почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
26
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

         

    УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.С.Мишарин
21 марта 2002 года ЦБТ-882

    
    
ПРАВИЛА
разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте
нормативных актов, содержащих требования охраны труда

    
    
I. Общие положения

    
    1.1. Настоящие Правила разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда, разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июня 1999 года* N 181-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" от 23 мая 2000 года N 399 и постановлением Минтруда России от 6 апреля 2001 года N 30.
________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 17 июля 1999 года". - Примечание .


         

    Настоящие Правила устанавливают единый порядок разработки (в том числе пересмотра и отмены), согласования, утверждения, учета, издания и распространения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, инструкций по охране труда для работников и других нормативных актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте.
    
    1.2. Настоящие Правила распространяются на все структурные подразделения МПС России, железные дороги, другие предприятия, учреждения и организации федерального железнодорожного транспорта (далее - организации).
    
    1.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" от 23 мая 2000 года N 399 система нормативных правовых актов состоит из межотраслевых правил по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевых типовых инструкций по охране труда (ТИ Р М), отраслевых правил по охране труда (ПОТ Р О), типовых инструкций по охране труда (ТИ Р О), правил безопасности (ПБ), правил устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкций по безопасности (ИБ), государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), строительных норм и правил (СНиП), сводов правил по проектированию и строительству (СП), санитарных правил (СП), гигиенических нормативов (ГН), санитарных правил и норм (СанПиН), санитарных норм (СН).
    
    1.4. Подготовка нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте, должна осуществляться в соответствии с:
    
    Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 10091*;
________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 1009". - Примечание .


         
    приказом Минюста России от 14 июля 1999 года N 217 и зарегистрированными в Минюсте России 16 июля 1999 года N 1835;
    
    Правилами подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Министерством путей сообщения Российской Федерации, утвержденными приказом МПС России от 20 июля 1998 года N 15Ц "О дальнейшем совершенствовании работы по подготовке ведомственных нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МПС России от 22 марта 1999 года N 3Ц и от 28 сентября 2001 года N 34);
    

    настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    
    1.5. Организацию разработки нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, осуществляют соответствующие структурные подразделения МПС России. Координацию работ по их разработке и организационно-методическое руководство осуществляет Управление охраны труда МПС России.
    
    1.6. Разработка нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, проводится научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями, высшими учебными заведениями железнодорожного транспорта (далее - организации-разработчики) по планам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, программам, годовым планам разработки и пересмотра нормативных правовых актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте и планам нормотворческой деятельности МПС России и его структурных подразделений.
    
    1.7. Структурные подразделения МПС России, ответственные за разработку нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, ежегодно представляют в Управление охраны труда МПС России планы их разработки, пересмотра или отмены.
    
    1.8. Управление охраны труда МПС России ежегодно представляет в Минтруда России перечень актов, утвержденных в отчетном году, а также систематически информирует Минтруда России о внесенных в эти акты изменениях и дополнениях.
    
    1.9. Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене указанных актов принимается МПС России не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
    
    1.10. Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, согласованные с Минтруда России, изменяются, дополняются или отменяются по согласованию с Минтруда России. Продление срока действия таких актов также осуществляется по согласованию с Минтруда России.
    
    1.11. Руководители структурных подразделений МПС России и начальники железных дорог должны доводить до сведения подчиненных организаций информацию о действующих и вновь вводимых отраслевых правилах, типовых инструкциях и других нормативных правовых актах, содержащих нормативные требования охраны труда.
    
    1.12. Структурные подразделения МПС России, ответственные за разработку нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в порядке, установленном пунктом 42 Правил подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Министерством путей сообщения Российской Федерации, после утверждения указанных актов представляют их в Юридическое управление МПС России. Кроме того, два экземпляра указанных актов (в том числе 1 экземпляр на магнитном носителе) направляются в Управление охраны труда МПС России для представления их в Минтруда России и формирования отраслевой базы нормативных документов по охране труда.
    
    1.13. Проекты отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда должны быть согласованы с Управлением охраны труда, Департаментом здравоохранения, Управлением ведомственной охраны, Департаментом безопасности движения и экологии (для отраслевых правил), ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей и Юридическим управлением (после всех согласований), а также с другими заинтересованными структурными подразделениями МПС России.
    
    1.14. Согласование проекта отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда должно быть проведено в срок, не превышающий 30 дней со дня получения проекта. При наличии предложений и замечаний по проекту они должны быть направлены в тот же срок.
    
    1.15. Необходимость в государственной регистрации в Минюсте России отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда определяется Юридическим управлением МПС России в соответствии с пунктом 43 Правил подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Министерством путей сообщения Российской Федерации.
    
    1.16. Проекты отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, согласованные в соответствии с пунктом 1.13 настоящих Правил, представляются для согласования в Минтруда России с сопроводительным письмом, подписанным заместителем министра путей сообщения Российской Федерации, курирующим структурное подразделение МПС России, ответственное за разработку указанных нормативных актов.
    
    1.17. Согласованные в Минтруда России проекты отраслевых правил и типовых инструкций в подлиннике представляются на утверждение заместителю министра путей сообщения Российской Федерации структурным подразделением МПС России, ответственным за их разработку.
    
    1.18. Утвержденные заместителем министра путей сообщения Российской Федерации отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда вводятся в действие нормативным актом МПС России. Подготовка проекта нормативного акта МПС России о введении в действие отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда осуществляется структурным подразделением МПС России, ответственным за их разработку.
    
    В указанном нормативном акте должен быть определен срок введения в действие отраслевых правил и типовых инструкций, установлен срок для тиражирования, рассылки, изучения и проведения мероприятий по их реализации. Кроме того, указанным нормативным актом МПС России должны быть отменены ранее действующие нормативные акты, взамен которых утверждены отраслевые правила и типовые инструкции.
    
    1.19. Тиражирование и рассылку утвержденных отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда организует структурное подразделение МПС России, ответственное за их разработку.
    
    1.20. Действие правил и типовых инструкций по охране труда других отраслей экономики может быть распространено на организации федерального железнодорожного транспорта по согласованию с ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, федеральным органом исполнительной власти, утвердившим указанные нормативные правовые акты, и Минтруда России путем издания нормативного акта МПС России о распространении действия указанных правил и типовых инструкций по охране труда.
    
    1.21. Проекты правил безопасности (ПБ), правил устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкций по безопасности (ИБ), государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), строительных норм и правил (СНиП), сводов правил по проектированию и строительству (СП), санитарных правил (СП), гигиенических нормативов (ГН), санитарных правил и норм (СанПиН), санитарных норм (СН) разрабатываются структурными подразделениями МПС России в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти, согласовываются с соответствующими ведомственными и государственными надзорами.
    
    1.22. Государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий системы стандартов безопасности труда (ССБТ) разрабатываются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93.
    
    Построение, изложение, оформление, содержание и согласование разрабатываемых стандартов ССБТ должно отвечать требованиям ГОСТ Р 1.5-92, ГОСТ 12.0.001-82.
    
    Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), устанавливающие организационные, технические и экономические требования по охране труда разрабатываются Управлением охраны труда МПС России, а также другими структурными подразделениями МПС России.
    
    1.23. Проекты нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, отраслевых стандартов, организационно-методических и других руководящих и технологических документов, разрабатываемых структурными подразделениями МПС России, должны быть согласованы с Управлением охраны труда МПС России в части требований охраны труда.
    
    1.24. Железные дороги, отделения железных дорог и другие организации федерального железнодорожного транспорта, при необходимости, на основе отраслевых организационно-методических документов по согласованию с соответствующими профсоюзными организациями могут разрабатывать локальные нормативные акты по охране труда с учетом местных условий.
    
    Руководство разработкой локальных нормативных актов, а также инструкций по охране труда для работников осуществляется руководителями организаций.
    
    Разработка локальных актов и инструкций по охране труда для работников должна проводиться по программам и годовым планам мероприятий по охране труда организации.
    
    1.25. Наличие инструкций по охране труда для работников не отменяет требований безопасного выполнения работ, предусмотренных в технологических процессах, технологических картах, техническо-распорядительных актах железнодорожных станций, инструкциях по выполнению работ, инструкциях по эксплуатации оборудования и механизированного инструмента.
    
    

II. Порядок разработки отраслевых правил по охране труда

    
    2.1. Отраслевые правила по охране труда (далее - правила) разрабатываются в следующем порядке:
    
    составление перспективного плана разработки новых, пересмотра, продления или отмены действующих правил;
    
    разработка и утверждение технического задания на разработку правил;
    
    разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;
    
    составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;
    
    подготовка проекта окончательной редакции правил;
    
    согласование окончательной редакции правил;
    
    утверждение и регистрация (учет) правил;
    
    организация издания (размножения) правил и информирование об их утверждении заинтересованных организаций.
    
    2.2. Структурные подразделения МПС России, ответственные за разработку правил (далее - заказчик), определяют ведущую организацию-разработчика и, при необходимости, организации-соисполнители.
    
    Ведущая организация-разработчик совместно с организациями-соисполнителями составляет техническое задание на разработку правил.
    
    В техническом задании на разработку правил должны предусматриваться следующие разделы:
    
    основание для разработки правил;
    
    срок выполнения;
    
    цели и задачи разработки правил;
    
    характеристика объекта разработки;
    
    перечень основных требований, устанавливаемых правилами;
    
    взаимосвязь с другими нормативными правовыми актами по охране труда;
    
    акты, которые утрачивают силу или должны быть изменены с введением в действие настоящих Правил;
    
    этапы работ и сроки их выполнения;
    
    перечень структурных подразделений МПС России, железных дорог и организаций, которым должен быть разослан проект первой редакции правил на отзыв;
    
    перечень структурных подразделений МПС России и организаций, с которыми должен быть согласован проект правил;
    
    дополнительные требования к разрабатываемому документу.
    
    При возникновении разногласий между организацией-разработчиком и организациями-соисполнителями при разработке технического задания окончательное решение принимает заказчик.
    
    Техническое задание утверждает заказчик по согласованию с Управлением охраны труда МПС России и Департаментом условий и охраны труда Минтруда России. При необходимости, техническое задание согласовывается с другими структурными подразделениями МПС России.
    
    2.3. Разработка проекта первой редакции правил, рассылка его на отзыв структурным подразделениям МПС России и организациям, составление сводки отзывов и справки о разногласиях, подготовка окончательной редакции правил осуществляется организацией-разработчиком правил.
    
    Справка о разногласиях подписывается руководителем заказчика правил.
    
    Формы технического задания на разработку правил по охране труда, сводки отзывов и справки о разногласиях приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
    
    2.4. Проект первой редакции правил разрабатывается в соответствии с техническим заданием. Методические указания к содержанию и оформлению отраслевых правил по охране труда приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.
    
    Проект первой редакции правил подписывают руководители и исполнители организаций-разработчиков.
    
    2.5. Проект первой редакции правил с сопроводительным письмом, подписанным заказчиком, и, при необходимости, с пояснительной запиской направляется на рассмотрение в структурные подразделения МПС России, на железные дороги и организации, указанные в техническом задании.
    
    2.6. Организация-разработчик на основании полученных отзывов при участии организаций-соисполнителей составляет сводку отзывов, которую подписывают руководитель структурного подразделения организации-разработчика и исполнители.
    
    2.7. Организация-разработчик и организации-соисполнители на основании сводки отзывов составляют окончательную редакцию проекта правил.
    
    При наличии разногласий по проекту правил разработчик составляет справку о разногласиях. Решение по разногласиям принимает заказчик, а, при необходимости, проводит согласительное совещание.
    
    Решение согласительного совещания оформляется протоколом, подписанным участниками совещания, в котором при наличии разногласий отражается особое мнение участников по отдельным пунктам правил.
    
    Окончательное решение по разногласиям принимает заказчик.
    
    2.8. Окончательная редакция проекта правил с пояснительной запиской и копией протокола согласительного совещания (если такое совещание проводилось), подписанные разработчиком и согласованные с заказчиком, направляются на дальнейшее согласование в структурные подразделения МПС России.
    
    

III. Порядок разработки типовых инструкций по охране труда

    
    3.1. Типовые инструкции по охране труда разрабатываются в порядке, установленном пунктами 2.1-2.8 настоящих Правил.
    
    3.2. Техническое задание на разработку типовых инструкций по охране труда с Департаментом условий и охраны труда Минтруда России не согласовывается.
    
    3.3. Структурные подразделения МПС России, ответственные за разработку типовых инструкций по охране труда, определяют организацию-разработчика. При необходимости, организация-разработчик может привлекать для выполнения работ соисполнителей (организации или отдельных специалистов).
    
    3.4. Методические указания к содержанию и оформлению типовых инструкций по охране труда приведены в приложении N 3 к настоящим Правилам.
    
    

IV. Порядок разработки инструкций по охране труда для работников

    
    4.1. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается, исходя из его профессии, конкретного рабочего места или вида выполняемой работы. Разработка инструкций осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя либо лица, им уполномоченного.
    
    4.2. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе отраслевой типовой инструкции по охране труда, содержащей государственные нормативные требования охраны труда, а при ее отсутствии - правил по охране труда и других нормативных правовых актов, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, технологической документации предприятия, с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии, конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника.
    
    4.3. Перечень инструкций, подлежащих разработке, составляется инженером по охране труда с участием руководителей структурных подразделений организации, утверждается работодателем либо лицом, им уполномоченным, и рассылается в структурные подразделения организации.
    
    4.4. Инструкции по охране труда для работников, подлежащие разработке или пересмотру, должны включаться в годовой план мероприятий по улучшению условий и охраны труда организации с указанием сроков разработки и ответственных исполнителей.
    
    4.5. Инструкции по охране труда для работников разрабатываются специалистами организации, руководителями соответствующих структурных подразделений организации (далее - ответственный исполнитель), утверждаются работодателем либо лицом, им уполномоченным, по согласованию с профсоюзной организацией.
    
    При необходимости, организация может привлекать для разработки инструкций другие организации или отдельных специалистов, имеющих опыт работы в области охраны труда.
    
    4.6. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников, оказывает методическую помощь ответственным исполнителям.
    
    4.7. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Временные инструкции разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.
    
    К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и при разработке постоянных инструкций.
    
    4.8. Инструкции по охране труда для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, и для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых нормативных правовых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе указанных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.
    
    4.9. Методические указания к содержанию и оформлению инструкций по охране труда для работников приведены в приложении N 4 к настоящим Правилам.
    
    4.10. Проект первой редакции инструкции по охране труда для работников подписывает ответственный исполнитель и направляет на рассмотрение в подразделения организации, деятельность которых может иметь отношение к требованиям разрабатываемой инструкции, а, при необходимости, главным специалистам организации, инспекторам ведомственного или государственного надзора.
    
    4.11. Первая редакция проекта инструкции по охране труда для работников должна быть направлена на рассмотрение:
    
    главному инженеру организации;
    
    инженеру по охране труда;
    
    в профсоюзную организацию.
    
    4.12. Подразделения организации и специалисты организации должны не позднее чем через 30 дней со дня получения проекта направить ответственному исполнителю замечания по проекту инструкции по охране труда для работников.
    
    Ответственный исполнитель собирает и обобщает замечания и предложения по проекту инструкции и на основании полученных замечаний и предложений разрабатывает окончательную редакцию проекта инструкции.
    
    При наличии разногласий по отдельным пунктам проекта инструкции окончательное решение по ним принимает работодатель или лицо, уполномоченное работодателем.
    
    4.13. Окончательная редакция проекта инструкции по охране труда для работников должна быть согласована с инженером по охране труда и с профсоюзной организацией, а также, при необходимости, с инспекторами ведомственного или государственного надзора и с другими организациями, деятельность которых взаимосвязана с требованиями разрабатываемой инструкции.
    
    4.14. Утверждает инструкцию по охране труда для работников работодатель или лицо, им уполномоченное. Утвержденная инструкция вводится в действие приказом, в котором должен быть установлен срок введения в действие инструкции, мероприятия по ее внедрению, а также указание об отмене ранее действующей инструкции по охране труда.
    
    4.15. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель либо лицо, им уполномоченное. Проверка инструкций должна производиться не реже одного раза в 5 лет.
    
    4.16. Инструкции по охране труда для работников досрочно пересматриваются:
    
    при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
    
    при изменении условий труда работников;
    
    при внедрении новой техники и технологии;
    
    по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    
    по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или ведомственных и федеральных надзоров.
    
    Своевременную проверку и пересмотр инструкций организуют работодатели и руководители подразделений-разработчиков.
    
    4.17. Если в течение срока действия инструкции по охране труда условия труда работников в организации не изменились, то приказом (распоряжением) работодателя или лица, уполномоченного работодателем, ее действие продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставится штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции, наименование его должности и расшифровка подписи, указывается срок продления инструкции).
    
    4.18. Тиражирование инструкций по охране труда для работников организует работодатель либо лицо, им уполномоченное.
    
    Инструкции могут быть размножены в виде брошюр, сборников или односторонних листов для вывешивания на рабочих местах или производственных участках.
    
    4.19. У руководителя структурного подразделения организации должен постоянно храниться полный комплект инструкций по охране труда для работников данного подразделения, а также перечень этих инструкций, утвержденных работодателем, либо лицом, им уполномоченным. Выдача инструкций руководителям структурных подразделений организации производится инженером по охране труда с регистрацией в журнале учета.
    
    4.20. Инструкции могут быть выданы работникам на руки при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
    
    Местонахождение инструкции по охране труда для работников определяет руководитель структурного подразделения с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.
    
    4.21. Учет и регистрация инструкций по охране труда для работников осуществляется службой охраны труда (специалистом по охране труда) организации. В службе охраны труда (у специалиста по охране труда) организации должен храниться контрольный экземпляр инструкции.
    
    4.22. Формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников в подразделения (службы) организации приведены в приложении N 5 к настоящим Правилам.
    
    Положение о порядке разработки и утверждения нормативных правовых актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное МПС России 21 декабря 1998 года N ЦСР-619, признается утратившим силу.
    
    

Приложение N 1
к Правилам разработки и утверждения
на федеральном железнодорожном
транспорте нормативных актов,
содержащих требования
охраны труда

    
    
(Формы технического задания на разработку отраслевых правил по охране труда, сводки отзывов, справки о разногласиях по проекту правил)

    
    

СОГЛАСОВАНО

Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель руководителя (начальника) Департамента (управления) - заказчик правил




(подпись), ее расшифровка


(подпись), ее расшифровка







(дата утверждения)


(дата утверждения)

    
    
Техническое задание
на разработку отраслевых правил по охране труда

    


(наименование правил)


Исполнитель



(наименование ведущей организации-разработчика)



Соисполнители



(наименование организаций-соисполнителей)



1. Основание для разработки правил






2. Срок выполнения:





начало






окончание





3. Цели и задачи разработки правил




4. Характеристика объекта разработки




5. Перечень основных требований, устанавливаемых правилами




6. Взаимосвязь с другими нормативными правовыми актами по охране труда




7. Акты, которые утрачивают силу или должны быть изменены с вводом в действие

правил


    
8. Этапы работы и сроки их выполнения
    

N

Наименование работы

Исполнитель

Сроки выполнение

Форма представления материала




начало

окончание







    
9. Перечень структурных подразделений МПС России, железных дорог и организаций, которым должен быть разослан проект первой редакции правил на отзыв

Наименование организации

Адрес

Количество экземпляров

1

2

3




    
Перечень структурных подразделений МПС России и организаций, с которыми должен быть согласован проект правил

Наименование организации

Адрес

1

2



    

10. Дополнительные требования к разрабатываемому документу




    
    
СВОДКА ОТЗЫВОВ

    


(наименование проекта отраслевых правил по охране труда)

    

N п/п

Номер пункта правил, по которому дается замечание

Федеральный орган (организация), номер письма, дата

Замечание, предложение

Заключение организации-разработчика

1

2

3

4

5











    




(наименование должности руководителя подразделения организации-разработчика)


(подпись и ее расшифровка)

    




(наименование должности руководителя подразделения организации-разработчика)


(подпись и ее расшифровка)

    
    
СПРАВКА
о разногласиях по проекту первой (окончательной) редакции

    


(наименование отраслевых правил по охране труда)

    

Номер пункта, по которому имеются разногласия

Замечание (предложение) организации, его обоснование, дата, номер письма, должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего письмо

Заключение заказчика правил

1

2

3







    




(наименование должности руководителя подразделения организации-разработчика)


(подпись и ее расшифровка)

    
    
Приложение N 2
к Правилам разработки и утверждения
на федеральном железнодорожном
транспорте нормативных актов,
содержащих требования
охраны труда

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к содержанию и оформлению отраслевых правил по охране труда

    
    
    1. Правила разрабатываются с учетом достижений науки, техники, передового опыта организации производства и труда, с соблюдением требований государственных стандартов ССБТ, межотраслевых правил по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, инструкций по безопасности, гигиенических нормативов, а также отраслевых нормативных правовых актов и других документов, утвержденных МПС России.
    
    2. В правилах должны применяться термины, установленные ГОСТ 12.0.002 ССБТ "Термины и определения" и другими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
    
    Изложение требований отраслевых правил по охране труда следует делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования. При изложении обязательных требований в правилах применяются слова "должен", "следует", "необходимо" и производные от них.
    
    3. Если в правилах приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты правил должны иметь ссылки на эти приложения.
    
    Правила с приложениями должны иметь сквозную нумерацию страниц.
    
    4. Нормативные требования оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой, и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
    
    5. Количество ссылок на нормативные правовые документы в правилах рекомендуется делать минимальным.
    
    При упоминании в отраслевых правилах по охране труда законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации должны приводиться ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации и др.), оформленные в виде сносок, расположенных в конце страницы.
    
    В случае упоминания в отраслевых правилах по охране труда актов федеральных органов исполнительной власти, в тексте правил указывается вид акта, его обозначение и наименование. В приложении к правилам приводятся полные реквизиты акта (вид акта, его обозначение и наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, даты принятия и ввода его в действие, регистрационный номер, присвоенный Минюстом России (при наличии) и другие реквизиты).
    
    6. Правила делятся на главы, которые нумеруются римскими цифрами, и имеют заголовки.
    
    Правила должны содержать следующие главы:
    
    I. Общие требования.
    
    II. Требования безопасной организации работ к производственным (технологическим) процессам.
    
    III. Требования к производственным помещениям и к производственным площадкам для производственных (технологических) процессов, выполняемых вне производственных помещений).
    
    IV. Требования к производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест.
    
    V. Требования к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам, а также к способам хранения и транспортирования исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.
    
    В зависимости от специфики хозяйства, видов работ и области распространения правил в них могут включаться другие разделы.
    
    7. В главе I "Общие требования" следует излагать:
    
    сведения о применении и распространении действия правил;
    
    описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для производственных процессов;
    
    допускаемые стандартами (санитарными нормами) уровни и другие параметры опасных и вредных производственных факторов;
    
    требования к профессиональному отбору, условиям допуска к участию в производственных процессах, периодичности контроля за состоянием здоровья, обучению и проверке знаний по охране труда работников;
    
    требования об охране окружающей природной среды;
    
    требования пожаро- и взрывобезопасности, предъявляемые к производственным процессам;
    
    требования к обеспечению работников спецодеждой и спецобувью;
    
    требования безопасности, которые должны учитываться в технологической документации;
    
    указания об ответственности должностных лиц за несоблюдение требований по охране труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    
    8. В главе II "Требования безопасной организации работ к производственным (технологическим) процессам" предусматриваются:
    
    требования безопасности, предъявляемые к организации производственных процессов;
    
    меры безопасности, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них вредное воздействие;
    
    меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
    
    требования к системам контроля и управления технологическими процессами, обеспечивающим защиту работников и аварийное отключение производственного оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты, обеспечивающих защиту работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
    
    способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
    
    меры по защите работников от опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных случаях;
    
    рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, установление перерывов, связанных с воздействием на работников опасных и вредных производственных факторов, пребыванием их на открытом воздухе в холодное время года и перерывов для отдыха и приема пищи, а также ограничение тяжести труда, продолжительности смены.
    
    9. В главе III "Требования к производственным помещениям и производственным площадкам" следует приводить требования, регламентирующие допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках - для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также требования санитарных правил и гигиенических нормативов по освещенности, температурному режиму, влажности и другим производственным факторам.
    
    10. В главе IV "Требования к производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест" приводятся общие требования безопасности к производственному оборудованию, а также конкретные требования безопасности, установленные на отдельные группы и виды оборудования. Здесь же устанавливаются требования, влияющие на безопасность труда, по размещению производственного оборудования и коммуникаций.
    
    В главе могут приводиться ссылки на государственные, отраслевые стандарты и другие нормативные документы, устанавливающие требования безопасности к устройству и эксплуатации оборудования.
    
    11. В главе V "Требования к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам, а также способам хранения и транспортирования исходных материалов" отражаются особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, влияющие на обеспечение безопасного труда работников. Кроме того, предусматриваются способы хранения, средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ при транспортировании исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов готовой продукции и отходов производства.
    
    12. Обозначение отраслевых правил состоит из:
    
    индекса ПОТ - правила по охране труда;
    
    Р - Россия;
    
    О - отраслевые;
    
    13153 - отраслевого кола МПС России по Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ), утвержденного Госстандартом России 30 декабря 1993 года N 294. ОК 006-93;
    
    телеграфного шифра структурного подразделения МПС России;
    
    регистрационного номера, присвоенного Юридическим управлением;
    
    года утверждения правил.
    
    Например: Отраслевые правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные МПС России от 19 февраля 2002 года N ЦШ-877, должны иметь обозначение: ПОТ Р О-13153-ЦШ-877-02.
    

    

(Титульный лист отраслевых правил по охране труда)

    
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    
    

СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель министра путей сообщения Российской Федерации




(письмо Минтруда России, дата, номер)


(подпись, ее расшифровка, дата утверждения)

    
    
Отраслевые правила по охране труда

    


(наименование правил)



ПОТ Р О-13153-001-02



(обозначение)



    
    
Приложение N 3
к Правилам разработки и утверждения
на федеральном железнодорожном
транспорте нормативных актов,
содержащих требования
охраны труда

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к содержанию и оформлению типовых инструкций по охране труда

    
    
    1. Типовые инструкции по охране труда разрабатываются с использованием правил по охране труда, межотраслевых типовых инструкций по охране труда, иных документов (паспортов на оборудование, технологических инструкций и других документов).
    
    2. Требования типовой инструкции должны разрабатываться на основе:
    
    а) законов, межотраслевых и отраслевых правил и иных нормативных правовых актов по охране труда и не должны противоречить им;
    
    б) изучения технологического процесса, для которого инструкция разрабатывается;
    
    в) изучения условий труда, характерных для данной профессии (вида работ);
    
    г) определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых лицами данной профессии (занятых на данных работах);
    
    д) анализа типичных, наиболее вероятных для данной профессии (вида работ), причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    
    е) определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.
    
    3. Оформление типовых инструкций по охране труда, утверждаемых МПС России, аналогично требованиям к оформлению правил по охране труда, изложенным в пунктах 1-4 приложения N 2 настоящих Правил.
    
    4. Типовая инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы:
    
    1. Общие требования безопасности.
    
    2. Требования безопасности перед началом работы.
    
    3. Требования безопасности во время работы.
    
    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
    
    5. Требования безопасности по окончании работы.
    
    При необходимости, в инструкцию можно включать другие разделы.
    
    5. В разделе "Общие требования безопасности" отражаются:
    
    условия допуска лиц к самостоятельной работе по профессии или к выполнению соответствующей работы (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей);
    
    указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;
    
    требования по выполнению режимов труда и отдыха;
    
    перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;
    
    перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными типовыми отраслевыми нормами для данных профессий с указанием обозначений государственных, отраслевых стандартов или технических условий на них;
    
    требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;
    
    порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
    
    указания по оказанию первой помощи пострадавшим;
    
    правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы;
    
    меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях;
    
    меры электробезопасности, включая требования при работе на электрифицированных участках железных дорог;
    
    указания об ответственности работника за нарушение требований инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    
    6. В разделе "Требования безопасности перед началом работы" излагаются:
    
    порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;
    
    простейшие способы проверки исправности таких средств индивидуальной защиты, как респираторы, противогазы, предохранительные пояса, каски и другие средства;
    
    порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения;
    
    порядок проверки используемых в работе материалов, заготовок, полуфабрикатов;
    
    порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.
    
    Требования инструкций следует излагать в соответствии с последовательностью технологического процесса.
    
    7. В разделе "Требования безопасности во время работы" излагаются:
    
    способы и приемы безопасного выполнения работ, использования технологического оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
    
    требования безопасного обращения с используемыми в работе материалами, сырьем, заготовками, полуфабрикатами;
    
    указания по безопасному содержанию рабочего места;
    
    действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
    
    требования к использованию средств защиты работников.
    
    8. В разделе "Требования безопасности в аварийных ситуациях" излагаются:
    
    перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
    
    действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;
    
    действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.
    
    9. В разделе "Требования безопасности по окончании работы" излагаются:
    
    порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры, порядок сдачи рабочего места, а при непрерывном процессе - порядок передачи его по смене;
    
    порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
    
    требования соблюдения личной гигиены;
    
    порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
    
    10. Типовые инструкции по охране труда должны содержать минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на другие технологические правила и инструкции, действующие в отрасли.
    
    Требования других нормативных актов должны быть учтены разработчиками инструкций или воспроизведены в инструкциях в изложении.
    
    В инструкциях не должны применяться слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно"), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.
    
    Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии его предшествующей полной расшифровки.
    
    Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазоров, расстояния).
    
    11. Каждой типовой инструкции должно быть присвоено наименование и обозначение. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.
    
    Наименования типовых инструкций могут быть, например, такими, как "Типовая инструкция по охране труда для слесаря по ремонту подвижного состава", "Типовая инструкция по охране труда при разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря".
    
    12. Обозначение типовой инструкции состоит из:
    
    индекса ТИ - типовая инструкция;
    
    Р - Россия;
    
    О - отраслевая;
    
    13153 - отраслевого кода МПС России по Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ), утвержденного Госстандартом России 30 декабря 1993 года N 294. ОК 006-93;
    
    телеграфного шифра департамента, управления МПС России;
    
    регистрационного номера, присвоенного Юридическим управлением;
    
    года утверждения типовой инструкции.
    
    Например: Типовая инструкция по охране труда для приемосдатчика груза и багажа в поездах, утвержденная МПС России 18 февраля 2002 года N ЦЛ-875, имеет обозначение: ТИ Р О-13153-ЦЛ-875-02.
    
    

(Титульный лист типовой инструкции по охране труда)

    
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации




(письмо Минтруда России, дата, номер)


(подпись, ее расшифровка, дата утверждения)

    
Типовая инструкция по охране труда

    


(наименование инструкции)



ПОТ Р О-13153-001-02



(обозначение)



    
    
Приложение N 4
к Правилам разработки и утверждения
на федеральном железнодорожном
транспорте нормативных актов,
содержащих требования охраны труда

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к содержанию и оформлению инструкций по охране труда для работников

    
    
    1. Оформление инструкций по охране труда для работников аналогичны требованиям к оформлению типовых инструкций по охране труда, изложенным в пп.4-10 приложения N 3 к настоящим Правилам.
    
    Требования инструкций по охране труда для работников следует излагать в соответствии с последовательностью технологического процесса с учетом условий, в которых выполняется данная работа.
    
    2. Инструкции для работников организаций не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие в данной организации.
    
    3. Наименования инструкций для работников организаций могут быть, например, такими, как: "Инструкция по охране труда для газосварщика", "Инструкция по охране труда при выполнении работ на высоте".
    
    4. Обозначение инструкции по охране труда для работников организаций состоит из:
    
    индекса ИОТ - инструкция по охране труда;
    
    телеграфного шифра организации;
    
    присвоенного номера;
    
    года утверждения инструкции по охране труда.
    
    Например: Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту грузовых вагонов, утвержденная начальником вагонного депо "Лосиноостровская" Московской железной дороги от 1 июня 1998 года N 1, должна иметь обозначение: ИОТ-ВЧД-8-001-98.
    
    

(Титульный лист инструкции по охране труда для работников)

    


(наименование организации)

    

СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДАЮ







(наименование должности руководителя профсоюзного органа)


(наименование должности работодателя либо лица, им уполномоченного)







(подпись, ее расшифровка, номер и дата протокола)


(подпись, ее расшифровка, дата согласования)




    
    
Типовая инструкция по охране труда

    


(наименование инструкции)



ПОТ Р О-13153-001-02



(обозначение)



    
    
Приложение N 5
к Правилам разработки и утверждения
на федеральном железнодорожном
транспорте нормативных актов,
содержащих требования охраны труда

    
    
(Формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников в подразделения (службы) организации)

    
    
ЖУРНАЛ
учета инструкций по охране труда для работников


(наименование организации)

    

N п/п

Дата

Наименование инструкции

Дата утверж-
дения

Обоз-
начение (номер)

Плано-
вый срок провер-
ки

Ф.И.О. и должность работника, произво-
дившего учет

Подпись работника, производив-
шего учет

1

2

3

4

5

6

7

8









    
    
ЖУРНАЛ
учета выдачи инструкций по охране труда для работников в подразделения (службы) организации


(наименование организации)

    

N п/п

Дата вы-
дачи инст-
рук-
ции

Обозна-
чение (номер инст-
рукции)

Наименование инструкции

Подраз-
деление (служба), которому выдана инструк-
ция

Коли-
чество выдан-
ных экземп-
ляров

Ф.И.О. и долж-
ность полу-
чателя инструк-
ции

Подпись получа-
теля инстру-
кции

1

2

3

4

5

6

7

8









    
    
    
Текст документа сверен по:
Министерство путей сообщения
Российской Федерации.
Сборник отраслевых нормативных
документов по охране труда
на железнодорожном транспорте. - М., 2002 год.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование