- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2001 года Дело N А33-10295/99-С3а-Ф02-3034/00-С1
[В результате нарушений, совершение которых ответчиком не оспаривается, не был уплачен налог на добавленную стоимость, таким образом, налоговая инспекция правомерно привлекла его за неуплату НДС к ответственности на основании п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Борисова Г.Н., судей: Брюхановой Т.А., Елизовой Н.М., при участии в судебном заседании представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району города Красноярска Николаевой И.А. (доверенность от 22.01.2001 N 16-11/юр), Филатовой Н.Н. (доверенность от 22.01.2001 N 16-11/юр) и закрытого акционерного общества "Славнефть-Красноярскнефтегаз" Гринберг Ю.А. (доверенность от 22.01.2001 N 19), Коштунковой О.В. (доверенность от 22.01.2001 N 20), Липатниковой А.И. (доверенность от 22.01.2001 N 21), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району города Красноярска на решение от 18 сентября 2000 года и постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2000 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10295/99-С3а (суд первой инстанции: Порватов В.Ф., Раздобреева И.А., Шуваева Е.В., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Смольникова Е.Р., Ярош Г.В.), установил:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Славнефть-Красноярскнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1.1 и 2.1 решения от 2.11.1999 N 138 Государственной налоговой инспекции по Свердловскому району города Красноярска (в настоящее время - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району города Красноярска, далее - налоговая инспекция) в части взыскания 24 945 609 рублей 50 копеек налога на добавленную стоимость, 11 513 477 рублей 30 копеек пеней за его несвоевременную уплату и 530 002 рублей 80 копеек штрафа за неуплату данного налога.
Налоговая инспекция обратилась с встречным иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" 530 002 рублей 80 копеек штрафа. Встречный иск на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принят арбитражным судом и рассмотрен в одном производстве с первоначальным иском.
Решением от 21 февраля 2000 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19 апреля 2000 года, в первоначальном иске отказано, встречный иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение от 21 февраля 2000 года и постановление от 19 апреля 2000 года отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, первоначальный иск был уточнен в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 2.11.1999 N 138 о взыскании пеней в размере 11 509 106 рублей 60 копеек и штрафа в размере 527 589 рублей 40 копеек.
Решением от 18 сентября 2000 года первоначальный иск удовлетворен, во встречном иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 ноября 2000 года решение от 18 сентября 2000 года оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 18 сентября 2000 года и постановлением от 15 ноября 2000 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой для проверки законности указанных судебных актов.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" в нарушение пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" отнесло к возмещению из бюджета сумму налога на добавленную стоимость, фактически не уплаченную ОАО "НГК "Славнефть" за полученные материальные ресурсы по самостоятельным договорам поставки.
По мнению налоговой инспекции, ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" не могло произвести расчет за указанные материальные ресурсы посредством зачета обязательств ОАО "НГК "Славнефть" по внесению вклада в общее дело по договору о совместной деятельности, заключенному названными хозяйственными обществами, так как в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается зачет только встречных требований. В данном случае встречный характер обязательств отсутствует, субъекты зачета не совпадают.
ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с ее доводами, указывая, что из буквального смысла пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не следует, что право на возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость обусловлено осуществлением затрат по оплате налога покупателем товаров их поставщику. Кроме того, ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" считает, что вправе было произвести расчет за полученные от ОАО "НГК "Славнефть" материальные ресурсы путем проведения зачета встречного обязательства ОАО "НГК "Славнефть" по финансированию совместной деятельности.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная проверка правильности исчисления и уплаты ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" налога на добавленную стоимость и акцизов за период с 29.10.1997 по 1.06.1999.
По результатам налоговой проверки был составлен акт от 12.08.1999 N 138, согласно которому налогоплательщиком в 1998-1999 годах не был уплачен налог на добавленную стоимость в размере 24 984 959 рублей 70 копеек вследствие неправомерного отнесения налога к возмещению из бюджета, необоснованного пользования льготами и не учета оборотов по реализации прочих материальных активов.
На основании акта проверки заместителем руководителя налоговой инспекции было принято постановление от 15.09.1999 о взыскании с ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" сумм налога на добавленную стоимость, пеней за его несвоевременную уплату и штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное постановление было отменено постановлением руководителя налоговой инспекции от 8.10.1999 N 138.
После чего руководителем налоговой инспекции было принято решение от 2.11.1999 N 138 о привлечении ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 530 002 рублей 80 копеек. Также налогоплательщику предложено уплатить 24 984 959 рублей 70 копеек налога на добавленную стоимость и 11 513 477 рублей 30 копеек пеней за его несвоевременную уплату.
Налоговой инспекцией налогоплательщику было направлено требование от 2.11.1999 N 72 об уплате, в том числе указанных сумм налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа в срок до 15.11.1999.
ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" частично оспаривает решение налоговой инспекции от 2.11.1999 N 138, полагая, что правомерно были отнесены к возмещению из бюджета 24 945 609 рублей 50 копеек налога на добавленную стоимость, которые были уплачены ОАО "НГК "Славнефть" за поставленные материальные ресурсы посредством взаимозачета встречных обязательств указанного общества по внесению вклада в совместную деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" имело обязательство по оплате полученных от ОАО "НГК "Славнефть" по договорам от 20.01.1998 N 64537-10/98-16 и от 25.03.1998 N 64537-10/98-76 материально-технических ресурсов и нефтепродуктов. Поэтому налогоплательщик вправе был уменьшить суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие внесению в бюджет, только в случае фактической уплаты налога поставщику этих материальных ресурсов и нефтепродуктов.
Между ОАО "НГК "Славнефть" (основное общество) и ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" (дочернее общество) был заключен договор о совместной деятельности от 01.12.1997 N 64537-10/97-463/1, согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады, объединить усилия и совместно действовать в целях выполнения работ по доразведке и разработке лицензионных участков углеродного сырья. По данному договору ведение общих дел участников простого товарищества возложена на ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз", денежные средства и материальные ресурсы, передаваемые сторонами для ведения совместной деятельностью, являются вкладами участников совместной деятельности. Размер вкладов участников простого товарищества определялся ими дополнительными соглашениями к договору о совместной деятельности.
Соглашениями о взаиморасчетах между ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" и ОАО "НГК "Славнефть" (т.2, л.д.15, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 27, 28, 30, 31, 34) предусматривалось, что основное общество уменьшает задолженность дочернего общества за поставленные материальные ресурсы и нефтепродукты, а дочернее общество увеличивает долю вклада основного общества в совместную деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Вкладом признаются материальные и нематериальные ценности, внесенные товарищем в общее дело; доля товарища в общем имуществе, расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности, определяются пропорционально вкладу товарища (статьи 1042, 1043 и 1046 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из указанных положений закона, учитывая порядок распределения результатов совместной деятельности и расходов, связанных с ее осуществлением, следует, что все участники товарищества имеют обязательство по внесению вклада для достижения целей простого товарищества и не наделены правом требования друг к другу по исполнению данного обязательства. Возложение на ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" ведения общих дел товарищей также не влечет наличия у этого общества прав кредитора к другому участнику простого товарищества по исполнению обязательства по внесению вклада.
При таких обстоятельствах обязательство ОАО "НГК "Славнефть" о внесении вклада в совместную деятельность и обязательство ЗАО "Красноярскнефтегаз" по оплате вышеназванному обществу за поставленные материальные ресурсы не являются встречными. Поэтому сделки, совершенные этими обществами по взаимозачету указанных обязательств, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными как противоречащие положениями статьи 410 названного Кодекса, предусматривающей возможность прекращения обязательства зачетом встречного однородного обязательства.
Следовательно, вывод арбитражного суда об уплате ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" налога на добавленную стоимость поставщику материальных ресурсов посредством зачета обязательства последнего по внесению вклада в совместную деятельность не основан на нормах материального права. В связи с этим у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения первоначального иска и отказа в соответствующей части во встречном иске о взыскании налоговой санкции.
Кроме того, ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, были допущены иные нарушения пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Так, в марте 1999 года налог на добавленную стоимость был уменьшен на сумму 166 рублей 90 копеек налога, исчисленного со стоимости приобретенной лицензии, которая согласно подпункту "и" статьи 5 названного Закона налогом на добавленную стоимость не облагается. В феврале 1999 года налогоплательщиком подлежащий уплате налог был неправомерно уменьшен на сумму 302 рубля 20 копеек налога, оплаченного предприятию "Енисейрыбвод" за заключение по проекту, поскольку указанную сумму налога следовало отнести на увеличение балансовой стоимости проектируемого объекта капитального строительства. В этом же налоговом периоде налогоплательщиком излишне отнесен к возмещению из бюджета налог в сумме 154 рубля, начисленный на стоимость текущего ремонта арендованного автомобиля, поскольку по договору аренды автомобиля от 10.03.1998, заключенному ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" с физическим лицом, текущий ремонт входит в состав арендной платы и не подлежит дополнительной оплате.
В июле 1998 года, а также в январе, марте и апреле 1999 года налогоплательщиком был занижен налог на добавленную стоимость на сумму 6 722 рублей 20 копеек, так как не облагалась налогом стоимость реализованных товаров и услуг, которые не включены в перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В первом квартале 1998 года в нарушение пункта 1 статьи 4 названного Закона не был исчислен налог в сумме 4 721 рубль 60 копеек от стоимости реализованных налогоплательщиком прочих активов.
В результате указанных нарушений, совершение которых ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" не оспаривается, не был уплачен налог на добавленную стоимость в общей сумме 12 066 рублей 90 копеек.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно привлекла ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" за неуплату 24 884 959 рублей 70 копеек налога на добавленную стоимость к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 530 002 рублей 80 копеек.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 18 сентября 2000 года и постановление от 15 ноября 2000 года следует отменить в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права.
Так как фактические обстоятельства дела арбитражным судом установлены достаточно полно суд кассационной инстанции на основании пункта 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новое решение об отказе в первоначальном иске и удовлетворении встречного иска.
В силу статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине следует возложить на ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере: 843 рубля 90 копеек + 11 900 рублей 03 копейки (30 002,8 Х 1% + 11 600), и в таком же размере за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций. С учетом уплаты ЗАО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" государственной пошлины при подаче искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб в общей сумме 13 152 рублей 75 копеек с указанного общества следует взыскать государственную пошлину в размере 12 317 рублей 11 копеек (25 469,86 - 13 152,75).
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 18 сентября 2000 года и постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2000 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10295/99-С3а отменить.
Принять новое решение.
В первоначальном иске о признании недействительным решения от 2.11.1999 N 138 Государственной налоговой инспекции по Свердловскому району города Красноярска в части взыскания с закрытого акционерного общества "Славнефть-Красноярскнефтегаз" по налогу на добавленную стоимость 24 945 609 рублей 50 копеек недоимки, 11 509 106 рублей 60 копеек пеней и 527 589 рублей штрафа отказать.
Встречный иск удовлетворить. Взыскать с закрытого акционерного общества "Славнефть-Красноярскнефтегаз" в доход соответствующих бюджетов 530 002 рубля 80 копеек штрафа.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Славнефть-Красноярскнефтегаз" в доход федерального бюджета 12 317 рублей 11 копеек государственной пошлины.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительные листы во исполнение настоящего постановления.
Председательствующий
Г.Н.Борисов
Судьи
Т.А.Брюханова
Н.М.Елизова
Текст документа сверен по:
файл-рассылка