почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
10
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2003 года Дело N А29-4002/2003А


[Отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения]


     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е. без участия представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Княжпогостскому району Республики Коми на решение от 14.08.2003 по делу N А29-4002/2003А Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьей Борлаковой Р.А., по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Княжпогостскому району Республики Коми о взыскании с государственного унитарного предприятия Учреждение М-222/7 ГУИН Минюста России 138 047 рублей налоговых санкций и установил:

     Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Княжпогостскому району Республики Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия Учреждение М-222/7 ГУИН Минюста России (далее - Учреждение) налоговых санкций в размере 138 047 рублей за неудержание и неперечисление в бюджет подоходного налога и неведение налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц.

     Решением суда от 14.08.2003 заявленные требования удовлетворены частично, с Учреждения взыскано 133 047 рублей налоговых санкций, в остальной части заявленных требований отказано.

     В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

     Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Республики Коми и удовлетворить требования в полном объеме.

     Заявитель кассационной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно статью 120 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" формы N 1-НДФЛ является первичным документом налогового учета, на основе которого налоговые агенты представляют в Инспекцию сведения о доходах физических лиц, и обязательным для ведения организацией. Таким образом, налоговые агенты за отсутствие ведения первичного учета по названное форме несут ответственность, предусмотренную в статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации.

     Учреждение не представило отзыв на кассационную жалобу.

     Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

     Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Учреждения по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.03.2000 по 01.12.2002. В ходе проверки установлено, в частности, что в нарушение пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие не оформляло налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц.

     По результатам проверки составлен акт от 24.03.2003 N 04-11/7, на основании которого руководитель Инспекции принял решение от 08.04.2003 N 04-11/7 о привлечении Учреждения, к налоговой ответственности, в том числе, предусмотренной пунктом 1 статьи 120 Налогового Кодекса Российской Федерации, за грубое нарушение правил учета доходов объекта налогообложения - неведение формы N 1 "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" за 2002 год - в виде штрафа в размере 5 000 рублей. Учреждению предложено в срок, указанный в требовании, уплатить названную налоговую санкцию.

     Учреждение добровольно налоговую санкцию не уплатило, поэтому Инспекция обратилась в арбитражный суд за ее взысканием.

     Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленного требования, руководствовался статьями 101, 120 и 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/378 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц". При этом суд исходил из того, что налоговая карточка формы 1-НДФЛ является первичным документом налогового, а не бухгалтерского учета, поэтому за неведение карточки формы 1-НДФЛ Учреждение не может нести ответственность в соответствии со статьей 120 Кодекса. Кроме того, суд отметил, что решение о привлечении Учреждения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 120 Кодекса не соответствует требованиям статьи 101 Кодекса.

     Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.

     В пункте 1 статьи 120 Кодекса предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

     В силу статьи 120 Кодекса под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

     Материалы дела свидетельствуют о том, что Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 120 Кодекса, за неведение налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц.

     Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные документы предназначены для оформления хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

     В постановлении Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве", принятом во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах", утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в указанный перечень первичных документов бухгалтерских учета.

     В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" (в редакции приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.10.2001 N БГ-3-04/458) налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета.

     Из положений статьи 120 Кодекса не следует, что под первичными документами понимаются также первичные документы налогового учета.

     Согласно пункту 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

     Таким образом, отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

     На основании изложенного Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что решение Инспекции о привлечении Учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 120 Кодекса, за неведение налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц является незаконным.

     Аналогичное мнение по данному вопросу изложил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 07.10.2003 N 4243/03.

     С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.

     Арбитражный суд Республики Коми нормы материального права применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятого судебного акта, суд не допустил.

     Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

     Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

     решение от 14.08.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-4002/2003А

     оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Княжпогостскому району Республики Коми - без удовлетворения.

     Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.Чиграков

Судьи
Т.В.Базилева
О.Е.Бердников


    
    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование