- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2002 года N 3.12-17/218
[О рекомендациях
парламентских слушаний "Восстановление и охрана водных объектов.
Актуальные вопросы управления
и правового обеспечения"]
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию направляет текст рекомендаций парламентских слушаний "Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения", состоявшихся 21 марта 2002 года в Государственной Думе Российской Федерации.
Председатель Комитета
А.С.Беляков
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний "Восстановление и охрана водных объектов.
Актуальные вопросы управления
и правового обеспечения"
Проведя, с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также руководителей предприятий водного хозяйства, ученых и специалистов, публичное обсуждение вопросов управления и правового обеспечения мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, участники парламентских слушаний констатируют следующее.
Россия располагает более чем 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод, но использует ежегодно не более 3% речного стока. В то же время в ряде регионов наблюдается острый дефицит в водных ресурсах, обусловленный их неравномерным распределением по территории (на европейскую часть России, где сосредоточено около 80% населения и промышленного потенциала, приходится 8% водных ресурсов).
Как отмечается в решении Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности от 24 июля 2001 года N 4, состояние большинства водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения на территории Российской Федерации, не обеспечивает их экологически безопасное состояние и использование. Более 40% городских водопроводов не имеют необходимого комплекса сооружений подготовки воды, износ водопроводных сетей составляет до 50% и продолжает нарастать. В связи с этим в 45 субъектах Российской Федерации около 6,6 млн. человек используют подземные воды без водоподготовки с содержанием железа и марганца, превышающим предельно-допустимые концентрации.
В последние годы ситуация на многих водных объектах России складывается не лучшим образом. Так, из около 30 тыс. крупных гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в настоящее время, находятся в аварийном состоянии около 20%. Существенно ухудшается техническое состояние гидроузлов и береговой зоны водохранилищ, происходят крупномасштабные береговые деформации.
Состояние гидротехнических сооружений вызывает серьезную озабоченность в связи с тем, что средний срок их эксплуатации без реконструкции и ремонта составил 30-40 лет, они выработали свой ресурс, а отсутствие у владельцев гидротехнических сооружений необходимых средств не позволяет их содержать в надлежащем состоянии. По данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации, около 22% всех гидротехнических сооружений на водохозяйственных объектах требуют капитального ремонта. Особую опасность представляют 1150 объектов, состояние гидротехнических сооружений которых близко к критическому. Свыше 3 тысяч гидротехнических сооружений водохозяйственных объектов находятся в аварийном и предаварийном состоянии.
Техническое состояние гидротехнических сооружений требует принятия государством безотлагательных мер по их реконструкции, капитальному и текущему ремонту, развитию и укреплению эксплуатационных служб. По экспертной оценке, для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, потребность в финансировании из всех источников составляет не менее 20 млрд. рублей ежегодно.
Существующая сеть мониторинга на поверхностных водных объектах всех ведомств крайне недостаточна и нуждается в расширении и совершенствовании. В связи с этим весьма актуальна потребность в разработке программы государственного мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, реализация которой позволит существенно усовершенствовать систему мониторинга, как информационную базу для управления водным фондом.
Правовые основы государственной политики использования и охраны водных объектов определены Водным кодексом Российской Федерации. Но до настоящего времени нет основополагающих документов Правительств Российской Федерации, в которых были бы сформулированы принципы, подходы и основные положения государственной водной политики и определены экономические механизмы ее реализации.
За последние годы удалось несколько улучшить финансирование водохозяйственных работ за счет средств платы за пользование водными объектами. Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета в 2001 году возросли в 3,5 раза по сравнению с 1998 годом. Это позволило возобновить строительство ряда важных водохозяйственных объектов, увеличить объем работ по реконструкции и капитальному ремонту гидросооружений, предотвращению вредного воздействия вод, техническому перевооружению водохозяйственных организаций.
С января 2002 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2001 года N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям и экономическим районам", в соответствии с которым ставки платы за пользование водными объектами повышаются в 2 и более раза (по гидроэнергетике в 6 раз).
Расчетная сумма платы за пользование водными объектами составит 6,94 млрд. рублей (в 2001 году - 2,32 млрд. рублей) и, согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", в нарушение Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", направляется в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В федеральном бюджете на 2002 год на выполнение федеральных мероприятий по управлению водными объектами предусмотрено выделение свыше 1,14 млрд. рублей. Однако этих средств явно недостаточно для улучшения ситуации в водном хозяйстве.
Дальнейшее развитие нормативного правового регулирования водных отношений должно обеспечить:
четкое разграничение функций, прав и обязанностей федеральных органов государственного управления, органов государственного управления субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и водопользователей в области использования, восстановления и охраны водных объектов;
целевое использование всех средств, поступающих от платежей за использование и загрязнение водных объектов, для их восстановления и охраны, предотвращения вредного воздействия вод;
законодательное и нормативное закрепление форм и методов участия общественности и граждан в обсуждении водохозяйствейных программ, общественном контроле за рациональным использованием и охраной водных объектов.
По итогам состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственному Совету Российской Федерации разработать и принять Стратегию государственной политики в сфере рационального пользования, восстановления и охраны водных объектов России на период до 2020 года, включая национальный план действий по использованию и охране трансграничных водных объектов и целевые бассейновые программы для крупных речных бассейнов.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Предусмотреть в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" полномасштабное финансирование мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов России.
2.2. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов:
"О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части целевого использования поступлений от платы за пользование водными объектами и отнесению их к неналоговым доходам бюджета);
"О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающих разделение потоков налоговых и воспроизводственных платежей за пользование водными ресурсами, а также соответствующие законопроекты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации";
"О внесении дополнений в Водный кодекс Российской Федерации", предусматривающих механизм аренды водных объектов, в том числе право безвозмездного пользования этими объектами без изъятия водных ресурсов, а также регулирование отношений, обеспечивающих экологическую безопасность водных объектов;
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год", предусмотрев увеличение средств федерального бюджета по подразделу "Водные ресурсы" для проведения неотложных противопаводковых мероприятий, в районах повышенного риска наводнений;
"О защите населения и территорий Российской Федерации от наводнений";
"О страховании ответственности предприятий-водопользователей";
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " О государственной тайне";
"О питьевой воде и питьевом водоснабжении";
"О землях водного фонда Российской Федерации";
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части платежей за загрязнение водных объектов.
2.3. Разработать в 2002 - 2004 годах Схему комплексного использования и охраны водных ресурсов Российской Федерации на период до 2020 года;
2.4. Разработать механизм определения платежей за возмещение возможного ущерба водным объектам и рыбным ресурсам в результате хозяйственной деятельности по разведке и освоению морских нефтегазовых месторождений.
2.5. Осуществить районирование морских акваторий по категориям рыбохозяйственной значимости с целью определения возможности осуществления хозяйственной деятельности в отдельных частях акватории с учетом требований по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды.
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
3.1. Ускорить рассмотрение и принятие законодательных актов, направленных на совершенствование правовой базы в сфере повышения эффективности водопользования, восстановления и охраны водных объектов.
3.2. Активизировать усилия депутатских групп по связям с парламентами Китая и Азербайджана по ускорению подготовки и заключения межправительственных соглашений по трансграничным рекам.
4. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах:
4.1. Обратить особое внимание на повышение эффективности водопользования, а также на целевое использование средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование мероприятий по регулированию, использованию и охране водных ресурсов, а также на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
4.2. Обеспечить реализацию региональных программ обеспечения населения питьевой водой.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
5.1. Использовать все поступления в 2002 году в их бюджеты от платы за пользование водными объектами на завершение строительства первоочередных водохозяйственных объектов, обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики;
5.2. Разработать в 2002 - 2003 годах территориальные программы "Использование, восстановление и охрана водных объектов" до 2010 года для обеспечения реализации федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 860;
5.3. Разработать предложения по совершенствованию экономического механизма водопользования, стимулирующего рациональное пользование водными объектами, внедрение водосберегающих и водоохранных технологий, систем водоподготовки и очистки сточных вод, систем оборотного водоснабжения в промышленности, а также возмещение ущерба, причиненного водным объектам и водохозяйственным фондам.
Председатель Комитета Государственной Думы
по природным ресурсам и природопользованию
А.С.Беляков
Председатель Комитета
Государственной Думы по экологии
В.А.Грачев
Текст документа сверен по:
рассылка