- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)
Группа К25
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ
Типы и функциональные размеры
Desks for pupils.
Types and functional dimensions
ОКП 56 0000
Дата введения 1995-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Беларусь |
Белстандарт |
Республика Казахстан |
Казглавстандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Украина |
Госстандарт Украины |
3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86
Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.
1. ТИПЫ
1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I - столы с постоянными параметрами;
II - столы с регулируемыми параметрами
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
2.1 Ученические столы должны изготовляться шести номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
мм | ||||
Номер стола |
Средний рост учащихся |
Группа роста |
Цвет маркировки | |
1 |
1050 |
Св. 1000 до 1150 |
Оранжевый | |
2 |
1200 |
" 1150 " 1300 |
Фиолетовый | |
3 |
1350 |
" 1300 " 1450 |
Желтый | |
4 |
1500 |
" 1450 " 1600 |
Красный | |
5 |
1650 |
" 1600 " 1750 |
Зеленый | |
6 |
1800 |
" 1750 |
Голубой |
2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.
Таблица 2
мм | |||||||
Наименование размера |
Значение для стола, номера | ||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Высота рабочей плоскости , не менее |
460 |
520 |
580 |
640 |
700 |
760 | |
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее |
350 |
410 |
470 |
530 |
590 |
650 | |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее |
350 |
350 |
400 |
400 |
450 |
500 | |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над стопой сидящего (высота пространства для вытянутых ног), , не менее |
250 |
250 |
300 |
300 |
350 |
350 | |
Ширина рабочей плоскости, , не менее |
450 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 | |
Длина рабочей плоскости, , не менее: |
|||||||
одноместный стол |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 | |
двухместный стол |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 | |
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног), , не менее |
420 |
420 |
420 |
420 |
450 |
450 | |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее |
300 |
300 |
300 |
350 |
400 |
400 | |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над его стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее |
400 |
400 |
400 |
400 |
450 |
450 |
2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:
вариант 1 - на шесть номеров 1-6;
вариант 2 - на три номера 1-3 и 4-6.
Высота рабочей плоскости и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) должна изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:
в столах NN 1-6 и NN 4-6 - размеры для номера 6 табл.2;
в столах NN 1-3 - размерам для номера 3 табл.2.
2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях - горизонтальном и наклонном, должны быть углубления для ручек и карандаша размером не менее 220х20х5 мм.
Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
ИСО 5970-79
0. Введение
Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.
Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.
Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).
Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.
1. Объект и область применения
Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.
2. Размеры
Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.
__________________
* Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.
Приведенные в таблице 2 минимальная ширина и минимальная длина крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.
Свободная зона для ног, определяемая размерами должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.
Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.
Таблица 1
Размеры стульев, мм
Наименование размера |
Справочный номер | ||||||
|
0* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Цвет | ||||||
|
Белый |
Оранжевый |
Фиолетовый |
Желтый |
Красный |
Зеленый |
Голубой |
Справочный рост - средняя высота тела |
900 |
1050 |
1200 |
1350 |
1500 |
1650 |
1800 |
Высота до основания сиденья, (допуск ±10 мм)** |
220 |
260 |
300 |
340 |
380 |
420 |
460 |
Полезная глубина сиденья, (допуск ±10 мм)*** |
- |
260 |
290 |
330 |
360 |
380 |
400 |
Ширина сиденья, |
- |
250 |
270 |
290 |
320 |
340 |
360 |
Справочная точка отн. , |
- |
160 |
170 |
190 |
200 |
210 |
220 |
Высота до нижнего края спинки, , макс. |
- |
120 |
130 |
150 |
160 |
170 |
190 |
Высота до верхнего края спинки, |
|||||||
мин. |
- |
210 |
250 |
280 |
310 |
330 |
360 |
макс. |
- |
250 |
280 |
310 |
330 |
360 |
400 |
Ширина спинки, |
- |
250 |
250 |
250 |
280 |
300 |
320 |
Радиус закругления переднего |
- |
30-50 |
30-50 |
30-50 |
30-50 |
30-50 |
30-50 |
Радиус спинки, |
- |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Угол наклона сиденья, |
- |
0°-4° |
0°-4° |
0°-4° |
0°-4° |
0°-4° |
0°-4° |
Угол между сиденьем и спинкой, |
- |
95°-106° |
95°-106° |
95°-106° |
95°-106° |
95°-106° |
95°-106° |
Примечания:
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
** Высота измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.
*** Размер измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки .
- точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.
Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.
и измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.
Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.
- радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.
- радиус закругления спинки в плане.
- угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.
- угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой и нижней частью спинки, размер - наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами и w не определен.
Таблица 2
Размеры столов, мм
Наименование размера |
Справочный номер | ||||||
|
0* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Цвет | ||||||
|
Белый |
Оранжевый |
Фиолетовый |
Желтый |
Красный |
Зеленый |
Голубой |
Справочный рост - средняя высота тела |
900 |
1050 |
1200 |
1350 |
1500 |
1650 |
1800 |
Высота до крышки стола, (допуск ±10)** *** |
400 |
460 |
520 |
580 |
640 |
700 |
760 |
Высота пространства для ног, *** |
- |
350 |
410 |
470 |
530 |
590 |
650 |
Высота пространства для ног, согнутых в коленях, |
- |
350 |
350 |
400 |
400 |
450 |
500 |
Высота пространства для вытянутых ног, |
- |
250 |
250 |
300 |
300 |
350 |
350 |
Ширина крышки стола, |
- |
450 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Минимальная длина крышки стола, |
|||||||
стол одноместный |
- |
600 |
600 |
700 |
700 |
700 |
700 |
стол двухместный |
- |
1200 |
1200 |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
Ширина пространства для сиденья, |
- |
450 |
470 |
470 |
470 |
470 |
500 |
Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями, |
- |
300 |
300 |
300 |
350 |
400 |
400 |
Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами, |
- |
400 |
400 |
400 |
400 |
450 |
450 |
Пpимечания
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
** - поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.
*** - если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.
Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от и , то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:
размер от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм
от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм
размер от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.
Вид сбоку
Все размеры справочные
Рисунок 1
Вид сверху
Все размеры справочные
Рисунок 2
3. Соотношения между стулом и столом
Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.
Метод оценки соответствия между стулом и столом
А - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;
В - должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;
С - не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;
D - высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
Е - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;
F - должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;
G - должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.
Рисунок 3
4. Маркировка
Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1994