- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2003 года Дело N А19-9951/02-5-Ф02-1025/03-С1
[Суд удовлетворил иск о признании недействительным решения ИМНС об отказе в возврате из бюджета налога на добавленную стоимость, так как основанием для налоговых вычетов могут служить только те документы, которые предусмотрены налоговым законодательством, действующим в период спорного правоотношения]
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Амосова С.М., судей: Елфимовой Г.В., Кулакова В.И., при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества "Алюком-Тайшет" - начальника юридического отдела Дегтярева В.И. (доверенность N 7 от 08.01.2003); от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Иркутской области: Шаповаловой О.В. (удостоверение N 138366), Шафран Т.В. (удостоверение N 138352), Мишиной В.В. (удостоверение N 138362), Богинской Г.И. (удостоверение N 154238), Капитоновой Ж.В. (удостоверение N 153915, доверенность N 08-14 от 10.02.2003), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Иркутской области на решение от 27 ноября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9951/02-5 (суд первой инстанции - Шульга Н.О., суд апелляционной инстанции: Кулаков Г.Ф., Сорока Т.Г., Дягилева И.П.), установил:
Открытое акционерное общество "Алюком-Тайшет" (далее - ОАО "Алюком-Тайшет") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция), препятствующих реализации права ОАО "Алюком-Тайшет" на возврат из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 43 310 649 рублей, и обязании налоговой инспекции вынести решение о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 43 310 649 рублей, заявленного в соответствующих налоговых декларациях за январь и февраль 2002 года.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, открытым акционерным обществом "Алюком-Тайшет" иск уточнен, заявлено требование к ответчику: признать недействительными (незаконными) решения налоговой инспекции от 19.07.2002 NN 01-183, 01-184.
Решением от 27 ноября 2002 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 марта 2003 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила отменить состоявшиеся по делу судебные акты и в иске отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, принятие ОАО "Алюком-Тайшет" к бухгалтерскому учету объектов завершенного капитального строительства без фактического использования их в процессе производства продукции не может являться основанием для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного в связи с выполнением строительно-монтажных работ.
Налоговая инспекция полагает, что арбитражный суд не оценил все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и исходил только из формального наличия акта приема-передачи основных средств (форма ОС-1), являющегося единственным доказательством, подтверждающим требования ОАО "Алюком-Тайшет".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алюком-Тайшет" считает судебные акты правильными, соответствующими налоговому законодательству.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе и материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела усматривается, что с 15.07.2002 по 19.07.2002 налоговой инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных ОАО "Алюком-Тайшет" деклараций по налогу на добавленную стоимость за январь и февраль 2002 года.
По результатам проверки составлены акты от 19.07.2002 NN 01-183, 01-184, вынесены: решение от 19.07.2002 N 01-183 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 19 840 623 рублей, предъявленного к вычету в налоговой декларации за январь 2002 года, и решение от 19.07.2002 N 01-184 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 23 795 664 рублей, предъявленного к вычету в налоговой декларации за февраль 2002 года.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании незаконными этих ненормативных правовых актов налоговой инспекции являются правильными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период возникновения рассматриваемых правоотношений, вычетам подлежали суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Согласно пункту 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Порядок постановки на учет объектов завершенного капитального строительства (основных средств) предусмотрен и законодательством о бухгалтерском учете.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 N 34н, пунктом 40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.98 N 33н, осуществляется на основании актов приемки-передачи основных средств и иных документов, в частности подтверждающих государственную регистрацию объектов в установленных законодательством случаях. Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по статистике "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" от 30.10.97 N 71а.
Истец представил в налоговый орган необходимые для налогового вычета документы: счета-фактуры, платежные документы, документы, подтверждающие прием основных средств к учету, тем самым подтвердил правомерность применения налоговых вычетов.
Постановлением мэра г. Тайшета от 28.12.2001 N 1640 утвержден Акт приемочной комиссии по вводу в эксплуатацию законченного строительством первого пускового комплекса по производству алюминия (т. 1, л.д. 148).
Объекты, законченные капитальным строительством, были поставлены на учет и зачислены после приемки от подрядчиков в состав основных средств, что является в соответствии с пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для осуществления вычета предъявленных налогоплательщику соответствующих сумм налога на добавленную стоимость.
Кроме того, статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, не предусматривает в качестве условия реализации права налогоплательщика на вычет фактическое использование им принятых на учет основных средств в процессе производства товаров, работ и услуг.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют законодательству.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 27 ноября 2002 года, постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9951/02-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление судебных актов отменить.
Председательствующий
С.М. Амосов
Судьи:
Г.В. Елфимова
В.И. Кулаков
Текст документа сверен по:
файл-рассылка