- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2006 года N 28
Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав положение дел с организацией и эффективностью государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пищевыми продуктами, отмечаю, что в последнее время осуществлен ряд организационных и практических мероприятий по предотвращению вредного воздействия этой продукции на здоровье населения.
В большинстве субъектов Российской Федерации усилен контроль за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов при их производстве, хранении, транспортировке и реализации. При этом особое внимание уделяется соблюдению санитарного законодательства на молокоперерабатывающих предприятиях, мясокомбинатах, предприятиях пищевой промышленности.
С учетом того, что с пищевыми продуктами в организм человека может поступать более 70% всех загрязнителей, территориальными управлениями Роспотребнадзора, центрами гигиены и эпидемиологии в 2005 году было исследовано 1846376 проб продовольственного сырья и продуктов питания на соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим и по санитарно-химическим показателям. По результатам санитарно-эпидемиологического надзора забраковано 126645 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, за нарушения санитарных правил и противоэпидемического режима на пищевых предприятиях на руководителей и работников наложен 204051 штраф, передано на рассмотрение в суд 4412 дел, из них в 60% приняты решения о привлечении виновных к ответственности.
В целях снижения вредного воздействия алкогольной продукции на здоровье населения и во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 N 6 резко возрос объем мероприятий по надзору и контролю за предприятиями по производству и реализации данной продукции. Только за первое полугодие 2006 года проведено около 27 тысяч рейдовых проверок, во время которых обследовано 89511 предприятий, что более чем в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Исследовано 75 тысяч образцов алкогольной продукции, из которых 12% не отвечали гигиеническим нормативам, в том числе 18% импортной продукции.
Возросла требовательность к производителям и поставщикам алкогольной продукции, поступающей на территорию Российской Федерации, за соблюдением обязательных требований к ее качеству и безопасности.
В связи с несоответствием алкогольной продукции гигиеническим нормативам забраковано 175 тысяч партий объемом около 3 млн.литров, из которых 120 тыс.партий импортной продукции объемом 2,3 млн.литров. За нарушения санитарного законодательства на производителей и поставщиков наложено 20890 штрафов на сумму в 23 млн.рублей, в следственные органы передано 990 дел, вынесено 1118 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов.
В связи с выявлением при осуществлении госсанэпиднадзора за производством и оборотом минеральных и питьевых вод, расфасованных в емкости, фактов реализации некачественной и фальсифицированной продукции, нарушений порядка выдачи разрешительных документов, а также установленных законодательством требований к информации для потребителей Роспотребнадзором разработан порядок организации контроля данной продукции.
Территориальными управлениями Роспотребнадзора проведены внеплановые мероприятия по обследованию предприятий, производящих и реализующих минеральные и питьевые воды, не обеспечивающих должный уровень производственного контроля продукции. Приостановлено действие санитарно-эпидемиологических заключений на некоторые виды минеральных вод в связи с низким их качеством и массовой реализацией фальсифицированной продукции.
Совместно с союзом производителей безалкогольных напитков разрабатывается технический регламент о требованиях к качеству и безопасности этой продукции.
Приняты также меры по усилению госсанэпиднадзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты, изменению рецептуры, исключению их из списка продуктов школьного питания.
В Российской Федерации создана нормативная правовая и методическая база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных организмов (далее - ГМО) или содержащей ГМО. Эта продукция проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу, включающую оценку аллергенных, иммуномодулирующих и мутагенных свойств, изучение показателей качества и безопасности.
Разработаны и внедрены в практику методы лабораторных исследований, необходимых для осуществления эффективного надзора за пищевыми продуктами, содержащими компоненты, полученные с применением ГМО. Установлены головные центры по количественному определению ГМО в продуктах питания, укомплектованные соответствующим оборудованием и специалистами.
При осуществлении госсанэпиднадзора в 2005 году исследовано 19795 проб пищевых продуктов на наличие компонентов, полученных из ГМО. При этом они обнаружены в 6,8% проб, в том числе 14,4% - в мясных продуктах. В 526 случаях отсутствовала декларация о наличии таких компонентов, в связи с чем реализация продукции была приостановлена.
В целях усиления профилактики заболеваний, связанных с отклонениями от рекомендуемых норм питания особое внимание уделяется изучению его структуры в различных регионах страны, организации рационального питания, в том числе лечебно-профилактического.
В рамках реализации Концепции государственной политики в области здорового питания, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.98 N 917 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 34, ст.4083) и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.99 N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5037) в последние годы проведены масштабные эпидемиологические исследования структуры питания населения, подтверждающие широкое распространение дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в первую очередь йода, железа, фтора, селена.
Учитывая значимость проблемы, Роспотребнадзором и его территориальными управлениями осуществляется целенаправленная работа по преодолению дефицита микронутриентов.
В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны соответствующие профилактические программы. Организациями и индивидуальными предпринимателями принимаются меры по обогащению муки и хлебобулочных изделий, молочных продуктов железом, витаминно-минеральными премиксами. Производство йодированной соли удовлетворяет 92% потребностей населения. Значительно увеличены объемы выпуска витаминизированных соков.
В органы исполнительной власти внесены предложения о включении пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами в рационы питания детей в организованных коллективах и школах.
Расширяются объемы лечебно-профилактического и диетического питания больных в лечебно-профилактических учреждениях.
Повсеместно производится контроль на наличие в пищевых продуктах микронутриентов. Удельный вес проб йодированной соли, не соответствующих гигиеническим нормативам, снизился с 9,2% в 2003 году до 4,9% в 2005 году.
Важным направлением в ликвидации дефицита микронутриентов является производство биологически активных добавок к пище (БАД).
Разработаны рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ, методы контроля качества и безопасности БАД.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.11.2004 N 6 "Об усилении госсанэпиднадзора за производством и оборотом БАД" (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, письмо от 20.11.2004 N 07/11354-ЮД) усилен госсанэпиднадзор за производством и оборотом БАД, разработан порядок организации контроля за предприятиями и выпускаемой ими продукцией.
В целях защиты прав потребителей особое внимание уделяется недопущению случаев недостоверной рекламы БАД, наличию сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 305 "О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст.2337) установлено, что Роспотребнадзором должны проводиться аккредитация и проверка деятельности испытательных лабораторий, проводящих соответствующие исследования, а также государственный надзор за качеством и безопасностью этих продуктов. Все это требует проведения необходимых организационных мероприятий.
Вместе с тем, несмотря на усиление госсанэпиднадзора за пищевыми продуктами, в ряде субъектов Российской Федерации имеют место серьезные недостатки в обеспечении населения доброкачественными продуктами питания, что оказывает негативное влияние на здоровье населения.
Медленно сокращается количество пищевых объектов, не соответствующих санитарным правилам, в 2005 году удельный вес их составил 9,1%. Количество проб продовольственного сырья и продуктов питания, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, превышает 6% (2000 год - 7%). Наиболее неудовлетворительные результаты отмечаются при исследовании молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, импортного мяса и мясных продуктов. В 3,5% исследованных проб пищевых продуктов выявляются тяжелые металлы, пестициды и другие загрязнители химической природы. По этой причине забраковывается большое количество партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, и в первую очередь мясных и молочных продуктов, сахара, кондитерских изделий.
Это является следствием неудовлетворительного санитарного состояния ряда пищевых объектов, отсутствия современного технологического оборудования, недостаточного уровня механизации технологических процессов, нарушений санитарно-противоэпидемического режима. Недостаточно осуществляется профессиональная подготовка персонала пищевых предприятий, а также уровень гигиенических знаний, особенно работников пищеблоков, детских дошкольных, образовательных и оздоровительных учреждений.
По-прежнему имеют место факты приобретения этими учреждениями продуктов питания без соответствующих документов, подтверждающих их качество.
Такое положение приводит к возникновению вспышек дизентерии, сальмонеллеза в указанных учреждениях и среди населения. Только за 7 месяцев текущего года зарегистрировано 27 вспышек в результате употребления пищевых продуктов и готовых блюд, инфицированных при их приготовлении и хранении.
Неудовлетворительной остается структура питания населения и прежде всего детей школьного возраста, характеризующаяся снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов - мясных, рыбных и молочных, овощей и фруктов. В ряде школ, особенно в сельской местности, не организовано горячее питание учащихся. Не решена проблема производства детских молочных смесей на промышленной основе. Сокращается число детских молочных кухонь и ассортимент выпускаемой ими продукции. Это приводит к росту заболеваемости анемиями, гастритом и дуоденитом. Высокой остается заболеваемость, связанная с микронутриентной недостаточностью.
Возрастает потребление алкогольных напитков, заболеваемость алкоголизмом в стране увеличилась за последние пять лет на 14%. Удельный вес проб алкогольных напитков, не соответствующих гигиеническим нормативам, возрос за этот период в 1,5 раза.
Имеют место факты реализации БАД, не прошедших в установленном порядке санитарно-эпидемиологическую экспертизу и регистрацию, а также недостоверной рекламы этой продукции.
Население недостаточно информируется о необходимости рационального питания, соблюдения необходимой его структуры, мерах личной и общественной профилактики алиментарных заболеваний, негативных последствий, связанных с употреблением алкогольных напитков.
В связи с вышеизложенным, с целью усиления госсанэпиднадзора за пищевыми продуктами и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Федеральным законом от 01.01.2000* N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.150)
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 02.01.2000". - Примечание .
постановляю:
1. Считать основными направлениями деятельности по надзору за продовольственным сырьем и пищевыми продуктами:
1.1. Внедрение современных технологий надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевыми продуктами, в том числе алкогольной продукции, с широким использованием результатов социально-гигиенического мониторинга этих продуктов и заболеваемости населения;
1.2. Усиление контроля за организацией и состоянием питания детей в детских дошкольных учреждениях и школах, а также детей раннего детского возраста;
1.3. Оснащение учреждений Роспотребнадзора аналитическим оборудованием в целях использования современных методов анализа качественного и количественного состава ГМО, БАД, алкогольной продукции, минеральной и питьевых вод;
1.4. Создание постоянно действующей информационно-пропагандисткой системы по разъяснению основных принципов здорового питания, мерах личной и общественной профилактики алиментарно зависимых заболеваний;
1.5. Разработку региональных целевых программ в целях преодоления дефицита микронутриентов, улучшения структуры питания и прежде всего организованных групп населения.
1.6. Усиление взаимодействия с саморегулирующими организациями (ассоциациями, гильдиями, союзами), занимающимися производством и оборотом продовольственного сырья и пищевых продуктов, по вопросам разработки технических регламентов, выполнения совместных соглашений, мониторингу качества и безопасности этой продукции на потребительском рынке.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2.1. Принять дополнительные меры по обеспечению населения пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами;
2.2. Обязать средства массовой информации проводить широкую разъяснительную работу среди населения о влиянии структуры и качества питания на здоровье человека, негативных последствиях злоупотребления алкогольными напитками, мерах личной и общественной профилактики алиментарно зависимых заболеваний.
3. Рекомендовать организациям и индивидуальным предпринимателям:
3.1. Принять исчерпывающие меры по наведению должного порядка на объектах, занятых производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья и пищевых продуктов, приведению их в строгое соответствие с санитарными правилами;
3.2. Обеспечить организацию и проведение производственного контроля за качеством и безопасностью выпускаемой пищевой продукции;
3.3. Своевременно решать вопросы, связанные с повышением уровня профессиональных знаний и гигиенической подготовки работников, занятых в сфере производства и реализации пищевых продуктов, и в первую очередь работников пищеблоков детских дошкольных, образовательных и оздоровительных учреждений.
4. Рекомендовать Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям предоставлять основную печатную площадь и эфирное время для широкой пропаганды среди населения здорового питания, мер профилактики заболеваний, связанных с недостатками в рационах витаминов, железа, йода и других микронутриентов.
5. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" совместно с ГУ НИИ питания РАМН (по согласованию) провести анализ объема и эффективности лабораторных исследований пищевых продуктов, разработать и представить в Роспотребнадзор предложения по их оптимизации.
6. Научно-исследовательским институтам Роспотребнадзора и РАМН принять меры по совершенствованию методов качественного и количественного определения компонентов ГМО в пищевых продуктах.
7. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по улучшению питания больных в лечебно-профилактических учреждениях, организации лечебно-профилактического и диетического питания.
8. Главным врачам Федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии:
8.1. Обеспечить своевременное оформление и выдачу сертификатов качества муки, макаронных и хлебобулочных изделий;
8.2. Принять дополнительные меры по оснащению центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования пищевых продуктов, полученных из ГМО, биологически активных добавок к пище, алкогольной продукции и другие сложные исследования.
9. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
9.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства при производстве, хранении, транспортировке и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов;
9.2. Определить на основании анализа заболеваемости населения кишечными инфекциями, связанной с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов, группу эпидемически наиболее значимых пищевых объектов, осуществлять внеплановые их обследования с обращением особого внимания на "критические" точки производства;
9.3. В рамках проведения социально-гигиенического мониторинга совместно с органами управления здравоохранением провести анализ заболеваемости населения, связанной с нарушениями в структуре питания, дефицитом микронутриентов, провести оценку проводимых профилактических и лечебных мероприятий, по итогам внести предложения в органы исполнительной власти о корректировке действующих программ по их обеспечению;
9.4. Проанализировать результаты применяемых мер административного воздействия в отношении виновных в нарушениях санитарного законодательства при производстве и обороте пищевых продуктов, в том числе практики подготовки и рассмотрения дел в судах в рамках применения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и принять действенные меры по повышению их эффективности;
9.5. О выполнении данного постановления доложить в Роспотребнадзор с отчетами о деятельности по итогам работы в 2006 году.
10. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
Г.Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 сентября 2006 года,
регистрационный N 8199
Текст документа сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 37, 11.09.2006