почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
31
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2003 года Дело N А56-26255/02


[Суд первой инстанции признал, что данный нормативный акт является для банка разъяснением, что исключает привлечение его к ответственности согласно пункту 2 статьи 109 и подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, а потому у налоговой инспекции не было оснований для привлечения банка к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Шевченко А.В., судей: Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., при участии: от открытого акционерного общества "Инкасбанк" Сумкиной О.В. (доверенность от 04.01.2003 N 20), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу Никифоровой И.Б. (доверенность от 02.09.2002 N 03-09/2425), рассмотрев 11.02.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2002 по делу N А56-26255/02 (судья Масенкова И.В.), установил:
    
    Открытое акционерное общество "Инкасбанк" (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 26.07.2002 N 09-33/96 о привлечении банка к налоговой ответственности за неполную уплату налогов и за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, о доначислении налогов и пеней.
    
    Решением суда от 17.10.2002 иск удовлетворен.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 17.10.2002 как принятое с нарушением норм материального права и отказать в иске.
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
    
    Как следует из материалов дела, с 29.03.2002 по 03.06.2002 налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения банком налогового законодательства в период с 01.01.99 по 31.12.99 - исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налога на прибыль; налога на имущество; налога на добавленную стоимость; налогов, поступающих в дорожные фонды; налога на доходы, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам местного самоуправления, налога на операции с ценными бумагами; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, налога на доходы иностранных юридических лиц, удерживаемого у источника выплат, полученных на территории Российской Федерации; налога на рекламу; платы за загрязнение окружающей природной среды.
    
    По результатам проверки составлен акт от 02.07.2002. На основании указанного акта (с учетом возражений банка) налоговой инспекцией вынесено решение от 26.07.2002 N 09-33/96 о привлечении банка к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафов в размере 20% от сумм неуплаченных налога на прибыль; налога на доходы, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, исчисляемого и уплачиваемого их владельцами, и в размере 15000 рублей за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, выразившееся в неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета материальных ценностей и финансовых вложений, что повлекло занижение налоговой базы по налогу на имущество. Кроме того, банку предложено уплатить в срок, указанный в требовании, суммы не уплаченных за 1999 год (не полностью уплаченных) налогов на прибыль, на доходы, полученные по государственным ценным бумагам, на имущество и пени за несвоевременную уплату названных налогов.
    
    К занижению налога на прибыль, по мнению налоговой инспекции, привело, в частности, неправомерное отнесение на себестоимость банковских услуг расходов по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее - МБП).
    
    Судом при рассмотрении спора установлено и материалами дела подтверждается, что банк заключил ряд договоров с организациями на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту счетно-денежной и организационной техники: счетчиков банкнот, монетосчетных машин, детекторов подлинности долларов США, пишущих машин, микрокалькуляторов, ксероксов.
    
    Затраты по этим договорам учтены банком в составе расходов за 1999 год, включаемых в себестоимость оказываемых банком услуг.
    
    Доводы инспекции о неправомерности отнесения на себестоимость банковских услуг расходов по ремонту МБП со ссылкой на пункт 77 Положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями" (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490, не могут быть признаны обоснованными, поскольку названный пункт носит общий, а не конкретный характер. Согласно пункту 77 Положения в состав расходов, не подлежащих отнесению на себестоимость, включаются прочие расходы, не указанные в его разделе II.
    
    В соответствии же с пунктом 53 раздела II Положения к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, относятся эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, инвентаря, служебного автомобильного транспорта (включая расходы по замене шин) как принадлежащих, так и арендованных банком.
    
    Кроме того, в соответствии с подпунктами "а", "и" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, а также затраты, связанные с управлением производством, включая эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п.
    
    Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерности отнесения на себестоимость расходов, связанных с ремонтом банковской техники, которые по своей природе являются эксплуатационными расходами, связанными с содержанием и обслуживанием технических средств, используемых в основной деятельности с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства. Следовательно, по данному эпизоду решение налоговой инспекции обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
    
    По мнению подателя жалобы, занижение налога на прибыль произошло в результате неправомерного использования банком льготы при исчислении прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений. Налогоплательщиком нарушены положения пункта 4.1.1 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция): льгота использована не в том периоде, когда основное средство было поставлено на учет (счет 01 "Основные средства").
    
    Как следует из материалов дела и установлено судом, банк использовал в 1999 году льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 81-11 в отношении затрат банка на приобретение легкового автомобиля, оплаченного 23.12.99, при учете затрат по состоянию на 31.12.99 по дебету счета "Капитальные вложения". В состав основных средств в 1999 году автомобиль включен не был.
    
    В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 81-11 при исчислении налога на прибыль предприятий и организаций в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, облагаемая прибыль уменьшается на суммы, фактически направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения.
    
    Согласно пункту 4.1.1 Инструкции при предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету "Капитальные вложения". По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета "Основные средства" и кредиту счета "Капитальные вложения".
    
    Ни названными законами, ни указанной инструкцией период, в котором может быть применена льгота, не связывается с периодом, в котором затраты отнесены на счет "Капитальные вложения" или "Основные средства". Напротив, в названных нормативных актах говорится о том, что льгота может быть применена лишь в том отчетном периоде, в котором фактически произведены затраты. Указанные затраты должны в принципе относиться на счет "Капитальные вложения" или "Основные средства".
    
    Суд сделал обоснованный вывод о том, что банк правомерно воспользовался льготой в 1999 году, то есть в период, когда расходы фактически произведены.
    
    По мнению налоговой инспекции, банк занизил налоговую базу по налогу на имущество в результате неправильного отражения хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета. Заявитель неправомерно отражал на счете 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" расходы будущих периодов (предоплата рекламы и консультационных услуг). Налоговая инспекция считает, что указанные расходы должны быть отражены на счете 61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям".
    
    В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" правила бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России.
    
    Согласно пункту 6.8 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации N 61, которые утверждены приказом Центрального банка Российской Федерации от 18.06.97 N 02-263 (далее - Правила N 61) и действовали в проверяемый период, по дебету счета 60312 отражаются суммы перечисленных авансов, предварительной оплаты услуг в корреспонденции со счетами клиентов, корреспондентскими счетами, а также счетами учета кассы.
    
    В соответствии с пунктом 6.26 Правил N 61 по дебету счетов расходов будущих периодов отражаются суммы, которые в соответствии с указаниями Банка России не могут быть отнесены на расходы в корреспонденции с соответствующими счетами. Отнесение сумм на счет 61403 осуществляется только в случаях и порядке, предусмотренных нормативными документами Банка России.
    
    Порядок отражения расходов на отдельных лицевых счетах балансового счета 61403 установлен Указанием Центрального банка Российской Федерации от 30.11.98 N 430-У "О порядке отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов будущих периодов по хозяйственным и другим операциям" (далее - Указание).
    
    В соответствии с пунктом 2 Указания по дебету указанных лицевых счетов отражаются суммы, уплаченные за фактически оказанные услуги (информационно-консультационные, рекламные и т.п.), результаты которых могут использоваться банком в его деятельности в течение определенного периода времени.
    
    На счете 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями" банк отражал суммы предоплат по еще не оказанным услугам.
    
    Таким образом, вывод налоговой инспекции о неправильном отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета не соответствует положениям законодательства, действовавшего в проверяемый период.
    
    Следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для привлечения банка к ответственности по пункту 3 статьи 120 НК РФ, а потому решение суда в этой части также не подлежит отмене.
    
    По мнению подателя кассационной жалобы, банк неправомерно уменьшил облагаемую налогом на прибыль базу, исключив из доходов сумму начисленного купонного дохода за период с 19.08.98 по 01.03.99 - 485193,24 руб., за что налоговая инспекция привлекла банк к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
    
    Как видно из материалов дела, банк осуществил новацию - замену принадлежащих ему выпусков государственных краткосрочных облигаций - облигаций федерального займа (далее - ГКО-ОФЗ) со сроком погашения до 31.12.99 и выпущенных в обращение до 17.08.98 на новые обязательства в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.98 N 1787-Р "О новации по государственным ценным бумагам", которым утверждены Основные условия осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроком погашения до 31.12.99 и выпущенным в обращение до заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17.08.98 путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств (далее - Основные условия).
    
    В результате новации банку вместо обязательств по принадлежащим ему ГКО-ОФЗ стоимостью 4760543,41 руб. Министерством финансов Российской Федерации выданы новые обязательства на указанную сумму и в соответствии с Основными условиями распределены на обязательства по вновь выпускаемым ОФЗ с постоянным купонным доходом (далее - ОФЗ ПД) стоимостью 977000 руб., ОФЗ с фиксированным купонным доходом (далее - ОФЗ ФД) стоимостью 3422880 руб. (за вычетом накопленного купонного дохода, далее - НКД, в сумме 485193,24 руб., исчисленного за период с 19.08.98 по 01.03.99) и ГКО на сумму 360663,41 руб.
    
    НКД в сумме 485193,24 руб. отнесен банком на балансовый счет 61405 "Уплаченный авансом накопленный купонный доход по процентным (долговым) обязательствам" в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 05.02.99 N 497-У "О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО-ОФЗ при новации государственных ценных бумаг, проводимой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.98 N 1787-Р".
    
    Налоговая инспекция считает, что при исчислении налога с доходов, полученных по государственным ценным бумагам за 1999 год, НКД в сумме 485193,24 руб. неправомерно исключен банком из расчета налогооблагаемой базы как расходы по уплате купонного дохода, то есть истцом нарушены положения статьи 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
    
    Не оспаривая обоснованность доначисления налога, банк считает неправомерным привлечение его к налоговой ответственности, поскольку он действовал в точном соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 05.02.99 N 497-У.
    
    Суд первой инстанции признал, что данный нормативный акт является для банка разъяснением, что исключает привлечение его к ответственности согласно пункту 2 статьи 109 и подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, а потому у налоговой инспекции не было оснований для привлечения банка к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно признал решение налогового органа в данной части недействительным.
    
    При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт не подлежит отмене.
    
    На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2002 по делу N А56-26255/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.     
    

Председательствующий
А.В.Шевченко

Судьи:
И.Д.Абакумова
В.В.Дмитриев




Текст документа сверен по:
рассылка
    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование