- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2001 года Дело N Ф03-А51/01-2/1202
[Возражения ответчика о том, что к нему возможно применение вышеназванных правовых норм по освобождению от уплаты пеней по причине неплатежеспособности ввиду несвоевременной оплаты таких работ, остались не проверенными арбитражным судом, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение]
Арбитражный суд в составе: председательствующего И.С.Панченко, судей С.А.Логвиненко, Г.В.Котиковой, при участии: от истца представители не явились; от ответчика - ГП "ВМСУ "Дальвоенморстрой" - Ветренко Ю.Б., представитель по дов. от 03.01.2001 N 32/6-01, рассмотрел кассационную жалобу Государственного предприятия "Военно-морское строительное управление "Дальвоенморстрой", г.Владивосток, на решение от 19.10.2000 по делу N A51-7589/00-10-157 Арбитражного суда Приморского края. В суде 1 инстанции дело рассмотрено судьей О.М.Слепченко по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края в лице Находкинского филиала к Государственному предприятию "Военно-морское строительное управление "Дальвоенморстрой" о взыскании 3874567 рублей 59 копеек.
Государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края в лице Находкинского филиала (далее - ГУ ТФОМС Приморского края) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Государственному предприятию "Военно-морское строительное управление "Дальвоенморстрой" (далее - ВМСУ "Дальвоенморстрой") о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 626141 руб. 71 коп. и пени за просрочку их уплаты в сумме 3248425 руб. 88 коп., а всего 3874567 руб. 59 коп., с обращением взыскания на имущество.
Решением от 19.10.2000 иск удовлетворен частично, взыскана сумма задолженности по страховым взносам, предъявленная истцом, а также пени в сумме 3183260 руб. 68 коп. Судебный акт мотивирован тем, что факт имеющейся недоимки подтвержден материалами дела, поэтому иск обоснован. Отказывая в иске о взыскании пеней на сумму 65165 руб. 20 коп., суд указал на отсутствие решения, принимаемого истцом по заявлению ВМСУ "Дальвоенморстрой", о возможности списания пени в связи с неполной оплатой выполненных работ в рамках государственного заказа.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
На данное решение ответчиком подана кассационная жалоба с просьбой о его отмене и передаче дела на новое рассмотрение ввиду неиссследования судом доказательств по делу относительно выполнения ВМСУ "Дальвоенморстрой" государственного заказа по строительству объектов оборонного значения для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Ссылаясь на Законы Российской Федерации от 26.02.97 N 29-ФЗ от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" и, соответственно, на 1998 год, письма Исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.04.98 N 1847/23-и "О Федеральном законе от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", Министерства экономики Российской Федерации от 22.12.97 N ВМ-657/30-4088 "О платежах в бюджет и внебюджетные фонды исполнителей оборонного заказа", в судебном заседании представитель заявителя жалобы, поддерживая доводы, изложенные в ней, указал на то, что рассмотрению и оценке судом первой инстанции подлежали обстоятельства освобождения ответчика от уплаты пеней ввиду выполнения им в течение проверенного периода работ по государственному оборонному заказу.
В отзыве на кассационную жалобу истец отклоняет ее доводы и просит оставить решение суда без изменения, так как, по его мнению, судом правильно применено законодательство, регулирующее вопросы уплаты страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Обстоятельства настоящего спора свидетельствуют о том, что основанием ГУ ТФОМС Приморского края для обращения в арбитражный суд с иском послужило отсутствие на расчетном счете Управления начальника работ 135 города Фокино - строительное подразделение ВМСУ "Дальвоенморстрой", денежных средств, достаточных для оплаты задолженности по страховым взносам в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и причитающихся пеней. Из дополнения к расчету суммы иска (л.д.68) следует, что по задолженности страховых взносов истцом указан период с сентября 1998 года по декабрь 1999 года, пени начислены с IV квартала 1995 года по декабрь 1999 года. Судебная инстанция, удовлетворяя исковые требования, неправильно установила обстоятельства дела, в связи с чем не применены нормы материального права, подлежащие применению по данному делу.
Согласно статье 21 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" за просрочку по взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшуюся в результате задержки оплаты работ по государственному заказу в соответствии с заключенными договорами за счет средств федерального бюджета на 1997 год, пеня не начисляется.
Аналогичное положение содержится в статье 24 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год".
Порядок списания задолженности по пеням за просрочку уплаты, в том числе взносов в государственные внебюджетные фонды в связи с несвоевременной оплатой предприятиями (организациями) государственного оборонного заказа в 1994-1997 годах, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.98 N 1416.
Во исполнение вышеназванных законов Исполнительная дирекция Федерального фонда обязательного медицинского страхования письмом от 23.04.98 N 1847/23-и, Минэкономики РФ письмом от 22.12.97 N ВМ-657/30-4088 разъяснили о том, в каких случаях не начисляются пени за просрочку уплаты платежей в государственные внебюджетные фонды, а также утвержден список государственных заказчиков.
Проверка материалов дела показала, что Управление начальника работ 135 выполняло работы по государственному оборонному заказу в период 1995-1999 годОВ.
Возражения ответчика о том, что к нему возможно применение вышеназванных правовых норм по освобождению от уплаты пеней по причине неплатежеспособности ввиду несвоевременной оплаты таких работ, остались непроверенными арбитражным судом.
Пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса РФ установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относятся федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а согласно статье 34_1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Это означает, что до предъявления иска в арбитражный суд государственные внебюджетные фонды обязаны направлять в порядке статьи 69 названного Кодекса требования об уплате недоимки и пеней, которые должны содержать необходимые сведения (пункт 4 статьи 69).
Исковое заявление направлено в суд 14 августа 2000 года, доказательства направлений в установленном порядке требований ответчику в материалах дела отсутствуют.
Статья 46 Налогового кодекса РФ устанавливает, что в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе исполнить принудительным путем обращение взыскания на денежные средства на счетах в банке данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Инкассовые поручения направлялись в банк: 19.06.2000 N 125; 23.02.2000 N 22; 17.02.99 N 029; 025, N 026; 03.06.99, NN 60, 61, 62; 04.08.99 N 102; 03.12.99 N 177; 19.06.2000 NN 123, 124; 23.02.2000 N 17, NN 18, 23. Суд не установил и не проверил, соблюдены ли внебюджетным фондом после 01.01.99 нормы Налогового кодекса Российской Федерации, установленные пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса.
Учитывая, что документы истца и ответчика, приведенные в обоснование требований и возражений по данному спору, нуждаются в дополнительном исследовании, решение подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения и проверить законность требований истца с учетом возражений ответчика о выполнении государственного оборонного заказа. От выяснения вопроса о соблюдении истцом норм налогового законодательства зависит возможность взыскания с ВМСУ "Дальвоенморстрой" как задолженности по уплате страховых взносов, так и пеней. При проверке соблюдения истцом срока давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности следует учитывать разъяснение, данное пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение кассационной жалобы разрешить при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.10.2000 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7589/00-10-157 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
И.С.Панченко
Судьи
С.А.Логвиненко
Г.В.Котикова
Текст документа сверен по:
рассылка