- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2006 года N 03-06-02-02/102
[О порядке уменьшения налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму, установленном пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о порядке уменьшения налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму, установленном пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте статьи 391 Кодекса.
Таким образом, если налогоплательщик (в том числе индивидуальный предприниматель), имеющий право на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, обладает несколькими земельными участками, которые расположены на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму должно осуществляться в отношении только одного из этих участков.
При этом налогоплательщик должен самостоятельно определить в отношении какого земельного участка налоговая база будет уменьшена на не облагаемую налогом сумму, оповестив об этом налоговый орган по месту нахождения земельного участка, путем подачи заявления вместе с документами, подтверждающими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 391 Кодекса.
Если налогоплательщик, обладающий правом на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованьях, то уменьшение налоговой базы должно осуществляться в отношении каждого из этих участков.
В отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Поэтому по данному земельному участку уменьшение на не облагаемую налогом сумму применяется только к налоговой базе, приходящейся на долю земельного участка, которая принадлежит налогоплательщику, имеющему право на уменьшение налоговой база в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса.
По вопросу применения льготы в виде уменьшения налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму лицами, указанными в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), отмечаем.
На основании пункта 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
При этом пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 определено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Учитывая изложенное, полагаем, что поскольку лица, определенные в пункте 8 статьи 154 Федерального закона 122-ФЗ, не относящегося в соответствии со статьей 1 Кодекса к законодательству о налогах и сборах, не указаны в пункте 5 статьи 391 Кодекса, бывшие несовершеннолетние узники фашизма не вправе применять льготу в виде уменьшения налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму.
В то же время, если бывшие несовершеннолетние узники фашизма относятся к указанным в пункте 5 статьи 391 Кодекса налогоплательщикам, например, к инвалидам имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности или имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, либо являются инвалидами с детства (подпункты 2 и 3 пункта 5 статьи 391 Кодекса), то они вправе уменьшить налоговую базу по земельному налогу в установленном пунктом 5 статьи 391 Кодекса порядке.
В соответствии со статьей 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Таким образом, лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, при передаче земельных участков в аренду остаются налогоплательщиками земельного налога и, следовательно, в отношении указанных в пункте 5 статьи 391 Кодекса налогоплательщиков, сохраняется право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленное Кодексом.
Директор Департамента
М.А.Моторин
Приложение
письмо ФНС
от 4 июля 2006 года N 01-2-02/729
Федеральная налоговая служба в связи с запросами налоговых органов и налогоплательщиков о налогообложении земельным налогом земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, имеющих право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, установленной в соответствии с пунктом 2 статьи 387 и пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее..
В соответствии с пунктом 1 статьи 388, пунктами 1 и 3 статьи 391, пунктом 3 статьи 396 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 5 статьи 391 Кодекса налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категорий налогоплательщиков указанных в пункте 5 статьи 391 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 387 Кодекса определено, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 Кодекса).
Учитывая, что порядок налогообложения земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, имеющих право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, в некоторых случаях главой 31 "Земельный налог" Кодекса не урегулирован, ФНС России просит дать разъяснения по следующим вопросам:
- в каком порядке учитывается льгота по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, если налогоплательщик владеет несколькими земельными участками, которые расположены на территории одного муниципального образования и облагаются по различным налоговым ставкам;
- в каком порядке учитывается льгота по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, если налогоплательщик владеет несколькими земельными участками, которые расположены на территории двух и более муниципальных образований, курируемых разными налоговыми органами;
- налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. В этом случае не облагаемая налогом сумма распространяется на каждую из долей земельного участка или только на одну долю данного земельного участка;
- налогоплательщик - индивидуальный предприниматель владеет двумя земельными участками в одном муниципальном образовании, один из которых использует в коммерческих целях, второй участок - под личным подсобным хозяйством. По первому участку он исчисляет сумму налога самостоятельно, по второму - исчисляет налоговый орган. Налогообложение земельных участков производится по разным ставкам. Имеет ли право индивидуальный предприниматель, уменьшив налоговую базу за один земельный участок на не облагаемую налогом сумму, недоиспользованную не облагаемую налогом сумму заявить по другому участку;
- налогоплательщик - физическое лицо имеет несколько земельных участков в одном муниципальном образовании. Если не облагаемая налогом сумма применяется к одному земельному участку, то к какому - с наибольшей кадастровой стоимостью земельного участка или с наименьшей? Будет ли в рассматриваемом случае учитываться заявление налогоплательщика на применение не облагаемой налогом суммы или налоговый орган будет сам определять такой земельный участок;
- пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период. Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Имеют ли право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы указанные категории лиц;
- налогоплательщик - физическое лицо, указанное в перечне, поименованном в пункте 5 статьи 391 Кодекса, предоставляет в аренду свой земельный участок другому лицу, при этом по договору аренды получает арендную плату. Возможно ли в данном случае применить льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы к земельному участку арендодателя?
Текст документа сверен по:
рассылка