- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
РД 31.82.04.09-85
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОЧИХ КОМПЛЕКСНЫХ БРИГАД
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ КРУГЛОГО ЛЕСА
Дата введения 1987-07-01
ВЗАМЕН РД 31.82.04-78
Настоящая инструкция является дополнением к РД 31.82.04.01-85 и устанавливает основные требования безопасности при перегрузке круглого леса, которые должны знать и выполнять рабочие комплексных бригад морских портов.
На основе настоящего РД порты разрабатывают и утверждают в установленном порядке инструкции по безопасности труда с учетом конкретных условий производства.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. К работам по перегрузке круглого леса допускаются рабочие комплексных бригад, имеющие квалификацию докера-механизатора и прошедшие специальную подготовку по расширенной программе обучения методам и приемам работы с лесными грузами.
1.2. Старшими технологических звеньев назначаются рабочие комплексных бригад, имеющие опыт работы с лесными грузами и квалификацию не ниже III класса.
1.3. При работах, связанных с передвижением рабочих по мокрому и обледенелому лесу, пользоваться специальной обувью или приспособлениями, закрепленными на обуви, предупреждающими скольжение ног.
1.4. Раскатывать бревна и укладывать их в грузовых помещениях транспортных средств или на штабеле следует с применением ломов, багров или ручных крюков (багорков).
Для разворота "подъема" леса в нужном направлении использовать багры.
1.5. При перегрузке круглого леса с помощью металлических стропов выполнять следующие требования:
стропы должны быть исправными, одинаковой длины и соответствующей грузоподъемности (среднюю массу "подъема" определяет производитель работ и доводит до сведения бригадиров и рабочих комплексных бригад при инструктаже на рабочем месте);
строповку круглого леса длиной свыше 3 м производить на два стропа способом "в удав" с применением роликовых скоб;
грузовые стропы располагать на равном расстоянии от торцов "подъема", которое должно быть не менее 50 см и не более половины расстояния, заключенного между стропами;
строповка круглого леса длиной до 3 м допускается одним стропом "в удав" с применением роликовых скоб;
применять "восьмерки" вместо роликовых скоб не допускается;
навешивать или снимать огоны грузовых стропов "подъема" с крюка крана разрешается только при полном ослаблении стропов. Направлять стропы, снимать (или навешивать) огоны и роликовые скобы при натянутом состоянии грузовых стропов запрещается.
1.6. Погрузку-выгрузку круглого леса с помощью лесных грейферов производить с соблюдением следующих условий:
грейфер полностью заполнять бревнами и плотно обжимать их, исключая возможность выпадения отдельных бревен;
не допускается нахождение людей в зоне действия грейферных кранов, зона должна быть ограждена и обозначена предупредительными знаками;
нахождение людей на штабеле, в проходах и проездах между штабелями, расположенными в зоне перемещения леса грейфером, не допускается;
оставлять грейфер на весу после окончания работ или во время перерывов в работе запрещается;
грейфер использовать только по своему прямому назначению. Не допускается его использование для навешивания грузозахватных приспособлений и стропов, выдергивания стоек и др.
1.7. При ливневом дожде и сильном снегопаде, ухудшающем видимость, работы с круглым лесом должны быть прекращены.
1.8. Перегрузку леса, сформированного в пакеты с помощью стропов типа ПС и других средств пакетирования, производить с применением специальных грузозахватных приспособлений.
1.9. Укладывать лес на складе и в грузовых помещениях транспортных средств следует ровными рядами, не допуская образования откосов, уступов, "колодцев".
1.10. Передвижение людей по обледенелым и мокрым бревнам на штабелях, платформах, полувагонах, автомашинах, палубе судна и на воде при силе ветра свыше 12 м/с запрещается.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СУДОВОЙ ОПЕРАЦИИ
2.1. Установку стоек производить при помощи судовых или береговых перегрузочных средств, а где это невозможно, допускается установка стоек вручную с применением специальных упорных вилок или других средств, обеспечивающих безопасность производства работ.
2.2. Загружать лес в трюм или выгружать его из трюма равномерно с углублением не более чем 1 "подъем" леса. При этом соблюдать осторожность, учитывая возможность скатывания отдельных бревен с уклона.
2.3. Размещать лес в трюме таким образом, чтобы всегда обеспечивалась возможность безопасного перемещения людей с трюмного трапа на груз и обратно.
2.4. При неполностью открытом люке погрузка-выгрузка леса в трюм запрещается.
2.5. Подавать лес в подпалубное пространство трюма путем раскачивания "подъема" запрещается.
2.6. Перемещать лес в подпалубное пространство трюма с помощью канифас-блоков при соблюдении следующих условий:
устанавливать канифас-блоки таким образом, чтобы при перемещении леса грузовые канаты крана сохраняли вертикальное положение;
работающие в трюме должны находиться в безопасной зоне, в стороне, противоположной перемещению бревен. Находиться людям вблизи натянутых канатов и внутри угла, образуемого ими, запрещается;
после установки канифас-блоков убедиться в надежности их крепления, а также в надежности закрытия откидной части щеки. Крепить канифас-блоки только за специально предназначенные для этой цели рымы;
при перемещении "подъема" с помощью канифас-блоков должна быть исключена возможность задевания груза за препятствия на пути его движения;
ответственность за безопасность работ по перемещению леса с помощью канифас-блоков несет старший трюмного звена.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАГОННОЙ ОПЕРАЦИИ
3.1. Строповку леса, выгружаемого с железнодорожных платформ, производить с использованием приставных лестниц или специальных эстакад. Строповку леса, выгружаемого из полувагонов, производить с использованием страхующих устройств и приспособлений (эстакад, навесных мостиков, специальных лестниц и т.п.), обеспечивающих безопасное перемещение людей вдоль полувагона.
3.2. Находиться рабочим на приподнятом краном "подъеме" леса в процессе строповки и ходить по планширю полувагона запрещается.
3.3. Выгрузка леса с платформы и снятие "шапок" с полувагонов разрешаются только после снятия всех средств крепления (стяжек, поясов и т.д.).
3.4. При разгрузке платформы и полувагонов с помощью лесного грейфера находиться людям в полувагоне или на платформе во время работы грейфера запрещается.
3.5. Перед выгрузкой леса из полувагонов и с платформ бригадир комплексной бригады (старший вагонного звена) совместно с производителем работ определяют соответствие загрузки и размещения леса в железнодорожном подвижном составе Техническим условиям МПС.
Выгружать лес, загруженный в железнодорожные вагоны с отступлением от Технических условий МПС, разрешается только под руководством производителя работ при условии наличия утвержденного плана организации работ.
3.6. При погрузке леса в полувагоны и на платформы с использованием суженной части габарита 1В ("шапки") выполнять следующие требования:
при подаче и укладке "шапки" рабочие должны находиться вне полувагона (платформы) - на земле или на специальных ограждениях (эстакадах), направляя "шапку" с помощью багров;
до начала погрузки в верхней части вагона должны быть установлены приспособления для формирования "шапки", а для безопасности работ при погрузке и креплении "шапки" необходимо использовать подмости или эстакады с перилами и лестницы для выхода на них рабочих;
грузозахватные приспособления, эстакады, подмости, используемые при погрузке и выгрузке "шапок", должны быть исправными, испытаны и иметь маркировку;
погрузку (выгрузку) "шапок" осуществлять на двух стропах со строповкой "в люльку". Снятие с "шапок" стяжек и других средств крепления производить на причале (складе).
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СКЛАДСКОЙ ОПЕРАЦИИ
4.1. При непакетном складировании круглого леса бревна в штабель укладывать поперек длины штабеля способом плотной порядной укладки.
4.2. При складировании леса, сформированного в пакеты, штабель укладывать "клеткой" с уступами шириной не менее 1,5 м по периметру штабеля через каждые 2 м по высоте или в виде усеченной пирамиды с уступами шириной не менее 1,5 м в каждом ярусе по периметру. Высота яруса - 1 пакет. Высота штабеля не должна превышать 6 м.
4.3. Торцы штабеля при непакетном складировании необходимо укреплять подпорными стойками или упорами, предупреждающими раскатывание (развал) штабеля. Высота подпорных стоек не должна быть меньше высоты штабеля.
4.4. Высота штабеля при нахождении на нем людей в процессе его формирования или расформирования не должна превышать 6 м.
4.5. Подниматься на штабель и спускаться с него следует по исправным стандартным приставным лестницам.
4.6. Складирование круглого леса длиной свыше 3 м "навалом" или "конусом" не допускается.
4.7. Складирование короткометражного леса без порядной его укладки в штабель разрешается с помощью грузозахватных приспособлений с дистанционным управлением и при условии отсутствия на таком штабеле людей как во время штабелирования, так и в процессе разборки штабеля.
4.8. Укладывать лес грейферами в штабель следует без прокладок и при условии, что штабель размещается между достаточно прочными подпорными стойками, а высота штабеля не превышает подпорных устройств. Разборку таких штабелей производить без нахождения на них людей.
4.9. Формирование штабелей и их разборку производить равномерно по всей длине штабеля с углублением не более одного пакета ("подъема") леса.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОРДОННОЙ (ПЕРЕДАТОЧНОЙ) ОПЕРАЦИИ
5.1. При передаче "подъема" леса с крана на кран "подъем" должен быть опущен полностью на причал. Нахождение рабочих на "подъеме" леса с целью снятия или навешивания грузовых стропов на крюк крана допускается только в том случае, если полностью исключена возможность развала "подъема" и бревна находятся в устойчивом положении. Опускать "подъем" леса при этом только на ровную горизонтальную поверхность.
5.2. Строповку (отстроповку) леса при выгрузке-погрузке его с автотранспорта осуществлять с применением грузовых столов, лестниц, эстакад.
При снятии или укладке леса в кузов (прицеп) автомашины водитель должен покинуть кабину и находиться на безопасном расстоянии вне зоны перемещения груза. Рабочим в этот момент запрещается находиться в кузове (прицепе) автомашины.
5.3. При перегрузке леса с использованием торцевальной машины выполнять следующие требования:
управление работой торцевальной машины должно быть дистанционным;
рабочий комплексной бригады, управляющий работой торцевальной машины, должен находиться в безопасной зоне (вне зоны перемещения груза краном);
для управления работой торцевальной машины назначаются рабочие комплексной бригады, имеющие право на управление данной машиной, удостоверение сигнальщика и квалификационное удостоверение по технике безопасности (электробезопасности) соответствующей группы.
5.4. Расформирование пакетов леса производить при выполнении следующих условий:
пакет, навешенный на грузовые стропы, должен быть установлен на причал (грунт) и иметь устойчивое положение;
снимать средства крепления пакетов (пояса, стяжки и т.п.) только после полного обжатия пакета грузовыми стропами, находящимися в натянутом положении;
подниматься на пакет и находиться на нем при натянутом состоянии грузовых стропов запрещается;
во избежание повреждений увязочные пояса (стропы типа ПС) не должны подвергаться ударам и другим механическим воздействиям. Для разъединения проволочных креплений использовать ножницы или другие специально для этого предназначенные инструменты и приспособления.
5.5. Формирование и увязку пакетов производить при помощи специальных пакетоформирующих машин и приспособлений.
6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ВОДЕ
6.1. Перегрузка леса из воды и на воду должна производиться грузоподъемными кранами с использованием лесных грейферов.
6.2. При перегрузке леса из воды в случае ручной строповки или отстроповки для формирования "подъемов" должно быть устроено наплавное сооружение, состоящее из бонов, покрытых настилом из досок. Ширина таких бонов должна быть не менее 1,2 м.
6.3. Места работы необходимо обеспечить спасательными средствами - спасательными кругами (поясами), линями, баграми.
6.4. Для перемещения рабочих по плотам на рабочих местах должны быть специальные переносные мостики, имеющие с нижней стороны металлические шипы.
6.5. Перед выгрузкой леса из трюмов в воду необходимо акваторию рабочей зоны ограничить специальным ограждением из буев или бонов.
6.6. При выгрузке леса из трюмов в воду запрещается производить навешивание гаков самоотцепа на качающемся "подъеме". При качке судна с креном более 5° выгрузка запрещается.
6.7. Для увязки леса в плоты использовать специальные сплоточные устройства.
6.8. Доставку рабочих с берега к рабочему месту и обратно производить на пригодных для этой цели плавсредствах. При посадке и высадке людей должны быть обеспечены безопасные условия.
6.9. При выгрузке леса из воды рабочие должны быть одеты в спасательные жилеты.
Текст документа сверен по:
/ Министерство морского флота СССР.
Сборник типовых инструкций по безопасности труда. -
М.: В/О "Мортехинформреклама", 1987