- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Министерство Экологии и Природопользования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
РУКОВОДСТВО
от 1 января 1992 года
по проведению оценки воздействия на окружающую
среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке
технико-экономических обоснований и проектов
строительства (реконструкции, расширения и
технического перевооружения) хозяйственных
объектов и комплексов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Руководство
разработано:
(а) для методического обеспечения проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при подготовке и принятии решений о развитии производительных сил*;
----------------
* В том числе, при подготовке материалов по выбору площадки, технико-экономических обоснований и проектов строительства (расширения, реконструкции, технического перевооружения) народнохозяйственных объектов и комплексов, независимо от форм собственности, их сметной стоимости и функционального назначения, если другое не оговорено законодательством РСФСР.
(б) в развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной Госкомприродой СССР 18 мая 1990 года, а также отраслевых нормативных документов о порядке проведения ОВОС, приведенных в приложении 1 ;
(в) в дополнение к действующим нормативно-правовым и инструктивно- методическим документам, регламентирующим проектирование с учетом требований природоохранительного законодательства Российской Федерации*;
----------------
* В частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.
(г) в соответствии с Международной конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой странами Европейской экономической комиссии 25 февраля 1991 года (Финляндия);
(д) Управлением экологических нормативов и методического обеспечения экспертизы Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР;
предназначено для:
(а) организаций - заказчиков проектной документации (инициаторов деятельности), представляющих гарантии обществу по предотвращению (смягчению) отрицательных экологических последствий реализации намечаемой деятельности;
(б) организаций - разработчиков проектной документации (подрядчиков), представляющих гарантии заказчикам по обеспечению экологической безопасности реализации намечаемой деятельности;
(в) органов государственного контроля (и надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды;
(г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к проведению ОВОС;
(д) заинтересованных общественных организаций и лиц, принимающих участие в обсуждении проектных замыслов и результатов ОВОС на всех стадиях проектирования;
(е) подразделений ведомственной и вневедомственной экспертизы проектов и смет;
определяет:
(а) назначение ОВОС в системе подготовки и принятия хозяйственных решений;
(б) принципы ОВОС;
(в) ответственность за организацию и проведение ОВОС;
(г) порядок проведения общественных слушаний;
(д) процедуры ОВОС при разработке проектной документации;
(е) порядок оформления результатов ОВОС.
1.2. Главной целью введения ОВОС в процесс проектирования является создание условий для:
(1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием;
(2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих:
(а) недопущению деградации окружающей среды;
(б) обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития;
(в) улучшению условий жизни людей;
(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.
1.3 Понятия, термины и определения
1.3.1. Оценка воздействия на окружающую среду* (ОВОС) - это:
----------------
* Понятие "окружающая среда" при проведении ОВОС включает такие факторы как флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления последствий для общества (через изменения вышеперечисленных факторов) в условиях социально-экономического и культурного развития.
(1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:
(а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности;
(б) изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий;
(в) последствий для общества, к которым приведут изменения в окружающей среде;
(2) выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них;
(3) форма, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования;
(4) инструмент принятия решений; результаты ОВОС должны представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей развития и их последствий для общества со взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.
1.3.2. Воздействие понимается как единовременный или периодический акт, либо постоянный процесс привноса или изъятия по отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.
1.3.3. Изменение принимается как перемена (обратимая или необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях в результате оказанных воздействий.
1.3.4. Последствие понимается как осознаваемое субъектом (человеком или определенной социальной группой) изменение в окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни этого субъекта.
1.3.5. Общественные слушания - это обобщенное наименование этапа в процедуре ОВОС, позволяющего выявлять (предсказывать),анализировать, оценивать и учитывать в проектных решениях экологические и связанные с ними последствия реализации намечаемой деятельности.
1.3.6. Процедура понимается как последовательность организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены на государственную экспертизу, в том числе государственную экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной документации.
1.4. Принципы ОВОС
(1) интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений;
(2) альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
(3) применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования;
(4) доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта;
(5) ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.
1.5. Проведение процедур ОВОС в полном объеме является обязательным для видов хозяйственной деятельности, перечисленных в приложении 2 к настоящему Руководству.
Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в перечень (Приложение 2), обязательным является разработка "проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)". Решение о целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС принимается государственными органами власти, управления и контроля (надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду (см. сноску (3) к п.5.3 (б)).
2. Ответственность участников проведения ОВОС
2.1. Заказчик несет ответственность за:
(1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования;
(2) учет и представление результатов ОВОС в составе предпроектной и проектной документации в государственные органы контроля;
(3) экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).
2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС и связанных с ними необходимых изысканий и исследований. Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах расходов на разработку предпроектной и проектной документации.
2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых:
(1) контактов с государственными органами власти, управления и контроля;
(2) общественных слушаний проектного замысла.
2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику) имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных с ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга, анализа медико-географической обстановки и послепроектного экологического анализа.
2.1.4. Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в составе предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу, в том числе экологическую.
2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при реализации проектного замысла ( строительстве и эксплуатации) всех условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.
2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед заказчиком за:
(1) соблюдение всех процедур ОВОС;
(2) достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС.
2.3. Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.
2.4. Государственные органы контроля в области природопользования и охраны окружающей среды несут ответственность перед государственными органами власти и управления за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС.
3. Общий порядок проведения ОВОС*
----------------
* Смотри приложение 3.
3.1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое:
(а) содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности;
(б) представляется в государственные органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения согласия* на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления.
----------------
подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления.
----------------
* Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов.
3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается:
(1) заказчиком намечаемой деятельности;
(2) подрядчиком (разработчиком);
(3) субподрядчиком - организацией или специалистами по проведению ОВОС.
3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:
3.3.1. Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").
3.3.2. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.
3.3.3. Разработка заданий на проектирование, изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.
3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований.
3.3.5. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.
3.3.6. Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса.
3.3.7. Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий ее осуществления.
4. Разработка "проекта ЗВОС"
4.1. "Проект ЗВОС" - это документ, предназначенный для:
(1) заказчика проектной документации;
(2) государственных органов:
(а) власти;
(б) управления (в том числе в области регулирования природопользования);
(в) контроля (в том числе органов экологического контроля).
4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается в целях:
(1) обоснования проектного замысла с рассмотрением реальных и разумных альтернатив намечаемой деятельности и возможных площадок для ее осуществления;
(2) выбора принципиальных инженерных, технологических, архитектурно-планировочных и других проектных решений в рамках намечаемой деятельности;
(3) получения условий на проектирование в органах власти, государственного управления и контроля.
4.3. Разработка "проекта ЗВОС" осуществляется для каждой возможной площадки и включает:
4.3.1. Сбор и анализ имеющейся информации об основных особенностях окружающей среды на территории в районах возможных площадок для осуществления намечаемой деятельности.
4.3.2. Обоснование необходимости и целесообразности реализации проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности.
4.3.3. Выявление возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом.
4.3.4. Определение и характеристика основных видов, источников и объектов воздействия по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.
4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.
4.3.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам.
4.3.7. Разработка программ изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности.
4.4. В состав "проекта ЗВОС" входят следующие разделы:
4.4.1. Описание основных особенностей окружающей среды*, касающихся:
----------------
* Описание должно касаться всех аспектов окружающей среды, которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием, предъявляемым к описанию, является полнота охвата, а не полнота сведений: описание должно ясно показывать все недостатки имеющейся информации и указывать области требуемых дальнейших специальных исследований и изысканий.
(1) существующих источников антропогенного воздействия, оказывающих значительное влияние на окружающую среду;
(2) состояния:
(а) атмосферного воздуха;
(б) поверхностных и подземных вод;
(в) почв;
(г) недр;
(д) растительного и животного мира;
(е) визуального качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант;
(ж) материальных и культурно - исторических памятников.
(3) социально - экономических аспектов:
(а) инфраструктура;
(б) занятость населения и ее формы;
(в) связь;
(г) демография;
(д) жилищный фонд и т.д.
4.4.2. Анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок, в том числе:
(1) описание целей, характера, средств, места и сроков реализации намечаемой деятельности;
(2) описание возможных альтернатив, включая:
(а) варианты территориального размещения намечаемой деятельности в районах возможных площадок (со сравнительной оценкой рассмотренных альтернатив);
(б) "нулевой" вариант (отказ от намечаемой деятельности при сохранении существующего характера использования возможных площадок);
4.4.3.Описание возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом, в том числе:
(1) инженерных;
(2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных и т.д.
4.4.4. Описание и характеристика основных источников, видов и объектов воздействия (если таковые имеются) по следующим основным вариантам проектных решений:
(1) источники воздействия, как:
(а) элементы основной и вспомогательной технологий, функционирование которых является причиной изменений окружающей среды;
(б) новые материальные объекты (здания, сооружения и т.д.), размещаемые в окружающей среде;
(в) предприятия и объекты, функционирование которых связано со строительством проектируемого объекта;
(г) следы хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы, хвостохранилища, накопители, свалки и т.д.);
(д) удаление существующих материальных объектов;
(2) виды воздействия, определяющиеся:
привносом в окружающую среду:
(а) химических веществ;
(б) радиоактивных веществ и излучений;
(в) шума и вибраций;
(г) тепла;
(д) электромагнитных излучений;
(е) визуальных доминант и т.д.;
изъятием из окружающей среды различных:
(а) земельных ресурсов (пространственно-территориальных);
(б) водных ресурсов;
(в) ресурсов флоры и фауны;
(г) полезных ископаемых;
(д) агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как вовлеченных в агропроизводство, так и резервных);
(е) местообитаний популяций ценных видов растительного и животного мира (мест воспроизводства, миграции и т.д.);
(ж) культурных, исторических и природных памятников;
(з) визуальных доминант, определяющих характерный облик ландшафта и т.д.;
(3) характеристики воздействия, определяемые через следующие показатели:
(а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в том числе с учетом возможности проявления через определенный промежуток времени);
(б) интенсивность (величина воздействия на единицу времени);
(в) уровень (величина воздействия на единицу площади или объема);
(г) продолжительность;
(д) временная динамика (непрерывное, периодическое, кратковременное, только при аварийных режимах и т.д.);
(е) пространственный охват (площадь распространения);
(ж) степень опасности намечаемой деятельности (по действующему классификатору опасных производств и предприятий);
(4) основные объекты воздействия:
(а) персонал предприятия (включая рабочую и санитарно-защитную зоны);
(б) население, попадающее в зону воздействия (помимо санитарно-защитной зоны предприятия);
(в) воздух, воду, почву, флору, фауну, климат, ландшафт, исторические памятники, другие материальные объекты или взаимосвязь между этими компонентами (в том числе в пределах санитарно-защитной зоны предприятия);
(г) социально-экономические условия жизнедеятельности населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную инфраструктуру, этнические особенности и т.д.
4.4.5. Экспертные оценки и прогноз изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений ( краткие экспертные оценки):
(1) воздуха;
(2) поверхностных и подземных вод;
(3) почв;
(4) недр;
(5) растительного и животного мира;
(6) качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант, материальных и культурно-исторических памятников.
4.4.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам:
(1) инженерных;
(2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных и т.д.
4.4.7. Программы изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности*.
----------------
* Приводятся программы изысканий и исследований для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности.
5. Представление и рассмотрение "проекта ЗВОС"
5.1. "Проект ЗВОС" подписывается всеми участниками проведения ОВОС, представляется заказчиком на рассмотрение в государственные органы власти, управления и контроля для получения условий* на дальнейшее проектирование.
---------------
* Наряду с техническими условиями, выданными компетентными органами.
5.2. Рассмотрение "проекта ЗВОС" осуществляется с позиций оценки предполагаемых экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности.
5.3. "Проект ЗВОС" рассматривается:
(1) в государственных органах контроля в целях определения:
(а) полноты охвата проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(б) перечня условий по выполнению нормативных и других требований, соблюдение которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой деятельности на возможных площадках;
(в) степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду;
(2) в государственных органах (территориального) управления в целях:
(а) полноты охвата проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(б) определения принципиальной возможности и приемлемости предлагаемых вариантов развития намечаемой деятельности, в зависимости от ранее принятых направлений или сложившихся тенденций использования территории в целом;
(в) перечня условий территориального развития, выполнение которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(г) подготовки проекта решения государственного органа власти об условиях дальнейшего проектирования;
(3) в органах власти в целях:
(а) рассмотрения оценок и предложений всех заинтересованных сторон (заказчика, государственных органов контроля и управления) по поводу выдвинутых условий дальнейшего проектирования на возможных площадках*;
----------------
* Только в случае наличия существенных разногласий между участвующими сторонами (заказчиком, государственными органами контроля и управления).
(б) принятия решения о перечне условий*, выполнение которых, как минимум, необходимо при дальнейшем проектировании на возможных площадках.
----------------
* В перечень условий, выполнение которых необходимо при дальнейшем проектировании, могут быть включены:
(1) существующие ограничения, связанные:
(а) с правовым статусом территории;
(б) с природной и техногенной обстановкой;
(2) дополнения к программам изысканий и исследований, в том числе по моделированию и прогнозированию процессов и обстановки для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности на возможных площадках;
(3) решение о нецелесообразности продолжения проведения последующих процедур ОВОС в связи с выявленной незначимостью предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду.
6. Разработка заданий на проектирование,
изыскания, исследования
Основой заданий на проектирование, изыскания и исследования являются:
6.1. Принципиальные проектные решения по возможной реализации намечаемой деятельности на территории*, рассмотренные в "проекте ЗВОС".
----------------
* В данном случае имеется в виду одна площадка, для которой заказчиком получены необходимые условия для проектирования. В случае, если проектирование ведется для нескольких площадок, то все остальные этапы общей процедуры ОВОС осуществляются для каждой из них.
6.2. Программы изысканий и исследований для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности.
6.3. Перечень условий, сформированных по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.
7. Разработка ЗВОС
7.1. ЗВОС - это документ, подготавливаемый в процессе проектирования и предназначенный для:
(1) заказчика намечаемой деятельности;
(2) государственных органов власти, управления и контроля;
(3) профессиональных сообществ;
(4) экологически ориентированной общественности;
(5) населения региона предполагаемой реализации намечаемой деятельности.
7.2. Основной целью разработки ЗВОС является создание "предмета обсуждения" для выявления и фиксации всех возможных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности, а также для выявления и последующего обсуждения всех реальных и разумных альтернатив проекту.
7.3. ЗВОС разрабатывается:
(1) на основе "проекта ЗВОС";
(2) по результатам выполненных:
(а) изысканий (инженерно-геологических, гидрогеологических, почвенных, растительного и животного мира, социологических, историко-культурных и т.д.);
(б) научных исследований;
(3) с учетом условий на проектирование, выдвинутых при рассмотрении "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.
7.4. ЗВОС, в целом, состоит из разделов, аналогичных "проекту ЗВОС", содержание которых должно быть существенно расширено, дополнено и конкретизировано по результатам изысканий, исследований и выполнения условий на проектирование, выдвинутых при рассмотрении "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля. При этом имеются следующие принципиальные отличия:
(1) не приводится обоснование выбора территориального размещения намечаемой деятельности;
(2) анализируются возможные аварийные ситуации с позиций их предполагаемых экологических и связанных с ними последствий и меры по предотвращению, смягчению или ликвидации этих последствий, а также оценивается (предпочтительно расчетным путем) степень риска возникновения возможных аварийных ситуаций;
(3) приводятся результаты прогнозирования и моделирования процессов и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов и факторов окружающей среды (согласно перечню условий на проектирование).
7.5. В соответствии с процедурой ОВОС "Заявление о воздействии на окружающую среду" представляется Заказчиком для "Общественных слушаний".
8. Общественные слушания ЗВОС
8.1. Общественные слушания ЗВОС организуются и проводятся в целях:
(1) информирования заинтересованных сторон о намечаемой деятельности или разрабатываемом проекте;
(2) выявления всех заинтересованных сторон (общественных экологически значимых позиций);
(3) организации обмена информацией, который может продолжаться на дальнейших стадиях подготовки и реализации проектных замыслов;
(4) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними последствий;
(5) поиска взаимоприемлемых решений (для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности;
(6) корректировка проектных решений по осуществлению намечаемой деятельности.
8.2. Публичные слушания и обсуждения преимущественно организуются в районе осуществления намечаемой деятельности (в случаях ненаселенности выбранной территории - в любом доступном месте по согласованию со всеми заинтересованными сторонами).
8.3. Для достижения поставленных целей могут применяться следующие способы работы с общественностью:
(1) публикование проектных предложений в средствах массовой информации - газеты, радио, телевидение;
(2) информационные листы и бюллетени;
(3) опросы общественного мнения;
(4) публичные слушания;
(5) официальные встречи представителей заказчика и разработчика ОВОС с общественностью (народными депутатами, представителями комитетов самоуправления и т.д.);
(6) неформальные встречи с небольшими группами местных жителей;
(7) семинары;
(8) совещательные комитеты;
(9) оперативные группы и т.д.
8.4. Общественные слушания включают следующие этапы:
8.4.1. Этап 1. Уведомление о слушаниях.
Общественные слушания ЗВОС начинаются с уведомления, подразумевающего информирование общества через средства массовой информации и любым иным документально подтверждаемым путем по поводу:
(а) намечаемой деятельности и (или) разрабатываемом проекте;
(б) сроках и месте публичных слушаний и обсуждений.
Информация на этапе уведомления о слушаниях должна носить самый общий характер. Основным требованием к уведомлению является охват всех потенциально заинтересованных сторон, включая:
(а) государственные органы власти, управления и контроля (преимущественно местные);
(б) профессиональные сообщества;
(в) экологически ориентированную общественность;
(г) население региона предполагаемого осуществления намечаемой деятельности.
8.4.2. Этап 2. Представление ЗВОС.
Представление ЗВОС, в том числе:
(1) проектных предложений;
(2) описание состояния окружающей среды "без проекта";
(3) результатов прогнозирования и моделирования процессов и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов окружающей среды (согласно перечню условий на проектирование);
(4) результатов анализа возможных аварийных ситуаций, степени риска их возникновения и предлагаемых мер по предотвращению и ликвидации последствий.
8.4.3. Этап 3. Обсуждение ЗВОС на публичных слушаниях.
На публичных слушаниях обсуждение ЗВОС проводится в соответствии с его содержанием (см. п.7.4 и п.4.4) и на основе сформированного понимания существующего состояния окружающей среды и представленного содержания ЗВОС.
8.4.4. Этап 4. Формирование "Листа замечаний".
Заказчик фиксирует, анализирует и оценивает все замечания заинтересованных сторон по поводу возможных последствий осуществления намечаемой деятельности с целью отбора значимых предложений и проводит их классификацию по условиям реализации.
8.4.5. Этап 5. Приостановка общественных слушаний.
Если требуется, заказчик приостанавливает общественные слушания с целью внесения изменений и дополнений разработчиком в проектные предложения по результатам их обсуждений и анализа "Листа замечаний" или проведения дополнительных исследований и изысканий.
При этом заказчик осуществляет поиск взаимоприемлемых решений (для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности.
8.4.6. Этап 6. Продолжение общественных слушаний.
После доработки проектных материалов, включая меры и мероприятия по компенсации ущерба от неустранимых экологических и связанных c ими последствий, возобновляются общественные слушания для выявления других, ранее непредвиденных последствий. Общественные слушания могут быть вновь приостановлены до внесения необходимых изменений в проектные решения.
8.4.7. Этап 7. Формирование понимания результата общественных слушаний.
В результате обсуждения ЗВОС и доработки проектных материалов Заказчик и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке, исходя из экологических и связанных с ними последствий ее осуществления, на представленных и зафиксированных условиях.
9. Доработка технико-экономического
обоснования строительства объекта
9.1. На основе анализа и оценки своих возможностей по выполнению условий и требований, выдвинутых в ходе общественных слушаний ЗВОС, Заказчик готовит материалы к Акту по выбору площадки осуществления намечаемой деятельности*.
----------------
* Оформление заказчиком Акта выбора площадки осуществляется в установленном порядке оценки воздействия на окружающую среду или если проектные решения на этой стадии существенно отличаются от принятых в ТЭО.
9.2. Доработка условий на реализацию намечаемой деятельности, выдвигаемых заинтересованными сторонами, участвующими в процессе оформления Акта выбора площадки. В дальнейшем эти условия передаются общественности для контроля за их выполнением Заказчиком.
9.3. Доработка и оформление ТЭО.
10. ОВОС при разработке проектов строительства
10.1 При разработке проекта (рабочего проекта) строительства нового, реконструкции, технического перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного цеха или производства ОВОС проводится в тех случаях, когда разработка ТЭО строительства этих объектов осуществлялась без проведения.
10.2. ОВОС при разработке проектов строительства новых предприятий, пункт размещения которых намечен в предплановых документах, проводится в соответствии с настоящим Руководством.
10.3. ОВОС при разработке проектов реконструкции, технического перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного цеха или производства проводится в соответствии с настоящим Руководством за исключением рассмотрения альтернатив по территориальному размещению объекта.
11. Оформление результатов проведения ОВОС
11.1. Основные выводы по возможности осуществления намечаемой деятельности с учетом вероятных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий ее реализации излагаются в специальном разделе пояснительной записки к ТЭО или проекту строительства объекта в виде "Заявления об экологических последствиях" (ЗЭП), которое должно содержать:
(1) список организаций и конкретных разработчиков, принимавших участие в проведении ОВОС:
(а) руководитель работ;
(б) координатор;
(в) специалисты, ответственные за технические разделы;
(г) специалисты, ответственные за экологические и социальноэкономические разделы.
(2) основные результаты исследований, выполненных на всех этапах проведения ОВОС:
(а) цель и необходимость реализации намечаемой деятельности;
(б) технологический анализ проектных предложений;
(в) анализ природных условий территорий и существующей антропогенной нагрузки;
(г) анализ и оценка источников и видов воздействия;
(д) выявление экологически значимых общественных позиций;
(е) прогноз изменений окружающей среды по экологически значимым позициям;
(3) выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий и общественных слушаний ЗВОС;
(4) экологические последствия воздействий на окружающую среду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не снятые проектными решениями;
(5) обязательства Заказчика по реализации мер и мероприятий, изложенных в проектной документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период "жизненного цикла" предприятия.
11.2. Все материалы, подготовленные в процессе проведения ОВОС, оформляются в самостоятельном разделе ТЭО или проекта, который содержит:
(а) "проект ЗВОС" в соответствии с требованиями в разделе 4 настоящей инструкции;
(б) результаты рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля;
(в) программы изысканий и научных исследований, подготовленных на основании перечня условий для проектирования, сформированных по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС";
(г) "Заявление о воздействии на окружающую среду" (ЗВОС) в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 7 настоящего Руководства;
(д) описание выполнения этапов "Общественных слушаний" в соответствии с разделом 8 настоящего Руководства;
(е) характеристика мер и мероприятий, предусмотренных в ТЭО, по предотвращению возможных отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности на данной площадке;
(ж) описание мер по организации мониторинга проекта строительства будущего объекта, включая участие общественности.
12. Государственная экспертиза ТЭО и проектов
12.1. ТЭО и проекты, выполняемые по государственному заказу, представляются в органы государственной экспертизы.
12.2. ТЭО и проекты, выполняемые вне государственного заказа, представляются на экспертизу финансовых органов, осуществляющих финансирование их разработки и реализации.
12.3. ТЭО и проекты, выполняемые инициаторами деятельности негосударственных форм собственности, а также по решению Минэкологии России в отношении объектов государственного заказа и вне его, представляются заказчиками на государственную экологическую экспертизу.
12.4. Задачами всех видов экспертиз являются:
(а) рассмотрение ТЭО и проекты только при наличии раздела ОВОС;
(б) проверка выполнения требований процедур ОВОС при обосновании намечаемой деятельности в соответствии с настоящим Руководством.
12.5 Дополнительными задачами государственной экологической экспертизы являются:
(а) рассмотрение ТЭО и проектов намечаемой деятельности, могущей привести к значительным экологическим, экономическим, социальным и другим отрицательным последствиям ее осуществления независимо от форм собственности по просьбе заинтересованных сторон;
(б) анализ результатов экспертизы и подготовка предложений по экологическому нормированию осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории;
(в) разработка инструктивно-методической и нормативно-технической документации по проведению ОВОС.
Приложение 1
к Руководству
ПЕРЕЧЕНЬ
инструктивно-методических материалов по
проведению оценки воздействия на окружающую
среду, утвержденных в отраслях промышленности и
согласованных Госкомприродой СССР по состоянию
на 1 января 1992 года
1. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектов обустройства морских месторождений углеводородов (ОВОСнефтегаз). Миннефтегазпром. РД 39-018-90.
2. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих объектов для освоения месторождений углеводородного сырья (ОВОСгазпром). Р51-156-90. Утверждена Государственным газовым концерном "Газпром" 17 декабря 1990 года, согласована Госкомприродой СССР 18 декабря 1990 года.
3. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов (рабочих проектов) строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих металлургических предприятий (ОВОСмет). Утверждена Минметом СССР 30 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 30 мая 1991 года.
4. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий по добыче и обогащению асбеста (ОВОСасбестпром). Утверждена Государственной ассоциацией "Союзстройматериалов" концерн "Асбест" 18 апреля 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 18 апреля 1991 года.
5. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий угольной промышленности (ОВОСуголь). Утверждена Минуглепромом СССР 31 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 31 мая 1991 года.
6. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий тяжелого машиностроения при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения (ОВОСтяжмаш). Утверждена Минтяжмашем СССР 28 июня 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года.
7. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности (ОВОСхимпром). Утверждена Минхимнефтепромом СССР 28 июня 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года.
8. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ОВОСлеспром). Утверждена Минлеспромом СССР 20 марта 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 25 марта 1991 года.
9. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду проектируемых предприятий (производств) при разработке ТЭО (ТЭР) и проектов (рабочих проектов) на их строительство (расширение, реконструкцию, техническое перевооружение) ВСН 31-91/ОВОСагрохим. Утверждена Государственной агрохимической ассоциацией (Агрохим) 30 октября 1991 года. Согласована Минприродой СССР письмом N 04-18/65-1123 от 25 октября 1991 года.
10. Временные отраслевые правила (инструкция) о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке ТЭО (ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения железных дорог и средств транспорта (ОВОСЖТ).
11. Временные требования к структуре и содержанию раздела ТЭО, проекта строительства атомной станции: оценка воздействия атомной станции на окружающую среду. Утверждены Минатомэнергопромом СССР 11 сентября 1990 года.
12. Методические указания по эколого-экономической оценке воздействия на окружающую среду объектов гражданской авиации. Утверждены Министерством гражданской авиации 20 ноября 1991 года.
13. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения тепловых электрических станций. Согласована Управлением экологических нормативов и методического обеспечения Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР 20 декабря 1991 года.
Приложение 2
к Руководству
ПЕРЕЧЕНЬ
видов хозяйственной деятельности,
для которых ОВОС проводится в полном объеме*
----------------
* Добавление 1 к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Составлено в Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 года.
1. Нефтеочистительные заводы (за исключением предприятий, производящих только смазочные материалы из сырой нефти) и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 тонн или более в день.
2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки).
3. Установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов.
4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии.
5. Установки для извлечения асбеста и переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении асбестоцементных продуктов - с годовым производством более 20000 тонн готовой продукции; в отношении фрикционных материалов - с годовым производством более 50 тонн готовой продукции; и в отношении других видов применения асбеста - с использованием более 200 тонн в год.
6. Химические комбинаты.
7. Строительство автомагистралей, скоростных дорог*, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более.
----------------
* Для целей настоящего Руководства:
Термин "автомагистраль" означает дорогу, специально построенную и предназначенную для движения автотранспортных средств, которая не обслуживает придорожные владения и которая:
а) имеет, за исключением отдельных участков на временной основе, отдельные проезжие части для движения в обоих направлениях, отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для движения, или, в исключительных случаях, другими средствами;
б) не имеет пересечения на одном уровне с дорогами, железнодорожными или трамвайными путями и пешеходными дорожками; и
в) специально обозначена в качестве автомагистрали.
Термин "скоростная дорога" означает дорогу, которая предназначена для движения транспортных средств и въезд на нее возможен только через развязки или регулируемые перекрестки и на которой, в частности, запрещены остановка и стоянка на проезжей части (проезжих частях).
8. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра.
9. Торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением более 1350 тонн.
10. Установки по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсических и опасных отходов.
11. Крупные плотины и водохранилища.
12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или более.
13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку.
14. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля.
15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе.
16. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
17. Вырубка лесов на больших площадях.
Текст документа сверен по:
официальное издание