состоянии лесного фонда лесничества и лесхоза.
4.6. В таблице 1 дана схема распределения усилий между различными учреждениями и предприятиями системы Рослесхоза по осуществлению лесного мониторинга.
5. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА
В соответствии с организационной структурой лесного мониторинга средства его осуществления распределяются следующим образом.
5.1. На локальном уровне:
5.1.1. Наземная система сбора информации о состоянии лесного фонда.
5.2. На региональном уровне:
5.2.1. Наземная система сбора информации о состоянии лесного фонда, лесоинвентаризационные, обследовательские и лесоустроительные работы, выполняемые учреждениями и предприятиями системы Рослесхоза.
5.2.2. Комплекс средств получения и обработки данных дистанционного зондирования, позволяющий дополнять и обобщать данные наземного сбора информации за состоянием лесного фонда.
5.2.3. Локальная вычислительная сеть с базами данных, информационно-поисковыми и географическими информационными системами.
5.3. На федеральном уровне:
5.3.1. Единая пространственно распределенная (с региональными центрами) информационная система по оперативной регистрации текущих изменений в состоянии лесного фонда России для обеспечения функций государственного управления лесами и для выполнения взятых международных обязательств России по охране лесов и защите биоразнообразия.
5.3.2. Комплекс средств получения и обработки данных дистанционного зондирования, позволяющий дополнять, обобщать и корректировать данные региональной информации.
5.3.3. Локальные вычислительные сети с базами данных, информационнно-поисковыми, географическими, экологическими и экспертными информационными системами.
5.4. Конкретные приемы ведения лесного мониторинга определяются в рамках отдельных функциональных направлений, функционируюших как самостоятельные подсистемы.
5.5. Предлагаются три основных метода ведения лесного мониторинга:
5.5.1. Экологический мониторинг с размещением сети пунктов постоянного наблюдения по узлам регулярной сети (по методике ЕЭК ООН). Ведется на землях лесного фонда России, попадающих в в 500 км полосу вдоль западной границы бывшего СССР в соответствии с принятыми ранее обязательствами.
5.5.2. Комплексный мониторинг состояния лесного фонда с применением дистанционных методов наблюдения по всей площади и системы наземного контроля с выборочным размещением пунктов постоянного наблюдения с учетом природных условий, факторов влияния, экологического и хозяйственного значения лесов. Применяется в в зоне интенсивного лесопользования и ведения лесного хозяйства, особо ценных и охраняемых лесах, насаждениях, подтвержденных неблагоприятным воздействием в Европейской части России, юге Сибири и Дальнего Востока.
5.5.3. Фоновый мониторинг состояния лесного фонда на эталонных участках, выбранных на основе ландшафтного подхода, с экстраполяцией полученных данных с помощью материалов космической съемки. Применяется в зоне резервных и притундровых лесов на Севере Европейской части, Сибири и Дальнего Востока. Выбор элементарной единицы наблюдения зависит от уровня агрегации информации, уровня затрат и возможностей технического обеспечения.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА
6.1. Целесообразна поэтапная организация работ по созданию системы лесного мониторинга (таблица 2).
6.2. Необходима подготовка программ подсистем лесного мониторинга, разделенных как по уровням агрегации информации (лесхоз - область, область - федеральный уровень), так и по функциональным задачам (контроль хозяйственной деятельности, лесопатологический, лесопожарный и экологический мониторинг).
6.3. Практическое внедрение лесного мониторинга в России возлагается на региональные управления лесного хозяйства, лесоустроительные предприятия, Главное управление лесоустройства Рослесхоза и ВНИИЦлесресурс.
6.4. Главное управление лесоустройства Рослесхоза должно обеспечить организацию работ по поэтапному внедрению системы лесного мониторинга.
6.5. Региональные управления лесного хозяйства совместно с лесоустроительными предприятиями должны обеспечить создание наземной системы сбора информации об изменениях состояния лесного фонда.
6.6. ВНИИЦлесресурс должен обеспечить:
6.6.1. Разработку методического и программного обеспечения лесного мониторинга.
6.6.2. Координацию ведения лесного мониторинга.
6.6.3. Подготовку и стажировку специалистов лесоустройства и лесного хозяйства для использования современных компьютерных технологий в системе лесного мониторинга.
6.6.4. Создание системы дистанционного получения и обработки информации о состоянии лесного фонда.
6.6.5. Сбор данных об изменениях состояния лесного фонда в целом по стране, их обобщение и обработку, подготовку доклада для Правительства Российской Федерации.
6.6.6. Выполнение работ по экологическому мониторингу на Европейской части России по методике ЕЭК ООН. На первом этапе закладку сети пунктов постоянного наблюдения по методике, разработанной ВНИИЦлесресурс, необходимо осуществлять силами лесоустроительных предприятий. В последующем, по мере обучения специалистов, ежегодные наблюдения должны будут проводиться силами территориальных органов управления лесным хозяйством.