- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2002 года Дело N А05-8550/02-413/20
[Судом первой инстанции правомерно отказано налоговой инспекции во взыскании штрафа о пункту 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей: Ломакина С.А. и Шевченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.09.2002 по делу N A05-8550/02-413/20 (судья Калашникова В.А.), установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению внутренних дел города Северодвинска (далее - УВД) о взыскании 5000 рублей штрафа по пункту 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 11.09.2002 в иске отказано. Суд не установил нарушения ответчиком сроков направления налоговой инспекции сообщений о регистрации физических лиц.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, суд не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц.
Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с названным кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 кодекса, установлена в пункте 1 статьи 129-1 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут ответственность по пункту 2 названной статьи в виде взыскания 5000 рублей штрафа.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена как обязанность определенных законодательством лиц сообщать налоговому органу в 10-дневный срок о факте регистрации физического лица по месту жительства, так и ответственность за ее неисполнение.
На основании Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» приказом Министерства внутренних дел РФ от 23 октября 1995 года N 393 утверждена Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Инструкция).
В пункте 1.2 названной Инструкции определены органы регистрационного учета, которыми являются:
- в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, - органы внутренних дел (при этом в примечании к указанной норме уточнено, что в системе органов внутренних дел функции регистрационного учета граждан осуществляет паспортно-визовая служба);
- в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
Помимо органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, Правилами регистрации (пункт 4) и Инструкцией (пункт 1.4) назначены лица, ответственные за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства. Такими лицами являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распределительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями социального назначения, а именно должностные лица: жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищно-строительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов - интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц - приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.
Однако регистрирующим органом, согласно пунктам 1.2 и 1.6 Инструкции являются органы внутренних дел (в лице паспортно-визовой службы) или органы местного самоуправления, которые при осуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета выполняют оформление регистрации и снятие граждан с регистрационного учета.
Оформление регистрации и снятия граждан с регистрационного учета осуществляется паспортно-визовой службой по представлении должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, наряду с документами, удостоверяющими личность граждан, надлежащим образом оформленных и заверенных документов, подтверждающих в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации наличие оснований для вселения в жилое помещение (или свидетельствующих об отсутствии обстоятельств, препятствующих вселению) (пункт 1.6 Инструкции).
Таким образом, в городе Северодвинске органом, осуществляющим регистрацию физических лиц по месту жительства, является паспортно-визовая служба УВД города Северодвинска.
В развитие приведенных нормативных актов и во исполнение требований статьи 85 НК РФ Паспортно-визовое управление Министерства внутренних дел Российской Федерации 29.09.99 издало указания N 16/3572 «О порядке предоставления в органы налоговой службы сведений о регистрации физических лиц по месту жительства» (далее - Указания). Перечень установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266 обязательных сведений приведен в форме «Сведения о регистрации физического лица по месту жительства» (далее - Сведения), согласованной с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (приложение N 1 к Указаниям).
Оформление указанных Сведений и направление их в территориальные органы налоговой службы осуществляется в соответствии с Рекомендациями сотрудникам паспортно-визовой службы органов внутренних дел по порядку предоставления в органы налоговой службы сведений о регистрации физических лиц по месту жительства (приложение N 2 к Указаниям).
Названными Рекомендациями (пункты 1-3) установлен порядок регистрации физических лиц по месту жительства.
Граждане, изменившие место жительства, представляют необходимый комплект документов, предусмотренный пунктом 4.1 Инструкции, и заполненную форму Сведений, должностным лицам, ответственным за регистрацию, или гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения.
После проверки правильности заполнения формы Сведений должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, заверяют указанные Сведения личной подписью и вместе с документами, представляемыми для регистрации по месту жительства, в установленный Инструкцией срок направляют в паспортно-визовую службу органов внутренних дел.
Сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних дел после проверки представленных документов, полноты и соответствия их заполнения проставляют отметку в п. 10 карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Инструкции), заверяют Сведения личной подписью, в установленном месте проставляют оттиск штампа по форме N 16 (приложение N 16 к Инструкции), после чего направляют их в территориальные органы налоговой службы в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок и в порядке, предусмотренном для направления информации, относящейся к категории конфиденциальных сведений.
Следовательно, датой регистрации паспортно-визовой службой физических лиц по месту жительства для целей исчисления срока, установленного в пункте 3 статьи 85 НК РФ, следует признать дату, указанную в п. 10 карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Инструкции), которая должна соответствовать дате, указанной сотрудником паспортно-визовой службы в Сведениях рядом с оттиском штампа по форме N 16 и его личной подписью.
Из материалов дела следует, что паспортно-визовой службой УВД города Северодвинска регистрация двух физических лиц по месту жительства осуществлена 7 февраля 2002 года, что подтверждается отметкой рядом с оттиском штампа по форме N 16 в Сведениях. О фактах регистрации этих лиц указанная служба сообщила в налоговый орган 13 февраля 2002 года, то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 85 НК РФ.
Следовательно, вывод суда о несовершении ответчиком налоговых правонарушений, указанных в решении налоговой инспекции от 19.03.2002 N 53-12/968 и за совершение которых УВД привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 129-1 НК РФ в виде наложения штрафа в сумме 5000 рублей, кассационная инстанция считает законным и обоснованным.
Довод налогового органа о необходимости исчисления 10-дневного срока, установленного пунктом 3 статьи 85 НК РФ, с даты, проставленной в Сведениях представителем жилищно-эксплуатационной организации - лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту жительства, при заверении правильности сведений, указанных в представленном ему комплекте документов, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку представитель жилищно-эксплуатационной организации не является регистрирующим органом, не осуществляет регистрации физических лиц по месту жительства.
Налоговая инспекция также не доказала, что в пункте 10 карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Инструкции) сотрудником паспортно-визовой службы указана иная, чем в Сведениях, дата регистрации.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно отказано налоговой инспекции во взыскании штрафа, в связи с чем его решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа поставил:
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.09.2002 по делу N A05-8550/02-413/20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.Кузнецова
Судьи:
С.А.Ломакин
А.В.Шевченко
Текст документа сверен по:
рассылка