почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
5
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от  16 февраля 2005 года N 103

    
    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта "Волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП) магистрального нефтепровода Ярославль - Москва на участке Москва - Ярославль"



27 января 2005 года

    
    
    Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, образованная в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2004 года N 350 в составе: руководителя экспертной комиссии - к.т.н.Гутникова В.А.; ответственного секретаря - Безноздревой Е.А., заместителя начальника отдела Управления государственной экологической экспертизы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; экспертов: Ермолаева А.М., к.б.н.Касимова Д.В., к.с.-х.н. Мясникова В.В., к.г.н.Назыровой Р.И., д.т.н.Степанова Ю.С., Сухорукова В.В., к.т.н.Шашкова С.Н., рассмотрела представленный на государственную экологическую экспертизу проект "Волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП) магистрального нефтепровода Ярославль - Москва на участке Москва - Ярославль".
    
    Заказчик государственной экологической экспертизы - ОАО "Связьтранснефть", генеральный подрядчик - ОАО "ВНИИСТ".
    
    Разработчик документации: ОАО "Мосгипротранс" (г.Москва).
    
    Год разработки материалов - 2004.
    
    На экспертизу представлен проект "Волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП) магистрального нефтепровода Ярославль - Москва на участке Москва - Ярославль" в составе:
    
    Первый пусковой комплекс:
    

Том 1.

Утверждаемая часть

Книга 1.1.

Состав рабочего проекта

Книга 1.2.

Паспорт

Книга 1.3.

Общая пояснительная записка

Книга 1.4.

Тактовая система синхронизации

Книга 1.5.

Основные чертежи

Книга 1.6.

Организация строительства

Книга 1.7.

Сводный сметный расчет

Книга 1.8.

Сводная спецификация на оборудование и материалы поставки заказчика

Книга 1.9.

Сводная спецификация на оборудование и материалы поставки подрядчика



Книга 1.10.

Акты выбора помещений. Акты выбора трассы кабеля ВОЛП.

Книга 1.11.

Сертификаты

Книга 1.12.

Охрана окружающей среды

Книга 1.13.

Расчет экономической эффективности

Том 2.

Линейные сооружения (6 книг)

Том 3.

Станционные устройства.

Книга 3.1.

Станционные устройства. УС Текстильщики (3 книги)

Книга 3.2.

Станционные устройства. УС ст.Защиты (7 книг)

Книга 3.3.

Станционные устройства. УС Лобково (5 книг)

Книга 3.4.

Станционные устройства. УС Коромыслово (6 книг)

Книга 3.5.

Станционные устройства. УС Ярославль (6 книг)

Книга 3.6.

Станционные устройства. АМС Лазарцево (2 книги)

Книга 3.7.

Станционные устройства. АМС Караш

Книга 3.8.

Станционные устройства. Типовой пункт технологической связи.

Том 4.

Сметная документация (22 книги)


Второй пусковой комплекс

Том 1

Утверждаемая часть

Книга 1.1.

Состав рабочего проекта

Книга 1.2.

Общая пояснительная записка

Книга 1.3.

Основные чертежи

Книга 1.4.

Сводный сметный расчет

Книга 1.5.

Сводная спецификация на оборудование и материалы поставки заказчика

Книга 1.6.

Сводная спецификация на оборудование и материалы поставки заказчика

Том 2.

Станционные устройства.

Книга 2.1.

Станционные устройства. УС Текстильщики

Книга 2.2.

Станционные устройства. УС ст.Защиты.

Книга 2.3.

Станционные устройства. УС Лобково.

Книга 2.4.

Станционные устройства. УС Коромыслово

Книга 2.5.

Станционные устройства. УС Ярославль.

Книга 2.6.

Станционные устройства. АМС Лазарцево.

Книга 2.7.

Станционные устройства. АМС Караш

Книга 2.8.

Станционные устройства. Типовой пункт технологической связи.

Землеустроительные дела (6 книг)

Рыбохозяйственные характеристики водоемов (3 книги)

    Материалы заключений и согласований:
    
    1. Лицензия ОАО "Мосгипротранс" Д 161047 от 15 марта 2002 года, регистрационный номер ГС-1-77-01-21-0-7717023413-001946-1.
    
    2. Санитарно-эпидемиологическое заключение от 23.09.2004 N 50.37.03.000Т.000516, трассы ВОЛП по Пушкинскому району.
    
    3. Акт N СоА 374/08 от 30.08.2004 по выбору и отводу земельных участков ВОЛП по Пушкинскому району;
    
    4. Согласование трассы ВОЛП Москва - Ярославль Пушкинским отделом Государственного пожарного надзора (ОГПН) N 727 от 16.09.2004;
    
    5. Санитарно-эпидемиологическое заключение N 158 от 23.06.2004 трассы ВОЛП по Александровскому району;
    
    6. Заключение ГУПР МПР России по Владимирской области от 28.09.2004 N 8/4-80 по акту выбора земельного участка ВОЛП Москва - Ярославль.
    
    7. Согласование Управления по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям округа "Александров" Владимирской области N 735-ОГПН от 01.10.2004;
    
    8. Санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.ЩЦ.06.052.Т.000264.08.04. от 23.08.2004 по Щелковскому району;
    
    9. Акт N 123-з/27 от 30.08.2004 по выбору земельного участка под размещение объекта ВОЛП по Щелковскому району;
    
    10. Согласование трассы ВОЛП Москва - Ярославль Щелковским отделом Государственного пожарного надзора (ОГПН) N 1627 от 23.08.2004;
    
    11. Акт выбора земельного участка для прохождения трассы под строительство волоконно-оптической линии связи на территории Гаврилов-Ямского района от 16.08.2004;
    
    12. Акт выбора земельных участков (трассы) для прокладки волоконно-оптической линии передачи на территории Ростовского муниципального округа от 22.07.2004;
    
    13. Заключение Администрации Ростовского муниципального округа Ярославской области по Ростовскому району N 159 от 04.08.2004;
    
    14. Акт выбора трассы для прокладки волоконно-оптической линии связи на землях Переславского муниципального округа от 02.08.2004.
    
    15. Заключение ФГУП "ГЕОЦЕНР-МОСКВА" от 23.12.2002 N 1392/9сп о месторождениях полезных ископаемых по трассе ВОЛП Москва - Ярославль.
    
    16. Заключение федерального агентства по недропользованию по Ярославской области от 15.10.2004 N 08 о наличии полезных ископаемых.
    
    17. Экспертное заключение ЦУРЭН от 07.03.97 N 05-2/93 по оценке воздействия на гидрофауну водоемов бестраншейной прокладки кабеля.
    
    18. Письмо (согласование) ФГУ "НП "Плещеево озеро" от 27.10.2004 N 346 трассы ВОЛП Москва - Ярославль.
    
    19. Заключение ФГУ "МОСРЫБВОД" от 26.08.2004 N 1-19-10/787 о пересечении ВОЛП водоемов Московской области.
    
    20. Письмо ФГУ "МОСРЫБВОД" от 10.12.2002 N 1-19-4.07/965 о рыбохозяйственных характеристиках водоемов, пересекаемых ВОЛП Москва - Ярославль.
    
    21. Согласование ФГУ "Верхневолжрыбвод" от 26.08.2004 N 1-19-10/787 расчета ущерба, наносимого рыбным запасам строительством ВОЛП Москва - Ярославль.
    
    22. Письмо ФГУ "Верхневолжрыбвод" от 07.09.2004 N 1108 о рыбохозяйственных характеристиках водоемов, пересекаемых ВОЛП Москва - Ярославль.
    
    23. Согласование ФГУ "ЦЕНТРРЫБВОД" от 25.10.2004 N 04-7/2913 проекта ВОЛП Москва - Ярославль на участке Владимирской области.
    
    24. Санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.31.03.000.Т.517.09.04 от 29.09.2004 по Ногинскому району.
    
    25. Акт N 321 от 29.09.2004 обследования земельного участка под размещение объекта ВОЛП в Ногинском районе.
    
    26. Постановление Главы Ярославского муниципального округа о предварительном согласовании места размещения объекта ВОЛП Москва - Ярославль.
    
    27. Заключение экспертизы промышленной безопасности ВОЛП Москва - Ярославль от 22.07.2004 N 02-17/49.
    
    28. Материалы обсуждений общественностью Ярославской области проекта "Волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП) магистрального нефтепровода Ярославль - Москва на участке Москва - Ярославль".
    
    Дополнительно представленные материалы:
    
    Ответы ОАО "Мосгипротранс" на замечания и вопросы экспертной комиссии.
    
    

1. Общие сведения о проекте

    
    Проект "Волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП) магистрального нефтепровода Ярославль - Москва на участке Москва - Ярославль" разработан в соответствии с планом технического перевооружения единой информационной сети ОАО "АК "Транснефть", утвержденным 03.2003 первым вице-президентом ОАО "АК "Транснефть" В.В.Калининым. Основанием для проектирования является техническое задание, утвержденное главным инженером ОАО "Гипротрубопровод" Скрепнюком А.Б. от 10.03.2004 и техническими условиями на проектирование ОАО "Связьтранснефть".
    
    Для обеспечения надежной и безаварийной эксплуатации нефтепровода проектом планируется выполнить комплекс работ по реконструкции технологической связи нефтепровода, включающий прокладку в грунт кабеля волоконно-оптической линии передачи и установку мультиплексорного оборудования в узлах связи.
    
    Проектом предусматривается прокладка в грунт 16 и 32-х волоконного оптического кабеля марки ОМЗКГМ-10-01-0,22 завода "Москабель-Фуджикура" г.Москва, а также устройство ответвлений от магистрали в пункты контроля телемеханики и управления на задвижках. Отводы предусматриваются 8 волоконным кабелем с подключением шлейфом только волокон технологической связи.
    
    Строительство зданий и гражданских сооружений проектом не предусматривается. Мультиплексорное оборудование устанавливается в существующих узлах связи на охраняемых площадках нефтебаз: ст.Защита, Лобково, Коромыслово, Ярославль, УС Текстильщики. На существующих антенно-мачтовых сооружениях (Лазарцево, Караш) устанавливаются всепогодные контейнеры с аппаратурой на огороженных площадках ОАО "Связьтранснефть".
    
    Для включения в схему магистральной сети существующих пунктов контроля и управления (ПКУ), установленных возле задвижек, на существующем нефтепроводе предусматривается строительство блоков устройств связи (БУС).
    
    Проектом предусмотрен бестраншейный способ прокладки кабеля, небольшие сроки проведения строительных работ.
    
    Разработка материалов ОВОС осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды", пособием к СНиП 11-01-95 по составлению раздела проекта "Охрана окружающей среды", СП 11-102-97 "Инженерно-экологические изыскания для строительства".
    
    Проектируемый участок Москва - Ярославль является частью большого кольца единой информационной системы ОАО "АК "Транснефть" Москва - Ярославль - Мешиха - Рязань - Москва. Общая протяженность трассы реконструируемой кабельной линии связи вдоль нефтепровода Ярославль - Москва составляет - 332,7 км, в том числе: по Московской области - 118 км (Балашихинский район, Щелковский район, Ногинский район, Пушкинский район, Сергиево-Посадский район), по Владимирской области - 19 км (Александровский округ), по Ярославской области - 195,7 км (Переславский район, Гаврилов-Ямский район, Ростовский район, Ярославский район).
    
    

2. Природно-климатическая характеристика района строительства

    
    Проектируемый участок ВОЛП Москва - Ярославль расположен в центральной части Русской равнины, трасса проходит по Борисоглебской возвышенности, Ростовской и Волжско-Нерльской низменностям. Крайний юг Ярославской области занимают склоны Клинско-Дмитровской гряды. Многие участки Ярославской области заболочены (10% от общей длины трассы).
    
    Рассматриваемая территория располагается в зоне умеренно-континентального климата с холодной зимой и теплым летом. Все реки участка относятся к восточноевропейскому типу с выраженным весенним половодьем, низкой летней и зимней меженью и устойчивым ледяным покровом. Реки принадлежат бассейну Верхней Волги. Наиболее крупными реками являются реки Клязьма, Нерль, Пехорка, Которосль.
    
    В геоморфологическом отношении проектируемый участок трассы Москва - Ярославль относится к северо-восточной части Русской мореной равнины. Рельеф представляет собой всхолмленную равнину. На междуречьях моренные гряды и холмы придают местности возвышенный характер.
    
    Для территории Московской области характерны елово-сосновые леса бореальной группы, занимающие широкий спектр местообитаний - от заболоченных низин до сухих водораздельных пространств. Северо-западная периферия Владимирской области находится в пределах подзоны хвойно-широколиственных лесов, для которой характерны ельники. Существенная часть хвойных лесов подверглась рубке, поэтому значительные площади сейчас занимают мелколиственные леса - березняки, осинники, ольшаники. Территория Ярославской области относится к полосе южной тайги. В целом здесь господствуют еловые формации. Южнее Ярославля распространены ельники с незначительной примесью рябины, березы, осины.
    
    Фауна рассматриваемых областей широко распространена на всей Восточно-Европейской равнине. В рассматриваемом коридоре коммуникаций ввиду особенностей объекта постоянное животное население позвоночных, кроме 2-3 видов мышевидных грызунов, практически отсутствует. Отмечаются периодические заходы лисицы, лося, кабана, зайца-русака. В пересекаемых трассой водотоках обитают бобр, ондатра, водяная кутора.
    
    

3. Оценка проектных решений и экологической безопасности объекта

    
    Проектом предусматривается прокладка волоконно-оптического кабеля (ВОК) в грунт в охранной зоне трубопровода в 925 м от оси нефтепровода вдоль существующих медных кабелей технологической связи магистрального нефтепровода Ярославль - Москва.
    
    Глубина прокладки ВОК технологической связи соответствует СНиП 2.05.06-85, ВСН 116-93, ОСТН-600-93 составляет 1,2 м.
    
    Прокладка кабеля (как магистрального, так и ответвления) в грунт предусматривается кабелеукладчиком и в траншею, разрабатываемую вручную или экскаватором. Учитывая большую насыщенность трассы подземными коммуникациями и дорогами, а также стесненными условиями при прохождении параллельно существующим кабелям связи процент механизации кабелепрокладочных работ составит около 80%.
    
    Пересечение железных дорог и автодорог с твердым покрытием предусматривается выполнять методом прокола, а дорог с шириной насыпи более 40 м методом горизонтально-направленного бурения. Проектом предусмотрено выполнить 27 переходов методом ГНБ.
    
    При прокладке кабеля ВОЛП через водные преграды в проекте предусматриваются два метода выполнения работ:
    
    - прокладка кабеля кабелеукладчиком;
    
    - прокладка кабеля методом горизонтально-направленного бурения.
    
    Переходы через реки с крутыми берегами (река Пехорка), озеро на подходе к ст.Защиты и другие крупные водные объекты проектом предусмотрено выполнить методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ) с закладкой двух полиэтиленовых труб диаметром 100 мм. Оба метода прокладки кабеля относятся к наиболее экологически чистым видам технологических сооружений.
    
    Для создания магистральной транспортной системы ведомственной цифровой сети связи ОАО "Связьтранснефть" проектом предусматривается 3-уровневая синхронная система передачи SDН уровней SТМ-16, SТМ-4 и SТМ-1, построенная на мультиплексорном оборудовании Surpass фирмы Siemens по кольцевому принципу.
    
    На всех технологических КП и АМС проектом предусматривается установка компактного мультиплексорного оборудования уровня mSТМ-1 фирмы Siemens.
    
    Для организации доступа к транспортной магистрали устройств контроля и телемеханики, а также абонентов технологической сети связи проектом предусматривается универсальная система первичного мультиплексирования, построенная на мультисервисном оборудовании доступа FМХ.
    
    Для обеспечения эффективного функционирования всех участков сетей связи, входящих в состав взаимоувязанной сети связи, предусмотрена централизованная система управления. Рабочая станция FSC с сервером на УС Текстильщики управляет мультиплексорным оборудованием, находящимся в зоне ответственности Московского цеха связи N 3. Рабочая станция FSС на УС Ярославль - в зоне ответственности Верхневолжского ПТУС.
    
    В узлах связи ОАО "Связьтранснефть" на выделенных площадях существующих ЛАЦ устанавливается мультиплексорное оборудование в штативе ETSI с оптическим и электрическим кроссом.
    
    В качестве системы электропитания проектом предусматривается система ЭС 48/ 100...540 фирмы ТХ "Электросистемы" с выпрямительными модулями R. 1248, которая устанавливается в шкафах размером от 15U до 42U. Для обеспечения бесперебойного электропитания в состав ЭПУ входят герметизированные необслуживаемые свинцо-кислотные аккумуляторные батареи типа ОРzV производства фирмы Sonnenshain. Аккумуляторные батареи подключаются в буферном режиме двумя группами и обеспечивают электропитание аппаратуры при пропадании сети переменного тока в течение не менее 12 часов. Все оборудование имеет сертификат Министерства связи Российской Федерации.
    
    Для заземления проектируемой аппаратуры используются существующие контуры рабочего и защитного заземления.
    
    Электроснабжение проектируемого оборудования узлов связи предусматривается от существующих и дооснащаемых систем и относится к 1-й категории электроснабжения.
    
    В соответствии с техническими условиями от Ростовских электрических сетей Ярэнерго на АМС (антенно-мачтовое сооружение) Лазарцево предусматривается организация двух фидеров (протяженностью - 500 и 600 м) к проектируемому контейнеру с аппаратурой SDН и ДГА, а также установка двух КТП на площадке АМС. Для существующих узлов связи Лобково, Коромыслово, Ярославль в качестве третьего источника используются существующие ДГА с автоматическим запуском.
    
    Для обеспечения 1-й категории надежности электроснабжения в УС ст.Защиты предусматривается установка дизель-генератора (Wilson) 15 кВт с 3-й степенью автоматизации. Дизель-генератор устанавливается в отдельно стоящем всепогодном контейнере. В узлах связи АМС Лазарцево и АМС Караш проектом предусматривается установка дизель-генератора 6 кВа фирмы FG WILSON (Великобритания) в совмещенном контейнере для ДГА и SDН в соседних помещениях.
    
    Проектом предусматривается использование существующей и модернизируемой инфраструктуры узлов связи (вентиляция, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, электроосвещение), а также систем пожарной и охранной сигнализации.
    
    Здания с оборудованием ВОЛП являются действующими узлами связи и находятся под наблюдением и обслуживанием службы пожарной охраны ОАО "АК "Транснефть" или ОАО "Связьтранснефть".
    
    Аварийные ситуации при эксплуатации волоконно-оптической линии передачи (ВОЛП) могут возникнуть в случае повреждения кабеля или выхода из строя оборудования узла связи. Аварийные ситуации не приведут к какому-либо загрязнению окружающей среды, выбросам загрязняющих веществ в воздушную и водную среды, а также электромагнитному и шумовому воздействиям. Для ликвидации аварии на ограниченном участке осуществляются земляные работы для демонтажа поврежденного кабеля, прокладки нового кабеля, монтажа муфт, по окончании работ траншея засыпается.
    
    В проекте отражены вопросы техники безопасности и охраны труда, а также вопросы противопожарной безопасности при строительстве и эксплуатации технологической системы связи ОАО "АК "Транснефть".
    
    Строительство ВОЛП будет осуществляться по итогам тендера специализированной строительно-монтажной организацией. Для строительства ВОЛП необходимо привлечь 5 механизированных колонн по 60 человек в каждой. Всего на строительстве будет занято 300 человек, которые распределены по участкам. Для строительства ВОЛП по территории Московской и Владимирской областей предполагается привлечь две механизированных колонны (участка), для работы в Ярославской области - 3 мехколонны. Проживание работников строительной организации планируется в гостиницах городов и поселков базирования техники (ст.Защита, Лобково, Ярославль). Продолжительность строительства линейных сооружений составит 3 месяца.
    
    Сооружения связи являются одним из наиболее экологически чистых видов сооружений. В период эксплуатации они не производят вредных выделений и промышленных отходов в окружающую среду, и в то же время, дают значительный социально-экономический эффект по оказанию услуг связи другим потребителям.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что в проекте предложены основные технологические решения для маршрута прохождения трассы с учетом общих технических требований к намечаемой деятельности и требований законодательства в области охраны окружающей среды. Проектными решениями предусматривается строительство волоконно-оптической линии связи протяженностью 332,7 км. Прокладка кабеля осуществляется на глубину 1,2 м в соответствии с требованиями ВСН 116-93.
    
    Прокладка ВОЛП предусмотрена в основном кабелеукладчиком. В местах пересечений с коммуникациями и стесненных участках в траншею, разработанную экскаваторами и вручную. Пересечения с автомобильными и железными дорогами запроектированы закрытым способом-методом прокола. Проектируемая трасса кабеля проходит в границах отвода проложенного нефтепровода на расстоянии 9-25 м от его оси.
    
    Производство работ в охранных зонах действующих сетей производится только с письменного разрешения представителей эксплуатации. Технология работ в охранных зонах проводится в соответствии с требованиями ВСН 51-1-80, ВСН 31-81, ВСН 116-93.
    
    Представленный на рассмотрение проект отвечает требованиям СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". Материалы представлены в объеме, достаточном для оценки экологической безопасности. По разделу оценки экологической безопасности принятых технологических решений замечаний нет.
    
    

4. Охрана окружающей природной среды

    
    Несмотря на применение современной строительной техники, механизмов и транспортных средств, а также совершенных технологий и оборудования, строительство волоконно-оптической линии передачи Москва - Ярославль в той или иной степени будет воздействовать на окружающую природную среду.
    
    Проектируемая ВОЛП согласно "Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации" (Приказ Минприроды от 18.07.94 N 222), "Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации", утвержденное Главгосэкоэкспертизой 10.12.93, не относится к экологически опасным объектам хозяйственной деятельности.
    
    

4.1. Охрана атмосферного воздуха

    
    При строительстве проектируемого объекта основное негативное воздействие на атмосферный воздух будут оказывать передвижные и стационарные источники загрязнения, включающие строительные машины и механизмы, транспортные средства. При этом будут выделяться ряд вредных компонентов - окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, углеводороды, сажа.
    
    В составе проектных материалов приведены данные по расчетам выбросов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, на период строительства и эксплуатации.
    
    Валовые выбросы загрязняющих веществ при строительстве:
    

Наименование вещества

Удельные выбросы

Валовые выбросы

За период строительства (3 мес.)


ДТ

АИ-80

т/год

г/с

т

Углерод оксид

0,1 т

0,6 т

40,45

1,28

7,31

Диоксид азота

0,04 т

0,04 т

8,7

0,27

1,57

Углеводороды

0,03 т

0,1 т

9,14

0,29

1,65

Сажа

15,5 кг

0,58 кг

2,90

0,09

0,52

Диоксид серы

20 кг

2 кг

3,67

0,11

0,66

Бенз(а)пирен

0,31 г

0,23 кг

8,6·е-5

0,27·е-5

1,55·е-5

Итого:



64,86


11,71

    
    Проектом предусматривается установка совмещенных всепогодных контейнеров энергетических МКЭ-311 (1 шт.) и МКЭ-611 (2 шт.) с дизель-генераторами 14,4 кВа (1 шт.) и 6 кВа (2 шт.) фирмы F.G. Wilson на ст.Защиты и АМС Лазарцево и Караш. Аппаратурой предусматривается замена существующих дизель-генераторов в перечисленных узлах.
    
    Выбросы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу при работе установок направленного бурения:
    

Наименование загрязняющих веществ

Буровая установка, 40 кН

Буровая установка, 120 кН


г/сек

т/год

г/сек

г/год

Оксид углерода

0,26

0,39

0,81

3,7

Диоксид азота

0,4

0,6

1,24

5,62

Дизельное топливо

0,12

0,18

0,38

1,74

Сажа

0,02

0,03

0,07

0,3

Сернистый ангидрид

0,05

0,08

0,15

0,68

Формальдегид

0,005

0,008

0,016

0,072

Бенз(а)пирен

5*10

8*10

2*10

8*10

    
    Расчетные приземные концентрации с учетом выбросов от открытых автостоянок, и с учетом фонового уровня загрязнения квалифицируют выбросы как допустимые. Строительные работы носят временный характер, и поэтому не окажут негативного воздействия на атмосферный воздух.

    
    Значения нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ для проектируемых сооружений в период строительства:

    

Наименование вещества

Норматив платы руб./т

Валовой выброс т/период

Плата, тыс. руб./период

Диксид азота

52

1,57

0,17

Сажа

41

0,52

0,04

Диоксид серы

40

0,66

0,056

Оксид углерода

0,6

7,31

0,007

Бензин

1,2

0,012

3*10

Дизельное топливо по керосину

2,5

2,60

0,013

Бенз(а)пирен

2049801

0,0000155

0,066

Всего

-

11,71

0,469

    
    Плата за выбросы в период строительства проектируемого объекта, рассчитанная с учетом коэффициентов, учитывающих экологические факторы и инфляцию, составит 0,469 тыс.руб. Для работы 5 мехколонн плата составит - 2,345 тыс.руб.
    
    К числу мероприятий, снижающих уровень негативного воздействия на окружающую среду выбросов вредных веществ, следует отнести следующие:
    
    - запрет на работу техники в форсированном режиме;
    
    - рассредоточение во времени работы техники и оборудования, не участвующих в едином непрерывном технологическом процессе;
    
    - приведение и поддержание технического состояния строительных машин и механизмов и автотранспортных средств в соответствии с нормативными требованиями по выбросам вредных веществ;
    
    - проведение технического осмотра и профилактических работ строительных машин, механизмов и автотранспорта, с контролем выхлопных газов ДВС для проверки токсичности не реже одного раза в год (плановый), а также после каждого ремонта и регулирования двигателей;
    
    - недопущение к работе машин, не прошедших технический осмотр с контролем выхлопных газов ДВС;
    
    - организация разъезда строительных машин и механизмов и автотранспортных средств по трассе с минимальным совпадением по времени;
    
    - ограничение (запрет) на работу двух механизированных строительно-монтажных  бригад параллельно на площадке менее 0,1 км;
    
    - обеспечение оптимальных режимов работы, позволяющих снижение расхода топлива на 10-15% и соответствующее уменьшение выбросов вредных веществ;
    
    - использование автотранспорта и других передвижных источников выбросов на территории населенного пункта согласно разработанным схемам маршрутов, при необходимости - введение ограничений передвижения;
    
    - применение малосернистого и неэтилированного видов топлива, обеспечивающее снижение выбросов вредных веществ;
    
    - осуществление заправки машин, механизмов и автотранспорта в специально отведенных для этой цели местах при обязательном оснащении топливозаправщиков специальными раздаточными пистолетами (снижение испарения топлива);
    
    - исключение (в случае неблагоприятных метеорологических условий) совместной работы техники, имеющей высокие показатели по выбросам вредных веществ;
    
    - укрепление (в случае необходимости) полотна песчано-грунтовых дорог, пролегающих через населенные пункты, гравийно-щебеночной массой для снижения пыления при интенсивном движении автотранспорта и строительной техники;
    
    - укрытие кузова машин тентами при перевозке сильнопылящих грузов;
    
    - осуществление экологического контроля технических средств при выполнении работ.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что проектные решения отвечают экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в данной области.
    
    Инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды разработаны на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды". Расчет проводился в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
    
    Строительные работы не окажут негативного воздействия на атмосферный воздух.
    
    

4.2. Охрана геологической среды и водных объектов

    
    В геологическом отношении проектируемый участок расположен в пределах Московской синеклизы Русской платформы. Геологическое строение района характеризуется сплошным поверхностным распространением пород четвертичного периода. Отложения представлены широким комплексом песков, супесей суглинков, глин, постепенно переходящими друг в друга, как по простиранию, так и по мощности.
    
    По трассе проектируемого участка Москва - Ярославль проведены геологические изыскания. С учетом требований закона от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" получено заключение о наличии полезных ископаемых по трассе ВОЛП. Учитывая, что трасса кабеля проходит в существующем техническом коридоре - охранной зоне нефте- и газопровода, возможность разработки имеющихся полезных ископаемых (строительные пески по Московской области) отсутствует. При эксплуатации ВОЛП воздействие на геологическую среду не предполагается.
    
    Речная сеть исследуемой территории хорошо развита. Годовое количество осадков составляет около 650 мм. По характеру режима все реки участка относятся к восточноевропейскому типу, т.е. имеют ярко выраженное весеннее половодье (начало апреля), низкую летнюю и зимнюю межень и устойчивый ледяной покров (с середины ноября). Зимние меженные уровни устойчивые, без резких колебаний. Реки находятся под ледяным покровом в среднем около 5 месяцев.
    
    Антропогенное влияние на поверхностные и подземные воды предполагается только на стадии строительства. При эксплуатации подземных кабельных линий связи влияние на водную среду не оказывается.
    
    На этапе эксплуатации ВОЛП относится к наиболее экологически чистому сооружению. При эксплуатации подземных кабельных линий волоконно-оптической связи влияние на водную среду не оказывается.
    
    По трассе имеются пересечения мелких, средних и крупных ручьев, рек, озер. Список водных объектов, попадающих в зону строительных работ, на участке Москва - Ярославль включает в себя 33 наименования. Реки принадлежат бассейну Верхней Волги. Наиболее крупными являются река Клязьма, Нерль, Пехорка, Которосль. Средний годовой сток на речках и водотоках около 4,5 л/с с км. Ширина водоохранной зоны пересекаемых водотоков изменяется от 50 до 500 м. Проектным решением предусмотрено обеспечение режима водоохранных зон и водоохранных полос водных объектов вдоль трассы ВОЛП.
    
    При прокладке кабеля ВОЛП через водные преграды в проекте предусматриваются два метода выполнения работ - прокладка кабеля кабелеукладчиком и прокладка кабеля методом горизонтально-направленного бурения.
    
    Переход трассы через средние реки, а также под крупными автомобильными и железными дорогами, проектируется методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ). Всего на участке проектируется 32 прокола ГНБ, из них 7 - под руслами рек, остальные 26 мелкие реки будут пройдены кабелеукладчиком.
    
    На переходах через малые реки, ручьи и заболоченные участки предусмотрена прокладка кабеля кабелеукладчиком, который перетягивается с одного берега на другой при помощи металлического троса тракторными лебедками или колонной тракторов. При этом траншея в русле реки не разрабатывается, грунт только раздвигается и уплотняется ножом кабелеукладчика, и в образовавшуюся узкую щель прокладывается кабель. При такой технологии производства работ замутнения водоема не происходит.
    
    Переходы через реки Пехорка, Клязьма, Торгоша, Нерль, Кобылка, Которосль намечается выполнить методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ) с закладкой двух полиэтиленовых труб диаметром 100 мм. Глубина бурения управляемой горизонтально-направленной скважины и ее расчетный буровой профиль обеспечивает глубину прокладки кожуха не менее 3 метров от возможного размыва дна в русловой части реки. Профили переходов приведены в рабочей документации. В соответствии с полученными техническими условиями выполнен проект перехода через водные преграды.
    
    Проектируемая трасса ВОЛС является линейным сооружением и, согласно ВНТП 3-85, при ее эксплуатации производственное и хозяйственно-питьевое водоснабжение не предусматривается.
    
    Проектируемые участки трассы являются линейными сооружениями, поэтому при их эксплуатации производственное и хозяйственно-питьевое водоснабжение не предусмотрено.
    
    В период строительства потребуется вода на производственно-строительные нужды и хозяйственно-питьевые нужды строителей. Суточный расход воды на производственно-строительные нужды (по данным "Межгорсвязьстрой") составляет в среднем 30 м на 1 переход методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ). По проекту 32 перехода ГНБ, соответственно расход будет 960 м. За период строительства предполагается расход воды на хозяйственно-питьевые и производственно-строительные нужды в объеме 1,53 тыс.м за весь период (3 месяца) работ на участке. Обеспечение водой в период строительства хозяйственно-питьевых и производственно-строительных нужд осуществляется от существующих систем водоснабжения и подвозится автоцистернами.
    
    Воздействие на водную среду может быть связано только с невыполнением при строительстве требований обеспечения беспрепятственного стока поверхностных и грунтовых вод. При производстве земляных работ происходит нарушение равновесия сложившегося микро и мезорельефа, что может привести к изменению распределения дождевых и талых вод и соответственно к размыву плодородного и минерального грунта, попаданию их в водную среду. После завершения строительства необходимо сохранение абсолютных отметок тальвегов водотоков и ложбин стока, которые пересекаются трассами ВОЛП.
    
    При проектировании учтена потенциальная опасность возникновения в природной среде следующих изменений:
    
    - заболачивание территории в результате запруживания естественных тальвегов;
    
    - интенсификация линейной эрозии в результате изменений направления и интенсивности естественного стока;
    
    - ухудшение качества поверхностных вод в результате нарушения почвенно-растительного покрова транспортными средствами, утечек ГСМ;
    
    - загрязнение грунтовых вод в результате сбросов и утечек сточных вод, аварийных разливов ГСМ.
    
    В процессе строительства предусмотрены следующие мероприятия по охране водных объектов:
    
    - предотвращение заболачивания участков;
    
    - оборудование мест заправки автотранспорта и строительных механизмов за пределами водоохранной зоны водотоков;
    
    - запрет на мойку техники на берегах поверхностных водных объектов;
    
    - базирование техники и ее передвижение только в определенных местах;
    
    - заправка техники только на существующих заправках;
    
    - слив горюче-смазочных материалов в местах базирования строительной техники в специально отведенные для этих целей емкости;
    
    - оснащение рабочих мест и строительных площадок инвентарными контейнерами для сбора бытовых и строительных отходов;
    
    - вывоз строительного мусора в специально отведенные места;
    
    - восстановление срезанных береговых откосов до естественного состояния;
    
    - посев травы или одерновка восстановленных берегов, а также при необходимости посадка лозы.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что предусмотренные в проектных материалах технологии строительства и природоохранные мероприятия отвечают современным требованиям и накопленному опыту строительства аналогичных сооружений, обеспечат допустимое воздействие на геологическую среду, поверхностные водные объекты и подземные воды на этапе строительных работ и эксплуатации сооружений, включая аварийные ситуации.
    
    Проект выполнен в соответствии с нормативными документами: ФЗ "Водный кодекс РФ" N 167-ФЗ от 16.11.95; СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", Минздрав России, 2000 год; правила охраны поверхностных вод, М. 1991 год; влияние гидромеханизированных работ на рыбохозяйственные водоемы, 1987 год, сб.научных трудов ГосНИОРХ; методика по разработке удельных нормативов водопотребления и водоотведения для производственных объектов ОАО "АК "Транснефть". Нормативный документ для ОАО "АК "Транснефть", РД 153-39.4-090-01, 2001 год.
    
    Предусмотренные технические решения и рекомендуемые природоохранные мероприятия в части воздействия на водные объекты, соответствуют действующему законодательству и нормативным документам.
    
    Предложения и рекомендации.
    
    1. Рассмотреть мероприятия по предотвращению негативного воздействия сброса хозяйственно-бытовых сточных вод, образующиеся в процессе строительных работ.
    
    2. При необходимости предусмотреть мероприятия по предотвращению заболачивания территорий, интенсификации линейной эрозии и ухудшения качества поверхностных и грунтовых вод.
    
    3. Включить в проект (том ООС) требование о сохранении (после завершения строительства) абсолютных отметок тальвегов водотоков и ложбин стока, которые пересекаются трассами ВОЛП.
    
    

4.3. Охрана почв и земельных ресурсов

    
    Проектируемая трасса ВОЛП Москва - Ярославль проходит по территории Московской, Владимирской и Ярославской областей. Почвообразующими породами вдоль трассы являются моренные отложения, покровные бескарбонатные и карбонатные суглинки, аллювиальные наносы и органогенные торфяные отложения. Зональными для рассматриваемого участка являются дерново-подзолистые, подзолистые и светло-серые лесные почвы.
    
    Строительство ВОЛП предусматривает прокладку в грунт 16 волоконного оптического кабеля, что позволяет применить механизированную прокладку кабеля кабелеукладочной техникой с минимальным нанесением ущерба почвенному покрову. Перед началом строительства проведены необходимые исследования, определяющие фоновые характеристики состояния почвенного покрова в пределах земельного отвода.
    
    Почвенный покров трассы ВОЛП представлен в основном дерново-слабоподзолистыми почвами; а на подходах к рекам и ручьям - пойменными дерновыми глеевыми почвами.
    
    На основной части трассы предусматривается бестраншейная прокладка ВОЛП кабелеукладчиком. При прокладке кабелеукладчиком грунт раздвигается и уплотняется специальным ножом, установленным на кабелеукладчике, и в образовавшуюся щель прокладывается ВОЛП. При этом нарушения структуры почвы не происходит, и она не утрачивает первоначальную ценность.
    
    Под проектируемую трассу ВОЛП предусмотрен временный отвод земель, необходимый для проведения строительных работ, складирования материалов и конструкций в соответствии с "Нормами отвода земель для линий связи" СН 461-74. Для сельскохозяйственных земель - это полоса шириной 6 м, для земель лесного фонда - 4 м.
    

Ведомость угодий подлежащих отводу, в том числе

166,3 га

Пашня

44,64 га

Пастбище

37,32 га

Лес

66,64 га

Прочие

17,7 га

    
    Затраты на отвод земельных участков представлены в локальных сметах проекта. Земельные участки временного пользования под трассу ВОЛП согласованы с местными органами власти.
    
    В целях предотвращения деградации земель предусматривается выполнение следующих природоохранных мероприятий:
    
    - проведение работ подготовительного периода в согласованные с землепользователями сроками;
    
    - подземная прокладка кабеля на глубину 1,2 м для беспрепятственного проведения сельскохозяйственных работ;
    
    - применение строительных машин и механизмов с минимальным удельным давлением ходовой части на подстилающие грунты и почвы;
    
    - исключение утечек ГСМ и других загрязняющих веществ на рельеф местности при строительстве.
    
    Основные мероприятия по сохранению и восстановлению почв, предлагаемые проектом, включают осуществление технической и биологической рекультивации.
    
    Техническая рекультивация предусматривается при разработке траншей для прокладки ВОЛП экскаватором или вручную и включает следующие мероприятия:
    
    - снятие плодородного слоя почвы с подлежащей рекультивации полосы и перемещение его во временный отвал в границах полосы отвода земель;
    
    - разработка траншеи для прокладки ВОЛП с помещением минерального грунта в отдельный временный отвал;
    
    - засыпка траншеи минеральным грунтом;
    
    - уплотнение минерального грунта прицепным катком;
    
    - распределение минерального грунта, оставшегося после засыпки траншеи, по полосе подлежащей рекультивации;
    
    - перемещение плодородного слоя почвы из временного отвала и равномерное распределение его в пределах рекультивируемой полосы.
    
    Технический этап рекультивации предусмотрен сметной документацией на строительство ВОЛП и выполняется подрядной строительной организацией при контроле землеустроительных и природоохранных организаций.
    
    Проектом предусматривается снятие плодородного слоя почв (ПСП), обладающего благоприятными физическими и химическими свойствами мощностью 30 см согласно ГОСТ 17.5.3.06-85 "Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" и "Рекомендациям по снятию плодородного слоя почвы при производстве горных, строительных и других работ". Общая площадь проведения технической рекультивации по трассе ВОЛП составляет 14,6 га, а объем снимаемого плодородного слоя почвы 43,8 тыс.м.
    
    Биологический этап начинается сразу после технического этапа рекультивации и передачи участка землепользователю. Биологический этап рекультивации включает в себя следующие виды работ:
    
    - вспашку и культивацию всей полосы временного земельного отвода;
    
    - внесение органических и минеральных удобрений на пахотных землях по всей полосе временного отвода;
    
    - посев многолетних трав на участках естественных кормовых угодий;
    
    - посев промежуточной сельскохозяйственной культуры.
    
    Биологический этап производится каждым конкретным землепользователем за счет заказчика строительства. Средства, выделяемые на биологическую рекультивацию, определены районными землеустроительными комитетами и учтены в землеустроительных делах.
    
    Работы по биологической рекультивации выполняются в весенне-летний период. Стоимостные показатели рекультивационных работ представлены в локальных сметах к проекту и составляют в целом 333,406 тыс.руб в базисных ценах 2001 года или 1147,62 тыс.руб. в прогнозируемом уровне цен на 2006 год.
    
    После окончания работ по устройству горизонтально-направленного бурения предусматривается восстановление травяного покрова в месте установки буровой головки и выхода расширителя (одерновка и посев многолетних трав двух небольших площадок).
    
    Экспертная комиссия отмечает, что материалы, касающиеся мероприятий по охране и рациональному использованию почвенного покрова, проработаны достаточно полно. Рассматривается современное состояние почв. Дана краткая характеристика структуры почвенного покрова и представлен перечень встречающихся по трассе разных типов почв. Приведены оценки воздействия на земельные ресурсы и почвенный покров в процессе строительства. Рассматриваются техника и технология производства земляных работ.
    
    Мероприятия по охране почв и восстановлению естественных природных комплексов в полосе строительства направлены на: предотвращение развития эрозионных процессов; ликвидацию строительного мусора и бытовых отходов; ликвидацию дорог и т.д. Расчет потребности в земельных ресурсах произведен в соответствии с нормами отвода земель для строительства линейных сооружений.
    
    Рассмотренные материалы рабочего проекта "Волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП) магистрального нефтепровода Ярославль - Москва" в целом отвечают требованиям действующих распорядительных и нормативно-методических документов по составу и полноте мероприятий по использованию, сохранению, восстановлению земель и почвенного плодородного слоя (рекультивации) при строительстве и эксплуатации волоконно-оптической линии передач. Расчет потребности в земельных ресурсах выполнен в соответствии с "Нормами отвода земель для линий связи" (СН 461-74).

    Рекомендации и предложения
    
    1. Применить соответствующую методику рекультивации земель в местах горизонтально-направленного бурения и прокола.
    
    

4.4. Охрана растительного и животного мира

    
    Современное состояние растительного покрова Московской области определяется тем, что это староосвоенный регион, где издавна проводились активные рубки леса и существенные площади использовались под пашни и пастбища.
    
    В целом для территории Балашихинского, Щелковского, Ногинского, Сергиев-Посадского и Пушкинского районов Московской области характерны елово-сосновые леса бореальной группы, занимающие широкий спектр местообитаний - от заболоченных низин до сухих водораздельных пространств древнеледниковых, древнеаллювиальных равнин и моренных островов. Они довольно разнообразны в типологическом отношении. Наибольшие площади заняты эпиассоциациями вейниково-черничных, вейниково-зеленомошных и вейниково-чернично-кисличных сосново-еловых лесов. Менее распространенные папоротниково-хвощево-кисличные сосново-еловые леса приурочены к плоским и слабоволнистым древнеаллювиальным водноледниковым равнинам. Еловые леса встречаются отдельными небольшими массивами на более влажных и богатых почвах и характеризуются участием в составе древостоев черной ольхи. Сосновые леса связаны с наиболее олиготрофными местообитаниями. Значительные площади занимают заболоченные березовые и черноольховые таволговые, осоково-болотноразнотравные леса в сочетании с низинными болотами.
    
    К трассе примыкают смешанные елово-мелколиственные и мелколиственные леса на месте сосново-еловых, еловых с липой и дубом и еловых с дубом, липой и ясенем лесов, сложенные березой, елью, сосной, ольхой осиной. Встречаются следующие типы леса: березово-еловые; ольхово-березовые; сосново-березовые; осиново-березовые.
    
    Фауна типична для смешанных хвойно-широколиственных лесов. Ее образует 60 видов млекопитающих, около 155 видов гнездящихся и встречающихся на пролете птиц, 6 видов пресмыкающихся, 11 видов земноводных.
    
    Северо-западная периферия Владимирской области находится в пределах подзоны хвойно-широколиственных лесов. Хотя в целом на территории области наиболее распространенной лесообразующей породой является сосна (более 50%), а под еловыми лесами находятся 5% площади, для северо-западной ее части характерны именно ельники-кисличники, черничники, лещиновые, зеленомошные, брусничные, долгомошные, сфагновые.
    
    Существенная часть хвойных лесов подвергалась рубке, поэтому значительные площади сейчас занимают мелколиственные леса - березняки, осинники, ольшаники.
    
    Непосредственно к трассе также примыкают массивы мелколиственных древесных насаждений - осиново-ольхово-березовые и осиново-ольховые леса, относящиеся ко 2-й группе, 2-го класса бонитета, полнота 0,4-0,7. Травянистый покров в целом наследует элементы, характерные для некогда распространенных здесь хвойно-широколиственных лесных массивов.
    
    Фауна сравнительно разнообразна и типична для смешанных хвойно-широколиственных лесов. Ее образует 63 вида млекопитающих, около 185 видов гнездящихся птиц и птиц, встречающихся на пролете, 6 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных.
    
    Леса на территории Ярославской области относятся к полосе южной тайги, однако за последние столетия лесопокрытая площадь в области существенно сократилась. В целом здесь господствуют еловые формации, в качестве основных можно назвать следующие группы ельников: сложные, травяные, зеленомошные, заболачивающиеся и сфагновые. Южнее Ярославля распространены ельники с широколиственным подлеском. Древостой в них, как правило, состоит из двух подъярусов, составленных из ели с небольшой примесью рябины, березы, осины.
    
    На почвах более легкого механического состава - песчаных и супесчаных - распространены сосновые леса. В древесном ярусе выделяется один, реже два подъяруса: верхний образован сосной, иногда с примесью ели и березы; второй обычно составлен елью при незначительном участии березы и осины. Сосняки зеленомошные отличаются высокими таксационными показателями древостоев, слабо выраженным подлеском, хорошо развитым кустарничковым ярусом и мощным моховым покровом. Наиболее распространенными в этой группе являются сосняки бруснично-зеленомошные, чернично-зеленомошные и орляково-зеленомошные. Сосняки бруснично-зеленомошные занимают вершины и склоны гряд и холмов, песчаные террасы рек; сосняки чернично-зеленомошные приурочены к повышенным равнинам, склонам междуречных увалов. Широко распространенной группой являются также сосновые лишайниковые леса.
    
    На прилегающих к трассе землях господствуют леса, где ель выходит во второй ярус - сосново-еловые, сосново-елово-березовые с примесью осины, сосново-елово-березово-осиновые и т.п. На отдельных участках ель выходит в первый ярус - елово-березовые, елово-березово-осиновые. В редких случаях вдоль трассы представлены чистые ельники. Существенна доля березово-сосновых, березово-осиново-еловых, березово-осиновых лесных массивов.
    
    Фауна типична для смешанных хвойно-лиственных лесов. Ее образует 63 вида млекопитающих, около 197 видов гнездящихся птиц и птиц, встречающихся на пролете, 6 видов пресмыкающихся, 8 видов земноводных.
    
    Произрастание редких, исчезающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и специально охраняемых видов растений, а также постоянное обитание редких, ценных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и особо охраняемых животных по трассе ВОЛП в Московской, Владимирской и Ярославской областях не установлено.
    
    Часть испрашиваемых земель относится к землям лесного фонда. Это леса I и II групп, а также сельские леса (55%). Лесопокрытая площадь представлена смешанными насаждениями с преобладанием ели, сосны, березы, осины. Широко распространены вторичные мелколиственные и елово-мелколиственные леса. Под проектируемую линию испрашивается 26,0 га лесных земель по Московской области, 6,52 га - по Владимирской области, 34,12 га - по Ярославской области. Проектом предусматривается перевод лесных земель в нелесные при расширении существующей просеки технического коридора без создания черезполосицы.
    
    В местах прокладки кабеля связи вдоль существующего технического коридора проектом предусматривается расширение просек с вырубкой деревьев, расчисткой кустарника, мелколесья. После вырубки стволовая древесина частично используется для устройства настила из бревен для прохода кабелеукладочной техники по болотам длиной более 300 м. Технологические карты на вырубаемые участки будут составлены лесхозами.
    
    При прокладке кабеля связи учитывается потенциальная пожарная опасность территории. Средний класс пожарной опасности по территории Московской области - 5, по Владимирской и Ярославской областям - 3-4.
    
    Технический коридор существующего нефтепровода пересекает охранную зону национального парка "Лосиный остров" (1,4 км, или 0,6 га в охранной зоне) и территорию национального парка "Плещеево озеро" (2,7 км, или 1,08 га).
    
    В пределах охранной зоны национального парка "Лосиный остров" трасса проходит по антропогенно преобразованному участку (по полям агрофирмы "Первое мая"). В соответствии с постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.92 N 235-113 "О дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" режим использования территории охранной зоны государственного природного национального парка "Лосиный остров" по черте г.Калининграда и Щелковского района Московской области (приложение 1) допускает строительство и реконструкцию инженерных коммуникаций по землям сельскохозяйственных угодий. Лесные массивы трассой ВОЛП не затрагиваются. Негативное воздействие предполагается только в период строительства. Для минимизации воздействия все работы на этой площадке по проекту выполняются вручную.
    
    Трасса ВОЛП проходит по антропогенно преобразованному участку национального парка "Плещеево озеро" в кв. 57-59 Пригородного лесничества (нелесные земли). Проведение рубок не предполагается. По национальному парку "Плещеево озеро" прокладка ВОЛП предусматривается в существующем техническом коридоре без перевода лесных земель. Кабель будет проложен между двумя существующими кабелями связи в их санитарной зоне. Все работы по прокладке кабеля выполняются вручную (2,7 км).
    
    Другие ООПТ в километровой полосе по обе стороны от коридора коммуникаций в Московской, Владимирской и Ярославской областях отсутствуют.
    
    В соответствии с федеральным законом N 73 от 25.06.2002 ст.18-37 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)" проведены археологические изыскания по трассе ВОЛП Москва - Ярославль. На основании представленного отчета институтом археологии N 127 от 27 сентября 2004 года выявлены следующие памятники:
    
    - Селище Талицы-1 (XIII-XVII вв) Пушкинский район с хорошо сохранившимся культурным слоем мощностью до 1 м;
    
    - Селище Воздвиженское-5 (XIV-XVII вв) Сергиево-Посадский район с частично сохранившимся культурным слоем мощностью до 0,8 м;
    
    - Местонахождение Лисавы-1 (XIV в) Александровский район с частично сохранившимся культурным слоем мощностью до 0,8 м;
    
    - Селище Ильинское-1 (XII-XIII вв) с хорошо сохранившимся культурным слоем мощностью до 1,5 м;
    
    В соответствии с полученными рекомендациями для сохранения существующих памятников проектом предусмотрено прохождение под площадкой каждого памятника на глубине 3-4 м методом горизонтально-направленного бурения.
    
    Специфика объекта (прохождение трассы ВОЛП в существующем коридоре коммуникаций, бестраншейный способ прокладки), незначительные по площади рубки (полоса древесной растительности шириной 4 м, непосредственно прилегающая к трассе), сроки строительства (3 месяца) обусловливают отсутствие кардинальных отрицательных воздействий на растительный покров и животный мир. Однако для территорий национальных парков и водоохранных зон даже подобное воздействие является нарушением природоохранного режима.
    
    Ощутимое отрицательное воздействие в виде фактора беспокойства возможно лишь в период массового выведения потомства птицами, которое совпадает со сроками строительства, но оно будет кратковременным. В случае расчистки полосы от древесной растительности в весенний период возможно уничтожение гнезд птиц.
    
    Загрязнение растительного покрова возможно через почву в случае пролива горючесмазочных материалов, отсутствия утилизации отработанной ветоши, складировании бытовых и промышленных отходов и т.п. Складирование порубочных остатков может привести к вспышкам численности насекомых-дендрофагов, которые являются вредителями леса. Переход через водотоки негативно скажется на состоянии популяций водных млекопитающих (бобр, ондатра, водяная кутора).
    
    Наиболее уязвимыми объектами окажутся:
    
    - животные - лось, кабан, заяц-русак, бобр, ондатра, водяная кутора;
    
    - экосистемы - поймы, болотные комплексы.
    
    Для ограничений негативного воздействия на растительный покров и животный мир в процессе прокладки ВОЛП в рабочем проекте предлагаются следующие специальные природоохранные мероприятия:
    
    - все работы проводятся строго в границах землеотвода;
    
    - соблюдаются сроки проведения строительства, рекультивации;
    
    - движение транспорта производится только по существующим, специально оборудованным дорогам. Не допускается устройство временных переездов через реки;
    
    - при прохождении по территории национальных парков сроки рубок и строительных работ будут согласованы с руководством национального парка;
    
    - после окончания строительства проводится рекультивация в соответствии с существующими нормами;
    
    - в местах существования эрозионной опасности предусмотрены специальные противоэрозионные мероприятия (одерновка траншеи, посев трав и т.п.);
    
    - строительные работы вблизи водоемов будут производиться после окончания нерестового периода в сроки, согласованные с местными органами рыбоохраны;
    
    - в пределах водоохранных зон не допускается отстой строительной техники, складирование горюче-смазочных и строительных материалов. Исключается попадание грунта, строительных материалов и т.п. в водотоки;
    
    - не допускается пролив горюче-смазочных веществ;
    
    - бытовые и промышленные отходы своевременно вывозятся;
    
    - расчистка трассы проводится в зимний период, "от себя";
    
    - все порубочные остатки своевременно вывозятся во избежание вспышек размножения насекомых - вредителей леса и возникновения лесных пожаров.
    
    Воздействие на рыбные ресурсы.
    
    В проекте приводится подробное описание рыбохозяйственных характеристик водоемов, водной растительности, водохранных зон для каждого водотока. Проведены расчеты убытков по административным районам (специальный том).
    
    Негативное воздействие при строительстве ВОЛП на рыбные запасы выражается в следующем:
    
    - временное выведение из рыбохозяйственного оборота нерестилищ фитофильных видов рыб расположенных на затрагиваемой пойме и вдоль береговой линии водоемов;
    
    - гибели кормовых организмов в русле реки на участке разрабатываемой прорези с учетом зоны распространения повышенной мутности.
    
    Непосредственной гибели рыб данные работы не вызывают.
    
    С целью снижения отрицательных последствий строительных работ на запасы промысловых рыб проектом предусмотрены следующие требования:
    
    - строительные работы на водоемах будут производиться после окончания нерестового периода в сроки, согласованные с местными органами рыбоохраны;
    
    - не допускается устройство временных переездов через реки;
    
    - в пределах водоохранных зон не допускается отстой строительной техники, складирование строительных материалов, исключается попадание грунта, строительных материалов и т.д. в водотоки.
    
    Применяемые в проекте новые технологии строительства кабельных линий связи позволяют многократно снизить потери рыбных запасов. Однако, в полной мере исключить неблагоприятные воздействия невозможно, поэтому сохраняется необходимость проведения компенсационных мероприятий. Рыбоводно-мелиоративные мероприятия осуществляются в том же водоеме или бассейне.
    
    Расчет проведен согласно "Временной методике оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах", 1989 год.
    
    Приведен расчет по каждому региону. Общая сумма ущерба составляет в ценах 2004 года - 32,489 тыс.руб.; в том числе:
    
    - по Московской области - 23435 руб.;
    
    - по Владимирской области - 551,40 руб.;
    
    - по Ярославской области - 8502 руб.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что материалы проекта содержат сведения, которые позволяют оценить возможные изменения растительного покрова и животного мира в результате прокладки ВОЛП, и могут быть оценены как удовлетворительные. Предлагаемые природоохранные мероприятия обоснованны и достаточны.
    
    Представленные на государственную экологическую экспертизу материалы по оценке ожидаемого воздействия строительства ВОЛП вдоль нефтепровода на участке Ярославль - Москва соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
    
    Ожидаемое в процессе строительства и эксплуатации ВОЛП вдоль нефтепровода воздействие на растительный покров, животный мир и природные комплексы ООПТ можно считать допустимым.
    
    В соответствии с федеральным законом N 73 от 25.06.2002 ст.ст.18-37 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)" настоящим проектом предусмотрено финансирование для проведения дополнительных археологических исследований по трассе ВОЛП с целью выявления существующих и прогнозных памятников истории и культуры и их сохранения.
    
    Рассматриваются основные виды негативного воздействия и необходимые природоохранные мероприятия, снижающие либо предупреждающие ущерб растительности. Подсчитаны потери лесного хозяйства. Необходим перевод лесных земель в нелесные земли в лесах 1 и 2 групп и в сельских лесах в соответствии с техническими актами обследования для расширения существующей просеки без создания черезполосицы.
  
    Рекомендации и предложения

    
    1. Привести характеристику лесных насаждений по единой системе показателей: класс бонитета, полнота, запас, возраст, класс пожарной опасности и т.д.
    
    2. Согласовать прохождение трассы ВОЛП в пределах охранной зоны НП "Лосиный остров" с администрацией национального парка.
    
    3. Согласовать в установленном порядке объемы рубок на территории, национального парка "Переславский".
    
    4. Раздел "Особо охраняемые природные комплексы ООПТ" целесообразно назвать "Современное состояние природных комплексов ООПТ".
    
    5. При представлении материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли, на государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзор, расчет потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, следует выполнить согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2004 года N 647, вступившим в силу с 1 января 2005 года.
    

4.5. Деятельность по обращению с отходами

    
    В материалах проекта производственно-технологической системы связи вдоль магистрального нефтепровода Ярославль - Москва на основе волоконно-оптической линии передач приведены данные по объему и составу образующихся отходов производства и потребления как в период строительства объектов системы связи, так и в период ее эксплуатации.
    
    На этапе строительства источником образования отходов являются: строительные механизмы и транспортные средства и строительные материалы. Особенность обращения с отходами на этапе строительства заключается в следующем:
    
    - время воздействия на окружающую среду относительно небольшое из-за ограниченных сроков строительства;
    
    - отсутствие длительного накопления строительных отходов - вывоз в места захоронения ведется непосредственно в процессе производства строительных работ;
    
    - технологические процессы строительства базируются на максимальном использовании сырьевых материалов и оборудования, что обеспечивает минимальное количество отходов строительства;
    
    - ремонт и техническое обслуживание строительной техники на строительных площадках производится выездными бригадами, заправка ГСМ передвижными заправщиками ГСМ. Отходы, образующиеся при этом, собираются в специализированную тару (емкости, контейнеры и т.п.) и вывозятся.
    
    В период строительства объектов ВОЛП образуются следующие виды отходов:
    
    1. Отходы автотракторной техники, строительных механизмов и оборудования образуются при их техническом обслуживании, связанном с заменой смазочных материалов, узлов и деталей, а также при мелком ремонте (масла отработанные, аккумуляторы отработанные, жидкость охлаждающая отработанная, фильтры масляные, воздушные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, покрышки отработанные, тормозные накладки отработанные, черных металлов лом);
    
    2. Основные виды отходов, относящиеся к строительным (лом и отходы черных металлов; отходы изолированных проводов и кабелей, отходы бетонных плит, железобетонных изделий, отработанный буровой раствор, буровой шлам, древесные отходы (порубочные остатки).
    
    3. Отходы потребления (мусор от бытовых помещений организаций не сортированный, выгреба).
    
    При проведении оценки объемов образования отходов учтено, что общее время строительства за счет совмещения этапов подготовки и самого строительства составило 3 мес. Классы опасности для окружающей природной среды и нормативы образования отходов производства и потребления определялись в соответствии с нормативными документами. Величина нормативов отходов материалов и изделий при строительстве принята в соответствии с "Типовыми нормами трудноустранимых потерь и отходов материалов и изделий в процессе строительного производства" (РДС 82-202-96). Общее количество материалов и изделий определено на основании ведомостей потребности в строительных конструкциях, изделиях и материала.
    
    В процессе строительства переходов через реки методом ГНБ образуется отработанный буровой раствор (ОБР). Объем ОБР, уходящего в отходы рассчитан исходя из средних норм потребления бурового раствора на 1 усредненный переход (~ 100 м) - 2,8 м; всего на 32 перехода потребуется 89,6 м бурового раствора. Учитывая, что буровой раствор частично остается в теле канала (формирует стенки канала и является "смазочным" веществом при протаскивании труб) ОБР может составить не более 40-50% от объема использованного бурового раствора. Осадок бурового раствора (буровой шлам) составляет 30% от объема ОБР, плотность - 1,3 т/м. Количество осадка ОБР составит 15,72 т.
    
    Средний объем образования отходов при строительно-монтажных работах на трассе прокладки линии системы связи составляет:
    

Образованные отходы

Количество отходов, т

Отходы III класса опасности

2,5

Отходы IV класса опасности

32,4

Жидкие отходы (хозбытовые стоки) IV класса

225 м

Отходы V класса опасности

32,26

    
    Представленные в проектных документах оценки объема образования отходов показывают, что основная масса отходов, образующиеся при строительстве (более 95%), относятся к IV-V классу опасности.
    
    Отходы, образующиеся на этапе строительства и монтажа оборудования системы связи, собираются в специальные закрытые контейнеры и хранятся в установленных местах на площадках нефтебаз, затем вывозятся для складирования в согласованные с местными администрациями места. Площадки для сбора и временного хранения отходов предусматривается организовывать на каждом участке строительства системы связи.
    
    Расчет платы за размещение отходов проведен в соответствии с нормами, определенными постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
    
    Масса размещаемых отходов в местах захоронения (полигонах), согласованных с территориальными природоохранными органами, и подлежащих оплате, определялась на основании оценки объемов образования отходов. Расчет платы за размещение отходов:
    

N

Наименование отходов

Класс опасности

Количество, т

Плата, руб.

1

Отходы асбоцемента в кусковой форме (трубы асбоцементные отходы)

4

0,66

314,77

2

Обрезки кабеля оптического

4

1,57

748,78

3

Буровой шлам

4

15,72

7497,31

4

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

4

5,25

2503,87

5

Бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме

5

22,5

648

6

Отходы полиэтилена в виде пленки

5

0,07

2,02

7

Отходы полиэтилена в виде лома (полиэтиленовые трубы)

5

0,16

4,61

8

Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания

5

3,4

97,92

ИТОГО


11817 руб. 28 коп.

    
    В ходе строительных работ предусматривается свести до минимума получение и накопление отходов за счет применения организационно-технических мероприятий и новых технологий.
    
    При строительстве "Волоконно-оптическая линия передачи Москва - Ярославль" ожидается образование отходов, подлежащих вывозу в соответствии с действующими нормативными требованиями. Все отходы, образующиеся в процессе строительства ВОЛП, предусматривается собирать в контейнеры и вывозить после окончания смены автотранспортом в места базирования строительных бригад (Ярославль и пос.Лобково).
    
   Строительные отходы и отходы, относящиеся к коммунальным, вывозятся на полигоны для захоронения строительных и твердых бытовых отходов, с заключением договоров с администрациями соответствующих районов.
    
    Отходы металлического лома подлежат реализации на базах "Вторчермета".
    
    Отходы древесины (сучья, ветви от лесоразработок, отходы корчевания пней) после завершения работ по трассировке участков прокладки кабеля по согласованию с лесничеством и территориальными природоохранными органами могут сжигаться в местах, обеспечивающих пожарную безопасность.
    
    Образующиеся отходы бурового раствора помещаются в металлические емкости. После отстаивания жидкая фракция осветляется и сбрасывается на рельеф, а оставшийся буровой шлам вывозится на полигон.
    
    Предусмотренные решения и мероприятия по сбору, использованию, утилизации и размещению отходов, образующихся в процессе строительства и эксплуатации ВОЛП магистрального нефтепровода Ярославль - Москва, соответствуют требованиям нормативно-правовой природоохранной документации.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что в материалах приведены основные сведения об отходах, образующихся в период строительства и эксплуатации объекта, указаны их классы опасности, а также план мероприятий, обеспечивающих безопасное обращение с отходами. В проекте приведены решения и предусмотрены мероприятия по сбору, размещению, утилизации и обезвреживанию отходов, образующихся при строительстве и эксплуатации объектов производственно-технологической системы связи на основе ВОЛП, достаточные для недопущения негативного воздействия на окружающую природную среду.
    
    В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления", при строительстве и при эксплуатации оборудуются площадки для сбора и временного хранения отходов, исключающие попадание токсичных компонентов в окружающую среду (воздух, воду, почву и др.).
    
    В связи с тем, что строительство участка ВОЛП Ярославль - Москва является, по сути, реконструкцией существующей технологической линии связи нефтепровода, то установленное оборудование на существующих узлах связи при своей эксплуатации не приведет к образованию новых видов отходов производства и потребления, а также к увеличению объемов их образования.
    
    При соблюдении действующих норм, правил и требований обращения с отходами проектируемый объект не окажет негативного воздействия на окружающую среду.

    Рекомендации и предложения


    1. Определить совместно с администрацией районов прохождения трассы и лесхозами места сбора порубочных остатков и порядок их утилизации.
    
    

4.6. Экологический мониторинг

    
    Для предотвращения и максимального снижения уровня воздействия проектируемых объектов на все составляющие природной среды до начала реализации проекта должны быть разработаны мероприятия производственного экологического контроля и мониторинга. Нормативное, организационное, методическое и метрологическое обеспечение мониторинга проектируемых работ и обеспечение эффективности мероприятий по охране окружающей среды будет проводиться в рамках существующей системы наблюдений объектов ОАО "Связьтранснефть" и ОАО "АК "Транснефть".
    
    Изучение последствий строительства и эксплуатации проектируемых объектов и тенденций изменения природных компонентов, выявление их причинно-следственных связей, прогнозирование состояния природной экосистемы в процессе эксплуатации намечаемых объектов показывает, что проектируемая трасса ВОЛП влияния на окружающую среду в период эксплуатации не оказывает.


    Предложения и рекомендации


    1. Предусмотреть финансирование работ, связанных с проведением экологического мониторинга в период строительства.



Общая оценка представленных материалов

    В материалах проекта учитывается соблюдение требований природоохранительного законодательства Российской Федерации в части обеспечения рационального природопользования и охраны объектов окружающей природной среды.
    
    Представленные перечни нормативных правовых актов федерального уровня содержат требования в области охраны окружающей среды и природопользования. Их учет при разработке экспертируемых материалов свидетельствует о выполнении требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и о допустимости намечаемой промышленно-хозяйственной деятельности.
    
    Рассмотрены организационно-технические мероприятия природоохранного назначения и сформулированы экологические требования и ограничения при строительстве и эксплуатации ВОЛП Москва - Ярославль.
    
    Проведенная оценка воздействия на окружающую среду процесса строительства и эксплуатации ВОЛП показывает, что при соблюдении всех предусмотренных проектом природоохранных мероприятий, существенных, необратимых, негативных воздействий проектируемых объектов и сооружений на воздушную среду, почвенный покров, животный и растительный мир, природные комплексы особо охраняемых природных территорий не произойдет, что не приведет к нарушению природно-антропогенного равновесия в зоне влияния ВОЛП Москва - Ярославль.
    
    Изложенные в настоящем заключении рекомендации и предложения направлены на минимизацию негативного воздействия на природные компоненты и должны быть учтены при реализации проекта.
    
    

Выводы

    
    Представленный проект "Волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП) магистрального нефтепровода Ярославль - Москва на участке Москва - Ярославль" выполнен в соответствии с действующими нормами, соответствует требованиям для данного вида проектной документации, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
    
    Экспертная комиссия по результатам рассмотрения представленных материалов и с учетом положительных заключений (согласований) соответствующих надзорных и контрольных органов считает предусмотренное проектными решениями воздействие на окружающую среду допустимым.
    
    Намечаемая деятельность по проекту "Волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП) магистрального нефтепровода Ярославль - Москва на участке Москва - Ярославль" экологически обоснованна и может быть реализована.
    
    

Руководитель
экспертной комиссии
Гутников В.А.

Ответственный секретарь
Безноздрева Е.А.

Эксперты:
Ермолаев А.М.
Касимов Д.В.
Мясников В.В.
Назырова Р.И.
Степанов Ю.С.
Сухоруков В.В.
Шашков С.Н.

    
    

Текст документа сверен по:
рассылка
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование