- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2001 года Дело N А79-4298/2000-СК1-3858
[Иск о признании недействительным решения ГНИ о привлечении истца к ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость удовлетворен, так как допущенные при исчислении суммы налога ошибки не привели к занижению налоговой базы]
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей: Базилевой Т.В., Масловой О.П., при участии истца - Ивановой З.В. (доверенность от 17.12.2000), ответчика - Ильиной Т.Ю., Актисовой Н.К. (доверенность от 21.02.2001), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия "Дорожно-строительное управление N 2" на решение от 18.12.2000 по делу N А79-4298/2000-СК1-3858 Арбитражного суда Чувашской Республики судьи: Степанова В.М., Смирнова М.К., Кудряшов В.Н.,установил:
Государственное унитарное предприятие "Дорожно - строительное управление N 2" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупными налогоплательщиками г. Чебоксары о признании недействительным решения от 26.10.2000 о привлечении его к ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость.
Решением от 18.12.2000 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Государственное унитарное предприятие "Дорожно-строительное управление N 2" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и необоснованно не принял во внимание пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов-ордеров, учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Поскольку поставщики дорожных ресурсов (недоимщики) включили в реестр задолженность по платежам в дорожный фонд с учетом налога на добавленную стоимость и предъявили его управлению, оно правомерно возместило сумму налога из бюджета.
Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупными налогоплательщиками г. Чебоксары не согласилась с доводами, изложенными в кассационной жалобе, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Правильность применения Арбитражным судом Чувашской Республики норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из представленных в дело документов, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16.10.98 N ЕП-П10-29181 Федеральной дорожной службой России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации , Федеральным дорожным фондом России и Государственной налоговой службой Российской Федерации издан приказ от 24.12.98 N 504 ( в редакции изменений от 24.05.99 N 146) "О временном порядке погашения задолженности предприятий и организаций по налогам в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации", согласно пункту 2 которого задолженность предприятий (организаций) по налоговым платежам в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации подлежит товарному возмещению поставкой товаров (предоставлением услуг, выполнением работ).
Недоимщики по налоговым платежам в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации в порядке товарного возмещения производили поставку государственному унитарному предприятию "Дорожно-строительное управление N 2" дорожных ресурсов (щебня, горюче-смазочные материалов). В результате указанных операций предприятия - недоимщики погашали свою задолженность по налоговым платежам перед Федеральным дорожным фондом России, а Федеральная дорожная служба России (заказчик) - задолженность по оплате выполненных государственным унитарным предприятием "Дорожно-строительное управление N 2" строительных работ. Зачет взаимных задолженностей оформлялся по реестрам утвержденной формы.
Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупными налогоплательщиками г. Чебоксары проведена выездная налоговая проверка по соблюдению государственным унитарным предприятием "Дорожно-строительное управление N 2" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 30.06.2000, результаты которой оформлены актом от 10.10.2000.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пунктов 8 и 9 Временного порядка поставщики дорожных ресурсов (недоимщики) заполнили реестры погашения задолженности по налоговым платежам в Федеральный дорожный фонд России с учетом налога на добавленную стоимость и выделили его отдельной строкой в счетах - фактурах на отгруженную в порядке товарного возмещения государственному унитарному предприятию "Дорожно-строительное управление N 2" продукцию. Дорожное управление, фактически не уплатив входной налог , в августе и декабре 1999 года возместило его из бюджета в сумме 575 050 рублей 78 копеек , что привело к неуплате налога на эту же сумму.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель налоговой инспекции 26.10.2000 вынес решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размерах 115 010 рублей и 57 505 рублей. Ему также предложено перечислить в бюджет 575 050 рублей 78 копеек недоимки по налогу на добавленную стоимость и 233 215 рублей пеней.
Указанный ненормативный акт налогового органа истец обжаловал в арбитражный суд.
Суд первой инстанции усмотрел в действиях заявителя нарушение пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" , в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что принятое Арбитражным судом Чувашской Республики решение подлежит частичной отмене исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога, подлежащая внесению в бюджет , определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что государственное унитарное предприятие " Дорожно - строительное управление N 2" получило от предприятий - недоимщиков щебень и горюче-смазочные материалы без их фактической оплаты, на стоимость этой продукции произведен зачет между Федеральной дорожной службой России (заказчиком) и управлением за выполненный объем строительных работ ( с учетом налога на добавленную стоимость).
Пунктами 2 и 8 приказа Федеральной дорожной службы России от 24.12.98 N 504 ( в редакции изменений от 24.05.99 N 146) "О временном порядке погашения задолженности предприятий и организаций по налогам в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации" определено, что суммой погашенной задолженности недоимщика в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации в форме товарного возмещения признается сумма фактической поставки материально-технических ресурсов на условиях "франко-станция назначения". При этом предприятия - недоимщики по реализуемым в порядке товарного возмещения товарам сами производят начисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость.
Несмотря на то, что в нарушение пунктов 8 и 9 указанного порядка предприятия - недоимщики заполнили реестры на погашение задолженности по налоговым платежам в Федеральный дорожный фонд России с учетом налога на добавленную стоимость, погашенная ими задолженность в форме товарного возмещения была проведена контролирующими органами только на сумму стоимости материально-технических ресурсов без учета налога на добавленную стоимость, то есть в соответствии с Временным порядком.
Поскольку обязанность по уплате в бюджет налога со стоимости товарного возмещения возложена на самих недоимщиков и государственное унитарное предприятие "Дорожно-строительное управление N 2" фактически этот налог не уплатило, в силу пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" у него не имелось оснований для возмещения налога из бюджета независимо от выделения (либо невыделения) его суммы в полученных счетах-фактурах.
При таких обстоятельствах налоговый орган обоснованно привлек предприятие к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации . Решение суда первой инстанции в этой части соответствует нормам материального права.
Вместе с тем выводы суда о правомерности привлечения истца к ответственности по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 57 505 рублей штрафа являются ошибочными.
Согласно упомянутой норме наказуемым признается грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы.
Статьями 3 и 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" установлено, что объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, которые определяются на основе стоимости их реализации. Указанные обороты в декларациях (расчетах по налогу) за август и декабрь 1999 года отражены предприятием правильно, допущенные при исчислении суммы налога ошибки не привели к занижению налоговой базы.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене.
Согласно статье 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе в сумме 500 рублей 00 копеек следует отнести на государственное унитарное предприятие "Дорожно-строительное управление N 2".
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктами 1, 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 18.12.2000 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-4298/2000 в части отказа в признании недействительным решения межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупными налогоплательщиками г. Чебоксары от 26.10.2000 в отношении взыскания 57 505 рублей штрафа отменить.
Решение межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупными налогоплательщиками г. Чебоксары от 26.10.2000 в части начисления 57 505 рублей штрафа признать недействительным.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Расходы по жалобе отнести на заявителя.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Дорожно-строительное управление N 2" в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупными налогоплательщиками г. Чебоксары.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
М.Ю.Евтеева
Судьи
Т.В.Базилева
О.П.Маслова
Текст документа сверен по:
файл-рассылка