- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 1998 года Дело N ГКПИ98-439
[О признании Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 1 июля 1998 года N 414 "Об утверждении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию" незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания]
Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - члена Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д., при секретаре Иванове П.Г., с участием прокурора Харланова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Межрегионального общественного объединения "Ассоциация морских лоцманов России" о признании недействительными приказов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 17 августа 1998 года N 514 "О признании утратившими силу некоторых приказов" и от 1 июля 1998 года N 414 "Об утверждении Перечня видов деятельности относящихся к промышленному рыбоводству и рыболовству, которые подлежат лицензированию",
установил:
Межрегиональное общественное объединение "Ассоциация морских лоцманов России" обратилось в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемые приказы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ приняты с нарушением постановления Правительства РФ по данному вопросу и нарушают права и законные интересы заявителя и граждан, осуществляющих лоцманскую деятельность на территории Российской Федерации.
В жалобе, в частности, указывает на то, что в настоящее время принято постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 года N 641 "О лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте", которое относит к компетенции Министерства транспорта Российской Федерации лицензирование деятельности, связанной с "проводкой судов лоцманами и службами управления движением судов".
Полагает, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ необоснованно, в нарушение порядка, установленного законодательством РФ, требует в своих приказах получения лицензий на оказание лоцманских услуг в ведомстве, не уполномоченном лицензировать указанный вид деятельности.
В судебном заседании представители заявителя Макаров И.А, Быстров А.Н. и Егоркин В.И. жалобу поддержали, но при этом просили о признании незаконным лишь приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ N 414 от 1 июля 1998 года по мотивам того, что он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не был опубликован для всеобщего сведения.
Кроме того, п.1.5 Перечня, утвержденного этим приказом, в противоречие требованиям действующего законодательства РФ принят Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ с превышением своих полномочий, а поэтому не может являться законным. Требование о признании незаконным приказа N 514 от 17 августа 1998 года они снимают, т.к. в его отмене не имеется необходимости.
Представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ Готовчиц И.Д., Кац Е.С. и Степанов П.Г. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения.
Представитель Министерства юстиции РФ в судебное заседание не явился. Не возражает против рассмотрения дела без его участия.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Харланова А.В., полагавшего жалобу удовлетворить, Верховный Суд РФ находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах Центральных органов Государственного управления РФ" и п.10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Из содержания ч.3 ст.15 Конституции РФ также следует, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как установлено судом, приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 1 июля 1998 года N 141 был утвержден Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию. Указанный Перечень установил соответствующие правила поведения при осуществлении промышленного рыболовства и рыбоводства, которые касаются прав и свобод неопределенного круга лиц, обязательны для исполнения и рассчитаны на неоднократное применение, т.е. оспариваемый заявителем приказ об утверждении названного выше Перечня обладает всеми признаками нормативного правового характера.
Однако данный приказ, в нарушение требований Конституции РФ и названных Указов Президента РФ, государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ не прошел и не был опубликован в установленном порядке для всеобщего сведения.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются представителями Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем приказ не может быть признан законным (действующим) в какой-либо его части.
С учетом этого суд не находит необходимым вдаваться в оценку соответствия либо несоответствия отдельных пунктов утвержденного Перечня, действующему законодательству РФ, поскольку, как уже отмечалось выше, все содержащиеся в нем положения не влекут правовых последствий и не подлежат применению ввиду того, что оспариваемый приказ не прошел государственную регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения.
Довод представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ о том, что оспариваемый приказ не подлежит государственной регистрации и опубликованию в связи с тем, что он не относится к правовым актам нормативного характера, о чем, по их мнению свидетельствует соответствующее письмо Министерства юстиции РФ, не может быть принят во внимание, поскольку данный приказ обладает всеми вышеуказанными признаками нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы граждан и организаций, и потому подлежит такой регистрации и опубликованию.
То обстоятельство, что данный приказ подлежит государственной регистрации, подтверждается как содержанием самого приказа, так и материалами гражданского дела по жалобе этого же заявителя о признании незаконными аналогичных приказов по этому вопросу.
Из содержания приказа и названного гражданского дела усматривается, что такого рода правовые акты подлежат государственной регистрации.
Тот факт, что Министерство юстиции РФ первоначально не усмотрело необходимости в государственной регистрации названного приказа, не может служить основанием для признания его законным (действующим), поскольку данный факт сам по себе не свидетельствует о том, что он принят с соблюдением требований закона.
Суд при этом учитывает также и то обстоятельство, что Министерством юстиции РФ в настоящее время свое письмо об отсутствии необходимости в государственной регистрации оспариваемого приказа фактически дезавуировано, что подтверждается имеющимся в деле его письмом от 7 сентября 1998 года N 6025-137.
Суд соглашается также и с произведенным заявителем уточнением своего требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Жалобу Межрегионального общественного объединения "Ассоциация морских лоцманов России" удовлетворить.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 1 июля 1998 года N 414 "Об утверждении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию", признать незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.Редченко
Текст документа сверен по:
официальная рассылка