почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
23
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 9 сентября 1998 года Дело N ГКПИ98-439


[О признании Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 1 июля 1998 года N 414 "Об утверждении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию" незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания]     

    
    Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - члена Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д., при секретаре Иванове П.Г., с участием прокурора Харланова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Межрегионального общественного объединения "Ассоциация морских лоцманов России" о признании недействительными приказов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 17 августа 1998 года N 514 "О признании утратившими силу некоторых приказов" и от 1 июля 1998 года N 414  "Об утверждении Перечня видов деятельности относящихся к промышленному рыбоводству и рыболовству, которые подлежат лицензированию",
    

установил:

    
    Межрегиональное общественное объединение "Ассоциация морских лоцманов России" обратилось в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемые приказы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ приняты с нарушением постановления Правительства РФ по данному вопросу и нарушают права и законные интересы заявителя и граждан, осуществляющих лоцманскую деятельность на территории Российской Федерации.
    
    В жалобе, в частности, указывает на то, что в настоящее время принято постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 года N 641 "О лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте", которое относит к компетенции Министерства транспорта Российской Федерации лицензирование деятельности, связанной с "проводкой судов лоцманами и службами управления движением судов".
    
    Полагает, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ необоснованно, в нарушение порядка, установленного законодательством РФ, требует в своих приказах получения лицензий на оказание лоцманских услуг в ведомстве, не уполномоченном лицензировать указанный вид деятельности.
    
    В судебном заседании представители заявителя Макаров И.А, Быстров А.Н. и Егоркин В.И. жалобу поддержали, но при этом просили о признании незаконным лишь приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ N 414 от 1 июля 1998 года по мотивам того, что он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не был опубликован для всеобщего сведения.
    
    Кроме того, п.1.5 Перечня, утвержденного этим приказом, в противоречие требованиям действующего законодательства РФ принят Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ с превышением своих полномочий, а поэтому не может являться законным. Требование о признании незаконным приказа N 514 от 17 августа 1998 года они снимают, т.к. в его отмене не имеется необходимости.
    

    Представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ Готовчиц И.Д., Кац Е.С. и Степанов П.Г. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения.
    
    Представитель Министерства юстиции РФ в судебное заседание не явился. Не возражает против рассмотрения дела без его участия.
    
    Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Харланова А.В., полагавшего жалобу удовлетворить, Верховный Суд РФ находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
    
    В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах Центральных органов Государственного управления РФ" и п.10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
    
    Из содержания ч.3 ст.15 Конституции РФ также следует, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
    
    Как установлено судом, приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 1 июля 1998 года N 141 был утвержден Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию. Указанный Перечень установил соответствующие правила поведения при осуществлении промышленного рыболовства и рыбоводства, которые касаются прав и свобод неопределенного круга лиц, обязательны для исполнения и рассчитаны на неоднократное применение, т.е. оспариваемый заявителем приказ об утверждении названного выше Перечня обладает всеми признаками нормативного правового характера.
    
    Однако данный приказ, в нарушение требований Конституции РФ и названных Указов Президента РФ, государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ не прошел и не был опубликован в установленном порядке для всеобщего сведения.
    
    Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются представителями Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
    
    При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем приказ не может быть признан законным (действующим) в какой-либо его части.
    
    С учетом этого суд не находит необходимым вдаваться в оценку соответствия либо несоответствия отдельных пунктов утвержденного Перечня, действующему законодательству РФ, поскольку, как уже отмечалось выше, все содержащиеся в нем положения не влекут правовых последствий и не подлежат применению ввиду того, что оспариваемый приказ не прошел государственную регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения.
    
    Довод представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ о том, что оспариваемый приказ не подлежит государственной регистрации и опубликованию в связи с тем, что он не относится к правовым актам нормативного характера, о чем, по их мнению свидетельствует соответствующее письмо Министерства юстиции РФ, не может быть принят во внимание, поскольку данный приказ обладает всеми вышеуказанными признаками нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы граждан и организаций, и потому подлежит такой регистрации и опубликованию.
    
    То обстоятельство, что данный приказ подлежит государственной регистрации, подтверждается как содержанием самого приказа, так и материалами гражданского дела по жалобе этого же заявителя о признании незаконными аналогичных приказов по этому вопросу.
    
    Из содержания приказа и названного гражданского дела усматривается, что такого рода правовые акты подлежат государственной регистрации.
    
    Тот факт, что Министерство юстиции РФ первоначально не усмотрело необходимости в государственной регистрации названного приказа, не может служить основанием для признания его законным (действующим), поскольку данный факт сам по себе не свидетельствует о том, что он принят с соблюдением требований закона.
    
    Суд при этом учитывает также и то обстоятельство, что Министерством юстиции РФ в настоящее время свое письмо об отсутствии необходимости в государственной регистрации оспариваемого приказа фактически дезавуировано, что подтверждается имеющимся в деле его письмом от 7 сентября 1998 года N 6025-137.
    
    Суд соглашается также и с произведенным заявителем уточнением своего требования.
    
    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
    

решил:

    
    Жалобу Межрегионального общественного объединения "Ассоциация морских лоцманов России" удовлетворить.
    
    Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 1 июля 1998 года N 414 "Об утверждении Перечня видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, которые подлежат лицензированию", признать незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.
    
    Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

    
    

Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.Редченко

    
    
    
Текст документа сверен по:
официальная рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование