- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 5 июля 2007 года N 0100/6792-07-32
О санитарно-эпидемиологической экспертизе
посуды из меламина
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с продолжающимися отдельными фактами оформления санитарно-эпидемиологических заключений на посуду из меламина, не в полном объеме учитывающими специфику материала, считает необходимым обратить внимание на следующие моменты.
Меламин (мелалит) относится к группе аминопластов и представляет собой прессованный материал на основе поликонденсированных меламино-формальдегидных смол с различными наполнителями и красителями.
Лимитирующим гигиеническим показателем при оценке изделий из меламина является миграция мономера формальдегида, выделение которого обусловлено природой данного полимерного материала.
Формальдегид (синонимы: метаналь, муравьиный альдегид, оксометан; CAS N 50-00-0) - вещество, относящееся по ГОСТ 12.1.007-76 "ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" ко 2 классу опасности; обладает токсичностью, аллергенным, мутагенным, канцерогенным действием, в связи с чем подлежит строгому гигиеническому нормированию. Допустимое количество миграции (ДКМ) для формальдегида - 0,1 мг/л.
Несмотря на утвержденное ДКМ для формальдегида, использование меламина для изготовления изделий детского ассортимента, включая столовую посуду и приборы, не допускается (ГН 2.3.3.972-00 "Предельно допустимые количества химических веществ, выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами", раздел Общее положение). В связи с этим столовая посуда и приборы из меламина для детей не могут быть рекомендованы к реализации даже в том случае, когда количество формальдегида в исследуемом образце находится на уровне чувствительности метода.
В силу особенностей состава и строения меламина столовая и чайная посуда, изготовленная из него, в целом ряде случаев не выдерживает условий эксперимента, имитирующих, реальную эксплуатацию (горячие пища, напитки): миграция формальдегида в модельные среды в несколько раз превышает уровни, установленные в ГН 2.3.3.972-00 "Предельно допустимые количества химических веществ, выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами". Известно также, что меламиновая посуда по своей природе не устойчива к влиянию многократно повторяемых режимов мойки и дезинфекции, поэтому не следует рекомендовать ее для системы общественного питания.
Кроме лимитирующего показателя формальдегида в меламиновой посуде контролируется миграция других альдегидов, в частности, ацетальдегида, а также тяжелых металлов - возможных мигрантов из красителей, использованных для окрашивания полимерного материала, и красок, применяемых для нанесения рисунка. При затруднении в выборе контролируемых металлов необходимо руководствоваться перечнем тяжелых металлов, определяемых по СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и реализация игр и игрушек", приложение 2.
В целях совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора за посудой из меламина, предотвращения возможного неблагоприятного ее влияния на здоровье людей, особенно детей раннего возраста, предлагаю:
1. Повысить требовательность к организации и проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы посуды из меламина.
2. Проводить санитарно-эпидемиологические исследования и испытания меламиновой посуды по всем контролируемым показателям с использованием модельных сред, имитирующих свойства предполагаемого ассортимента контактирующих продуктов, и воспроизведением реальных или приближенных к ним условий эксплуатации.
При выборе показателей ориентироваться на природу материала и использованных наполнителей, красителей, на способ нанесения рисунка.
3. Не допускать специализированную посуду и столовые приборы из меламина к реализации для детей раннего возраста.
4. Не рекомендовать использование посуды из меламина в системе общественного питания, а также в быту для контакта с горячими блюдами и напитками.
5. Требовать в ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы маламиновой посуды наличия этикетки с подробной информацией для потребителя о конкретной области использования изделий.
6. При заполнении бланка санитарно-эпидемиологического заключения в графе "Область применения" подробно указывать назначение посуды, условия контакта с пищевыми продуктами (например: "Столовая посуда для взрослого населения при условии кратковременного контакта с холодными и/или сухими продуктами, фруктами").
Руководитель
Г.Г.Онищенко