- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ 4.397-89
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система показателей качества продукции
МОТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Номенклатура показателей
Product-quality index system.
Motor-cycles, scooters, mopeds, miniscooters.
Index nomenclature
ОКП 45 2800; 45 2900
Дата введения 1990-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.Б.Удовиченко, В.П.Лазарева, А.И.Ермаков, О.Н.Кулаков, Н.М.Крутов
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.02.89 N 345
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4.397-85
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
|
|
6.1, 6.2 | |
ГОСТ 6253-78 |
1.1.2, 1.1.5, 1.1.7, 1.2.4, 1.2.5, 3.1, 10.1 |
ГОСТ 16495-70 |
2.1 |
Стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей технического уровня и качества мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мокиков и минироллеров (далее - мототранспортные средства), включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по определению перспектив развития мототранспортных средств (МТС), государственные стандарты с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на МТС, технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ).
Стандарт не распространяется на спортивные и специальные МТС.
Допускается применять по согласованию с основным потребителем (заказчиком) дополнительные показатели, не установленные настоящим стандартом.
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МТС
1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства МТС приведены в табл.1.
Таблица 1
|
|
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||
1.1. Показатели функциональной и технической эффективности |
- |
- | ||||||||||||||
1.1.1. Число перевозимых людей (масса перевозимого груза), чел. (кг) |
Грузоподъемность | |||||||||||||||
1.1.2. Дорожный просвет (ГОСТ 6253) |
Проходимость | |||||||||||||||
1.1.3. Максимальная эффективная мощность, кВт |
Степень форсированости двигателя | |||||||||||||||
1.1.4. Максимальный крутящий момент, Н·м |
Способность двигателя приспосабливаться к различным нагрузкам | |||||||||||||||
1.1.5. Время разгона на участке 400 м с места (ГОСТ 6253), с |
Динамичность | |||||||||||||||
1.1.6. Время разгона до скорости 100 км/ч, с* |
" | |||||||||||||||
1.1.7. Максимальная скорость** (ГОСТ 6253), км/ч |
" | |||||||||||||||
1.2. Конструктивные показатели |
- |
- | ||||||||||||||
1.2.1. Рабочий объем двигателя, см |
- | |||||||||||||||
1.2.2. Тактность двигателя |
- | |||||||||||||||
1.2.3. Число цилиндров, шт. |
- | |||||||||||||||
1.2.4. Масса сухая МТС (ГОСТ 6253), кг |
- | |||||||||||||||
1.2.5. Масса снаряженного МТС (ГОСТ 6253), кг |
- | |||||||||||||||
2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ | ||||||||||||||||
2.1. Установленный ресурс до капитального ремонта (ГОСТ 16495), км |
Долговечность | |||||||||||||||
2.2. Установленная безотказная наработка, км |
Безотказность | |||||||||||||||
3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | ||||||||||||||||
3.1. Контрольный расход топлива (ГОСТ 6253), л/100 км |
Экономичность | |||||||||||||||
3.2. Расход топлива в городском цикле, л/100 км |
" | |||||||||||||||
3.3. Расход топлива при контрольных скоростях, л/100 км |
" | |||||||||||||||
3.4. Средний расход масла***, л/100 км |
" | |||||||||||||||
4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||||||||||||||
4.1. Комплексный показатель эргономичности*** |
Удобство управления и обслуживания, плавность хода, комфортабельность | |||||||||||||||
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||||||||||||||
5.1. Обобщенный эстетический показатель***, балл |
Информационная выразительность, рациональные формы, совершенство производственного исполнения | |||||||||||||||
6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ | ||||||||||||||||
6.1. Трудоемкость изготовления**** (ГОСТ 14.205), нормо-час |
Трудоемкость | |||||||||||||||
6.2. Коэффициент применяемости материала (ГОСТ 14.205) |
Использование прогрессивного материала | |||||||||||||||
7. ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ | ||||||||||||||||
7.1. Коэффициент унификации****, % |
Уровень унификации | |||||||||||||||
8. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||||||||||||||
8.1. Показатель патентной защиты**** |
- | |||||||||||||||
8.2. Показатель патентной чистоты**** |
- | |||||||||||||||
9. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||||||||||||||
9.1. Предельно допустимые выбросы вредных веществ |
|
| ||||||||||||||
9.1.1. Выбросы окиси углерода, г/км |
Уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации | |||||||||||||||
9.1.2. Выбросы углеводородов, г/км |
То же | |||||||||||||||
9.2. Уровень шума, дБ (А) |
|
" | ||||||||||||||
10. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ | ||||||||||||||||
10.1. Тормозной путь (ГОСТ 6253), м |
Безопасность движения | |||||||||||||||
11. КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||||||||||||||||
11.1. Тип МТС |
- |
- | ||||||||||||||
11.2. Марка применяемого топлива |
- |
- | ||||||||||||||
11.3. Тип системы смазки двигателя |
- |
- | ||||||||||||||
11.4. Тип системы охлаждения двигателя |
- |
- | ||||||||||||||
11.5. Возможность использования с прицепом |
|
Расширение функциональных возможностей | ||||||||||||||
12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||||||||||||||
12.1. Себестоимость****, руб. |
- |
- | ||||||||||||||
12.2. Лимитная цена, руб. |
- |
- | ||||||||||||||
12.3. Оптовая цена, руб. |
- |
- | ||||||||||||||
12.4. Гарантийный срок эксплуатации, мес |
- |
- | ||||||||||||||
12.5. Гарантийный пробег, км |
- |
- |
________________
* Для МТС с максимальной скоростью свыше 135 км/ч.
** Для МТС с ограниченной скоростью допускается применять показатель "максимальная конструктивная скорость".
*** Вводится после введения в действие НТД на методы определения.
**** Только для отечественных моделей МТС.
Примечание. Основные показатели качества, применяемые при расчете обобщенного показателя качества МТС в КУ выделены полужирным шрифтом.
1.2. Алфавитный перечень показателей качества МТС приведен в приложении 1.
1.3. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 2.
1.4. Пояснения и примеры применения показателей качества приведены в приложении 3.
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МТС
2.1. Перечень основных показателей качества, применяемых при расчете обобщенного показателя качества МТС в КУ:
время разгона на участке 400 м с места;
установленный ресурс до капитального ремонта;
установленная безотказная наработка;
контрольный расход топлива;
выбросы окиси углерода;
выбросы углеводородов;
уровень шума;
тормозной путь.
2.2. Применяемость показателей качества МТС, включаемых в ТЗ на НИР по определению перспектив развития МТС, государственные стандарты с перспективными требованиями (ГОСТ ОТТ), в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на МТС, ТЗ на НИР, технические условия (ТУ) и карты технического уровня и качества продукции (КУ), приведена в табл.2.
Таблица 2
|
|
| ||||||
|
Мотоциклы (мото- роллеры) ОКП |
Мопеды, мокики, мини- роллеры ОКП |
ТЗ на НИР |
ГОСТ ОТТ |
Стандарты (кроме ГОСТ ОТТ) |
ТЗ на ОКР |
ТУ |
КУ |
1.1.1 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
1.1.2 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.1.3 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
1.1.4 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
1.1.5 |
+ |
+ |
+ |
± |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.1.6 |
± |
- |
± |
- |
- |
± |
± |
± |
1.1.7 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.2.1 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.2.2 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.2.3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
1.2.4 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.2.5 |
+ |
+ |
± |
- |
± |
+ |
+ |
+ |
2.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.2 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.3 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
3.4 |
+ |
+ |
± |
- |
± |
± |
+ |
+ |
4.1 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
5.1 |
+ |
+ |
± |
- |
- |
± |
- |
+ |
6.1 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
6.2 |
± |
± |
± |
- |
- |
± |
- |
± |
7.1 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
8.1 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
8.2 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
9.1.1 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9.1.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11.1 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
11.2 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
11.3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
11.4 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
11.5 |
+ |
- |
± |
- |
- |
± |
± |
± |
12.1 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
12.2 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
12.3 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
12.4 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
12.5 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Примечание. Знак "+" обозначает применяемость показателя, знак "-" - неприменяемость, знак "±" - ограниченную применяемость
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МТС
|
Номер показателя по табл.1 |
Возможность использования с прицепом |
11.5 |
Время разгона на участке 400 м с места |
1.1.5 |
Время разгона до скорости 100 км/ч |
1.1.6 |
Выбросы окиси углерода |
9.1.1 |
Выбросы углеводорода |
9.1.2 |
Коэффициент применяемости материала |
6.2 |
Коэффициент унификации |
7.1 |
Марка применяемого топлива |
11.2 |
Масса МТС сухая |
1.2.4 |
Масса снаряженного МТС |
1.2.5 |
Момент крутящий максимальный |
1.1.4 |
Мощность эффективная максимальная |
1.1.3 |
Наработка безотказная установленная |
2.2 |
Объем двигателя рабочий |
1.2.1 |
Показатель патентной защиты |
8.1 |
Показатель патентной чистоты |
8.2 |
Показатель эргономичности комплексный |
4.1 |
Показатель эстетический обобщенный |
5.1 |
Пробег гарантийный |
12.5 |
Просвет дорожный |
1.1.2 |
Путь тормозной |
10.1 |
Расход масла средний |
3.4 |
Расход топлива в городском цикле |
3.2 |
Расход топлива контрольный |
3.1 |
Расход топлива при контрольных скоростях |
3.3 |
Ресурс до капитального ремонта установленный |
2.1 |
Себестоимость |
12.1 |
Скорость максимальная |
1.1.7 |
Срок эксплуатации гарантийный |
12.4 |
Тактность двигателя |
1.2.2 |
Тип МТС |
11.1 |
Тип системы охлаждения двигателя |
11.4 |
Тип системы смазки двигателя |
11.3 |
Трудоемкость изготовления |
6.1 |
Уровень шума |
9.2 |
Цена лимитная |
12.2 |
Цена оптовая |
12.3 |
Число перевозимых людей (масса перевозимого груза) |
1.1.1 |
Число цилиндров |
1.2.3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СТАНДАРТЕ
|
Номер показателя по табл.1 |
|
Время разгона на участке 400 м с места |
1.1.5 |
Время прохождения участка длиной 400 м при разгоне с места с полностью открытым дросселем и последовательным переключением передач |
Коэффициент применяемости материала |
6.2 |
Отношение применяемого материала, характеризующего данную модель (черные металлы, цветные металлы, легкие сплавы, прокат, пластмассы, керамика и т.д.), к сухой массе МТС |
Максимальная эффективная мощность |
1.1.3 |
Максимальная по внешней скоростной характеристике эффективная мощность при полностью открытом дросселе |
Максимальный крутящий момент |
1.1.4 |
Максимальный по внешней скоростной характеристике крутящий момент |
Предельно допустимые выбросы вредных веществ |
9.1 |
Количество окиси углерода, углеводородов, выбрасываемых в атмосферу с отработавшими газами, при выполнении ездовых режимов, имитирующих движение МТС в городских условиях |
Рабочий объем двигателя |
1.2.1 |
Объем цилиндра, высвобождаемый поршнем при движении от верхней до нижней мертвой точки, умноженный на число цилиндров |
Расход топлива в городском цикле |
3.2 |
Расход топлива, измеряемый при выполнении ездовых режимов, имитирующих движение МТС в городских условиях |
Расход топлива при контрольных скоростях |
3.3 |
Расход топлива при контрольных скоростях, устанавливаемых отраслевой НТД в зависимости от максимальной скорости МТС или его типа |
Уровень шума |
9.2 |
Шумовая характеристика МТС, определяемая уровнем звука |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КАЧЕСТВА МТС
1.1. Максимальную эффективную мощность и максимальный крутящий момент определяют в соответствии с отраслевой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Расход топлива в городском цикле и расход топлива при контрольных скоростях определяют в соответствии с отраслевой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
1.3. Нормы и методы определения предельно допустимых выбросов вредных веществ (окиси углерода и углеводородов) устанавливают по отраслевой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.4. Предельно допустимые значения и методы измерения уровня шума устанавливают по отраслевой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке,
1.5. Тип МТС устанавливают по отраслевой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1989