- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2001 года N ГКПИ2000-1453
[Заявление об отмене пунктов 2-6 Перечня платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями государственной санитарно-эпидемилогической службы Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 31 декабря 1999 года N 474, оставлено без удовлетворения]
Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего-судьи Верховного Суда: Романенкова Н.С. при секретаре Дончило В.В. с участием прокурора Масаловой Л.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Старченко Алексея Анатольевича об отмене пунктов 2-6 Перечня платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 31 декабря 1999 года N 474,
установил:
Старченко А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой об отмене пунктов 2-6 Перечня платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 31 декабря 1999 года N 474.
Как пояснил в судебном заседании Старченко А.А., оказываемые органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации услуги являются медицинской помощью, а согласно ст.41 Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Таким образом, оспариваемый нормативный акт в части оказания платных медицинских работ и услуг учреждениями Госсанэпидслужбы РФ гражданам нарушает их права.
Представители заинтересованных лиц: Минздрава России Момот Ю.Н. и Иваненко А.В., Минюста России Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили, что оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает конституционные права граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Выслушав объяснения заявителя Старченко А.А., представителей заинтересованных лиц: Минздрава России Момота Ю.Н. и Иваненко А.В., Минюста России Ахвердиевой Л.Р., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит -удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 474 утвержден Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Данный нормативный акт зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2000 года, регистрационный номер 2096.
В соответствии с Перечнем организациями Госсанэпидслужбы России по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами выполняются такие -платные медицинские работы (услуги), как:
- лабораторные и инструментальные исследования, измерения, гигиенические и иные виды оценок по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- производство, хранение и реализации дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных средств по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- консультационные услуги, в том числе подготовка, издание, распространение методических, нормативных, информационных и иных печатных, аудиовизуальных, электронных материалов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- гигиеническое обучение и воспитание работников предприятий, организаций, учреждений, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и населения, обеспечение которого возложено на них действующим законодательством Российской Федерации и по их заявкам;
-дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги) по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 2-6 Перечня).
Согласно ст.20 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья" граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 года N 1096 года утверждена программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, которой предусмотрены виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.
Гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются:
а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;
в) стационарная помощь:
при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
при патологии беременности, родах и абортах;
при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях.
Перечисленные в пунктах 2.6 Перечня платные медицинские работы (услуги) оказываемые организациями Госсанэпидслужбы России к таковым не относятся.
Кроме того, суд объяснений представителей Минздрава России Момота Ю.Н. и Иваненко А.В. следует, что организации Госсанэпидслужбы России, являясь государственными учреждениями здравоохранения, не являются лечебно-профилактическими учреждениями.
В силу ст.46 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Суть государственного санитарно-эпидемиологического надзора - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п.3 ст.29 настоящего Федерального закона).
Доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным актом прав граждан при поступлении на работу, когда требуется представление медицинских документов, являются несостоятельными.
Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" устанавливает обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, включая проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
Неправомерны также ссылки Старченко А.А. на ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Данная норма Закона устанавливает недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей. Оспариваемый же акт договорных условий не содержит.
Приказ Минздрава России "О Перечне платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" издан в соответствии со ст.47 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривающей, что финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется за счет:
средств федерального бюджета;
средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Оказание гражданам по договорам платных медицинских работ (услуг), включая лабораторные и инструментальные исследования и измерения, информационные, консультационные услуги, гигиеническое обучение и воспитание, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России не нарушает прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Учитывая, что оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству, принят Минздравом России в пределах его компетенции и не нарушает прав граждан, жалоба Старченко А.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Жалобу Старченко Алексея Анатольевича об отмене пунктов 2-6 Перечня платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 31 декабря 1999 года N 474, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Текст документа сверен по:
рассылка