почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
21
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПИСЬМО

от 11 декабря 1997 года N 03-19/29-3931


Об организации контроля за соблюдением "Требований
экологической безопасности при эксплуатации,
ремонте и  испытаниях воздушных судов и
авиадвигателей на предприятиях
гражданской авиации"


    В связи с введением в действие "Требований экологической безопасности при эксплуатации, ремонте и испытаниях воздушных судов и авиадвигателей на предприятиях гражданской авиации. Атмосферный воздух и авиационный шум.", утвержденных приказом Госкомэкологии России от 01.08.97 N 339, прошу организовать контроль за их исполнением в соответствии со следующими рекомендациями:

    1. На объектах воздушного транспорта (авиапредприятиях), перечисленных в упомянутых Требованиях и расположенных (зарегистрированных для авиакомпаний) на подведомственных территориях, в 1 квартале 1998 года провести целевую проверку выполнения указанных Требований по каждому пункту.

    2. В актах проверки отразить состояние исполнения требуемых мер безопасности, правильность ведения природоохранной документации, включая проектную документацию на развитие аэропортов, и дать оценку деятельности экологических служб по трем критериям: наличию, полноте и достоверности требуемых действий и оценок воздействия воздушных судов (ВС) и авиадвигателей на окружающую среду.

    3. Установить сроки выполнения п.п.2.1.1, 2.1.5, 2.1.10, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4, 2.3.1-2.3.3, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.4 и соответствующих требований раздела 2.5 на первое полугодие 1998 года, а остальных пунктов в течение 1998 года.

    Особое внимание обратить на необходимость экологического освидетельствования каждого экземпляра ВС, эксплуатируемого авиакомпанией, в органах Федеральной авиационной службы России (ФАС России) с выдачей соответствующих бортовых удостоверений (п.2.2.2), а также на оформление Дополнения к Сертификату Соответствия деятельности авиапредприятия, отражающего выполнение указанных Требований (в Приложении к Сертификату Соответствия), выдаваемого ФАС России. От экологических служб аэропортов потребовать наличие копий бортовых удостоверений на воздушные суда авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы в данный аэропорт.

    В составе документации, обосновывающей выполнение пунктов Требований, предусмотреть и контролировать наличие необходимых Заключений, подтверждающих достоверность эмиссионных характеристик двигателей, правильность методических подходов и выполненных расчетов.

    В силу трудоемкости работ и больших финансовых затрат по внедрению инструментальных методов мониторинга (п.2.1.8) на первом этапе потребовать внедрение расчетных методов мониторинга в течение 1998 года или к концу планируемого срока завершения сертификации аэропорта, проводимую ФАС России, предварительно согласовав с этим органом и разработчиками систем сроки выполнения.

    4. Несоблюдение или несвоевременное исполнение настоящих Требований, особенно отсутствие бортовых удостоверений на каждом ВС по выбросам загрязняющих веществ и шуму и отсутствие сведений в приложении к Сертификату Соответствия деятельности предприятия о выполнении настоящих Требований, следует рассматривать как нарушение природоохранительного законодательства и применять предусмотренные законом санкции, включая сверхлимитные платежи за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, штрафы, а в исключительных случаях запреты на деятельность.

    5. Для воздушных судов с двигателями, не отвечающими установленным нормативам выбросов загрязняющих веществ, потребовать от авиакомпаний и аэропортов составление плана графика вывода их из эксплуатации с соответствующим обоснованием, согласованным Госкомэкологией России и ФАС России.


Заместитель Председателя
Госкомэкологии России
А.А.Соловьянов


Приложение


Государственный комитет Российской Федерации
по охране окружающей среды
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ


ТРЕБОВАНИЯ
экологической безопасности при эксплуатации,
ремонте и испытаниях воздушных судов и
авиадвигателей на предприятиях
гражданской авиации


Атмосферный воздух и авиационный шум


Предисловие

   1. РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации (ГосНИИ ГА) и Управлением государственного экологического контроля Госкомэкологии России.

    ВНЕСЕН Управлением государственного экологического контроля Госкомэкологии России.

    2. СОГЛАСОВАН Федеральной авиационной службой России.

    3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Председателя Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 1 августа 1997 года N 339.

    4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.


Введение

    Настоящие требования экологической безопасности вводятся с целью соблюдения природоохранительного законодательства Российской Федерации и осуществления экологического контроля за деятельностью аэропортов, авиаперевозчиков, предприятий технического обслуживания, учебных заведений и авиаремонтных предприятий гражданской авиации (ГА) с учетом специфических особенностей воздействия воздушных судов (ВС) на окружающую среду и представляют собой требования по наличию, полноте и достоверности информации о воздействии ВС на окружающую среду и средствам контроля за их воздействием, а также меры по контролю за соблюдением этих требований.

    Настоящие требования относятся к сфере воздействия на окружающую среду только ВС и авиадвигателей в части выбросов в атмосферу загрязняющих веществ (ЗВ) и авиационного шума и не охватывают другие источники воздействия ГА на окружающую среду и охраняемые природные среды. Настоящие требования являются составной частью Федеральных авиационных Правил сертификации объектов воздушного транспорта.

    Соблюдение настоящих требований является необходимым условием при осуществлении нормальной деятельности авиапредприятий, сертификации и лицензировании деятельности аэропортов, авиаперевозчиков и других объектов воздушного транспорта, подлежащих обязательной сертификации, инвентаризации выбросов ЗВ и их источников, разработке нормативов и обоснований лицензий на выброс ЗВ, а также при осуществлении контроля и учета за воздействием ВС на окружающую среду на местном, региональном и федеральном уровнях.


1. Нормативные ссылки

    В настоящих "Требованиях ..." использованы ссылки на следующие нормативные и методические документы:

    1. Временная инструкция о порядке проведения государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по охране атмосферного воздуха на авиапредприятиях, утв. Минприроды России 22.09.93.

    2. Директивное письмо Минприроды России от 01.11.95 N 11-01/02-462 "О проведении государственного экологического контроля за выбросами от воздушных судов".

    3. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу двигателями основных типов воздушных судов гражданской авиации, утв. МГА 09.12.91 и согл. Минприроды СССР 28.11.91.

    4. Методика контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестности аэропорта, утв. Департаментом Воздушного Транспорта МТ РФ 06.04.92 и согл. с Минприроды России 06.04.92.

    5. ГОСТ 22283-88. Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. М., Изд. стандартов, 1989, 15 с.

    6. Международная организация гражданской авиации. Международные стандарты и рекомендуемая практика. "Охрана окружающей среды", Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, п.1, "Авиационный шум", Монреаль, 3-е изд., 1993, 188 с.

    7. ГОСТ 17.2.2.04-86. Охрана природы. Атмосфера. Двигатели газотурбинные самолетов гражданской авиации. Нормы и методы определения выбросов загрязняющих веществ. М., Изд. стандартов, 1987.

    8. Международная организация гражданской авиации. Международные стандарты и рекомендуемая практика. "Охрана окружающей среды". Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, т.2. "Эмиссия авиационных двигателей", Монреаль, 2-е изд., 1993, 84 с.

    9. Целевые нормативные требования на эмиссию (выброс) загрязняющих атмосферу веществ для новых типов двигателей, предназначенных для установки на гражданские воздушные суда. Утв. Минтрансом России 25 мая 1995 года и согл. Минприроды России 15.06.95.

    10. Международная организация гражданской авиации. Руководство по проектированию аэропортов (часть 2). Использование земельных участков и контроль над окружающей средой. Док. ИКАО 9184-AN/902/2, 2-е изд. Монреаль, 1985, 42 с.

    11. Рекомендации по составлению акустических паспортов аэропортов гражданской авиации, утв. ГосНИИ ГА 28.05.88.

    12. Рекомендуемый метод расчета контуров шума вокруг аэропортов. Циркуляр ИКАО 205-AN/1/25. Монреаль, 1988, 50 с. (введен в действие Указанием МГА от 01.12.87 N 863/у).

    13. Рекомендации Департамента Воздушного Транспорта Минтранса Рф "О порядке оформления и выдачи эксплуатантам гражданской авиации бортовых удостоверений о соответствии эксплуатируемых ими воздушных судов требованиям международных стандартов по шуму на местности" от 01.06.94 N ДВ-74/И.


2. Требования экологической безопасности
к предприятиям гражданской авиации

    В соответствии в Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, предприятия обязаны проводить комплекс работ по экологическому обоснованию своей деятельности и всесторонней оценке воздействия их объектов на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с современными научными достижениями с последующим нормированием допустимого воздействия и осуществлять производственный контроль и учет за воздействием на окружающую среду.

    Основными источниками неблагоприятного воздействия на окружающую среду на авиапредприятиях являются воздушные суда, эксплуатация и испытания которых сопровождается прежде всего повышенными уровнями шума и загрязнением атмосферного воздуха отработавшими газами двигателей. В силу специфических особенностей эксплуатации ВС к предприятиям ГА предъявляются особые требования, изложенные в настоящем разделе.


2.1. Требования к аэропортам

    2.1.1. Наличие информации о деятельности и условиях функционирования аэропорта, содержащейся в экологическом паспорте, проекте нормативов ПДВ, разделе ОВОС проектной документации на развитие и реконструкцию и др. и позволяющей учесть специфические особенности воздействия ВС на окружающую среду, включающей:

    - характеристику интенсивности отправлений и прибытий ВС в течение года, месяца, суток и максимальную получасовую интенсивность движения ВС по фактическим данным или по действующему расписанию;

    - типы ВС, осуществляющие взлетно-посадочные операции в данном аэропорту, и типы установленных на них двигателей;

    - отдаленность аэропорта от крупных населенных пунктов и других защищаемых от шума и загрязнения зон, схема расположения таких зон относительно ВПП;

    - схемы взаимного расположения ВПП, аэровокзала, мест стоянок ВС, площадок для гонок двигателей и мест загрузки ВС;

    - схемы маршрутов прилета и вылета ВС, схемы руления к исполнительному старту до взлета и после посадки ВС. Средняя продолжительность руления ВС в аэропорту (для различных маршрутов руления);

    - статистические данные повторяемости метеоусловий (направление и скорость ветра, значения температур, давления и относительной влажности воздуха) в течение года и по месяцам;

    - среднегодовая повторяемость использования различных направлений ВПП.

    2.1.2. Наличие периодически выполняемых (не реже одного раза в полугодие) расчетов валовых выбросов ЗВ от двигателей ВС в зоне аэропорта (до высоты 900 м), выполненных в соответствии с Методикой (3) с разбивкой результатов по месяцам и типам ВС. Расчеты должны быть произведены на основании фактически выполненной работы ВС за отчетный период и данных испытаний двигателей с учетом особенностей эксплуатации ВС, характеристик потребляемого топлива и метеоусловий в данном аэропорту. Документами, подтверждающими достоверность эмиссионных характеристик ВС и правильность выполненных расчетов являются специальные бортовые удостоверения ВС (см.п.2.2.2.), которые по требованию экологических служб аэропорта предъявляются авиаперевозчиками, выполняющими рейсы в данный аэропорт, и заключение Центра Экологической Безопасности Гражданской Авиации (ЦЭБ ГА) при Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА).

    2.1.3. Для осуществления государственного учета, систематизации и прогнозирования выбросов ЗВ от ВС по отрасли в целом каждые полгода (не позднее августа и января) аэропорт должен направлять в Центр Экологической Безопасности сведения о фактических выбросах ЗВ по форме Приложения А, рассчитанных в соответствии с (3).

    2.1.4. Наличие расчета усредненных в 30-минутном интервале разовых концентраций ЗВ в окрестностях аэропорта, возникающих в результате распространения примесей ЗВ, содержащихся в отработавших газах авиадвигателей, при эксплуатации ВС в данном аэропорту. Расчеты должны быть произведены в соответствии с Методикой (4), специально разработанной для этих целей и учитывающей особенности процессов образования ЗВ в двигателе, динамики движения ВС в данном аэропорту, изменения концентраций в выхлопной струе газов и ее перемещение в пространстве, нестационарный характер производительности источника и атмосферной турбулентной диффузии. Не допускается использование каких-либо упрощенных моделей расчета, представляющих ВС, как стационарные, струйные, площадные и др. источники.

    Расчеты должны быть выполнены для следующих условий:

    - максимальной фактической получасовой интенсивности движения ВС для самого напряженного месяца года;

    - среднесуточной получасовой интенсивности движения, характерной для наиболее напряженного месяца года;

    - среднемесячных и неблагоприятных метеоусловий для самого напряженного месяца года;

    - в направлениях ветра в сторону населенных пунктов и других защищаемых территорий, находящихся в зоне влияния распространения примесей ЗВ;

    - для любых других сценариев движения ВС в аэропорту и метеоусловий по требованию территориальных природоохранных органов, если это вызвано необходимостью определения взаимного влияния загрязнения атмосферы с другими источниками на прилегающих территориях, уточнения санитарно-защитных зон, уточнения нормативов выбросов от стационарных источников, оценкой эффективности планируемых мероприятий и т.п.

    Результаты расчета должны включать таблицы с данными в угловых точках на местности и контуры равновеликих концентраций на двухмерном пространстве и наглядно демонстрировать загрязнение атмосферного воздуха в зонах жилой застройки и других защищаемых зонах.

    При определении нормативов выбросов от стационарных источников аэропорта поля концентраций ЗВ от ВС используются в качестве основы, на которую наносятся выбросы от стационарных источников.

    Достаточность материалов и достоверность выполненных расчетов должны быть подтверждены заключением ЦЭВ ГА.

    2.1.5. Расчеты по п.п.2.1.2 и 2.1.4 вместе с документацией, подтверждающей их достаточность и достоверность, используются для начисления платежей за выбросы в атмосферу ЗВ и решения вопроса о разрешении на выброс и должны быть включены вместе со сведениями п.2.1.1. неотъемлемой частью в экологический паспорт предприятия и проект нормативов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников и предшествовать разработке нормативов ПДВ. Для вновь строящихся и реконструируемых аэропортов они также включаются неотъемлемой частью в экологическое обоснование хозяйственной деятельности и во все виды предпроектной и проектной документации на развитие и реконструкцию аэропорта, начиная с ТЭО и обоснования инвестиций, в разделы "Охрана окружающей среды" или "ОВОС".

    2.1.6. Наличие акустического паспорта аэропорта, выполненного в соответствии с Рекомендациями (11) и с учетом обеспечения требований ГОСТ 22283-88 (5).

    При расчете зон воздействия авиационного шума на прилегающие территории должны использоваться акустические характеристики конкретных типов ВС, подтвержденные результатами соответствующих испытаний, и методы расчета, учитывающие особенности пилотирования ВС в данном аэропорту (12).

    2.1.7. Наличие самостоятельного раздела в действующей Инструкции по производству полетов в данном аэропорту, содержащего конкретные рекомендации по уменьшению неблагоприятного воздействия эксплуатируемых ВС на окружающую среду (авиационный шум, выбросы ЗВ).

    2.1.8. Аэропорты 1-го и 4-го классов (согласно классификации "Временных норм технологического проектирования аэропортов, 1-1985"), а также аэропорты, расположенные в курортной зоне или в непосредственной близости от городских застроек, и других населенных пунктов, находящихся в зоне воздействия шума и выбросов ЗВ от ВС, должны быть оборудованы системами оперативного контроля за акустической обстановкой и распространением ЗВ в окрестностях аэропорта (мониторинг загрязнения атмосферы и шума на местности). На первом этапе внедрения таких систем разрабатываются расчетные методы мониторинга с использованием математико-программных комплексов на базе современных ПЭВМ, реализующих методы расчета, рекомендуемые в п.п.2.1.2., 2.1.4. и 2.1.6., позволяющие в реальном времени представлять информацию об уровнях шума и загрязнения атмосферы в любой точке и области прилегающей к аэропорту местности, моделировать возможные сценарии эксплуатации ВС, в том числе при неблагоприятных атмосферных условиях, и оптимизировать движение ВС с точки зрения снижения негативного воздействия на окружающую среду.

    Разработка и внедрение расчетных методов мониторинга совмещается по срокам с графиком сертификации аэропорта и в первую очередь должны быть произведены для аэропортов, расположенных в курортной зоне. На основании опыта эксплуатации расчетных систем мониторинга, при наблюдении устойчивого неблагоприятного влияния на зоны населенных мест и другие защищаемые зоны, по требованию территориальных природоохранных органов и общественности внедряются инструментальные (измерительные) методы контроля.

    2.1.9. Если аэропорт осуществляет также функции авиаперевозчика, то к нему в полном объеме применяются также требования раздела ......2.

    2.1.10. Наличие расчетов валовых выбросов ЗВ и полей рассеивания концентраций ЗВ согласно п.п.2.3.2. и 2.3.3. при техническом обслуживании ВС на авиационно-технических базах (АТВ), если они располагаются в пределах производственно-технической территории аэропорта, независимо от того, входят ли они в состав юридического лица аэропорта или нет. В последнем случае службы аэропорта обязаны потребовать от АТВ, а АТВ обязана разработать и представить, необходимую документацию и включить ее неотъемлемой частью во все виды необходимой документации по аэропорту, в соответствии с п.2.1.5.

    2.1.11. Наличие оценок и сведений по риску возникновения аварийных ситуаций ВС в зоне аэропорта и их экологическим последствиям, в том числе указание зон аварийного слива топлива из ВС и его последствия на окружающую среду, а также план действий персонала предприятия в аварийных ситуациях.


2.2. Требования к авиаперевозчикам (эксплуатантам)
(организациям, осуществляющим и обеспечивающим
воздушные перевозки и авиационные работы, а также
любые другие полеты ВС как на регулярной, так и
нерегулярной основе)

    2.2.1. Наличие информации о деятельности предприятия, содержащейся в экологическом паспорте, проекте нормативов ПЛВ, экологическом обосновании лицензии и др., включающей сведения:

    - о составе приписного парка ВС с указанием бортовых номеров ВС, типов установленных двигателей, даты изготовления и начала эксплуатации, назначенных и отработанных ресурсов, количестве проведенных ремонтов, сведений об организациях, производящих техническое обслуживание ВС, а также

    - о маршрутах и трассах полета ВС и видах работ с использованием ВС, включая вертолеты и самолеты авиации общего назначения.

    2.2.2. Наличие бортовых удостоверений на каждом ВС по шуму, создаваемому на местности, и выбросам в атмосферу загрязняющих веществ (удостоверения по шуму и выбросам ЗВ), содержащих сведения о характеристиках шума и выбросах ЗВ и их соответствии предъявляемым требованиям. Бортовые удостоверения на каждое ВС выдаются Федеральной авиационной службой (ФАС) России на основании заключений, подготавливаемых Центром экологической безопасности при ГосНИИ ГА.

    Бортовые удостоверения по шуму должны содержать информацию в соответствии с действующим нормативным документом [13], включая сведения о соответствии конкретного ВС действующему международному стандарту по шуму [6].

    В бортовых удостоверениях по выбросам в атмосферу загрязняющих веществ (эмиссии ЗВ) должна указываться следующая информация:

    - интенсивность (масса в единицу времени) выбросов ЗВ на основных эксплуатационных режимах работы маршевых и вспомогательных двигателей при стандартных атмосферных условиях;

    - масса выбросов ЗВ в стандартном взлетно-посадочном цикле ВС;

    - выбросы ЗВ в полете по трассам различной протяженности, заявленным авиаперевозчиком, с обязательной разбивкой по этапам полета;

    - поправки к значениям выбросов ЗВ на качество топлива и изменения атмосферных условий;

    - сведения о соответствии ВС действующим отечественным и международным стандартам и нормам [7, 8, 9].

    Показатели выбросов ЗВ устанавливаются на основании данных сертификата типа двигателя, сертификационных, специальных и других испытаний авиадвигателей, а также расчетно-экспериментальных или расчетных оценок, если отсутствуют данные испытания. В последнем случае, а также в случае несоответствия показателей выброса ЗВ действующим отечественным и международным нормативам выдаются временные бортовые удостоверения.

    Перечень исходной информации о ВС, представляемой для оформления бортовых удостоверений по шуму на местности и выбросов ЗВ приводится в Приложении 8.

    2.2.3. Наличие периодически выполняемых (не реже одного раза в полугодие) расчетов валовых выбросов ЗВ от двигателей ВС отдельно на высотах до 900 м и выше 900 м, выполненных в соответствии с [3], с разбивкой по этапам полета и указанием принадлежности к трассе полета и региона, в котором пролегает трасса. Расчеты должны быть выполнены на основании фактически произведенной работы ВС за отчетный период и данных бортовых удостоверений. Выполненные таким образом расчеты служат основанием для начисления платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Не допускается применение литературных, справочных, методических и иных данных и других методов расчета, в том числе по количеству сожженного топлива.

    2.2.4. Для осуществления государственного учета, систематизации и прогнозирования выбросов ЗВ от ВС по отрасли в целом каждые полгода (не позднее августа и января) предприятие направляет в ЦЭВ ГА сведения о фактических выбросах ЗВ по форме Приложения В, рассчитанные в соответствии с указаниями параграфа 2.2.3.

    2.2.5. Если предприятие, осуществляющее авиаперевозки, выполняет также функции аэропорта, то к нему в полном объеме предъявляются требования раздела 2.1.

    2.2.6. Наличие оценок и сведений по риску возникновения аварийных ситуаций ВС и их экологическим последствиям, в том числе при аварийном сливе топлива из ВС, а также план действий персонала предприятия в аварийных ситуациях и меры по снижению загрязнения окружающей среды.


2.3. Требования к организациям по техническому обслуживанию
авиационной техники (авиационно-техническим базам)

    2.3.1. Наличие информации о деятельности и условиях функционирования предприятия, содержащейся в экологическом паспорте, проекте нормативов ПДВ, экологическом обосновании лицензии и др., в том числе:

    - типы обслуживаемых ВС и двигателей;

    - формы технического обслуживания (ТО), при которых производятся гонки маршевых и вспомогательных двигателей;

    - периодичность выполняемых форм ТО и их количество за отчетный календарный период;

    - место проведения гонок двигателей в привязке к производственно-технической территории базы и ближайшим населенным пунктам или другим защищаемым зонам;

    - конструктивная схема отражающих выхлопные газы устройств;

    - статистические данные повторяемости метеоусловий (направление и скорость ветра, значения температур, давления и относительной влажности воздуха) в течение года и по месяцам;

    2.3.2. Наличие периодически выполняемых (не реже одного раза в полугодие) расчетов валовых выбросов ЗВ при проведении гонок двигателей на формах ТО. Расчеты выполняются на основании данных бортовых удостоверений ВС, оформленных согласно п.2.2.2, и утвержденных графиков опробования двигателя.

    2.3.3. Наличие расчетов осредненных в 30-минутном интервале разовых концентраций ЗВ, возникающих при гонках двигателей. Расчеты производятся в соответствии с методикой [4] для неподвижного ВС с учетом утвержденного графика опробования двигателя в получасовом интервале времени и поправкой на тип отражающего выхлопные газы устройства.

    Расчеты выполняются для следующих условий:

    - наиболее напряженного профиля гонок двигателя в получасовом интервале времени и при совмещении гонок нескольких двигателей, если такое имеет место в пределах 30-минутного интервала времени;

    - среднемесячных и неблагоприятных метеоусловий для самого жаркого месяца года;

    - для направления ветра в сторону населенных пунктов и других защищаемых территорий, находящихся в зоне влияния распространения примесей ЗВ.

    Результаты расчета должны включать таблицы расчетов с данными в узловых точках на местности и контуры равновеликих концентраций на двухмерном пространстве и наглядно демонстрировать загрязнение атмосферного воздуха в зонах жилой застройки и других защищаемых зонах.

    Материалы расчетов по п.п.2.3.2 и 2.3.3 передаются в экологические службы аэропорта, если АТБ расположена в пределах производственно-технической территории последнего, для включения в сводные документы и в форму учета согласно Приложению В.

    2.3.4. Наличие расчетов зон воздействия авиационного шума на прилегающие территории с учетом требований ГОСТ 22283-88 [5].

    2.3.5. Наличие и схема размещения акустических экранов или других устройств, влияющих на распространение шума в зоне размещения АТВ.

    2.3.6. При проведении расконсервации и ложных запусков двигателей должны использоваться специальные устройства, исключающие выброс в атмосферу и попадание на землю или в канализационные и ливневые стоки консервационной смазки и топлива, а также их смесей.


2.4. Требования к предприятиям, осуществляющим ремонт и
испытания воздушных судов и авиадвигателей

    2.4.1. Наличие информации о деятельности и условиях функционирования предприятия, содержащейся в экологическом паспорте, проекте нормативов ПДВ, разделе ОВОС проектной документации и др. и отражающей специфические особенности испытания ВС и авиадвигателей, включающей:

    - схему взаимного расположения мотороиспытательных стендов, испытательного аэродрома, границ производственно-технической территории и населенных пунктов и других защищаемых от шума и загрязнения зон;

    - конструктивную схему мотороиспытательного стенда (бокса);

    - типовой профиль (режимы работы двигателя и время работы на режимах) испытания двигателя на стенде;

    - типовой профиль (режимы и время работы двигателей, скорость и высота полета) испытательного полета ВС, включающий движение ВС по земле и подлет к зоне испытаний.

    2.4.2. Наличие периодически выполняемых (не реже одного раза в полугодие) расчетов валовых выбросов ЗВ при стендовых испытаниях двигателей, выполненных в соответствии с [3], с учетом среднемесячных значений температур, давления и влажности воздуха, качества применяемого топлива, а также потери давления во входном устройстве испытательного бокса и стендового устройства. Для этих целей на основании типового профиля стендового испытания двигателя, среднемесячных атмосферных условий и эмиссионных характеристик двигателя, определенных соответствующими испытаниями, предварительно рассчитываются величины интенсивностей выбросов ЗВ на каждом режиме испытания и суммарные выбросы за весь испытательный цикл применительно к среднемесячным параметрам атмосферного воздуха. Кроме того, для каждого режима испытания двигателя расчетными или расчетно-экспериментальными методами определяются температура и скорость газа на выходе из выхлопной шахты бокса, а также концентрация ЗВ. Достоверность выполненных расчетов для типового профиля испытания двигателя подтверждается заключением ЦЭБ ГА.

    2.4.3. Наличие расчета максимальных разовых концентраций ЗВ в окрестностях мотороиспытательной станции, определенных методами, рекомендуемыми природоохранными организациями для стационарных источников. При этом в качестве исходной информации для расчетов должны быть использованы расчеты по п.2.4.2.

    2.4.4. Наличие расчетов валовых выбросов и разовых концентраций ЗВ, а также зон воздействия авиационного шума при проведении гонок двигателей в составе ВС, выполненных в соответствии с рекомендациями п.п.2.3.2-2.3.4.

    2.4.5. Наличие и схема размещения акустических экранов или других устройств, влияющих на распространение шума в местах проведения гонок двигателей.

    2.4.6. При проведении расконсервации и ложных запусков двигателей должны использоваться специальные устройства, исключающие выброс в атмосферу и попадание на землю или в канализационные и ливневые стоки консервационной смазки и топлива, а также их смесей.

    2.4.7. Для предприятий, осуществляющих ремонт ВС с последующими летными испытаниями, предъявляются требования п.п.2.1.1, 2.1.2, 2.1.4 и 2.1.5. При этом расчеты валовых выбросов ЗВ производятся отдельно при полетах и наземных операциях до высоты 900 м и выше 900 м с учетом типового профиля испытательного полета.


2.5. Требования к учебным заведениям, осуществляющим
учебно-тренировочные полеты ВС и наземные гонки
двигателей

    К учебным заведениям, имеющим в своем составе учебные аэродромы и выполняющим учебно-тренировочные полеты, а также производящим учебные или другие наземные гонки двигателей, в полном объеме применяются требования разделов 2.1-2.3.


3. Контроль за соблюдением требований экологической
безопасности

    В соответствии с Законами РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года и Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года и "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года осуществляется государственный, производственный и общественный контроль за деятельностью предприятий в части соблюдения требований охраны окружающей среды, а также контроль в процессе обязательной сертификации объектов воздушного транспорта.

    3.1. Государственный экологический контроль за деятельностью авиапредприятий (юридических лиц) в части соблюдения настоящих требований осуществляют территориальные природоохранные органы в соответствии с порядком, изложенным в нормативных документах Минприроды России (1, 2), а также органы Федеральной авиационной службы России. Для контроля привлекаются специалисты ЦЭБ ГА.

    3.2. Производственный контроль за соблюдением настоящих требований осуществляют экологические службы юридических лиц авиапредприятий, которые несут ответственность за наличие, полноту и достоверность информации о воздействии ВС на окружающую среду в составе всех видов документации, включая проектную. Задачами экологических служб юридических лиц является также организация оперативного контроля за воздействием ВС на окружающую среду, контроль за соблюдением нормативов выбросов ЗВ и режима акустической обстановки, контроль за соблюдением технических нормативов по шуму и выбросам ЗВ для эксплуатации ВС по информации, приведенной в соответствующих бортовых удостоверениях ВС, и контроль за выполнением предписаний органов государственного контроля по устранению нарушений настоящих требований.

    3.3. Контроль за соблюдением настоящих требований в процессе сертификации аэропортов, авиаперевозчиков (эксплуатантов), организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, а также учебных заведений и учебно-тренировочных центров осуществляют органы Федеральной авиационной службы России с участием представителей Госкомэкологии.

    По методическим вопросам, связанным с реализацией настоящих требований и осуществлением контроля, обращаться в Управление государственного экологического контроля Госкомэкологии РФ (тел.124-83-60) и Центр экологической безопасности ГА (тел.578-49-26, 578-49-25).


Приложение А
(обязательное)

Форма представления аэропортами результатов расчета
валовых выбросов за двигателями ВС ВО взлетно-посадочном
цикле до высоты 900 м


    Название предприятия, юр.адрес, тел............................

    Период отчетности (месяц, год).................................

    Марка топлива, содержание общей серы в топливе, % масс.........


Таблица 1

Валовые выбросы ЗВ двигателями ВС во взлетно-
посадочном цикле до высоты 900 м

+-------------------------------------------------------------------+
¦NN ¦  Тип ВС ¦  Кол-во  ¦    Валовые выбросы ЗВ, тонны             ¦
¦пп.¦         ¦  взлет-  +------------------------------------------¦
¦   ¦         ¦  посадок ¦   СО   ¦  СН  ¦ NOx  ¦ SOx ¦  Сумма      ¦
+---+---------+----------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦ 1 ¦         ¦          ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+---+---------+----------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦         ¦          ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+------------------------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦                        ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
¦      Итого:            ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+-------------------------------------------------------------------+


                                                          Таблица 2

                Валовые выбросы ЗВ при техническом
                         обслуживании ВС

+-------------------------------------------------------------------+
¦NN ¦ Тип ВС, ¦  Кол-во  ¦    Валовые выбросы ЗВ, тонны             ¦
¦пп.¦ тип дви-¦  форм ТО +------------------------------------------¦
¦   ¦ гателя  ¦          ¦   СО   ¦  СН  ¦ NOx  ¦ SOx ¦  Сумма      ¦
+---+---------+----------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦ 1 ¦         ¦          ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+---+---------+----------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦         ¦          ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+------------------------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦                        ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
¦      Итого:            ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+-------------------------------------------------------------------+


    Основные проблемы, связанные с реализацией природоохранных требований и организации производственного экологического контроля.

Подпись отв.лица
печать предприятия ГА


Приложение Б
(обязательное)


Форма представления результатов расчета валовых выбросов ЗВ
двигателями ВС авиаперевозчиками и эксплуатантами ВС


    Название предприятия, юр.адрес, тел............................

    Типы эксплуатируемых ВС........................................

    Период отчетности (месяц, год).................................


Таблица 1

Валовые выбросы ЗВ двигателями эксплуатируемых ВС
до высоты 900 м

+-------------------------------------------------------------------+
¦NN ¦  Тип ВС ¦  Кол-во  ¦    Валовые выбросы ЗВ, тонны             ¦
¦пп.¦         ¦  взлет-  +------------------------------------------¦
¦   ¦         ¦  посадок ¦   СО   ¦  СН  ¦ NOx  ¦ SOx ¦  Сумма      ¦
+---+---------+----------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦ 1 ¦         ¦          ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+---+---------+----------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦         ¦          ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+------------------------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦                        ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
¦      Итого:            ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+-------------------------------------------------------------------+


                                                          Таблица 2

Валовые выбросы ЗВ двигателями ВС при полетах по маршруту
на высотах более 900 м

+---------------------------------------------------------------------------------------+
¦NN ¦ Тип ВС, ¦Маршрут  ¦  Кол-во  ¦Регион.  ¦    Валовые выбросы ЗВ, тонны             ¦
¦пп.¦         ¦         ¦  полетов ¦субъект  +------------------------------------------¦
¦   ¦         ¦         ¦          ¦РФ       ¦   СО   ¦  СН  ¦ NOx  ¦ SOx ¦  Сумма      ¦
+---+---------+---------+----------+---------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦ 1 ¦         ¦         ¦          ¦         ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+---+---------+---------+----------+---------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦         ¦         ¦          ¦         ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+---+---------+---------+----------+---------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦         ¦         ¦          ¦         ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
¦   ¦         ¦         ¦          +---------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦         ¦         ¦          ¦         ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
¦   ¦         ¦         +----------+---------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦         ¦ Итого по маршруту: ¦         ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
¦   ¦         +------------------------------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦         ¦                              ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+---+----------------------------------------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦   Итого по типу ВС:                    ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+---+----------------------------------------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦   ¦                                        ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+--------------------------------------------+--------+------+------+-----+-------------¦
¦       Итого по парку ВС                    ¦        ¦      ¦      ¦     ¦             ¦
+---------------------------------------------------------------------------------------+


Основные проблемы,    связанные    с   реализацией   природоохранных
требований и организации производственного экологического контроля.

Подпись отв.лица
печать предприятия ГА




Приложение В
(обязательное)


 Перечень исходной информации о ВС, представляемой для оформления
    бортовых удостоверений по шуму на местности и выбросам ЗВ


    1. Полное наименование и адрес предприятия-эксплуатанта ВС;

    2. Тип ВС, дата выпуска, его бортовой и заводской номер;

    3. Максимальная взлетная и посадочная масса, кг;

    4. Тип, дата выпуска и заводские номера установленных на самолете маршевых двигателей;

    5. Для винтовых самолетов - тип, дата изготовления и заводские номера установленных винтов;

    6. Тип, дата выпуска и заводской номер установленного на самолете ВСУ (дополнительного двигателя для самолетов типа АН-24, АН-26, АН-30);

    7. Общий налет, количество выполненных ремонтов планера, дата последнего ремонта и оставшийся ресурс;

    8. Количество ремонтов и оставшийся ресурс после последнего ремонта каждого установленного на ВС маршевого двигателя;

    9. Акт осмотра ВС (форма произвольная) в объеме формы оперативного технического обслуживания самолета (отдельный документ за подписью руководителя авиапредприятия или гл. инженера с печатью), с оценкой состояния поверхности планера ВС и воздушных винтов на предмет отклонения от установленных ТУ допусков.

    10. Варианты (компоновки) использования ВС на трассах ГА.

    11. Наименование основных зарубежных аэропортов, где планируется использование данного ВС в ближайшие годы.


Для оформления бортового удостоверения по выбросам ВС
дополнительно представляется следующая информация:

    1. Параметры регулировок маршевых двигателей на всех эксплуатационных режимах (из формуляров двигателей), включая ЭМГ.

    2. Протяженность трасс по регулярным маршрутам полета для различных типов ВС.

    Вся перечисленная информация направляется в ЦЭБ ГА (103340, г.Москва К-340, а/п Шереметьево, ГоснииГА, директору ЦЭБ ГА), для подготовки соответствующих заключений (Тел. для справок: 5784925 (борт. уд. по шуму) и 5784926 (борт. уд. по выбросам ЭВ)).



Текст документа сверен по:
официальная рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование